28 апреля 2013
Клюн Иван Васильевич Klyun Ivan. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 35 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Абстракционизм
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

 

Клюн Иван Васильевич 

 

Klyun Ivan

 

(1870 - 1943)

 

 

 

Соратник и последователь К. С. Малевича, автор теоретического очерка о супрематизме "Искусство цвета".

 

 

 

 

 

И. В. Клюн начинал свой путь художника с пейзажей и натюрмортов, выполненных в импрессионистической манере, а заканчивал - натюрмортами и пейзажами, скрупулезно выверенными, дотошно реалистическими.

 

Учился Клюн в Рисовальной школе при ОПХ в Варшаве (1880-90-е).

 

В начале 1890-х гг. он переехал в Москву, где посещал студии Ф. И. Рерберга, В. Ф. Фишера, мастерскую И. И. Машкова.

 

В 1907 г. Клюн знакомится с К. С. Малевичем, приобщается к его творческим и теоретическим поискам новых путей в искусстве. В 1910 г. сближается с членами объединения "Союз молодежи".

 

Среди его живописных произведений этого периода "Портрет художника Малевича" (1912), "Пробегающий пейзаж" (1913), "Озонатор", "Граммофон" (оба 1914), "Летящая скульптура", "Супрематизм" (оба 1915), "Музыкант" (1916) и др.

 

 

 

Клюн Иван

Портрет кисти Малевича

 

 

 

 С 1913 г. Клюн работал над созданием нового типа произведений - сборными конструкциями из дерева, металла, стекла и других материалов (так называемые скульптокартины, пикторельефы). Художник активно участвовал в культурной жизни "футуристической" Москвы: в 1910 г. был одним из учредителей "Московского салона", а в 1915 г. принял участие в составлении супрематического памфлета, распространенного на выставке "0,10", иллюстрировал буклет А. Е. Крученых "Тайные пороки академистов", в котором опубликовал свой очерк "Примитивы 20-го века"; с 1916 г. входил в группу К. С. Малевича "Супремус".

 

После Октябрьской революции Клюн много занимался организационной деятельностью.

 

 В 1917-21 гг. заведовал Всероссийским центральным выставочным бюро Отдела ИЗО Наркомпроса, преподавал живопись в ГСХМ - Вхутемасе, был членом совета Инхука (1920-22). В 1918 г. совместно с А. В. Лентуловым выполнил агитационное оформление Театрального сквера в Москве.

 

 В 1923 г. оформил книгу А. Е. Крученых "Фактура слова. Декларация". Не оставлял и занятий в области абстрактного искусства. Произведения этого времени - "Алый перецвет" (1919), "Супрематизм" (1921), "Работа по цветосветовому принципу" (1925), "Портрет А. Е. Крученых" (1926), "Электрификация" (дерево, металл, стекло, 1926), "Построение по принципу движения" (1933).

 

С конца 1930-х гг. Клюн неожиданно начал писать натюрморты и пейзажи реалистического характера, щедро раздаривая их знакомым. Немногие сохранившиеся произведения талантливого художника-беспредметника, разрозненные по многим престижным собраниям России, Европы и Америки, помогают восстановить не только творческий путь незаурядного мастера, но и воссоздать контекст бытования беспредметного, супрематического, абстрактного искусства России начала и первой трети XX в.

_________________________

 

 

 

Клюн (настоящая фамилия Клюнков) Иван Васильевич.

 

20 августа (1 сентября) 1873 (деревня Большие Горки Владимирской губернии) — 13 декабря 1943 (Москва) 

 

Живописец, график, скульптор, искусствовед. 

 

   Родился в семье плотника. В 1881 семья переселилась на Украину. В 1890-е вместе с отцом работал на сахарном заводе в местечке Рамонь, затем жил в семье дяди в Ломже (Королевство Польское в составе России). Служил бухгалтером и параллельно обучался живописи в рисовальной школе при Обществе поощрения художеств в Варшаве (1896). 

 

   Обосновавшись с 1898 в Москве, вплоть до 1908 Клюн посещал студии В. Фишера, И. И. Машкова и Ф. И. Рерберга, обучившего его технике акварели. Художник начал свой творческий путь с пейзажей и натюрмортов, выполненных в импрессионистической манере. В 1907 состоялось знакомство с К. С. Малевичем, встреча с которым оказала огромное влияние на дальнейшее развитие художника. Малевич ввел Клюна в круг основоположников русского авангарда, направил на путь кубофутуризма, а в дальнейшем и супрематизма. 

 

   С этого времени художник активно участвовал в культурной жизни «футуристической» Москвы. В 1910, сблизившись с членами «Союза молодежи», экспонировался на выставках этого объединения. Клюн был в числе учредителей «Московского салона», а в 1915 был одним из составителей супрематического памфлета для выставки «0, 10», создал иллюстрации к буклету А. Е. Крученых «Тайные пороки академистов», в котором опубликовал свой очерк «Примитивы 20-го века». В 1916 вошел в основанную К. С. Малевичем группу «Супремус» (правда, просуществовавшую недолго), в группы «Трамвай В», «Магазин», «Бубновый валет». 

 

   Чтобы прокормить семью, Клюн был вынужден совмещать работу в бухгалтерии, где требовалась серьезность и основательность характера, методичность, аналитические способности, вполне ему присущие, и занятия живописью, в которых ярко проявлялся интерес ко всему новому, свойственный авангарду. Во избежание неприятностей по службе он подписывал свои картины псевдонимом, жил как бы под двумя фамилиями: «Клюнков» и «Клюн». 

 

   Среди его живописных произведений этого периода выделяются картины «Портрет художника Малевича» (1912), «Озонатор», «Граммофон» (обе — 1914), «Летящая скульптура», «Супрематизм» (обе — 1915), «Музыкант» (1916) и другие. Художник прошел почти через все направления модерна и начального авангарда, окончательно творчески сформировавшись в кубистических — с элементами поэтического абсурда (или «зауми») — вещах (серия «Голова пильщика», 1914–1915). 

 

   В 1913 он создал новый тип произведений — сборные конструкции из дерева, металла, стекла и иных материалов (скульптокартины или пикторельефы), словно собранные из кусочков разъятого на составные части мира. Пример такой скульптуры — «Пробегающий пейзаж» (1913). Его отличают зримая динамика, мелькание форм, переложенное в ритмически организованную композиционную структуру. 

 

   Исследователи отмечали, что кубизм Клюна «правовернее», чем у Малевича. Кубизм Клюна более эстетичен, его картины свободнее по живописи, они включают игру света и тени, прихотливый иррационализм форм, иногда доведенных до сверхвыразительного минимума: цветные черты или пульсирующие пятна как единственный «сюжет» картины. Клюновские композиции тщательно отделаны, построены, слажены. Основная тема — бытовые приборы, посуда: озонатор, граммофон, кувшин. Предмет расчленен, но бережно и деликатно, он вполне узнаваем, иногда даже вступает в несложный сюжет: вот озонатор неподвижен, а вот он в действии. Чередование круглых и прямоугольных форм, ритм рассекающих композицию прозрачных плоскостей, похожих на лучи, создает ощущение логической гармонии. В отличие от Малевича, который видел в кубизме возможность создания «алогизма», Клюн находил в нем прежде всего логику. 

 

   После революции Клюн много занимался организационной деятельностью. В 1918 работал в отделе ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств) Наркомпроса и преподавал во ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские), а в 1920–1922 работал в Инхуке (Институт художественной культуры) и РАХН (Российская академия художественных наук). Сотрудничал с объединениями ОСТ и «4 искусства». 

 

   Кроме этого, Клюн активно рисовал и писал теоретические статьи. В 1918 он поссорился с К. С. Малевичем и отошел от супрематизма, назвав его трупом «с остановившимся мертвым взором», что, однако, не мешало ему вести полемику с приверженцами «производственного искусства» и отстаивать принципы беспредметной картины — картины как чистого художественного эксперимента, а не технического «проекта». 

 

   Совместно с А. В. Лентуловым Клюн выполнил агитационное оформление Театрального сквера в Москве. В 1923 оформил книгу А. Е. Крученых «Фактура слова. Декларация». В традициях абстрактного искусства в 1920-х — 1930-х были созданы «Алый перецвет» (1919), «Супрематизм» (1921), «Работа по цветосветовому принципу» (1925), «Портрет А. Е. Крученых» (1926), «Электрификация» (дерево, металл, стекло, 1926), «Построение по принципу движения» (1933). 

 

   В середине 1920-х Клюн оказался чуть ли не единственным представителем пуризма в русской живописи. Его натюрмортные композиции — невесомо легкие, декоративно ритмизованные и конструктивно построенные, с уплощенными формами, строгими геометрическими линиями и чистыми силуэтами, лишенные идеологической окраски, тематики и пафоса современности. 

 

   Однако такие натюрморты реалистического характера, традиционно-фигуративные, в конце 1930-х обрекли Клюна на почти полную изоляцию в советском искусстве. В 1938 исключенному из кооператива «Всекохудожник» Клюну пришлось зарабатывать на жизнь мелкими заказами. К примеру, он выполнил рисунки к альбому «Пороки древесины» для Института лесного хозяйства. 

 

   Произведений Клюна сохранилось немного, основные из них рассеяны по многим собраниям России, Европы и Америки. Оценка его камерного авангарда, в сущности, еще не завершена, но его путь отражает довольно трагичную судьбу абстрактного искусства в России первой половины XX века. 

 

   В статье использована информация сайта artinvestment.ru

 

 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 0 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 35 из этого альбома
"Портрет жены художника"
"Супрематический рисунок"
"Натюрморт с цветами и кувшином"
"Сферическая беспредметная композиция"
"Пейзаж"
"Автопортрет с пилой"
"Пробегающий пейзаж" 1
"Кувшин Холст, масло"
"Автопортрет"
?
?
?
?
?
?
"Пробегающий пейзаж" 2
"Супрематизм" 2
"Музыкант"
"Беспредельное по принципу свет-цвет"
"Граммофон"
"Озонатор"
"Супрематическая композиция"
?
"Супрематизм" 1
Без названия
"Композиция" 1
"Композиция" 2
"Композиция" 3
"Городской пейзаж"
"Волшебная сказка"
"Усовершенствованный портрет строителя (Портрет И.В. Клюна)"
"Конструкция"
"Портрет Казимира Малевича"
"Чайник"
"Косари"
Комментарии

Напишите комментарии к этому альбому, владельцу будет приятно:

Донченко Александр, 01.05.2013 в 16:46

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования