03 февраля 2013
Пахомов Алексей Федорович Alexei Pakhomov. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 119 файлов)

Изобразительное искусство / Графика / Литография
Разместил: Ивасив Александр

 

 

 

 

Пахомов Алексей Федорович



Alexei Pakhomov



(1900 - 1973)

 

 

 

Блестящий рисовальщик и превосходный мастер литографии. Его яркое художественное дарование проявилось уже в раннем детстве, когда он начал портретировать родных. Большое влияние на него оказали лубочные картинки, развешенные в доме отца в Вологодской губернии. По настоянию любителя искусства В.Ю.Зубова молодого художника отправили учиться в 1915 году в Петроград, в Училище технического рисования барона Штиглица. Там он с упоением рисовал гипсы, пробовал свои силы в технике итальянского карандаша и туши.

 

 

 

 

 

После Февральской революции в Училище пришли преподавать такие замечательные мастера, как М.В.Добужинский, С.В.Чехонин, В.И.Шухаев. Основным занятием стало изображение обнаженной натуры. Огромную роль в становлении творчества молодого Пахомова сыграли советы Чехонина по компоновке листа, сделанной в один взмах, "набело".

 

После реорганизации Училища во ВХУТЕМАС в 1919 году молодой художник учился у В.В.Лебедева, Н.А.Тырсы, А.Е.Карева. Устроители Мастерских творчески переосмысливали опыт французских постимпрессионистов, формируя искусство нового общества. В 1921-23 годах они создали "Объединение новых течений в искусстве", группы "Четыре искусства" и "Круг художников", в который вошел Пахомов. Творческие искания этого периода охватывают многие направления искусства: от кубизма и сезаннизма в живописи до функционализма, когда под лозунгом "искусство в производство" художник отправился на завод. И все же, несмотря на разброд художественных идей и задач, Пахомов не оставил без внимания метод Лебедева, чьи рисунки к детским книжкам и плакаты "Окон РОСТА" казались ему вершиной творчества. Именно у Лебедева Пахомов заимствовал лаконичность образов, четкость силуэтов и выразительность линий. Постепенно художник перешел от живописи к графике.

 

С 1925 года начинается постоянная работа Пахомова в детской книге, к сотрудничеству над которой одновременно с ним приступили писатели В.В.Маяковский, С.Я.Маршак, А.Л.Барто, Е.Л.Шварц, художники В.М.Конашевич, К.И.Рудаков, В.М.Ермолаева. Детская тема в творчестве Пахомова появилась не случайно: делая наброски с натуры, он часто изображал ребят, улавливал в своих рисунках пластически интересные позы и движения.


В середине 1920-х годов художник совершил несколько поездок в пионерские лагеря, в том числе в "Артек".Специфика детской книги, ее понятность для ума и доступность для глаза ребенка предъявила свои требования к художнику. Воспитание нового человека сообразно появившимся понятиям и идеям обусловило новый подход к созданию книги.


Первый опыт общения с детьми проявился в иллюстрациях к произведениям Маршака, Шварца, Р.Киплинга в конце 1920-х годов. Стиль творчества Пахомова в них имеет много общего с авангардом, появившимся в искусстве этого времени. Художник работает силуэтно, пятном, почти заливкой, иконописно обозначая свет на лицах персонажей. Почти всегда он использует нейтральный фон. Излюбленными цветами мастера становятся красный, желтый, коричневый.


Подход к иллюстрированию детских книг этого времени не только у Пахомова, но и у многих других художников был, по существу, новаторским. Картинки в книжках и журналах 1920-х годов отличались от экзальтированных и утонченных образов, созданных мастерами начала ХХ века. Они стали динамичными, яркими и контрастными. В то же время сохранился комплексный подход к иллюстрированию книги, свойственный художникам начала века: одновременно продумывались и оформлялись и обложка, и заставки, и шрифт. Картинки "жили" в тексте, а не сопровождали его.

 

 

 

 


Смелым сюжетным и цветовым решением выделяются произведения Пахомова 1930-х годов. Полуобнаженные женщины, загорелые подростки на пляже противостоят подчеркнуто правильным юношам и девушкам на картинах художников соцреализма.


Литографии явились последним отражением новаторства в творчестве - вскоре Пахомов превращается в смиренного бытописателя советской действительности.

 

С 1930-40-х годов Пахомов иллюстрирует книги Н.А.Островского, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, рассказы о Ленине в детских журналах "Чиж" и "Еж". Стилистика произведений Пахомова становится иной: на смену локально окрашенному пятну и силуэту приходит живая динамичная линия, тонкая штриховка. "Графичная живопись" в работах художника превращается в "живописную графику".


Для новой задачи оформления книги Пахомов избирает прием зарисовки с натуры, редко используя цвет. Он стремится к индивидуализации образа, акцентирует внимание читателя на жестах и мимике героя. С помощью линии художник создает внешне эмоциональные, непосредственные образы, лишенные, однако, психологической глубины. В иллюстрациях к книгам Маяковского, Маршака конца 1930-х - начала 1940-х годов нет места былой остроте восприятия окружающего мира, новизне характеров. Дети в произведениях Пахомова мыслят и чувствуют одинаково, несмотря на портретность черт того или иного героя.


Великая Отечественная война 1941-1945 годов застала художника в Ленинграде, окруженном врагами. Наравне с немногими графиками осажденного города Пахомов продолжает творить и создает литографированный цикл "Ленинград в блокаде". Но если рисунки к листам этой серии являются живыми и образными, то литографии выглядят сухими и излишне пафосными. Более гармоничными стали плакаты 1942-43 годов, выполненные по этим рисункам.

 

 

 

 


В атмосфере послевоенного подъема и активизации сил жителей по восстановлению Ленинграда Пахомов создает цикл литографий "В нашем городе" (1944-46). Бодрое настроение, заряд оптимизма передает художник в зарисовках людей, улиц и домов города. Листы отличают неожиданные точки зрения, смелые ракурсы фигур, придающие им динамичность. Престижная Государственная премия, врученная Пахомову за эти циклы, подтолкнула художника к созданию новых произведений на тему труда советских людей.

 

 

 

 

 

В последний период жизни и творчества, в 1950-1970-е годы, Пахомов сознательно избирает неприхотливые бытовые сюжеты, не замахиваясь на решение сложных больших задач. Его привлекают колхозницы, врачи, учителя, занимающиеся ежедневной работой. Бесстрастное повествование, традиционные художественные приемы ставят поздние работы Пахомова в один ряд с произведениями других советских художников. Лишь меткий взгляд и точная композиция выдают в них настоящего мастера.Детские образы Пахомова остаются по-прежнему трогательными и непосредственными. Иллюстрации к произведениям С.В.Михалкова, В.А.Осеевой, Л.Н.Толстого 1950-70-х годов демонстрируют не только тонкую наблюдательность художника, но и удивительное знание детской психологии. Для нескольких поколений детей книжки, иллюстрированные Пахомовым, стали первым проводником в жизнь. Легко запоминающиеся герои детских книг вовлекли их в мир поэзии и прозы советского времени.

 

 

 

 

 

Представленные на выставке произведения Пахомова, хранящиеся в Российской Национальной библиотеке, отражают основные вехи творчества художника. На экспозиции демонстрируются плакаты и литографии из собрания Отдела эстампов, рисунки из фондов Отдела рукописей, книги и журналы из коллекций Русского книжного и Русского журнального фондов.



Наталья Мельникова


Продолжение на стр. http://rexstar.ru/content/id46910

 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 55 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 119 из этого альбома
"На солнце"
"Обложка книги С.Я. Маршака "Мяч"
"Крестьянин"
"Мальчик с булкой"
"Сидящий мужчина"
"Девушка в полосатой майке"
"Трудная задача"
"В школу"
"Хоровод детей всех наций"
Нет названия
Нет названия
"Иллюстрация к книге Н.А. Островского "Как закалялась сталь"
"В стационар"
"Салют Победы"
"На постах. Ленинград"
"Обложка А.Ф. Пахомова к его книге «Лето»"
"Жница"
"Иллюстрация из книги С.Я. Маршака «Мастер-ломастер»"
Иллюстрация
"Выставка детской книги и иллюстрации"
"За водой"
"Пленные немцы в Ленинграде"
"В очаге поражения"
"Швея"
"Май"
?
"Мужской портрет"
"Портрет женщины"
"На Неву за водой"
"За водой"
"Мальчик с противогазом"
"Спортсмен"
Иллюстрация 1
Иллюстрация 3
Иллюстрация 2
Иллюстрация 4
"В классе духовых инструментов"
"В классе скрипки"
"В хореографической студии"
"Сенокос. Помочь"
"Девочка на солнце"
"Эскиз к картине Сенокос"
"Жница с серпом на голове"
"Солнечная ванна"
"Выборы"
"Очистка города"
"Дети страны Советов"
"Авиамоделистка"
"Рисую Ленина"
"Юноши и девушки города Ленина!..."
"Еж и чиж"
"Сестрички"
"Регулировщица. Послевоенный Ленинград"
"На военно-топографических занятиях"
"В детском саду"
"Партизаны"
"Зимняя игра"
"Девочка чистит зубы"
"Юная планеристка"
Скульптура "Филиппок"
"Defend the Motherland Children! Track Down Our Enemies, Tell the Adults!"
"Иллюстрации к книге Толстого «Как ни в чём не бывало»"
"Квартет"
"Подарок"
"Не приставать!"
"На велосипеде"
"По первому снегу"
"Товарищи! Укрепляйте группы самозащиты в домах!"...
"Еж" в 1929 году дает книги С.Я. Маршака и К.И. Чуковского"
"Крестьянский мальчик"
"Девушка в голубом"
"На покосе"
"Эскизы к росписи «Хоровод детей всех наций»"
"Стрелки из лука"
"Подруги"
"Ночная пахота"
"Силосование"
"Мельник"
"Механик"
"Конюх"
"Пионеры у единоличника"
"Пионеры у моря загорают"
"Студентка Института народов Севера"
"Купальщица"
"Студентка Института народов Севера" 2
"Купание краснофлотцев с борта корабля"
"Сестры"
"Девушка на солнце"
"Авиамоделисты"
"Урок музыки"
"На пляже"
"Иллюстрация к рассказу Л.Н. Толстого "Филиппок"
"Иллюстрация к книге С.Я. Маршака «Мастер-ломастер»"
"Иллюстрация к книге С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»"
"Про свою работу в детской книге" 1
"Про свою работу в детской книге" 2
"Про свою работу в детской книге" 3
"Про свою работу в детской книге" 4
"Про свою работу в детской книге" 5
"Иллюстрация к книге Евгения Шварца «Лагерь»" 01
"Иллюстрация к книге Евгения Шварца «Лагерь»" 02
"Иллюстрация к книге Евгения Шварца «Лагерь»" 03
"Иллюстрация к книге Евгения Шварца «Лагерь»" 04
"Иллюстрация к книге Евгения Шварца «Лагерь»" 05
"Иллюстрация к книге Евгения Шварца «Лагерь»" 06
"Иллюстрация к книге Евгения Шварца «Лагерь»" 07
"Иллюстрация к книге Евгения Шварца «Лагерь»" 08
"Иллюстрация к книге Евгения Шварца «Лагерь»" 09
"Иллюстрация к книге Евгения Шварца «Лагерь»" 10
"Иллюстрация к книге Евгения Шварца «Лагерь»" 11
"Иллюстрация к книге Евгения Шварца «Лагерь»" 12
"Иллюстрация к книге Евгения Шварца «Лагерь»" 13
"Иллюстрация" 1
"Иллюстрация" 2
"Иллюстрация" 3
"Иллюстрация" 4
"Иллюстрация" 5
"Торжественное обещание"
"Весна"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования