03 марта 2013
Витберг Александр Лаврентьевич Vitberg Alexander. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 10 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Академизм
Разместил: Ивасив Александр

 

 

 

 

Витберг Александр Лаврентьевич



Vitberg Alexander



(1787 - 1855)

 

 

 

Неординарная жизнь живописца и архитектора Александра (до 1817 — Карла) Лаврентьевича Витберга достойна специальных исследований или романов в любом случае. Одаренный юноша в пятнадцатилетнем возрасте поступил в 1802 году в Академию художеств, где под руководством Г.И. Угрюмова успешно осваивал тонкости изобразительного мастерства: в 1806 получил малую и большую серебряные медали, 1809 — большую золотую медаль за картину "Андромаха, оплакивающая Гектора", также был награжден золотой медалью за программу О Русской правде. После окончания учебного курса был оставлен при Академии в натурном классе помощником Угрюмова.

 

 

 

 

 

 В 1806 году А. Витберг пишет картину "Изведение апостола Петра из темницы", за которую в 1816 году ему присуждают звание академика. К этому времени художником подготовлены живописные композиции "Моление о чаше" и "Явление Христа Марии Магдалине" для Казанского собора, выполнены многочисленные эскизы и рисунки архитектурных строений Петербурга, написан ряд портретов, мифологических и бытовых сцен.

 В 1813 году Витберг переезжает в Москву и всерьез начинает заниматься архитектурой. По его проектам было построено несколько жилых домов и церквей в Москве и других городах. Главным же достижением архитектора А.Л. Витберга была победа его проекта храма Христа Спасителя, что на Воробьевых горах в Москве (не путать с проектом построенного храма архитектора К.А. Тона). Строительство этого грандиозного сооружения в честь победы в Отечественной войне 1812 года началось в 1817 году. Руководил строительством сам Витберг. Однако в 1828 году строительство храма прекращается, А.Л. Витберг обвиняется в финансовых злоупотреблениях. Суд в 1835 году признает его виновным. Витберг отправляется в ссылку в город Вятку, где ведет активную творческую жизнь. Сошлемся на то, что по его проекту в городе был построен Александро-Невский собор. Здесь же он пишет значительное число портретов, среди них — А.И. Герцена.


С 1840 года архитектор-живописец А.Л. Витберг живет в Петербурге, занимаясь в соответствии со своим призванием проектированием соборов, подготовкой эскизов иконостасов для них и писанием портретов близких ему людей.
________________



Александр Лаврентьевич Витберг



Позапрошлым летом мы ездили с кузиной в Кировскую область, чтобы навестить могилу дедушки, а также проехать по памятным местам. одной из моих целей был попутно сбор материала о прекрасном шведском художнике и архитекторе, крестнике императора Александра I Александре Лаврентьевиче Витберге [15(26) января 1787 —12(24) января 1855]. к сожалению, из-за аспирантуры я забросила написание статьей о нем, и вот теперь пытаюсь возобновить свои поиски.

 

 

 

 

 

В первую очередь А. Л. Витберг известен как автор первоначального проекта храма Христа Спасителя в Москве, а также псевдоготического Александро-Невского собора в Вятке (к сожалению, взорванная большевиками в 1937 г). в Вятке мне удалось посетить местный художественный музей, где были выставлены кое-какие его графические работы, купить несколько книг, а также старинные открытки, в частности с видом потрясающей красоты Александра-Невского храма. отдельное спасибо за помощь следует сказать людям, у которых мы жили - а именно членам вятского землячества Волковым.


Итак, отец Александра Витберга, Лоренц (Лаврентий Самойлович) Витберг, "лакировальщик шведской национальности", переехал с женой в Россию в 1779 году. сам Лоренц Витберг родился в 1755 в шведском городе Карлскроне, в семье офицера, учился в Копенгагенской Академии художеств. в 1773 Лоренц переселился в Ревель (Таллин), где зарабатывал преподаванием немецкого языка. здесь он женился на вдове Анне-Елизавете Шпеттер. у Витбергов родилась дочь – Христина-Альбертина. через некоторое время семья обосновалась в столице, где Лаврентий Витберг устроился на работу учителем в школе лейб-гвардии Преображенского полка. в Петербурге 15 января 1787 и родился будущий герой, Карл Магнус Витберг.

Юноша Карл начинает обучение за казенный счёт в Горном корпусе, а в 1802 году при содействии архитектора Воронихина поступает в Академию художеств. здесь он знакомиться с Александром Лабзиным, вице-президентом Академии и учеником и последователем Новикова. как вы уже догадались, под влиянием друга Витберг вступает в масонскую ложу "Умирающий сфинкс", Мастером стула которой являлся Лабзин. последний оказал на Витберга большое влияние, ввел его в литературные круги Петербурга, где тот познакомился с поэтом Державиным, в доме которого часто бывал. также Лабзн познакомил Витберга с самим Новиковым, который его тепло принял. в дальнейшем Витберг несколько раз был в подмосковном имении Новикова.

В 1807 году, перед окончанием Академии, он получает золотую медаль за программу "Три отрока". по окончанию Академии Витберг остаётся работать в ней "пансионером для вояжирования". в 1808 году он награждён золотой медалью за картину "Русская правда»" в 1809 году — золотой медалью за картину "Андромаха, оплакивающая Гектора". всвязи с такими успехами Витберга назначают на должность помощника профессора Г.И. Угрюмова для обучения в натурном классе.


В 1813 году на время отпуска Витберг уезжает в Москву, где занимается исполнением виньеток и картин на события. по его проектам было построено несколько жилых домов и церквей в Москве и других городах. здесь он пишет портреты особенно отличившихся в Отечественную войну, благодаря чему Карл знакомится со многими участниками тех событий. по совету князя Александра Голицына, бывшего в ту пору министром просвещения, Витберг начинает изучать зодчество. в 1814 году был объявлен международный открытый конкурс на проект храма Христа Спасителя в Москве, задуманного Александром I ещё в 1812 году. храм должен был увековечить великую победу русского народа в Отечественной войне, свои проекты на конкурс прислали многие видные архитекторы того времени. из них император выбрал наиболее грандиозный, разработанным молодым Витбергом, никак не проявившим себя до этого в качестве архитектора. император пригласил Карла к себе, и после презентации проекта храма сказал: "Я чрезвычайно доволен вашим проектом. Вы отгадали мое желание, удовлетворили моей мысли об этом храме. Я желал, чтобы он был не одна куча камней, как обыкновенные здания, но был одушевлен какой-либо религиозной идеей, но я не ожидал получить какое- либо удовлетворение, не ждал, что бы кто - то был одушевлен ею и потому скрывал свое желание. И вот я рассматривал до 20 проектов в числе которых есть весьма хорошие, но все вещи самые обыкновенные, Вы же заставили камни говорить".


"Читая, как бы в душе императора, я возгорел желанием осуществить следующие главные мысли: 1. что бы он (храм) колоссальностью соответствовал величию России, 2. что бы он имел в характере нечто самобытное, 3. чтобы части храма составляли не произвольные только формы, не мертвую массу камней, но выражали духовную идею", - пишет Витберг в своих "Записках".

В 1818 году отец Витберга получает дворянство Российской империи, а Карл проходит крещение в православие. крёстным отцом Витберга становится сам Александр I, в честь своего покровителя Карл Магнус нарекается православным именем Александр. "Император России, ангелом-хранителем лелея непонятый гений, во многом определил счаст­ливый взлет, но и полное крушение судьбы Александра Лаврентьевича Витберга. Словно пророчествуя ее, дворянский герб Витбергов несёт изображение скалистого утеса, "белой горы", на которую стремился вознестись мистический храм-грёза гения архитектуры. Белая гора ещё и символ твердости и веры - качеств, помогавших Александру Витбергу противостоять роковым превратностям судьбы, сохраняя духовные силы для неустанного созидания своего храма на протяжении всей жизни" Людмила Безверхова.

Витберг, близкий к мистицизму ещё со времён участия в масонской ложе, создал необычный проект огромного (втрое больше нынешнего) храма с пантеоном и колоннадой из 600 колонн. храм должно было украшать трофейное оружие, захваченное в Отечественной войне, памятники монархам и видным полководцам. на строительство было выделено 16 миллионов казённых рублей, так же имелись значительные пожертвования от частных лиц.

Чертежи и рисунки проекта, историю, почему храм был построен по проекту другого архитектора, а также обширные материалы по этой теме я выложу отдельно. сейчас же скажу только, что при строительстве произошла пропажа очень крупной суммы, и Александр Лаврентьевич за "злоупотребление доверием императора" был сослан Николем I в Вятку. надо заметить, что суд длился так долго, что у Витберга умерла любимая жена, Е. В. Артемьева, а затем скончался и отец. В 1834 году Витберг женился повторно, на бедной девушке Евдокии Викторовне Пузыревской. на руках у зодчего при этом было двое малолетних детей; его материальное положение оказалось крайне шатким, а здоровье расстроенным.


Слухи о том, что в Вятку сослан великий архитектор, пошли за несколько дней до прибытия Витберга. в один из ноябрьских дней только что приехавший Витберг уже совершал прогулку по городу с вятским губернатором Кириллом Тюфяевым. вот как описывает в своём дневнике происходящее будущий ученик Витберга, известным портретист Дмитрий Чарушин: "Слышу лавочников разговор: "от реки по Спасской улице губернатор с архитектором Витбергом идёт". Я немедленно выскочил из лавки на галерею и вижу такого великого знаменитого человека, идущего посреди дороги. Приближаясь, поровнялись с лавками и шли, продолжая путь. Лавочники и народ раскланивались губернатору и великому архитектору. Кланялись и губернатор, и Витберг. Губернатор в чёрном пальто с тростью, а г. Витберг в пальто серого цвета, и фуражка серая же, и трость в левой руке. С выражением роста, осанкою и движением манеров, величием натуральным, природным, скромностью освещённым мне показался Александр Лаврентьевич...".


В Вятке Витбергу было запрещено работать на государственной службе. всё его имущество конфисковали по решению суда, и вплоть до второй половины марта 1836 года, когда из Петербурга приехала его семья, Витберг жил в доме З. Х. Леушиной на Московской улице в компании с другим ссыльным, Александром Герценом, с которым успел познакомиться по прибытию в Вятку. после воссоединения с семьёй, Витберг вместе с Герценом и семейством Прасковьи Петровны Медведевой занимают пустовавший бесхозный особняк Жмакина — Тиминцова — Евсюкова на Спасской улице. многострадальное историческое здание, где в XIX веке коротал ссылку архитектор Александр Витберг, разобрали до основания. cтроители сказали, что всё сохранившиеся детали вывезли на склад, вместо сгнивших бревен поставят газосиликатные блоки и восстановят особняк в прежнем виде. когда я была в Вятке летом 2007 г. кроме цокольного этажа и догнивающих деревянных колонн ничего не видно, тем более следов какой-то реставрации. возможно, местный инвестор, который собирался вложить в реставрацию 12 млн. рублей, а взамен получить часть здания в долгосрочную аренду, поменял свои планы, так и не дождавшись поддержки из областного и федерального бюджетов.

Смена обстановки плодотворно повлияла на Витберга, и он снова начинает заниматься творческой деятельностью. в этот период Витберг создаёт один из лучших портретов молодого Герцена. вскоре губернатор предлагает Витбергу сделать проект портала и ограды парадной стороны Александровского сада, и Витберг прнимает предложение. одновременно с ним проект был поручен и молодому губернскому архитектору А. Е. Тимофееву, оба проекта Тюфяев направляет на рассмотрение Министерства внутренних дел. через 4 месяца приходит уведомление, что проекты рассмотрены главным управлением путей сообщения и публичных зданий, комиссия проектов и смет отдала предпочтение работе Витберга, но министр выразил сомнение, что в Вятке найдутся столь искусные мастера "дабы привести в действие означенные проекты". министр порекомендовал выполнить типовую ограду по одному из "образцовых" проектов, но Тюфяев не принял рекомендаций петербургского начальства: "Построение будет производиться под руководством и наблюдением Витберга, и в искусных мастерах недостатка я не встречу". однако, проект был одобрен с поправкой, что ограда будет строиться без каменных столбов. знаменитая ротонда Витберга, как и ограда существует и поныне, в Александровском парке.


Сад этот очень красив, потому что расположен на холмистой местности вдоль реки Вятки. а начало этому романтичному, манящему своей загадочностью и увядающей красотой островку любви положил приезд в 1825 году императора Александра I. 4 августа 1825 г. вятский губернатор Рыхлевский обратился в Министерство внутренних дел с просьбой о разрешении устроить в городе публичный сад. осенью 1825 г. начались посадки березы, липы, лиственницы и других деревьев и кустов. когда посадки подросли, землемер М.Ивакин составил план сада "в английском вкусе". 30 августа 1835 г. состоялось открытие сада для публики. в декабре 1835 года с высочайшего соизволения сад получил название "Александровский" - в честь наследника престола, отменившего в 1861 г. крепостное право, он подарил Вятскому музею множество ценных экспонатов в знак благодарности за радушный прием. В 1839 г. установлена решетка сада, выполненная по чертежам А.Л.Витберга на Холуницких заводах, а в 1840 г. закончены работы по сооружению входного портика по проекту А.Л.Витберга.

Помимо Чарушина, о Витберге написал в своей книге "Былое и думы" Александр Герцен. Витбергу посвящена целая глава: "Середь этих уродливых и сальных, мелких и отвратительных лиц и сцен, дел и заголовков, в этой канцелярской раме и приказной обстановке вспоминаются мне печальные, благородные черты художника, задавленного правительством с холодной и бесчувственной жестокостью. Свинцовая рука царя не только задушила гениальное произведение в колыбели, не только уничтожила самое творчество художника, запутав его в судебные проделки и следственные полицейские уловки, но она попыталась с последним куском хлеба вырвать у "его честное имя, выдать его за взяточника, казнокрада. Разорив, опозорив А. Л. Витберга, Николай его сослал в Вятку. Там мы встретились с ним. Два года с половиной я прожил с великим художником и видел, как под бременем гонений и несчастий разлагался этот сильный человек, павший жертвою приказно-казарменного самовластия, тупо меряющего все на свете рекрутской меркой и канцелярской линейкой. Нельзя оказать, чтоб он легко сдался, он отчаянно боролся целых десять лет, он приехал в ссылку еще в надежде одолеть врагов, оправдаться, он приехал, словом, еще готовый на борьбу, с планами и предположениями. Но тут он разглядел, что все кончено. Может быть, он сладил бы и с этим открытием, но возле стояла жена, дети, а впереди представлялись годы ссылки, нужды, лишений, и Витберг седел,седел, старел, старел не по дням, а по часам. Когда я его оставил в Вятке через два года, он был десятью годами старше... близость с Витбергом была мне большим облегчением в Вятке. Серьезная ясность и некоторая торжественность в манерах придавали ему что-то духовное. Он был очень чистых нравов и вообще скорее склонялся к аскетизму, чем к наслаждениям; но его строгость ничего не отнимала от роскоши и богатства его артистической натуры. Он умел своему мистицизму придавать такую пластичность и такой изящный колорит, что возражение замирало на губах, жаль было анализировать, разлагать мерцающие образы и туманные картины его фантазии. Мистицизм Витберга лежал долею в его скандинавской крови; это та самая холодно обдуманная мечтательность, которую мы видим в Шведенборге, похожая в свою очередь на огненное отражение солнечных лучей, падающих на ледяные горы и снега Норвегии".

Только в 1840 году, по ходатайству Жуковского, Витбергу было позволено вернутся в Петербург. общей сложностью он пробыл в ссылке 5 лет, создав проект Александро-Невского собора (его строили с 1839 по 1864 год), ограды и портала Александровского сада, нескольких выполненных в ссылке живописных работ и неосуществленного проекта музея и публичной библиотеки. что касается собора, то судя по старинным фотографиям, это было необыкновенной красоты здание.адпись на закладной доске гласила, что это есть "Храм во имя Святаго Благовернаго Великаго Князя Александра Невскаго, сооружаемый в Вятке в память высочайшего посещения в бозе почивающим ГОСУДАРЕМ ИМПЕРАТОРОМ АЛЕКСАНДРОМ ПЕРВЫМ". помимо нового стиля Витберг воспользовался ещё одной находкой: в строительстве храма был а применена опока (обработанный мягкий белый известняк). единственным в своем роде месторождением белого известняка на территории Кировской области было Кукарики у села Жернове Горы. Витберг облицовывает опокой цоколь галереи собора, применяет его в колоннах и украшении. после закладки храма Витберг признается Герцену в письме: "Я ничего не описываю ... о чувствах моих, о слезах радости при воспоминании о том, что Богу угодно было устроить все так дивно для того, чтобы мне же быть исполнителем вятского памятника благодетелю моему и отцу крестному - Александру".а уже из Петербурга, в "Объяснениях к проекту" возводимого без него храма, Витберг напоминает, чтобы обязательно были живописное изображение св. князя Александра Невского и под сим золотая подпись: "В память о проезде в 1800 году через город Вятку незабвенного государя Александра Благословенного, сей храм во имя св. благоверного Великого князя Александра Невского с Высочайшего соизволения сооружен доброхотными частными приношениями жителей города Вятки, неокончательно довершен в 1849 году".


Кстати, на фотографии начала 20 века видно, что перед собором позже была поставлен монумент Александру III (фотографию я выложу позже, когда найду способ отсканировать).


"Такой церкви еще нет - вкус византийский, а формы новые" - так отзывался о проекте Александровского собора в Вятке министр императорского двора. говорят, что Николай I, увидев проект Александро-Невского храма, был поражен красотой и изяществом форм собора, спросив при этом: "это тот самый Витберг?". и своим высочайшим указом реабилитировал Витберга, прервал его вятскую ссылку и разрешил архитектору поселиться в любом городе России.

В Петербурге А.Л. Витберг жил в бедности, с большим семейством сначала в квартире сестры на Песках, потом в снятой здесь же квартире – около церкви Рождества по Таврическому саду, в доме Энгельсона. в 1844 году он выхлопатал пенсию 400 рублей, положенную ему по званию академика. в 1852 году умерла жена Витберга и художника разбил паралич. "В 1846, в начале зимы, я был в последний раз в Петербурге и видел Витберга. Он совершенно гибнул, даже его прежний гаев против его врагов, который я так любил, стал потухать; надежд у него не было больше, он ничего не делал, чтоб выйти из своего положения, ровное отчаяние докончило его, существование сломилось на всех составах. Он ждал смерти...


- Если б не семья, не дети, - говорил он мне, прощаясь, - я вырвался бы из России и пошел бы по миру; с моим владимирским крестом на шее спокойно протягивал бы я прохожим руку, которую жал император Александр, - рассказывая им мой проект и судьбу художника в России!" - вспоминал Герцен.

Мистик, странник Александр Витберг умер в 12 января 1855 и похоронен на Волковском кладбище. к великом моему сожалению надгробие его утрачено. Витберг оставил после себя только любопытные записки, которые были продиктованы им в Вятке Герцену и позже опубликованы в 1872 году в "Русской старине".
 


Т.Чешуина

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 5 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 10 из этого альбома
"Оплакивание Гектора"
"Моление о чаше"
"Изведение Апостола Петра из темницы"
"Проект храма Христа Спасителя в Москве"
"Портрет молодого Герцена"
"Портрет Евдокии Викторовны Витберг"
"Автопортрет"
"А.Л. Витберг. Академик, строитель храмка Спасителя в Москве"
"Ротонда Витберга в Александровском саду. Вятка"
"Александровский собор. Вятка"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования