03 марта 2013
Волков Александр Николаевич Alexander Volkov. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 92 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Символизм
Разместил: Ивасив Александр

 

 

 

 

Волков Александр Николаевич
 


Alexander Volkov
 


(1886 - 1957)
 

 

 

Поначалу А. Н. Волков относился к своим занятиям живописью как к увлечению. Учась на естественном факультете Петербургского университета, он одновременно посещал класс мастера бытового жанра В. Е. Маковского в АХ (1908-10). Решающее влияние на судьбу будущего художника оказал Н. К. Рерих, в частной мастерской которого он занимался в 1910 г. Затем в Киевском художественном училище (1912- 16) у крупнейшего мастера-монументалиста Ф. Г. Кричевского Волков постигал законы монументальной живописи.

 

 

 

 

 

 Он увидел неограниченные возможности образного обобщения в величественных мозаиках древней Софии Киевской. Его заворожила символика росписей М. А. Врубеля в Кирилловском монастыре. Под их влиянием художник создал свои первые самостоятельные работы.

 Однако, вернувшись в 1916 г. на родину, в Среднюю Азию (Ташкент), Волков, опираясь на близкие с детства реальные впечатления, нашел только ему присущий живописный язык. Шумный, пронзительно яркий мир Востока, опаленный жгучим солнцем, оживает в его серии "Горный кишлак" (1926-27). Своим лаконизмом, чистым цветом, монотонным ритмом произведения Волкова напоминают восточные ковры. Серьезно изучая национальные особенности узбекской музыки и прикладного искусства, художник стремился перенести их традиционные мотивы на свои полотна. В изображениях панорамы старого города он использовал законы условной перспективы восточной миниатюры.

В конце 1920-х гг. Волков отошел от внешнего декоративизма и обратился к более сложному изображению натуры. Художественные импровизации живописца были посвящены жизни и быту Узбекистана. Он писал все, что видел, - людей, памятники старины, природу, но произведения эти перерастали значение жанровых сценок, превращаясь в сказочно прекрасные живописные поэмы о Средней Азии. Художник достиг редкой интенсивности звучания цвета, соединяя в своих натюрмортах темперную краску и масляную.

Требования, предъявлявшиеся к советскому искусству в 1930-е гг. (среди них в первую очередь - большая конкретность изображения), Волков принял с трудом. Он поставил перед собой задачу: "...не утрачивая насыщенности тона и большой красочности, свойственной моим прежним исканиям, дать простые и понятные картины, связанные с современностью". Его картинам этого периода присуще монументально-эпическое начало. Он пишет новостройки, хлопковые поля, портреты тружеников ("Штурм бездорожья", 1932; "Колхозник", 1933; "Утро в Шахимардине", 1934, и др.).

 Волков стал вдохновителем рождения декоративно-монументальной живописи в Средней Азии. Вместе с бригадой художников он расписывал здания, оформлял праздники. Своим творчеством и педагогической работой Волков оказал значительное влияние на становление современного национального узбекского искусства. Он преподавал в Ташкентском художественном училище (1916-19), Туркестанских, художественных мастерских (1919-21), в Ташкентском художественном техникуме (1922-46). Назым Хикмет в 1959 г. писал о художнике: "Говорят, он не знал узбекского языка, но зато он очень хорошо умел рисовать по-узбекски!.." Феномен русско-азиатского художника А. Н. Волкова заключается именно в том, что его творчество и его лучшие произведения важны для истории искусства России и для истории формирования так называемой национальной туркестано-узбекской школы живописи.
____________________

    

1886
19 (31) августа родился в Фергане. Отец — Волков Николай Иванович, генерал военно-медицинской службы, старший врач 14 линейного туркестанского батальона. Мать — Феодосия Филипповна (урожденная Давыдова).

1888
Семья переехала в Керки (на границе с Афганистаном).

1888—1899
Закончил начальную школу.

1897—1900
Учился в реальном училище Ташкента.

1900—1905
Годы учения во втором Оренбургском Кадетском корпусе.

1906—1908
Учился в Петербургском Университете на естественном отделении физико-математического факультета.

1907—1908
Посещал частную школу художника-акварелиста Д. И. Бортникера.

1908—1910
Занимался в Высшем художественном училище при Академии художеств в мастерской профессора В. Е. Маковского.
   

1910—1912
Переходит в мастерскую М. Д. Бернштейна, открытую им после приезда из Парижа. В числе преподавателей—Н. К. Рерих, И. Я. Билибин, Л. В. Шервуд.

1912—1916
Переехал в Киев. Учился в Киевском художественном училище у Ф. Г. Кричевского и В. К. Менка.

1914
Впервые представляет свои работы на выставке учеников Киевского художественного училища.

1915
Женитьба на Марии Ильиничне Таратуниной (1898—1925)

1916
После окончания Киевского художественного училища переехал в Ташкент, где и жил до конца своих дней.

1915—1916
Исполнил серию пейзажей маслом, акварелью; цикл Вода и камни, Женщины на фоне мазаров



                          

 

                   
 

    

1916—1917
Преподавал графику в различных народных школах Ташкента.

1917—1918
Преподавал рисунок в Ташкентском учительском институте и на Высших педагогических курсах.

1917—1919
Исполнил серию акварелей Эскизы к легендам, серию горных пейзажей (масло) и др. Работал учителем рисования Ташкентского железнодорожного училища.

1919
Был назначен первым директором (заведующим) Художественного музея в Ташкенте, расположенного в бывшем дворце Великого князя Н. К. Романова.

1919
Выполнял работу по организации и художественному оформлению революционного праздника в Ташкенте.

1918—1920
Исполнил цикл работ Восточный примитив.

1919—1922
Работал мастером-руководителем при Краевых центральных мастерских Туркестанской народной художественной школы.

1919
Впервые была опубликована большая статья о творчестве А. Н. Волкова в газете «Красный звон» №5,6. Автор — Джура (псевдоним Ю. И. Пославского).

1920
Первая персональная выставка в Ташкенте в здании Туркестанского университета.

1920—1921
Работал инструктором школьного отдела Наркомпроса по организации художественного образования детей в школах первой и второй ступеней мусульманского Ташкента.

1921
Вторая персональная выставка.
Создал картину Надгробный плач (масло).
Создает «витражные композиции» в технике акварели, темперы.

1921
Встреча с Сергеем Есениным
   

1921—1922
Преподавал на педагогическом факультете Туркестанского Университета. Руководил художественной студией инструкторов отдела искусств Наркомпроса. Стал художником-преподавателем Высшего краевого Мусульманского техникума.

1922—1923
Написал чистовик рукописи стихотворного цикла Караван и чайхана.

1922
Работал художником-декоратором в студии рабочего театра Пролеткульта. (Железнодорожный рабочий клуб им. М. П. Кафанова). Выполнил эскизы костюмов и декораций к пьесе С.Поливанова Жрец Тарквиний.

1922—1923
Написал три больших композиции маслом Караван I, Караван II, Караван III, ставшие выражением его пластических поисков начала 1920-х годов.

1923
Третья персональная выставка в Ташкенте в Туркестанском университете.

1920—1923
14 работ с первых трех персональных выставок были приобретены Среднеазиатским художественным музеем (Ташкент).

1923
Персональная выставка в Москве в клубе Университета трудящихся Востока. Экспонировалось 120 работ.

1923
Встреча в Москве с Владимиром Маяковским.

1923
Преподавал эскиз в художественной студии при Народном доме им. М. П. Кафанова в Ташкенте.

1924
В 1-м номере журнала «Искусство и промышленность» за январь-февраль вышла статья «Туркестанский художник А. Волков»

1924
Создание Гранатовой чайханы.

1924—1927
Пишет второй цикл стихов: Дни кочевья.
 

 

           

 

   

 

 

1925
Смерть жены, М. И. Волковой (Таратуниной).

1924—1926
Работает художественная студия Волкова при Музее Искусств.

1925—1926
Исполнены циклы работ Горные кишлаки Ферганы, Чайханы старого города. «Возврат к человеку; путь к реализму».

1926
Женитьба на Елене Семеновне Волковой, урожденной Мельниковой (1901–1959).

1926
Работает над малоформатным циклом сцен из народной жизни. Применяет собственную технику темперы на растительных клеях и покрывает работы сандарачным лаком.

1927
Вступление в АХРР, выставка художников АХРР. 9 картин Волкова были приобретены Среднеазиатским художественным музеем (Ташкент).
   

1927
Завершил работу над полотнами Чайхана с кальяном, Натюрморт с красной материей, Свадьба.

1928
Родился сын Валерий, впоследствии теоретик искусства, живописец, педагог.

1929
Совместно с М. Курзиным стал организатором общества «Мастера нового Востока». Обратился к темам из колхозной жизни.

1929—1941
Работал преподавателем Ташкентского художественного техникума (ИЗО училища).

1930
Вошел в Ташкентское объединение художников АРИЗО.

 


       

 

              


 


1931—1932
Организация художественного объединения «Бригада Волкова». В нее входили: У. Тансыкбаев, Н. Карахан, А. Подковыров, П. Щеголев, Б. Хамдами. Идеологом «бригады» стал журналист И. Л. Устименко (псевдоним Ирась).

1933—1934
Организация национального класса в Ташкентском художественном училище.

1931—1934
Поездки в Шахимардан, на Кадырьястрой, Чирчикстрой. Творческие результаты: панно, триптихи на темы труда и нового быта, полотна Окучка, Красный караван, Утро в Шахимардане, Девушки с хлопком, Колхозник, Столовая, Полдень в Шахимардане.

1934
Поездка в Москву в связи с выставкой художников Узбекистана в Государственном музее искусств народов Востока (ГМИНВ). Выставке посвящен 10-й номер журнала «Творчество». Одна работа Волкова приобретается государственной Третьяковской Галереей, три — ГМИНВ.
   

1934
Первое представление художника за рубежом: картина Утро в Шахимардане показана на Выставке советского искусства в Филадельфии.

1935—1936
Волков работает в жанре психологического портрета: Портрет жены, Е. С. Волковой, Автопортрет и др.

1934—1936
Начались кампании по борьбе с формализмом. Творчество Волкова объявлено формалистическим.

1937
Родился сын Александр, впоследствии живописец, скульптор, преподаватель.

1937
Вышла книга Н. М. Колина Изобразительное искусство Узбекской республики. Автор отметил творчество Волкова как наиболее значительное явление в жизни Узбекистана.
 

 

       

 

   

 

    

1941
Начало войны. Волков встречал на вокзале эшелоны с эвакуированными, оказывал помощь семьям художников. Присвоение звания Заслуженного деятеля искусств.

1942—1944
Участвовал в выставках, в 1944 году открыл свою персональную выставку. К этому времени относятся такие работы, как Цветы, Переход через ручей, Ремесленники старой Бухары, многое другое.

1944—1946
В эти годы Волков избирается председателем живописной секции, членом президиума и правления СХ. Преподает в Ташкентском художественном училище. Награждается медалью «За трудовую доблесть».

1946
Ему присваивается звание народного художника Узбекистана. Пишет автопортрет Мне шестьдесят лет. Практически сразу после присвоения звания вышли ждановские постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград», началась кампания по обвинению Волкова в формализме, приведшая к полной изоляции художника.

1949
Начинается борьба с космополитизмом. Волков уходит со всех постов в Союзе художников, а его картины постепенно исчезают из экспозиции Ташкенского музея искусств.
   

1946—1956
Десять лет работы. Создаются портреты Михаила Врубеля, Владимира Маяковского, Портрет старика Шашлова, серия пейзажей-воспоминаний.

1956
Правление СХ изолирует художника, ограждая приезжающих от встреч с Волковым, ссылаясь на его болезнь, либо заявляя, что он ничего не пишет. Тем не менее, в каждый приезд в Ташкент художника навещают его коллеги С. Чуйков, В. Яковлев, скульптор О. Мануйлова.

1956—1957
После десяти лет забвения в залах СХ Узбекистана проходит «Выставка произведений Народного художника Узбекистана А. Волкова. 70 лет со дня рождения, 50 лет творческой деятельности». После выставки несколько работ были приобретены Ташкентским музеем, но, несмотря на это, правление СХ старалось избегать любых упоминаний его имени.

17 декабря 1957
Александр Николаевич Волков скончался. Памятник на могиле Боткинского кладбища в Ташкенте был поставлен на средства семьи. Автором бюста из бетона стал младший сын художника, молодой скульптор Александр Волков.
 

 

       

 

       

 

 

958
Во время конференции писателей стран Азии и Африки, проходившей в Ташкенте, по приглашению сыновей художника Валерия и Александра, его мастерскую посетили турецкий поэт Н. Хикмет, итальянский писатель В. Муччи, чилийский писатель Ф. Колоане, деятели культуры из 12 стран мира. Назым Хикмет обещал: «Мы вернем это имя в историю искусств».

1958
Начинается борьба сыновей художника за выставку в Москве, в столицу приезжает младший сын Александр.

1959
Выходит статья Назыма Хикмета о Волкове в журнале «Современный Восток» №2

1960
При помощи З. Комиссаренко и М. Горчилиной (Раубе) с работами Волкова знакомится известный коллекционер и меценат Г. Костаки.

1963
Персональная выставка в Тарту (Эстония).

1966
После Ташкентского землетрясения сыновья перевозят творческое наследие Волкова в Москву. Свою квартиру для хранения любезно предоставляет семья Марии Бубновой — жены Александра Волкова.

1967
Персональная выставка в ГМИНВ, происходит «второе открытие» имени художника широкой публике. С этого момента работы начинают поступать в собрания крупнейших музеев страны.

1967
Второй показ работ за рубежом — «Русское искусство от скифов до наших дней» Париж, Гран-Пале.

1968
«Гранатовая чайхана» приобретается Третьяковской Галереей.

 

   

 

   

 

 

1971
Выставка «Старейшие советские художники о Средней Азии и Кавказе»

1975
Выход монографии Мастер «Гранатовой чайханы» М.Земской

1977
Выставка «Восток и Русское искусство» в ГМИНВ.

1979
Выставка «Париж-Москва» Центр Помпиду, выставляется «Гранатовая чайхана».
   

1981
Выставка «Москва-Париж» в ГМИИ им. А. С. Пушкина

1982
Выход монографии Александр Волков автор — доктор искусствоведения Р. Х. Такташ.

1984
В Ташкенте проходит выставка А. Н. Волкова, В. А. Волкова, А. А. Волкова (живопись, графика, скульптура) — первое совместное преставление отца и сыновей.

1986
Выставка к 100-летию художника в Ташкенте.

1987
Выставка «Волков и его ученики» в ГМИНВ.

1991
Выставка «Художники Волковы. Три поколения» Совместно показано творчество трех поколений семьи — старшего А. Н. Волкова, сыновей В.А и А. А. Волковых и внука Андрея. Галерея «Ковчег», Москва.

1998
Под редакцией Д. Беллинджери, К. Манфреди, Д. Скарциа венецианским университетом Ка Фоскари издается полное собрание стихов Волкова на русском и итальянском языках.

1994—1996
Серия выставок «Династия Волковых» в Галерее Грегори, Вашингтон — Нью-Йорк, США

2003
«Cubisme-Кубизм-Kubismus» «Художественный прорыв в Европе. 1906–1926». Выставка в ГТГ

2006
К 120-летию со дня рождения в Ташкенте установлен памятный знак — портрет, выполненный ташкентским скульптором, учеником А. Н. Волкова Дамиром Рузыбаевым.

 


Работы Александра Николаевича Волкова находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея искусств народов Востока, Музея «Новый Иерусалим», областных музеях России, Государственном музее искусств Узбекистана (Ташкент), Музее им. И. В. Савицкого (Нукус), областных музеях Узбекистана, Государственном Музее искусств им. М. П. Кастеева (Алма-Ата), Музее искусств в Салониках (Греция), крупных частных собраниях в России и за рубежом.
 

 

 

 


 

« вернуться

Рейтинг 21 (Рейтинг - сумма голосов)
Ваша оценка
Еще файлов 92 из этого альбома
"Караван" 4
"Осень"
"Окучка хлопка"
"Гранатовая чайхана"
"Мозаика. Цветы"
"Солнце"
"На молитву"
"Раздумье"
"Мужские фигры на фоне кишлака"
"Пейзаж. Горная мозаика"
"Лик Христа"
"Горы и предгорья"
"Поля в предгорьях"
"Серия «Вода и камни», горная река Кок-Су"
"Серия «Вода и камни». Горная река"
"Мазары под луной"
"Обнаженная (Золотая)"
"Автопортрет"
"Женщина на фоне мазаров (золотая)"
"Караван"
"Женщины"
"Шейхантоур"
"Караван (Шествие караванов на фоне мазаров)"
"В чайхане (В пути)"
"Дорога"
"Декоративная композиция"
"Цикл «Восточный примитив» Беседа под сенью шатра"
"Караван полосатый"
"Слушают музыку"
"Звон верблюжьих колоколов"
"Беседа под солнцем"
"Восточная фантазия"
"Ритм"
"На арбе"
"Три музыканта"
"Композиция с двумя женскими фигурами"
"Арба"
"Караван" 1
"Караван" 2
"Танец"
"Черная женщина"
"Свидание"
"Чайхана золотая (Пламенеющая)"
"Караван (Пустыня перед бураном)"
"Оплакивание (Надгробный плач)"
"Караван II"
"Свадьба"
"Чайхана (С портретом Ленина)"
"Караван" 3
"Дети - Брат и сестра"
"Старик и мальчик с ослом"
"Певцы узбеки"
"Дехкане на отдыхе"
"Фергана. Кишлак"
"Красный натюрморт"
"На арбе"
"Продавщицы хлопка"
"Чайхана с кальяном"
"Продавцы фруктов"
"Слушают бедану"
"Верблюды в пустыне"
"Детский примитив №5. Мужской профиль"
"Детский примитив №7. Женщина в парандже"
"Детский примитив. Театральная сцена"
"Полдень в шахимардане"
"Цыгане на рыбной ловле"
"Вечернее солнце"
"Автопортрет"
"Чайхана"
"Строители Ферганского канала"
"Девушки с хлопком"
"Сбор хлопка"
"Столовая"
"Портрет жены художника Е.С. Волковой-Мельниковой"
"На стройке"
"Дорога в горы"
"Цикл «Огородные тупики». Пейзаж с детьми"
"Переход через ручей"
"Закат 2l"
"Вечерний пейзаж (Окраина города)"
"Голубые грядки"
"Дерево"
"Сбор винограда"
"Вечер (сбор помидоров)"
"Портрет Врубеля"
"Автопортрет (Мне 60 лет)"
"Цветы. Натюрморт"
"У арыка (Вечер)"
"Горный ручей"
"Чайхана"
"Лунная ночь I"
"Портрет старика (Шашлова)"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования