21 февраля 2013
Васильковский Сергей Иванович Sergei Vasilkovsky. Автор: Ивасив Алнксандр Иванович
(в альбоме 61 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Пейзаж
Разместил: Ивасив Александр

 

 

 

 

 

Васильковский Сергей Иванович



Sergei Vasilkovsky
 


(1854 - 1917)

 

 

 

Пейзажи классного художника первой степени Сергея Ивановича Васильковского были хорошо известны в 1880—1890-х годах. Достойно пройдя курс обучения в Академии художеств, где он регулярно получал за учебные этюды, рисунки, картины серебряные и золотые медали, С. Васильковский после большой золотой медали (1885) за пейзажные работы "Весна", "Рассвет", "Степь весной в Малоросссии" отбывает на четыре года в пенсионерскую поездку в Европу. К этому времени художественным центром западноевропейской живописи становится Париж. Именно его избирает С. Васильковский центром своего места проживания, откуда совершает поездки по Франции и соседним с ней странам.

 

 

 

 

 

Годы командировки оказались для художника плодотворными. Его пейзажи "Охота на куропаток в Нормандии", "Типичная бретонская усадьба", "Вид в Пиренеях", "После дождя (Испания)", "Окрестности Сан-Себастьяно", "Сбор яблок для сидра", "Зимний вечер в Пиренеях" (все — 1888—1889) получают широкую известность. После возвращения на родину любимым мотивом его холстов становится малороссийская степь (видимо, столь сильными были детские впечатления художника, который родился в Харькове). Именно его оживленные фигурами полотна ("Запорожец на разведке", "Гон начался", "Сторожевая вышка у запорожцев", "Два хутора в Малороссии", "Пикет казачий") достойно входят в коллекции отечественных музеев изобразительного искусства.

 

 

 

Памятная доска художнику Сергею Васильковскому открыта в августе 2004 года по ул. Совнаркомовской, 11 (здание Харьковского художественного музея).Открытие приурочено к 150-летию со дня рождения художника и 350-летию города Харькова.

 

_______________________________

 

«Когда из рам глянет на вас все облитое сиянием широкое поле и оттуда послышится песня жаворонка, как легко, как свободно вдохнется тем воздухом, который волнами и целыми потоками льет на вас художник. И он, живший одной жизнью с природой, плакавший над ее звуками и красками, принуждает и вас трепетать перед раскрытыми им тайнами жизни, вслушаться в роскошную песню соловья и печальное воркование горлицы...»


Г.Хоткевич

 

 


 

 


19 октября 1854 года родился Васильковский Сергей Иванович, один из известнейших украинских пейзажистов конца ХІХ - начала ХХ ст. За чрезвычайную лиричность его пейзажных и исторических произведений этого художника называют поэтом украинской живописи, за светлую колоритность -"солнечным художником".


Поэтичность мироощущения, большая эмоциональность и чрезвычайное колористичное богатство живописи зародились у Сергея Ивановича еще с детских лет - на Слободской Украине, на берегах Северского Донца, в небольшом городке Изюме, где все дышало историей, воспоминаниями о знаменитом казацком прошлом, где во всем еще сохранялось народное искусство и песенный фольклор. От отца, виртуоза-чертежника и писаря, Васильковский заразился рисованием, а мать навсегда заронила в его душу любовь к украинской песне.
В 1861 году его родители переехали в Харьков. Васильковские поселились на Москалёвке. Старожилы и сегодня показывают место на углу улицы Примакова и Краснодонского переулка (а тогда - Катериненской и Единоверческого), где когда-то находилась усадьба Васильковских. Отсюда, с Москалёвки Сергей бегал без малого 3 километра до 1-й городской гимназии. Здесь и начался его путь как художника. Когда одаренному мальчику было семь лет, на него обратил внимание Дмитрий Иванович Безперчий, учитель рисования Харьковской гимназии, бывший крепостной, знакомый Тараса Шевченко и ученик Карла Брюллова в Петербургской Академии искусств.


На выбор жизненного пути Васильковским повлиял и близкий родственник Владимир Александров - двоюродный брат матери, украинский поэт, драматург и переводчик, автор популярных в то время оперетт «За Неман иду», «Не ходи, Грицю, на вечерницы», стихов, которые стали народными песнями.
Д. И. Безперчий посоветовал Сергею Васильковскому учиться, сам что-то показывал и помог попасть в частную художественную школу Марии Дмитриевны Раевской-Ивановой.


Однако, окончив гимназию, по настоянию отца Сергей поступает в Ветеринарный институт. Семья, в общем-то, справедливо считала, что специальность ветеринара - это гарантированный кусок хлеба в будущем. Отец, Иван Фёдорович, мечтал, что вдвоём они наконец-то тогда накопят средств, чтобы хотя бы настелить дощатый пол в своем доме.


Кроме художественных способностей Сергей Васильковский обладал бесспорным талантом имитатора-пародиста, превосходно играл на бандуре и пел. Ему пророчили консерваторию, театральную карьеру, столичную академию художеств. В Ветеринарном институте Сергей проучился всего один год. Мечта стать художником была сильнее. Но денег на поездку в далёкий Петербург всё равно не хватало. Васильковский работает младшим канцеляристом Харьковского казначейства, потом отправляется на заработки в Киев, возвращается. Вместе с Дмитрием Безперчим и ещё одним его знаменитым учеником - Петром Левченко расписывает иконостас церкви в Каменной Яруге.


В 1876 г. Сергей поступает в Петербургскую Академию Художеств, где по1885 г. обучается в пейзажном классе у М.К. Клодта (1832-1902) и В.Д.Орловского (1842-1914).


Именно Владимир Орловский был наставником выходцев из Украины, развивал в них желание обращаться к национальной тематике. Под влиянием благотворного окружения своих земляков Васильковский, которому пророчили большое будущее в Петербурге, за годы обучения несколько раз оставляет город на Неве и осуществляет путешествия по Украине, где запечатлевает мотивы родной природы в присущей ему светоносной живописной манере.


Работая преимущественно на этюдах во время каникул на Харьковщине, Полтавщине, на Запорожье, он потом в мастерских по памяти воссоздавал свои впечатления на полотне. За время путешествий Васильковский создал множество эскизов и этюдов, получил за них пять малых и больших серебряных медалей, благодарностей и премий от Академии. Вершиной его раннего творчества была картина «На Донце», которая дала ему большую золотую медаль Академии, звание художника первой степени и академический пенсион за границей на четыре года. Два года из них Васильковский проводит в странствиях по Европе: Германия, Франция, Италия, Испания, Англия. И даже в Африке, в Алжире сумел побывать.


Во Франции молодой художник без всякой надежды представляет жюри знаменитейшего парижского Салона три своих работы. Вскоре  жюри решило принять все предложенные  работы и дало право и дальше выставлять в Салоне  без решения жюри какое угодно количество «столь замечательных работ!» Аналогичным правом в Салоне пользовался ещё только один художник из Российской империи (и тоже, кстати сказать, украинец - к сожалению, не особенно хорошо известный отечественной публике Иван Похитонов). Это было абсолютное признание.


В 1888 году Васильковский возвращается в Харьков. Здесь его ждала печальная весть: не дождавшись возвращения любимого, умерла Соня Безперчая - дочка первого учителя, самый близкий человек. 10 лет ждала из Академии, выходила, поставила на ноги заболевшего перед отъездом за границу Васильковского, а сама…


Сергей Иванович брал этюдник, днями подряд бродил по Харькову и окрестностям, а нарисовать ничего не мог. Только через 8 лет в его жизни появилась другая женщина - бывшая послушница Куряжского монастыря Татьяна Тимофеевна.


Шло время… Васильковский с головой погружается в общественную деятельность: занимается организацией Художественного училища и музея. Налаживается быт. Его окружают друзья: историки Багалей и Яворницкий, писатель и бандурист-виртуоз Гнат Хоткевич. Еще более сдружились после учёбы в Академии и совместной поездки за рубеж с Самокишем. Их объединяла общая работа - в 1900 году они выпускают уникальнейшие альбомы "Из Украинской Старины" 1900 г. и "Мотивы украинского орнамента" 1912 г.


Летом, как охотник на дичь, художник устраивает засады на восходы и вечера. Мечтает написать, как "Теплеет", "Холодает", "Пахнет чебрецом". Его техника достигает совершенства. Мазок каллиграфичен, филигранен. Свои картины шлифует пемзой, лессирует - делает изображения как будто выплавленными из эмали. Его произведения приобретают музеи Парижа и Рима, Москвы и Санкт-Петербурга.


Главной темой творчества художника стало изображение природы Украины - широкой украинской степи, небольших тихих рек и прудов. Привлекал художника и Святогорсок: «Святогорский монастырь», «Виды Святогорского монастыря», «Святые Горы. Харьковщина», «Возле Святогорска», «Святые Горы. Славянск» - это его полотна.


Вместе с выдающимися представителями харьковской интеллигенции, среди которых были: художник-любитель М. Сабо, жители Петербурга – уроженец Харькова, писатель Г. Данилевский и художественный критик А. Матушинский, выпускник харьковского университета, основательница первой в Харькове художественной школы М. Раевская-Иванова, преподаватель харьковского университета Н. Сумцов, харьковские художники  Д. Безперчий, П. Левченко, архитектор А. Бекетов.


С. Васильковский принимает участие в открытии Харьковского художественно–промышленного музея в последствии называвшегося музеем Слободской Украины. Этот музей стал вторым в российской империи (первый – Радищевский художественно-промышленный музей – был открыт в Саратове) и первым в Украине. Конечно, музейные собрания в России существовали и до того, но они были либо частными, либо принадлежали университетам, академиям и другим организациям, и попасть в их залы, что называется, «с улицы» было практически невозможно. Открытие городского музея дало возможность обыкновенным людям прикоснуться к искусству, узнать об истории своего края. В этом просветительская роль музея была уникальна.


В последние дни своей жизни  С.И.Васильковский завещал Музею Слободской Украины 1340 своих произведений и большую сумму денег.


Художник оставил после себя достойное наследие для украинского искусства - почти 3 тыс. работ. Из 1340 работ, переданных Харьковскому художественному музею, большинство погибло в годы Второй мировой войны. Сейчас в музеях и частных собраниях насчитывается  около пятисот его произведений.


Собрание произведений С.И. Васильковского в Харьковском художественном музее является наибольшей коллекцией полотен художника в Украине.
 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 5 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 61 из этого альбома
"Околица"
"Весенний день на Украине"
"Украинский пейзаж"
"Деревенская улица"
"Запорожец в дозоре"
"Казачий двор"
"Казачий пикет"
"Казачья левада"
"На охоте"
"Окраины Полтавы"
"Полтавщина. Тихий вечер"
"Чумацкий Ромодановский шлях"
"Мельницы"
"Сторожа Запорожских вольностей"
"Казак в степи. Тревожные знакий"
"Украинская церковь"
"Геленджик"
"Подарок"
"Сельская улица"
"Казак в дозоре"
"Заход солнца осенью"
"Зимний вечер"
"Деркачи"
"Вечер"
"Утро в Безансоне"
"Журавлёвка"
"Охота на уток. Полтавщина"
"На охоте. Охотники"
"Летний день"
"Утро"
"Тип запорожца"
"Задунайский запорожец. Дед"
"Войсковой писарь. Слепой музыкант с хлопчиком-поводырем"
"Гармаш часів гетьмана І. Мазепи. Полковник реєстрового лівобережного полку у кунтуші"
"Дупелиное болото"
"Пейзаж"
"Окраины Киева"
"Бахчисарай"
"Ловля снегирей"
"Мельница"
"Дорога"
"Дорога у дома"
"Свидание"
"Мельница"
"Украина. Летний пейзаж"
?
"Москва" 1
"Москва" 2
?
"Гребля Квіткі Основьяненка"
"Храмовой праздник в Восточной Галиции"
"В ожидании парома"
"В Галиции. К вечерне"
"Сковородинские псалмы"
"Весна"
"Хаты въ Криворивны"
?
?
?
?
?
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования