26 апреля 2013
Кардовский Дмитрий Николаевич Dmitry Kardovskiy. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 47 файлов)

Изобразительное искусство / Графика / Иллюстрация
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

 

Кардовский Дмитрий Николаевич 

 

Dmitry Kardovskiy

 

(1866 - 1943)

 

 

 

Талантливый художник и педагог, Д. Н. Кардовский наиболее известен как иллюстратор произведений русской классической литературы и автор композиций на исторические темы.

 

 

 

Портрет работы И. Репина (1896—1897)

 

 

 

Ученик П. П. Чистякова и И. Е. Репина в Петербургской Академии Художеств ( 1892-96), он изначально усвоил принципы реалистического художественного метода, видел свою задачу не в том, чтобы слепо копировать природу, а в постижении ее законов и следовании им.

 

Для развития живописного дарования Кардовского большое значение имели занятия (1896-1900) в популярной в то время мюнхенской школе А. Ашбе, постепенно эволюционировавшего от классического академизма к пленэрной живописи. Еще одним источником, заметно повлиявшим на творчество Кардовского, стала деятельность объединения "Мир искусства" с его рациональным интеллектуализмом, хорошо выражавшим основную, принципиальную линию петербургской культуры в противовес эмоционально-стихийной московской.

 

Наиболее известные работы Кардовского в области книжной иллюстрации - рисунки к "Каштанке" А. П. Чехова (1903), "Невскому проспекту" Н. В. Гоголя (1904), большой цикл иллюстраций, в том числе цветных, к "Горю от ума" А. С. Грибоедова (1907). Причем, если, иллюстрируя "Каштанку" и "Горе от ума", Кардовский проявляет талант бытописателя, мастера по созданию острых и метких типажей, то, обращаясь к "Невскому проспекту", он трансформирует свой стиль в сторону большего изящества и графической условности. Все это позволяет говорить о влиянии на художника книжной графики "Мира искусства", создавшего эстетику новой книги, решенной в совокупности всех составляющих ее элементов как единый организм, как специфическое художественное произведение.

 

Иллюстрации к "Невскому проспекту" выполнены Кардовским для "Кружка любителей русских изящных изданий" и отвечают скорее вкусам заказчиков, чем самого художника с его тягой к предметной конкретности и определенности типажей. Такова природа таланта художника, позволившая ему органично проявить себя в области театрально-декорационного искусства.

 

Произошло это в 1920 г., когда Кардовский начал оформлять пьесы Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, И. С. Тургенева для московского Малого театра. Показательно, что его театральные эскизы по тщательности разработки аксессуаров, костюмов и обстановки приближаются к самостоятельным, вполне завершенным мизансценам. В равной степени это относится и к изображениям персонажей. Для каждого Кардовский нашел свой характерный портретный типаж, выразительные позу и жест. Поэтому не удивительно, что театральные эскизы, созданные для постановки "Ревизора" в 1922 г., затем были изданы в виде книжных иллюстраций. Кроме наиболее удачных рисунков к произведениям Чехова и Гоголя, Кардовский также обращался к повестям Л. Н. Толстого "Детство", "Отрочество", "Юность", роману "Война и мир", басням И. А. Крылова, рассказам И. С. Тургенева. Иллюстрировал он и "Петра I" А Н. Толстого, "Соть" Л. М. Леонова, знаменитого "Робинзона Крузо" Д. Дефо и другие произведения классической литературы.

 

Умение почувствовать и воспроизвести наиболее характерные особенности исторической эпохи, вкус к передаче самой атмосферы времени позволили Кардовскому обратиться к исторической тематике. Здесь, как и в книжной графике, нельзя не заметить влияния художников "Мира искусства", сказавшегося прежде всего в интересе к личности Петра I. Так, в начале 1900-х гг. Кардовский выполняет несколько сюжетов в серии школьных "Картин по русской истории" для московского издательства И. Н. Кнебеля: "Привал в походе времен Петра I" (1903), "Заседание Сената при Петре I" (1908), "Солдаты Петра I" (1908). Тему петровской эпохи в русской истории Кардовский не оставлял и позднее. В 1918 г. он написал картину "Петр I под Переславлем", а в 1927-м - "Петр I на Переславском озере".

 

Художник создал также целый цикл работ, посвященных А. С. Пушкину и декабристам. Их стилистическая особенность заключается в своеобразном равновесии живописного и графического начал: Кардовский лепит форму цветом внутри графического контура. Не меньшее значение, чем художественное творчество Кардовского, имела для русской культуры его педагогическая деятельность. Склонность к ней проявилась у художника еще в период обучения в АХ.

 

Вскоре после возвращения из Мюнхена он становится ассистентом в мастерской И. Е. Репина, а с 1907 по 1918 г. самостоятельно руководит мастерской. В 1920-30 гг. Кардовский -профессор Вхутемаса - Вхутеина; в 1933- 34 гг. преподает в ленинградском ИЖСА. Его педагогические принципы сводились к тому, что "задачи школы" всегда отделялись от "задач искусства". И если в школе будущий художник должен был крепко усвоить "то, что идет от закона природы", то в дальнейшем, формируя свой творческий метод, он должен опираться на другой закон, "который на основе природы" открывает сам, так как "понять этот закон в школе невозможно", - считал Кардовский. Тем самым он не посягал на выбор учеником собственного пути в искусстве, внимательно относился к поискам индивидуальности уже в ученических работах. Вот почему с таким уважением вспоминали о Кардовском его бывшие ученики - Д. А Шмаринов, Б. А Дехтерев, В. П. Ефанов, Н. Э. Радлов, С. В. Ряпгина, П. М. Шухмин и многие другие художники, оставившие заметный след в истории отечественного искусства.

_________________________

 

 

 

Дмитрий Николаевич Кардовский родился 6 сентября 1866 года в поместье Осурово недалеко от Переславля - Залесского. Его жизненный и творческий путь тесно связан с родным краем, а также с Москвой и Петербургом, где он учился. Наследие Д.Н. Кардовского велико и разнообразно. Круг его творческих интересов был чрезвычайно широк. Он вошел в историю русского и советского искусства как мастер рисунка, иллюстратор книги, театральный художник, педагог. В какой бы из этих областей он ни работал, везде добивался успехов и признания.

 

 

 

 

 

Но прежде всего Кардовский - мастер рисунка. Ученик И.Е. Репина и П.П. Чистякова, он прошел хорошую школу академического рисунка, пополнил свои знания в мастерской профессора Ашбэ в Мюнхене, что позволило ему обобщить лучший опыт преподавания русской и европейской школ рисунка. Именно в графике Кардовский добился самых больших успехов. В первую очередь в книжной иллюстрации. Способность проникнуть во внутреннюю атмосферу литературных произведений, постичь характеры действующих лиц и образно передать это в рисунках, сделали его иллюстрации превосходными и во многих случаях непревзойденными ("Каштанка" А.П. Чехова, "Невский проспект" Н.В. Гоголя, "Горе от ума" А.С. Грибоедова). Иллюстрации Кардовского украсили книги Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, И.А. Крылова. Л. Леонова, Д. Дефо и других писателей.

 

Кардовский - педагог воспитал блестящую плеяду художников - графиков. У него учились Д.А. Шмаринов, В.П. Ефанов, Б.А. Дехтерев, Н.Э. Радлов, К.И. Рудаков, П.И. Шиллинговский, А.Е. Яковлев, В.И. Шухаев и многие другие. Насколько высоко ценил эту сторону своей деятельности сам Кардовский говорит тот факт, что на выставке 1929 года, посвященной 20-летию его творчества, из 300 работ, представленных на выставке, только 10 принадлежало самому художнику, все остальные - его ученикам. После смерти Кардовского многие из его учеников дарили свои работы Переславскому музею для создания экспозиции "Заслуженный деятель искусств РСФСР Д.Н. Кардовский и его ученики", дабы таким образом увековечить память своего учителя и его "школы".

 

Известен Кардовский и как театральный художник. Много лет он работал в Малом театре, создавая эскизы костюмов и декораций к пьесам А.Н. Островского и И.С. Тургенева.

 

 

 

 

 

Большое место в творчестве художника занимает историческая тема, которой он отдал много знаний и таланта. Вероятно, интерес этот возник в результате приглашения издательством И. Кнебеля лучших художников России, в том числе и Кардовского, к работе над серией наглядных пособий для школ "Картины по русской истории". Так, появилась серия картин, посвященных эпохе Петра I, в 1925 году - декабристский цикл, к нему примкнули работы о народовольцах, о событиях 1905, 1917-1920-х годов. ("ПетрI и новики", 1909, "Оборона Севастополя" 1910, "Флот Петра I на Переславском озере" 1927, "Помещик на конном дворе" 1931, "Бал в Москве в конце 1820-х годов" и другие). Любовь к истории, знание деталей обстановки, костюма, способность проникнуть в сущность исторических событий помогли художнику в образном воплощении прошлого Родины.

 

Значительная часть жизни и творчества Кардовского связана с Переславлем - Залесским. В 1919-1920- годах семья художника жила в родном городе. Здесь им написано множество пейзажей, портретов жителей, среди которых особое место принадлежит уроженцам Рыбной слободы, чьи портреты он писал для неосуществленной картины "Переславские рыбаки". "Что за красота здесь! Особенно, я считаю, мучительно увлекательно должен чувствовать себя здесь художник родом из центральной России... Какие здесь люди, какие пейзажи, какие краски, особенно теперешней порою слов нет описать!"- писал он в письме.

 

В эти годы Дмитрий Николаевич и его жена, Ольга Людвиговна, тоже художник, принимали самое активное участие в культурной жизни города. Дмитрий Николаевич работал в музее, помогал формировать коллекции, делал их научное описание, был членом Переславль - Залесского научно - просветительного общества (ПЕЗАНПРОБ), на заседании которого выступил с докладом "Рембранд, его жизнь и творчество", опубликованном в одном из сборников ПЕЗАНРОБа. Ольга Людвиговна руководила изостудией. Дмитроий Николаевич выполнил эскизы к постановке пьесы Г. Гауптмана "Потонувший колокол", с успехом представленной самодеятельными артистами на переславской сцене.

 

Семья Кардовских часто приезжала в Переславль-Залесский. Дмитрий Николаевич любил этот город, "свой край, свой народ. С нескрываемой теплотой и душевной симпатией относился Дмитрий Николаевич к простым людям: ко всякого рода умельцам, мастеровым, мужикам, Он никогда не называл их только по имени, а всегда и по отчеству: "Иван Никонорович, Федор Спиридонович". Об этом свойстве души и характера Кардовского свидетельствует надпись, сделанная им на обороте "Портрета А.И. Хализова"(1924), хранящегося в Переславском музее: "Алексей Иванович Хализов, он же Мартыновский, крестьянин Подгорной слободы…, отличный хозяин и мастер своего дела, прекрасный плотник".

 

В Переславле Кардовским было написано множество пейзажей и портретов жителей города. "Излюбленным местом для этюдов была у него Рыбацкая слобода… Дмитрий Николаевич любил эту исконную, дедовскую Русь. Его можно было встретить c мольбертом или этюдником перед каким-нибудь рыжебородым или черногривым обитателем Рыбацкой слободы или где-нибудь в ее закоулках… Он ценил характерные народные лица, натруженные руки. Видно было, что он думает и чувствует вместе со своим народом, что они понимают друг друга". Люди тянулись к дому Кардовских, "потому что его обитатели никогда не опускали рук, они умели даже в самые трудные времена освещать вокруг себя жизнь огнем исканий, искусства и красоты".

 

С Переславлем связаны последние годы жизни Дмитрия Николаевича. Здесь он скончался 9 февраля 1943 года и был похоронен на территории музея, в создании которого принимал активное участие.

 

Произведения Д.Н. Кардовского экспонировались на многих выставках в нашей стране и за рубежом (Флоренция - 1922, Нью-Йорк - 1924 и 1929, Лос-Анджелес и Париж - 1925, Лондон и Филадельфия - 1934, Берлин - 1955 и 1964 и др.). Персональные выставки состоялись в Москве в 1938 и 1953 годах, в Ленинграде в 1953 и 1967 годах.

 

Сегодня имя Кардовского носит картинная галерея музея, Дом творчества художников, открытый в 1956 году в доме Кардовских, переданном Союзу художников дочерью Дмитрия Николаевича, Екатериной Дмитриевной. Именем Кардовского названа улица города, Общество, объединяющее художников и скульпторов. Таким образом благодарные потомки увековечили память одного из самых замечательных уроженцев древней переславской земли.

 

Н.А. Селиверстова

 

 

 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 5 (Рейтинг - сумма голосов)
Ваша оценка
Еще файлов 47 из этого альбома
"Заседание Сената при Петре I"
"Иллюстрация к роману А.Н. Толстого "Петр I"
"Иллюстрация к поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины"
"Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя "Невский проспект"
"Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова "Каштанка" 1
"А вас, сударь, прошу я толком…"
"Мостик"
"Оборона Севастополя"
"Петровская флотилия на Переславском озере 25 августа 1692 года"
"Портрет писательницы и деятельницы народного образования Софьи Семеновны Миримановой и ее воспитанника студента-юриста Ефима Митрофановича Овсянников
"Уличное кафе"
"Бал в петербуржском дворянском собрании"
"Пётр Первый и новики 1907 г. Флаги пестрые судов"
"Уход французов из Москвы"
"Береза"
"Эскиз к работе "У переправы"
"Заводь"
"Дорога"
"На санях"
"На масленнице"
"Деревня"
"Лес"
"Пейзаж с облаками"
"На широких просторах"
"Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Каштанка»" 2
"«Горе от ума». Гости на балу у Фамусова"
"Двор. Алупка"
"Березы и домик"
"Голова Каштанки"
"Девочка в лиловом платье"
"Эскиз женского костюма к неизвестной пьессе"
"Иллюстрация к роману Л. Леонова "Соть"
"Рыбаки"
"Портрет переславского рыбака Котятьева Николая"
"Крестьянин Федоровской слободы Андрей Шарапов"
"Церковь под Переславлем"
"Женский портрет"
"На Сенатской площади"
"Лодка на реке Трубеж"
"Выстрел Каракозова"
"Голова крестьянина"
"Портрет А.И. Хализова"
"Рисунок из альбома"
"Герой повести Пришвина "Поп Филика"
"«Горе от ума». Чацкий"
"«Горе от ума», у Фамусова"
"«Горе от ума», Лиза и Фамусов"
Комментарии

Напишите комментарии к этому альбому, владельцу будет приятно:

Донченко Александр, 01.05.2013 в 16:54

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования