08 июня 2013
Малютин Иван Андреевич Malutin Ivan. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 68 файлов)

Изобразительное искусство / Графика / Карикатура
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

 

Малютин Иван Андреевич 

 

Malutin Ivan

 

(1891 - 1932)

 

 

 

 

1891 (или 1889) Родился в Балково, Тульская губерния. 

 

1902-1911 Учится в Строгановском центральном художественно-промышленном училище у Н. Андреева. 

 

1909 Сотрудник журнала «Рампа и жизнь». 

 

 

 

 

 

С 1911 Оформляет спектакли в Оперном театре С. Зимина - Театре Совета Рабочих депутатов. 

 

1918 Преподает в Государственных свободных художественных мастерских. 

 

1919-1921 Один из ведущих художников «Окон сатиры РОСТА» в Москве. 

 

1919-1932 Художник-карикатурист в сатирических журналах «Смехач», «Заноза», «Безбожник у станка», «Бегемот» и других. 

 

1932 Умер в Москве. Комментарии: Произведения хранятся в Российской государственной библиотеке (РГБ), Москва. 

____________________

 

 

 

Статья из сборника

 

"Мастера советской карикатуры"

 

 

Редакторы юмористических журналов, как правило, не смеялись, принимая рисунки художников, а просто мрачно говорили: «Очень смешно. Пойдет». Но нет правил без исключения, и таким исключением и был Иван Андреевич Малютин. Редакторы — да, редакторы смеялись.

 

 

 

 

 

Это утверждал Черемных, хорошо знавший и любивший Малютина. Они много работали вместе: и в «Окнах РОСТа», и в «Безбожнике», и в «Крокодиле».

До этой их совместной работы Малютин был декоратором в частной опере купца Зимина.

Зимин любил талантливого молодого художника; однажды взял его в Крым и всюду за собой таскал. Когда Малютина спрашивали:

Ну, как в Крыму солнце? Светло? Тепло?

Не знаю,—отвечал Малютин.— По-моему, и холодно, и темно, и сыро. (Зимин из винных погребов не вылезал.)

Как-то Малютин сделал декорации к опере, в которой должен был выступать Шаляпин. Шаляпину декорации Малютина не понравились. Несдержанный на язык, он сказал:

Вот я вызову роту солдат, и пускай они эти декорации... Малютин ответил:

Вызывайте. Вам все равно придется в них петь.

Зимин принял сторону Малютина, и Шаляпин пел. После спектакля он сказал Малютину:

А знаешь, говорят, что декорации очень эффектны.

Это потому, что вы так великолепно пели, Федор Иванович! —ответил Малютин. 

 

В жизни Малютин был остроумный, веселый и просто хороший человек, но и насмешник знаменитый. Как-то собрались гости. Напросился в компанию художников один актер, напыщенный и с «фасоном». Малютин очень уж за ним ухаживал, восторгаясь его талантом, о котором никто и понятия не имел. Беспрерывно произносил тосты за его здоровье, и в конце концов актер размяк в буквальном и в переносном смысле слова. Больше его не приглашали. Но на всех вечеринках красовался выразительный плакат Малютина «Кто сегодня будет Петей?» (так звали актера).

Черемных восхищался ярким талантом Малютина и не стеснялся, как он говорил открыто, «драть с него». Правда, в РОСТе вообще все перенимали друг у друга. И только Иван Малютин никогда никому не подражал.

В Москву приехали ленинградские художники. Они очень хвалили Черемныха. Тогда Михаил Михайлович спросил:

А как вам нравится Малютин? Мы считаем его лучшим художником РОСТа.

Да, конечно, он хороший художник, но уж очень он вам, товарищ Черемных, подражает.

И Черемных, посмотрев на улыбающегося Малютина, сказал:

Ай, ай, ай! Ваня! Как же тебе не стыдно!

Малютин был вообще выдумщик и изобретатель. Например, он выдумал, как быстро и легко делать в рисунках зданий множество окон. И он «изобрел» самогонный аппарат, а после в Крокодил поступило письмо: «...передайте большую благодарность художнику Малютину. Мы сделали точно по его рисунку самогонный аппарат, и самогон получается хороший».

Однажды в огромной ростинской мастерской Малютин и Черемных работали над очередными, как всегда, срочными плакатами. Входит Платон Михайлович Керженцев, руководитель РОСТа, с каким-то коренастым иностранцем. К приходу иностранцев художники привыкли. Они ходили толпами с переводчиками, и обычно Малютин показывал плакаты, а тут Керженцев оставляет иностранца одного и уходит.

Иностранец начинает молча рассматривать плакаты. Черемных говорит:

Ваня, давай показывай. Как-то неудобно.

Малютин с досадой бросает кисть и подходит к иностранцу:

Вот это Ллойд-Джордж... Это Клемансо... Иностранец ломаным языком повторяет:

Клемансо, Клемансо.

Малютин скучным голосом продолжает рассказывать. Иностранец кивает головой. И вдруг Черемных с ужасом слышит, как Малютин начинает очень весело пересыпать свои объяснения крепкими словечками.

Иностранец невозмутимо слушает.-

Малютин входит в азарт. Черемных наконец не выдерживает:

Ваня, перестань. А вдруг он понимает?

Черта лысого он понимает! Сходи к Керженцеву. Некогда же! Пусть сам с ним возится.

Черемных идет к Керженцеву и говорит ему:

Платон Михайлович, возьмите от нас эту иностранную чурку. Ну, невозможно же! Он все равно ничего не понимает!

То есть как не понимает?! Он же превосходно говорит по-русски. Черемных вбегает в мастерскую, отводит в сторону Малютина и шепотом говорит ему:

Ваня, он говорит по-русски!

Малютин бледнеет, потом краснеет и, махнув рукой, решительно подходит к иностранцу.

Все.равно вы, иностранцы, ни черта в нашем искусстве не понимаете!

Ну как же не понимаем? Мы хорошо знаем ваше прекрасное искусство и в особенности эту великолепную наглядную агитацию,— почти' без акцента говорит по-русски иностранец.

Расстались они друзьями. Это был Джон Рид. 

 

Н. А. ЧЕРЕМНЫХ 

 

 

 

Статья из сборника

 

"Мастера советской карикатуры"

 

Иван Андреевич МАЛЮТИН

 

 

У меня дома, на стене, висит написанный маслом натюрморт. Не круглом столике красная краскотерка, напоминающая мясорубку, бидон с маслом, черная бутылке, несколько тюбиков и банка с крас¬кой. Фоном служит кусок холста. Натюрморт написан в стиле «Бубновый валет». Один известный московский график, увидев его, спросил у меня:

 

Кончаловский?

Нет, — говорю я.

Машков?

Нет.

Лентулов?

Нет.

Кто же?

Это Иван Малютин, Иван Андреевич, карикатурист.

Не может быть, это же прекрасная живопись.

Дак ведь он и был живописец, он же писал декорации в частной опере Зимина.

Верно? То-то я смотрю, он такой широкий и живописный в своих карикатурах.

 

Я нарочно привел этот разговор, чтобы показать зрителю разносто¬ронность этого мастера. Малютин родился в 1891 году в Тульской губернии, в семье крестьянина. Художественное образование получил в Москве, в Строгановском училище, которое окончил в 1911 году по классу Н. Андреева, автора знаменитой Ленинианы и памятников Н. В. Гоголю и А. Н. Островскому. В это время он начал сотрудничать в журнале «Рампа и жизнь» и одно¬временно писал декорации в опере Зимина. В декорациях Малютине приходилось петь Ф. И. Шаляпину.

 

Малютин был высокого роста с огромными ручищами и добрым взглядом. Он любил добродушно подтрунивать над друзьями и пользовался всеобщей любовью. Но этот «добродушный» человек имел душу патриота и призвание публициста. Сразу после Великой Октябрьской революции Малютин вплотную занялся карикатурой. Он начал вместе с М. М. Черемныхом и В. В. Маяковским выпускать «Окна сатиры РОСТА». Технические условия, в которых развивался революционный плакат, меньше всего благоприятствовали его созданию.

 

И тем не менее именно в этих условиях было рождено новое искусство, питавшееся свежими сообщениями телеграфного бюллетеня. Это были плакаты, выполненные в одном экземпляре и выставленные в витринах магазинов. Маяковский говорил об этом «обслуживании вручную горстью художников стопятидесятимиллионного народища». Нина Александровна Черемных в своих воспоминаниях о И. А. Малюти¬не пишет: «Черемных восхищался ярким талантом Малютина и не стес¬нялся, как он говорил открыто, «драть с него». Правда, в РОСТА вообще все перенимали друг у друга. И только Иван Малютин никому не подражал. В Москву приехали ленинградские художники. Они очень хвалили Черемныха. Тогда Михаил Иванович спросил:

 

А как вам нравится Малютин? Мы считаем его лучшим художником РОСТА.

 

— Да, конечно, он хороший художник, но уж очень он вам, товарищ Черемных, подражает. И Черемных, посмотрев на улыбающегося Малютина, сказал:

 

Ай, ай, ай, Ваня как же тебе не стыдно!»

 

Малютин был не просто карикатурист, он был истинный публицист по призванию. Он не смог оставаться в стороне от сегодняшнего дня и сегодняшних событий, он должен был откликнуться. И Малютин откли¬кался ежедневно всю свою жизнь.

 

Он сотрудничал в 20—30-х годах в журналах «Бов», «Бегемот», «Безбожник», «Бич», «Бузотер», «Заноза», «Красный перец», «Лапоть», «Сме¬хач», «Гудок», «Крокодил». В «Крокодиле» он начал сотрудничать еще до выхода этого журнала в свет, в приложении к рабочей газете, из которого и возник «Крокодил». Умер художник в 1928 году. Предлагаемый альбом ознакомит читателя с деятельностью Ивана Андреевича Малютина как карикатуриста-крокодильца, как одного из лучших мастеров советской сатиры.

 

 

А. КРЫЛОВ

1977

 

 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 65 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 68 из этого альбома
"Тополя"
"Рисунок для журнала Смехач"
"Карикатура" 1
"Карикатура" 2
"Карикатура" 3
"На польский фронт!"
"Иллюстрация к книге Н. Агнивцева "Октябренок-постреленок" 01
"Иллюстрация к книге Н. Агнивцева "Октябренок-постреленок" 02
"Иллюстрация к книге Н. Агнивцева "Октябренок-постреленок" 03
"Иллюстрация к книге Н. Агнивцева "Октябренок-постреленок" 04
"Иллюстрация к книге Н. Агнивцева "Октябренок-постреленок" 05
"Иллюстрация к книге Н. Агнивцева "Октябренок-постреленок" 06
"Иллюстрация к книге Н. Агнивцева "Октябренок-постреленок" 07
"Иллюстрация к книге Н. Агнивцева "Октябренок-постреленок" 08
"Иллюстрация к книге Н. Агнивцева "Октябренок-постреленок" 09
"Иллюстрация к книге Н. Агнивцева "Октябренок-постреленок" 10
"Иллюстрация к книге Н. Агнивцева "Октябренок-постреленок" 11
"Иллюстрация к книге Н. Агнивцева "Октябренок-постреленок" 12
"Иллюстрация к книге Н. Агнивцева "Октябренок-постреленок" 13
"Иллюстрация к книге Н. Агнивцева "Октябренок-постреленок" 14
"Иллюстрация к книге Н. Агнивцева "В защиту трубочиста" 01
"Иллюстрация к книге Н. Агнивцева "В защиту трубочиста" 02
"Иллюстрация к книге Н. Агнивцева "В защиту трубочиста" 03
"Иллюстрация к книге Н. Агнивцева "В защиту трубочиста" 04
"Иллюстрация к книге Н. Агнивцева "В защиту трубочиста" 05
"Иллюстрация к книге Н. Агнивцева "В защиту трубочиста" 06
"Иллюстрация к книге Н. Агнивцева "В защиту трубочиста" 07
"Иллюстрация к книге Н. Агнивцева "В защиту трубочиста" 08
"Иллюстрация к книге Н. Агнивцева "В защиту трубочиста" 09
"Иллюстрация к книге Н. Агнивцева "В защиту трубочиста" 10
"Пятый съезд дал России толчек..."
"Мелочи жизни"
"Звонарь забастовал"
"Сразу видно, не бюрократ..."
"Самогонная проза"
"Влип"
"Продукт первой необходимости"
"...Только, чтобы газ получше вышел"
"Страшная статья"
"Единственный случай, когда выдвиженец действительно идет в гору"
"Ходок"
"Суеверный народ"
"Великая это штука, природа!..."
"Оставь, ирод, душегуб!..."
"Ревизор" в провинции"
"В кооперативе"
"Бытовое обследование"
"Тонкий намек начальства"
"Для чего выдвиженец бороду отрастил?"
"Милые детки"
"Тяга"
"Неувязка"
"Иллюстрация" 01
"Иллюстрация" 02
"Иллюстрация" 04
"Ни к чему теперь, гражданка, ваша "Скатерть-саморанка"
"Сцена из спектакля "Орел"
"Сцена из оперы. В мастерской. "Луиза"
"Мужской персонаж. "Луиза" 1
"Репетиция. "Луиза"
"Кармен Мелис и Маттиа Баттистини в роли. "Таис"
"Режиссёр П.С. Оленин на репетиции. "Луиза"
"Репетиция. Спевка. "Луиза"
"Женский персонаж. "Луиза"
"Сцена из оперы. Финал"
"За кулисами. "Луиза"
"Мужской персонаж. "Луиза"
"Мужской персонаж. "Луиза" 2
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования