27 февраля 2013
Вигилиус Эриксен. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 25 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Портрет
Разместил: Ивасив Александр

 

 

 

 

 

Вигилиус Эриксен



Vigilius Eriksen



(1722 - 1782)
 
 



Из скандинавских портретистов, работавших в России, самым популярным был датчанин Вигилиус Эриксен (1722—1782).

 Эриксен родился в Копенгагене, где учился у Н.-С. Валя. До 1750 года он работал на родине. Пятнадцать лет, с 1757 по 1772 год, художник жил и творил в Петербурге. Он прибыл ко двору Елизаветы Петровны, чей портрет его работы сохранился в Екатерининском дворце Царского села. С восшествием на престол Екатерины II Эриксен был назначен придворным живописцем и добился скорого преуспеяния. Его репутация при императорском дворе была чрезвычайно высока.

 Якоб Штелин в своих записках засвидетельствовал: «С начала правления Ее величества императрицы Екатерины II Эриксен содержался как первый придворный живописец. Он никогда не состоял на жалованье, а заставлял оплачивать каждую картину особо и с избытком. Его ежегодный заработок только при дворе оценивался в 5 тысяч рублей. С 1766 года он не пишет почти ничего, кроме кавалеров и дам в их парадном облачении. Весной 1769 года — самый похожий и самый прекрасный портрет императрицы пастелью. Самые похожие и самые законченные портреты Ее величества сошли с мольберта Эриксена... Он написал также много портретов частных лиц, все одинаково хорошо, в превосходном колорите и мягкой кистью» (Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России / Сост., перевод с немецкого яз., вступит. ст. К.В. Малиновского. Т.1. — М., 1990. С. 83, 85.).

Мастер парадного репрезентативного портрета, Эриксен — типичный придворный живописец. Постоянная модель художника — Екатерина II, он написал не менее 30 портретов императрицы в разных живописных техниках, композициях, форматах, костюмах и позах. Августейшей заказчице весьма нравились искательные портреты иностранного маэстро, умевшего изящно и тонко польстить. О своем придворном художнике Екатерина II писала хвалебные письма барону М. Гримму.

В одном из ранних портретов императрицы Эриксен запечатлел ее на коне (Портрет Екатерины II верхом. После 1762. ГЭ). Произведение было признано столь удачным, что неоднократно повторялось самим художником как в большом, так и в уменьшенном вариантах.

Большой успех выпал также на долю «Портрета Екатерины II перед зеркалом» (Между 1762 и 1764 гг. ГЭ) и «Портрета Екатерины II в трауре» (1762. ГТГ) . В Петергофском дворце сохранился портрет Екатерины II перед секретером (Между 1762 и 1764 гг. Музей-заповедник «Петергоф»). Известны и камерные изображения императрицы: в профиль (до 1762. ГЭ), а также выдержанный в «русском» стиле «Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике» (1769—1772. ГЭ).

Значительное место занимают в творчестве Эриксена портреты наследника престола Павла Петровича (Портрет великого князя Павла Петровича в учебной комнате. Около 1766. ГЭ). Датский портретист также живописал и великосветских особ, приближенных Екатерины II. Он портретировал царского фаворита Г. Г. Орлова (Около 1765. ГТГ), графа Панина, обер-гофмаршала графа Сиверса, вице-канцлера князя Голицына (1764. ГТГ) и других. Полотна его кисти считались высокопрестижными и охотно покупались за огромные деньги.

С 1766 года художник работал над изображениями участников костюмированных придворных соревнований, так называемой карусели. Он создал два огромных портрета — Григория Орлова в виде «римского воина» и Алексея Орлова в «костюме сарацина» (1766—1772. ГЭ). Среди работ Эриксена есть необычный, полуэтнографический «Портрет столетней царскосельской крестьянки с семьей» (1771. ГРМ).

Творчество художника отмечено переплетением черт барокко, рококо и классицизма. Портреты Эриксена картинны по своим размерам и характеру композиции. Они мастеровиты, изысканны и нарядны. Эриксен искусно работал в редкой для русских мастеров технике пастели. В ней выполнены упомянутое Я. Штелиным изображение Екатерины II и первый погрудный вариант «Столетней царскосельской крестьянки с семьей» (1768, ГТГ).

Высокая живописная техника, присущая художнику, оказала прямое влияние, как считает большинство исследователей, на Ф. С. Рокотова в ранний петербургский период его творчества. Молодой Рокотов почерпнул у датского мастера легкость и лессировочную прозрачность мазка.

В 1772 году Эриксен ухал на родину, увезя большое число своих произведений. Часть из них Екатерина II впоследствии выкупила у него. В Дании Эриксен стал придворным художником королевы Юлианы. Он умер в Копенгагене в 1782 году.

 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 0 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 25 из этого альбома
"Портрет Екатерины II в профиль"
"Портрет Екатерины II"
"Портрет Екатерины II в трауре"
"Портрет Екатерины II верхом"
"Портрет Екатерины II перед зеркалом"
"Портрет великого князя Павла Петровича в учебной комнате"
"Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике"
"Портрет Каспара фон Сальдерна"
"Портрет императрицы Елизаветы Петровны"
"Екатерина II Алексеевна (Великая)"
"Портрет принца Фредерика"
"Портрет императрицы Елизаветы Петровны"
"Голицын Александр Михайлович (князь, 1764)"
"Екатерина II"
"Орлов Григорий Григорьевич (граф)"
"Екатерина II (в гвардейском мундире)"
"Орлов-Чесменский Алексей Григорьевич (граф)"
"Dowager Queen Juliane Marie of Denmark"
"Catharina"
"Lorenz Spengler"
"Gertrud Sabine Spengler"
"Juliane Marie by Eriksen"
"А-Г Орлов Чесменский"
"Орлов-Чесменский Алексей Григорьевич"
"Екатерина II"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования