02 мая 2013
Кончаловский Петр Петрович Pyotr Konchalovsky. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 90 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Постмодернизм
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

 

Кончаловский Петр Петрович

 

Pyotr Konchalovsky

 

(1876 - 1956)

 

 

 

В русской живописи XX в. место П. П. Кончаловского - одно из центральных. Он был создан для живописи, ощущал мир живописно - как пиршество красок - и едва ли не олицетворял собой само это искусство.

 

 

 

 

 

Учился он в Харьковской рисовальной школе, затем на вечерних курсах СХПУ, в академии Р. Жюлиана в Париже (1897-98), наконец, в Высшем художественном училище при Петербургской Академии Художеств (1898-1905).

 

Но свой художественный мир открыл лишь в новом веке, в пору бурной ломки художественных традиций. Общество художников с озорным названием "Бубновый валет" объединило в 1910 г. молодых новаторов, не удовлетворенных пассивным, чисто зрительным отображением мира на холсте. Вытеснить это иллюзорное, недостаточно, по их ощущению, материальное восприятие другим - пластически объемным, весомым, осязательно конкретным и энергичным - они стремились, осваивая, с одной стороны, творческое наследие П. Сезанна (и отчасти В. Ван Гога), а с другой - обращаясь к искусству непрофессиональному. Их привлекла грубоватая, не ведающая школьных правил перспективы, композиционного равновесия и колористической гармонии, но зато решительная и лаконичная живопись провинциальных вывесочников и яркие росписи трактирных подносов.

 

 

 

 

 

Укрупнить, огрубить, но сделать каждую вещь плотной и крепкой - вот задача молодого Кончаловского в его многочисленных натюрмортах, где неслучайно фигурирует часто тот же рыночный поднос как своего рода камертон, задающий живописи необходимый уровень колористического напряжения ("Красный поднос", 1913). Цвет здесь передает не столько поверхностную раскраску, сколько саму форму и массу, материальную плоть вещей. В натюрморте "Сухие краски" (1912) тяжелые цветные порошки в прозрачных банках делают это качество цвета особенно наглядным. И человека молодой Кончаловский видел почти по-вывесочному огрубленно, цельно и мощно: "Портрет художника Г. Б. Якулова" (1910), "Семейный портрет" (1912), "Портрет матадора" (1913). Впрочем, со временем влияние примитива слабеет, уступая свободной энергии письма, подвижности кисти. В "Портрете скрипача Ромашкова" (1918) решается чисто живописными средствами задача выражения в неподвижном изображении сложного, нервного движения, самого ритма музыки, которую играет скрипач.

 

В работах 1920-х гг. исчезает "бубновова-летский" схематизм формы и цвета, живопись Кончаловского, оставаясь полнозвучной и яркой, обретает колористическую тонкость, сложное богатство переходов и внутренних контрастов холодного и жаркого цвета. В ней празднично сияет обнаженное тело, белеют древние стены новгородских соборов, мерцающая позолота фигурной сахарницы оттеняется глубокой зеленью темного стекла ("Зеленая рюмка", 1933). Тихая домашняя сцена в автопортрете с семьей ("Миша, пойди за пивом", 1926) разворачивается в двухметровый холст, сверкающий декоративным богатством узорных тканей. Кончаловский пишет полные жизненной энергии портреты композитора С. С. Прокофьева (1934), писателя А. Н. Толстого, за обильно уставленным лоснящейся снедью столом (1940-41), искусствоведа С. Тройницкого (1943). Лишь в громадном портрете В. Э. Мейерхольда (1938), необычайно нарядном, потому что режиссер написан на узорном фоне среднеазиатской вышивки, резким диссонансом звучит драматическая нота - страдальческое лицо человека, загнанного в тупик, ждущего гибели. Свой могучий живописный темперамент, радостное приятие жизни Кончаловский донес, сквозь все сложности жизни, до последних своих холстов.

_________________________________

 

 

 

Петр Петрович Кончаловский родился 9 февраля 1876 года в Славянске (тогда Харьковской губернии, сейчас - Донецкая область) в семье видного литератора.

 

 

 

 

 

Самые ранние годы он провел в имении родителей. Однако вскоре отец был арестован за участие в революционной деятельности и сослан в Холмогоры. Имение конфисковали. Когда семья переехала в Харьков, Петр уже с восьми лет начал посещать школу живописи Раевской. В 1889 году все перебрались в Москву. Именно в это время отец предпринял издание сочинений Лермонтова, а потом и Пушкина с иллюстрациями лучших художников - Сурикова, Поленова, Репина, Айвазовского, Серова, Васнецова, Шишкина, Врубеля... 

 

В доме Кончаловских часто бывали В.Серов, М.Врубель, К.Коровин... Среда художников стала для любознательного мальчика близкой и желанной. Уже в гимназические годы Петр Кончаловский посещает вечерние классы рисования Строгановского училища. В. Суриков (в будущем тесть Петра Петровича), одобрительно оценив "за горячий колорит" первые живописные опыты юного художника, отметил: "Краски и живопись — первое дело... Есть колорит - есть художник, нет — так нет и художника".

 

Хотя отец уговорил его поступить на естественный факультет Московского университета, живопись неудержимо влекла Петра. И вместе с Коровиным Кончаловский попросил своего отца отпустить его в Париж. Там с 1896 по 1898 год он занимался в академии Жулиана. Его наставниками были академик Ж.-Ж.Бенжамен-Констан и Жан-Поль Лоранс. По возвращении домой Петр Кончаловский сразу поступил в Академию художеств и в 1907 году получил звание художника. 

 

Картины его хвалили, ему предсказывали большое будущее, а он сам чувствовал, что еще не нашел в творчестве чего-то очень важного. И, недовольный, часто смывал свои картины с полотна. 

 

В 1907 году Петр Кончаловский поехал в Париж и посетил там выставку Ван Гога, которая потрясла его. 

 

"Произведения Ван Гога,- писал позже Петр Кончаловский,- раскрыли мне глаза на мою живопись. Я ясно почувствовал, что не топчусь больше на месте, как раньше, а иду вперед, знаю, как должен художник относиться к природе. Не копировать ее, а настойчиво искать в ней характерное..." 

 

 За свою долгую творческую жизнь Кончаловский успел побывать в самых различных местах России и за рубежом. И каждый раз он привозил уйму самых разнообразных этюдов, набросков, законченных произведений. Отличные этюды привез художник из Минусинских степей, Архангельска, Кандалакши. В 1903 году им была создана картина "На севере. Рыбаки на берегу моря", за которую позже Совет Академии присвоил Кончаловскому звание художника.

 

 Любитель новых впечатлений, Кончаловский едет то в Тверскую губернию, то в Рождествено, что под Петербургом, то в Белкино Калужской губернии. Побывал он и за рубежом — в Италии, Испании, Франции.

 

До этого он писал работы в духе К.Коровина. А в 1908 - 1909 годах прошел своеобразную стадию фовистской активизации цвета. Влияние Ван Гога ощутимо в "Доме в розовом" и других пейзажах Южной Франции, написанных в это время. 

 

В 1910-х годах Петр Кончаловский увлекался холстами Ларионова. И это нашло отражение в таких его работах, как "Перец и пурон" и "Наташа на стуле". 

 

В это время Кончаловский и Машков, Лентулов, Фальк, Куприн образовали общество "Бубновый валет". Все они очень внимательно изучали принципы кубизма, увлекались Сезанном, но всегда оставались верными натуре. Композиции Кончаловского обычно очень просты. Он умел отбросить все случайное, однако всегда придавал натуре чувственную материальность, как бы концентрировал заложенную в каждой вещи энергию. Живопись Кончаловского отличается особой плотностью. Некоторые говорят, что его краски замешаны не на масле, а на глине. 

 

Предпримитивистской можно считать написанную Кончаловским в 1910 году композицию "Бой быков". Натура в натюрмортах и композициях и даже портретах Кончаловского как бы утрачивает свою динамичность, будто находится в оцепенении. Главное в ней - характерность. 

 

"Нагнетание характерности" особенно заметно в двух семейных портретах 1911 и 1912 годов, первый из которых П.Муратов назвал "черным", а второй "сиенским". Мы видим жену Кончаловского Ольгу Васильевну, сына Мишу, дочь Наташу, которую он очень любил рисовать. Она в будущем стала известной писательницей, вышла замуж за поэта Сергея Михалкова. А их сыновья - Андрон Михалков-Кончаловский и Никита Михалков сейчас одни из самых популярных и известных в мире кинорежиссеров. 

 

В 1910-1912 годах в работах Кончаловского вдруг появилась так называемая "подносно-черная" основа, которая присутствует не только в натюрмортах, но и в некоторых портретах, давая возможность еще полнее ощутить звучность красок. В это время были написаны натюрморт "Пиво и вобла" и натюрморты с цветами. 

 

По-новому написаны итальянские пейзажи 1912 года - "Сиена", "Сан-Джиминиано". Здесь уже ощущается внутреннее движение, жизнь. 

 

Лентулов вспоминал: "Кончаловский писал колоссальное количество этюдов ежегодно, не менее шестидесяти". 

 

Наиболее же напряженными, энергичными воспринимаются натюрморты с законченными примитивистскими решениями - написанные в 1912-1913 годах "Палитра и краски", "Печка", "Сухие краски". 

 

В 1914 году Петр Кончаловский попал на фронт артиллерийским офицером и сражался против немцев. 

 

После революции стремление художника увидеть и запечатлеть на холсте новые места стало еще более ощутимым. Живописные серии появляются после новых поездок Кончаловского на Запад и по родной стране. Помногу бывал он в Новгороде, на Кавказе, в Крыму. Только Новгород художник посетил трижды: в 1925, 1926,1928 годах.Своим духовным отцом Петр Кончаловский всегда считал Сурикова и работая в Новгороде художник с особой остротой ощутил необходимость воплощения национального начала, которое так полнозвучно звучало в творчестве его духовного наставника. 

 

В результате поездки в 1924 году в Италию появились архитектурные пейзажи: "Собор св. Петра", "Рим Колонна Траяна", "Марк Аврелий", "Рим. Цирк Нерона", "Римская улица". Эта пейзажная серия отличалась свежестью живописного письма и была одобрительно встречена художественной общественностью. Итальянская серия пейзажей показала, что талант Кончаловского обрел новую силу и что у него наступила пора творческих открытий. Однако эти звучные красочные холсты во многом уступали пейзажам, исполненным художником в Новгороде. Новгородские архитектурные или лирические пейзажи отличаются от итальянских не только по свету и цвету, но и по душевному настрою их автора. В северные пейзажи Кончаловский вкладывает душу русского человека, безмерно влюбленного в родную землю. На память приходит один из новгородских пейзажей —"Ветла на Волхове": синее небо усеяно белыми кустистыми облачками, по реке движутся парусные лодки, которые, словно в зеркале, отражаются в водном пространстве. Плотная и прозрачная вода, в береговую отмель упирается желтый откос и ветлы. Стоит удивительная тишина, благоуханный воздух напоен ароматами цветов, зелени, речной прохлады... В 1931 году Кончаловский едет в Ленинград и создает серию пейзажей. Затем он побывал в Рязани, а вскоре начал писать пейзажи Москвы и Подмосковья. "Туман. Пейзаж с коровами", "Облетевшая липа", "Березы у плетня" были написаны в 30-е годы. Эти произведения, включая и "Верхушки берез" (1940), отличаются глубоким проникновением в русскую природу. "Русская природа средней полосы, — по утверждению О.Кончаловской, — завладела Петром Петровичем. И неизвестно еще, он ли создал ее на своих холстах или она создала его картины".

 

 Много и плодотворно, как мы видим, работал Кончаловский с натуры. Но натуру он никогда не рассматривал как застывшую, неизменную форму. Каждый раз он передавал свое понимание, свое видение природы. "Когда я вижу интересующий меня кусок природы,— говорил художник, — я вижу уже всю вещь, вижу и чувствую, как надо "устроить" пейзаж. Просто брать то, что видишь, действовать как фотограф, я не мог никогда, без построения нет искусства, а есть голый натурализм, который я считаю заклятым врагом искусства, самой заразительной болезнью. В первичное восприятие природы неизбежно входят и мои соображения о том живописном впечатлении, которое должен давать настоящий пейзаж. В этот именно момент и начинается процесс преодоления действительности, осознания всего случайного, мешающего, происходит та концентрация видимого, которая и создает основу художественного произведения. 

 

 Одновременно выясняются основные сочетания тонов, определяется ведущая нота колорита и сопровождающие ее мелодии".

 

 В 1936 году Кончаловский едет в Мурманск, Кировск, а затем на Крайний Север, где строилась Туломская гидростанция. 

 

 В творчестве художника особое место занимают натюрморты. Всю жизнь Кончаловский очень любил писать натюрморты. В 1916 году появился его удивительный натюрморт "Агава", в 1939 - "Глухари", в 1946 - "Подсвечник и груши", в 1955 - "Клубника".  Кончаловский за свою жизнь написал неисчислимое множество натюрмортов, притом на самые различные темы, с подбором разных предметов, композиционно по-разному построенных, могущих стоять рядом с любыми шедеврами западноевропейского искусства и нисколько не проиграть в качестве и художественной выразительности. Его натюрморты с ягодами, фруктами, овощами, птицей, цветами насыщены живыми, звучными красками и выражают радость жизни. Кто не помнит огромного, свежего, пахучего букета его натюрморта "Сирень" (1933). Это тонко сгармонированная симфония о природе, о живительной ее красоте. Одна из лучших работ Кончаловского — "Натюрморт. Мясо, дичь и овощи у окна" (1937). Предметы написаны с большой живописной силой. Эта картина — гимн изобилию, песня о здоровом, светлом взгляде на жизнь. Кончаловский был также блистательным мастером портретного искусства, занимающего видное место в его творческой биографии. В середине 20-х годов отчетливо проявляется портретное дарование мастера. 1925-м годом датирован "Портрет О. В. Кончаловской с бусами". Мягкая пластическая форма, широкое письмо, горячий колорит, тончайшие светотеневые отношения, точный рисунок — характерные особенности этого произведения.

 

  В этом же году художник создает "Портрет Н.П.Кончаловской". В этом образе ему удалось передать ощущение торжествующей юности. Великолепно написано розовое с лиловатыми оттенками платье, сообщающее всему полотну повышенную яркость и красочность.В крепких реалистических традициях написаны также портреты "Ночной сторож с собакой" (1923), "Виссарион - сапожник за работой" (1926), "Пианист В.В.Софроницкий" (1932), "Композитор С.С.Прокофьев" (1934), "Писатель А.А.Фадеев" (1941), "Артистка В.Г.Дулова" (1948)...

 

 Портрет Александра Александровича Фадеева, скромный по внешнему облику, светел и прозрачен по живописи, полон большой внутренней энергии. За долгую жизнь художник создал целый ряд разнообразных автопортретов. Самый значительный из них — автопортрет 1943 года. Автору этого выдающегося произведения удалось запечатлеть себя в пору полной духовной зрелости. Звучен и гармоничен колорит портрета, великолепен по образному строю: выражение лица, пристальный взгляд говорят о характере человека, о его неугасаемой страсти все видеть, познать, впитать в себя самые интересные, важные явления жизни.

 

Одной из наиболее интересных работ художника в театре было оформление оперы А. Рубинштейна "Купец Калашников" для театра Зимина, где Кончаловский, увлеченный в это время примитивами, использовал стилизацию "под лубок". 

 

***

 

 

Творчество Кончаловского наполнено радостным восприятием жизни. В искусстве он был неистощим, писал много и быстро. Свыше полутора тысяч холстов, около пятисот акварелей, неисчислимое множество рисунков— этого хватило бы на большой коллектив художников. Он писал пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые картины. Писал в полную силу, ярко, звучно, с присущим ему артистизмом. Необычайная его плодовитость, жадность к работе были вызваны стремлением как можно всеохватнее и разнообразнее воплотить в красках богатство окружающего мира. "Некоторым кажется, — говорил Кончаловский, — что я вообще спешу работать и пишу чересчур много в ущерб самому себе. Это неверно. Я пишу много просто потому, что у меня всегда есть много художественных замыслов, потому что они непрерывно рождаются и требуют реализации и потому еще, что ничем другим не занят, кроме живописи".

 

Не ищите у Кончаловского картин на исторические темы — их просто у него не было. Нет у него произведений, включающих в себя какие-либо драматические явления, коллизии. Мир художественных образов, созданных Кончаловским, — это главным образом радостное восприятие жизни, мир бытия, мир предметов, окружающих человека. Его понимание современности лежало в сфере красок. Велика и многогранна была его колористическая палитра, цветом выражал он свое понимание прекрасного. Страстное, горячее искусство Кончаловского — это безмерная любовь к жизни, к ее беспредельному красочному многообразию.

 

Умер Петр Кончаловский 2 февраля 1956 года. 

 

По материалам ART-SPB и КУЛЬТУРА России

 

 

Источник: http://donbass.name/345-konchalovskijj-petr-petrovich.html

 

 

 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 6 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 90 из этого альбома
"А.Н. Толстой в гостях у художника"
"Абрамцево. Дубовая роща"
"Автопортрет"
"Агава"
"Город Сиена"
"Город"
"Гренада"
"Индюшка с семейством"
"Кассис"
"Корзина с рябиной"
"Молодые дубки"
"Мост"
"Наташа на стуле"
"Натюрморт с бегонией"
"Натюрморт с красным подносом"
"Натюрморт с фруктами"
"Натюрморт"
"Натюрморт. Персики"
"Натюрморт. Фрукты"
"Озеро Ильмень"
"Окно поэта"
"Окно. Крым. Балаклава"
"Персики"
"Площадь Синьории в Сиене"
"Порт в Сиене"
"Портрет В.В. Рождественского"
"Портрет В.Э. Мейерхольда"
"Портрет Д.П. Кончаловского"
"Портрет Камушки Бенедиктовой на пестром ковре с игрушками"
"Портрет Хулиты Перекаччо"
"Портрет барона К.К. Рауша фон Траубенберга"
"Портрет дочери в розовом платье"
"Раки"
"Семейный портрет ("сиенский")"
"Сирень в корзине ("Героическая")"
"Сирень в стеклянной банке"
"Сирень" 1
"Сорренто. Сад"
"Сухие краски"
"Хлебы на зеленом"
"Цветы. Дигиталис"
"Хлебы на синем"
"М.Ю. Лермонтов"
"Сирень" 2
"Флигель в саду"
"Дети в парке"
"Матадор Мануэль Гарта"
"Бой быков"
"Портрет художника Г.Б. Якулова"
"Купание красной кавалерии"
"Аптека на Садовой"
"Вечер. Пейзаж с озером"
"Ленинград"
"Мурманск. Туломстрой. Водосброс. Общий вид"
"Натюрморт. Хлебы. Рисунок для картины "Хлебы"
"Гурзуф. Горный пейзаж"
"Левый берег Енисея"
"Кондукторша"
"Цыгане на вокзале"
"Полевой букет"
"В Минусинских степях"
"Сад с розами"
"Портрет"
"На реке Протве. Рыбак"
"Каток "Динамо"
"Автопортрет с собакой"
"Новгородцы"
"Куст сирени"
"Натюрморт. Сирень в вазе на окне"
"Сирень" 3
"Сирень" 4
"Сирень" 5
"Сирень" 6
"Сирень" 7
"Сирень в окне"
"Сирень на плетеном стуле"
"Сирень в кошёлке на полу"
"Натюрморт. Сирень в корзине ("героическая")"
"Натюрморт. Сирень, хрустальная ваза и корзина"
"Сирень на фоне ставни"
"Натюрморт. Сирень в двух корзинах"
"Сирень в плетенке"
"Сирень на окне"
"Натюрморт. Сирень в стеклянной банке на фоне печки"
"Цветочный натюрморт"
"Окно. Бальзамины"
"Натюрморт. Сирень в бадье на полу"
"Сирень в корзине"
"Натюрморт с сиренью и апельсинами"
"Натюрморт с сиренью"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования