04 мая 2013
Крылов Никифор Степанович Krylov Nicephoros. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 15 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Академизм
Разместил: Донченко Александр

 

Крылов Никифор Степанович 

 

Krylov Nicephoros

 

(1802 - 1831)

 

 

 

Никифора Степановича Крылова, родившегося в городе Калязине на Волге и работавшего в молодости в артели странствующих иконописцев, при росписи одной из церквей в Тверской губернии заприметил русский художник и воспитатель молодых талантов А.Г. Венецианов: "Заметил я между живописцами-работниками одного, который и писал смелее прочих и был моложе других". В течение нескольких лет Венецианов стремился уговорить набившего руку на росписи церквей и писании портретов Н. Крылова переехать на учебу в Петербург (были у молодого живописца и "серьезные" композиции в одном из монастырей Тверской губернии — "Исцеление расслабленного руками и ногами помещика Куминова, наказанного немотой за дерзкое языкословие").

___________________________

 

 

 

 Никифор Крылов родился в бедной семье калязинского мещанина. В начале 1820-х жил «в работниках» у местного иконописца, учился «с образов», работал со странствующей артелью калязинских иконописцев. В начале 1823 года расписывал с артелью иконостас в Теребенском монастыре Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, где впервые встретился с А.Г.Венециановым. В апреле 1824 года писал иконостас в имении А.П.Путятина, соседа Венецианова, в мае работал в Теребенском монастыре, где вновь встретился с Венециановым. По просьбе Венецианова был принят под покровительство Общества поощрения художников. Летом 1825 года приехал в С.-Петербург, поселился в доме Венецианова и стал одним из первых его учеников. В июле того же года Крылов получил разрешение посещать рисовальные классы Академии художеств. Написал «Вид палисадника при квартире Венецианова», приобретенный императрицей Елизаветой Алексеевной. В 1825–1827 годах выполнил ряд жанровых композиций, представленных на выставках Общества поощрения художников. Одну из работ – «Мальчик со свечкою в руках» – приобрел П.П.Свиньин для «Русского музеума». В 1827 году за картину «Зима» и за портреты с натуры, экспонированные на выставке в Академии художеств, Крылов был награжден малой золотой медалью из числа наград Общества поощрения художников. В 1830 году был признан «назначенным» в академики и получил программу на звание академика «написать в естественную величину поколенный портрет Мартоса». Об исполнении программы сведений не имеется. 

 

 Умер 28 июня (10 июля) 1831 во время эпидемии холеры. 

_________________________

 

 

       Никифор Крылов был первым из учеников, положивших начало существования школы А.Г.Венецианова и составивших ядро этого уникального содружества молодых талантов. Педагог по призванию, Венецианов на свой страх и риск взялся обучать и выводить в свет своих питомцев. Содействие ему оказывало Общество поощрения художников, созданное в 1820 году и организовавшее широкую деятельность по поддержке талантов. Оно обеспечивало художников заказами, устраивало выставки-продажи, способствовало распространению произведений искусства посредством изданий, выставок, лотерей. Обращаясь к Обществу за помощью, Венецианов писал о Крылове, что он «страшится дорогого содержания и боится умереть в Петербурге с голоду». На выставке 1826 года значительную часть экспозиции составили работы Венецианова и его учеников Крылова и Тыранова. «Алексей Гаврилович умел передать всем ученикам своим одно начало, но давал полную свободу развиваться особенностям их таланта…» – вспоминал А.Н. Мокрицкий. Основной принцип – писать предметы с натуры, а не по «оригиналам», начиная с изображения самых простых предметов, что позволяло «ставить глаз», развивать пространственное и цветовое восприятие. Следует оставить правила и манеры, усвоенные многолетним копированием образцов, считал Венецианов, и писать не «a ?la Rembrandt» или «a ?la Rubens», но просто как бы «a ?la натура». Содержанием живописи венециановцев стало внимательное, любовное и поэтическое изображение современной им русской жизни и русской природы. 

 

       Раннее произведение художника, исполненное в период его знакомства с Венециановым – полотно «Исцеление Бежецкого помещика Куминова». Это редкий образец религиозно-исторической живописи, предназначенной для храма. Она была одной из девяти картин, написанных для собора Николо-Теребенской пустыни по распоряжению игумена Серафима и изображавших чудеса, совершаемые монастырской иконой Св. Николая. С этой иконой, являвшейся главной святыней обители, ежегодно совершался крестный ход по реке Мологе в Бежецк на освященной ладье. Это событие и изображено на картине. Возможно, на картине изображен родственник тверской помещицы О.Н.Куминовой. Ее крепостным был другой ученик А.Г.Венецианова – А.А.Алексеев, изображенный на картине мальчиком, поддерживающим расслабленного барина. Композиционное и живописное решение полотна сочетает реалистическое начало и условно-декоративные элементы, что характерно для храмовой живописи XIX века. Монастырские работы выполнялись бригадным методом под руководством М.В.Тыранова (брата художника А.А.Тыранова). Поэтому, вероятно, пейзажный фон и второстепенные фигуры на картине были выполнены другой рукой. 

 

       Под руководством Венецианова Крылов писал небольшие по размеру и шедшие на продажу картины. Но самой известной работой художника стало полотно «Зимний пейзаж (Русская зима)» – одно из первых изображений зимней русской природы. Причем, пейзаж был написан с натуры, по желанию самого художника. На месте, выбранном Крыловым на берегу реки Тосны близ Петербурга, один из богатых купцов-меценатов построил ему теплую мастерскую, а также дал содержание на все время работы. И в течение месяца картина была написана. Когда она появилась на выставке Академии художеств, современники отмечали «обаятельно схваченное зимнее освещение, туманность дали и все отличия хорошо сохраняемой в памяти стужи». Художник создает образ охваченной холодом природы на декоративном контрасте белого снега и темных силуэтов фигур, леса, застывших деревьев. Праздничную, торжественную ноту картине придает высокое небо и светящиеся облака. 

 

       В последние годы жизни Н.С. Крылов много работал в портретной живописи и добился больших успехов. «Он остановился на портретной живописи и в оной отличен», считал А.Г. Венецианов. Немалый талант и большое трудолюбие могли принести прочное признание художнику, но ранняя смерть оборвала его творческий путь. 

 

       Отвечая общей тяге русского общества к реальной, «своей» действительности в искусстве, работы венециановских учеников завоевывали сердца зрителей соединением «правды, ума и приятности». Созерцательность и глубина отношения к простой натуре, открытая Венециановым и его последователями, остаются одними из ценнейших достижений русской живописи.

 

 

 С началом осени 1825 года Н. Крылов из "мастеров" перешел в ученики, работая под руководством Венецианова и посещая натурный класс Академии художеств. Помимо многочисленных, небольших по размеру и шедших на продажу работ художник пишет интереснейшее полотно — "Русская зима", в котором он попытался разрешить проблему изображения снега в пейзаже. (Вспомним К.П. Брюллова, который двумя десятилетиями спустя утверждал, что все можно изобразить в пейзаже, кроме снега: "Как ни напишите зиму, а все выйдет пролитое молоко". Это к тому, что художники писали в то время практически одни летние пейзажи, к тому же зачастую итальянские).

 

 В последние годы жизни Н.С. Крылов добился больших успехов в портретной живописи. "Он остановился на портретной живописи и в оной отличен", — мнение А.Г. Венецианова. А умер живописец от холеры совсем молодым, хотя немалый талант и большое трудолюбие намечали впереди прочное признание. 

 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 10 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 15 из этого альбома
"Исцеление расслабленного в городе Бежецки"
"Исцеление Бежецкого помещика Куминова"
"Русская зима"
"Спящий мальчик (портрет Тыранова)"
"Утро (Реализм)" 2
"Суздаль"
"Мартовское утро в лесу"
"Сирень"
"Русская крестьянка кормит ребенка из рожка"
"Декабрь"
"Портрет В.С. Апраксина"
"Цветы на окне"
"Октябрь"
"Автопортрет"
"Утро (Реализм)" 1
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования