12 апреля 2013
Зарянко Сергей Константинович Sergei Zaryanko. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 46 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Портрет
Разместил: Донченко Александр

 

Зарянко Сергей Константинович 

 

Sergei Zaryanko

 

(1818-1870)

 

 

 

С. К. Зарянко вошел в историю русского искусства как автор мастерски исполненных портретов своих современников. В лучших из них, написанных в 1840-х - 50-х гг., глубина прочтения образов сочетается с откровенно натуралистической живописью. "Это не живопись, а натура, оживленные и одушевленные изображения... В глазах живая влага, выпуклость - эти глаза смотрят. Рука совершенно отделилась от холста... верность натуре доведена до той степени, что вы невольно забываете полотно, видите перед собою живого человека", - пишет современник в обзоре выставки 1850 г. о портрете скульптора Ф. П. Толстого.

 

 

 

 

 

Присущее Зарянке особое пристрастие к натуре является результатом хорошо усвоенных уроков его учителей В. М. Аврорина и А. Г. Венецианова.

 

Занимаясь в середине 1830-х гг. в Петербургской Академии Художеств у пейзажиста М. Н. Воробьева и числясь ее посторонним учеником, Зарянко в то же время продолжал пользоваться советами Венецианова. Метод воспитания художников, характерный для школы Венецианова, сказался и в том, что Зарянко не сразу обратился к портретной живописи. Ей предшествовали изображения интерьеров.

 

Первой работой художника, вызвавшей интерес к его творчеству, стал "Зал Училища правоведения с группами учителей и воспитанников" (1840-41). В 1843 г. на очередной академической выставке появился "Внутренний вид Петропавловской церкви". Тогда же художник написал значительный по размерам "Вид внутренности Морского Никольского собора", отличающийся особо тщательной передачей предметов убранства и утвари.

 

После завершения картины Зарянко "был почти слеп от годового слишком многосложного труда", который все же не пропал даром и принес ему звание академика. 

 

Интерьеры художник будет писать и в 1850-е гг., хотя основное место в его творчестве займет портретная живопись.

 

 

 

 

 

В 1843 г. Зарянко ненадолго переезжает в Москву, где служит учителем рисования в Александровском сиротском институте и в Московском дворцовом архитектурном училище. 

 

Осенью 1846 г. художника переводят в Петербург. Здесь он преподает рисование в военном учебном заведении (с 1851 г. - Константиновский кадетский корпус).

 

В Петербурге художник прожил десять лет и написал свои лучшие портреты: знаменитого оперного певца О. А. Петрова (1849), А. С. Танеева (1853), петербургского "городского головы" И. П. Лесникова, Н. В. Сокуровой (оба 1854), С. М. Голицына (1857), семьи Турчаниновых, Латкиных (в интерьере, 1850-е). В 1853 г. художнику было присвоено звание профессора. Однако, являясь замечательным мастером, признанным главой нового конкретно-натурного направления в портретной живописи, Зарянко так и не смог добиться права преподавать в АХ.

 

В январе 1856 г. он вынужден был согласиться принять должность инспектора и старшего профессора в МУЖВ. Среди его учеников - В. Г. Перов, В. Е. Маковский и др.

 

 Последний, московский период жизни художника, охватывающий вторую половину 1850-х и 1860-е гг., в основном отмечен педагогической деятельностью. Свое дарование портретиста он почти исчерпал, используя в работах одни и те же приемы, заглаживая до лоска живописную поверхность холста. Все это вызывало справедливую критику, не мешавшую, однако, Зарянке напряженно работать. Умер он скоропостижно.

 

 

 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 193 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 46 из этого альбома
"Портрет княгини Трубецкой"
"Портрет художника и скульптора Федора Петровича Толстого, вице-президента Академии художеств"
"Зал Училища правоведения с группами учителей и воспитанников"
"Портрет оперного артиста Осипа Афанасьевича Петрова"
"Внутренний вид морского Никольского собора в Петербурге"
"Портрет М.И. Аврориной"
"Портрет семьи Турчаниновых"
"Портрет княгини М.В. Воронцовой"
"Портрет Александра Сергеевича Танеева"
"Портрет Е.Х. Абамелек-Лазаревой"
"Портрет А.Д. Пономарева"
"Портрет цесаревича Александра Александровича"
"Портрет А.Г. Венецианова"
"Девочка в голубом платье"
"Женская головка"
"Женский портрет"
"Женский портрет"
"Портрет Анисьи Петровны Лесниковой"
"Портрет Вани (Ивана Христофоровича) Лазарева" 1852 г.
"Портрет Варвары Александровны Иордан, урожденной Пущиной"
"Портрет великого князя Владимира Александровича"
"Портрет генерал-адъютанта Федора Петровича Литке"
"Портрет генерал-адъютанта графа Арсения Андреевича Закревского"
"Портрет великого князя Николая Александровича"
"Портрет генерал-лейтенанта Якова Ивановича Ростовцева"
"Портрет генерала Петра Карловича Ломновского"
"Портрет гравера профессора Федора Ивановича Иордана"
"Портрет графини Ольги Эсперовны Шуваловой, урожденной княжны Белосельской-Белозерской"
"Портрет камер-юнкера майора Ивана Екимовича (Иоакимовича) Лазарева"
"Портрет камергера, действительного статского советника Христофора Екимовича (Иоакимовича) Лазарева"
"Портрет князя Семена Давыдовича Абамелека"
"Портрет министра путей сообщения Павла Петровича Мельникова"
"Портрет поэта М.Ю. Лермонтова"
"Портрет А.К. Ломновской"
"Портрет Вани (Ивана Христофоровича Лазарева)" 1851 г.
"Портрет Марии Васильевны Столыпиной, урожденной княжны Трубецкой, во втором браке светлейшей княгини Воронцовой"
"Портрет великого князя наследника цесаревича Николая Александровича"
"Христос Спаситель"
"Вид Белого зала Зимего дворца"
"Интерьеры Зимнего дворца. Фельдмаршальский зал"
"Портрет семьи Латкиных"
"Интерьеры Зимнего дворца. Зал Петра Великого (Малый тронный)"
"Портрет Екатерины Эммануиловны Лазаревой"
"Портрет второй жены Ф.П. Толстого А.И. Толстой (урожденной Ивановой)"
"Портрет Великого князя наследника цесаревича Николая Александровича"
"Портрет великого князя Николая Александровича"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования