06 июля 2013
Нивинский Игнатий Игнатьевич Nivinsky Ignatius. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 115 файлов)

Изобразительное искусство / Графика / Офорт
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

 

Нивинский Игнатий Игнатьевич 

 

Nivinsky Ignatius

 

(1881 - 1933)

 

 

 

Поставленная в 1922 г. на сцене 3-й студии МХАТа комедия-сказка К. Гоцци "Принцесса Турандот" стала одним из символов новой театральной эпохи. Необычные декорации, много способствовавшие успеху этой лучшей работы Е. Б. Вахтангова, делал И. И. Нивинский.

 

 

 

 

 

Он выстроил на сцене условный, совершенно фантастический театральный "Китай" из наклонных цветных плоскостей, иероглифов на свисающих ярких полотнищах и непонятной, но пластич ной наклонной штанги. Режиссер хотел, по словам Нивинского, "заставить декорации играть, принимать участие в действии пьесы, а не служить ему только фоном". Художник воплотил этот замысел с блеском.

 

Между тем Нивинский не был театральным художником по преимуществу. Окончив в 1898 г. СХПУ, он несколько лет преподает там же рисунок. 

 

Работая в мастерской архитектора И. В. Жолтовского (с которым он вместе путешествовал по Италии), пробует себя в архитектуре и переходит к монументальной живописи. Дружба с Жолтовским, работа в его постройках, итальянские впечатления склоняют художника к классическим традициям, к венецианским росписям XVI в.

 

В 1906-11 гг. он руководит украшением залов строящегося в Москве Музея изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Он пишет и картины маслом ("Венера", "Св. Себастьян", "Дом с красной крышей", все 1916; "Гурзуф. Мечеть", 1917), а в 1911 г. начинает изучать технику офорта, оказавшегося в конце концов главным в его творчестве. В офортных сериях Нивинский по преимуществу романтик. В листах "Итальянской сюиты" (1912) ощутимо заметное влияние офортов итальянца Пиранези и английского мастера Ф. Бренгвина с их живописным штрихом, резкими ракурсами и сочной светотенью. Более камерны небольшие листы "Крымской сюиты" (1916-17). А в "Кавказских каприччио" (1923-25), с их отчетливыми монтажными стыками раз-нопространственных мотивов и цветными подкладками-плашками, выделяющими некоторые фрагменты, очевидно стремление преодолеть стилевые рамки классической гравюрной техники. К острому, почти плакатному монтажу прибегает художник и в последней своей серии цветных офортов - "ЗАГЭС" (1927). 

__________________________

 

 

 

Создание студии

 

В Москве на 2-й Мещанской улице в 1912 году московчкий художник Игнатий Игнатьевич Нивинский построил себе дом-студию. Само по себе это вряд ли в то время могло кого-нибудь удивить, когда кругом создавались театры, музеи, студии и союзы. Важно было другое - художник, поселившийся в этом доме-студии, стал серьезо и упорно заниматься мало распространенной в Москве эстампной техникой - офортом. 

 

Будучи самоучкой в области незнакомого ему офорта, Игнатий Игнатьевич Нивинский почувствовал его красоту и мощь и, самое главное, уяснил для себя, что офорт не есть какое-то побочное занятие для художника, некий способ перевода в материал "собственных риснков или живописи", а есть ввполне самостоятельный пластический мир, где художник может создать совершенные и созвучные собственному миру образы. Отсюда и возникла полноценная по тем временам методика обучения, которую он внедрял у себя в мастерской, а затем и во Вхутемасе /Вхутеине. 

 

Но представим все по порядку. В этом же 1912 году, когда появляется Студия, И.И.Нивинский берет несколько уроков у Г.Э.Гамана, который его посвящает в офорт. Но это только начало. Далее все достигается только личным упорством и артистическим чутьем. Теорию он извлекает из книги Циглера, сочетая ее с практическими занятиями в техниках офорта, из которых рождаются его многочисленные серии: в 1913-1915 г.г. появляется “Итальянская сюита”, за ней в 1916-1917 гг. следует “Крымская сюита” и, наконец, в 1923-1926 гг.  “Кавказское каприччо”. Кроме этих основных серий появляется масса других, в которых мастер каждый раз проявляет свой необычайно стойкий артистизм.

 

В театре, где Игнатий Игнатьевич успешно работает, он создает ряд прекрасных спектаклей, а вершиной его театральной художественной карьеры становится “Принцесса Турандот” Карла Гоцци, поставленная Евгением Багратионовичем Вахтанговым. Этот спектакль до сих пор идет с его декорациями и костюмами. Как художник книги И.И. Нивинский вошел в наше искусство своими иллюстрациями к “Римским Элегиям” И.В. Гете. 

 

Если представить жизнь студии того времени, то здесь нужно отметить одно очень важное обстоятельство. Пока был жив Нивинский, студия становится заметным культурным центром Москвы, где собираются художники, артисты, поэты и музыканты. В студии устраиваются выставки, поэтические вечера, исполняются музыкальные произведения, выступают с докладами. Эти обстоятельства имели чрезвычайную ценность для духовного воспитания студийцев и создания творческого поля для вновь приходящих художников.

 

К моменту смерти Игнатия Игнатьевича Нивиинского – 27 октября 1933 г. – в стране происходят перемены в отношении к искусству, но студия, как творческое тело было создано и активно существовало. 

 

В октябре 1934 года, через год после кончины Игнатия Игнатьевича Нивинского, в его доме была основана Общестпвенная мастерская, где могли работать все московские художники-офортисты. Решением Президиума правления МОСХа студии было присвоено имя И.И. Нивинского. 

 

 

Журнал “Творчество” № 9, 1936 г. 

 

 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 0 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 115 из этого альбома
"Эскиз декораций к сказке К. Гоцци «Принцесса Турандот»" 1
"Обнаженная" 1
"Синие камни"
"Азнефть"
"Эскиз декорации к спектаклю по пьесе И.К.Микитенко "Дело чести" в постановке МХТ-2-го"
"Макет декораций к спектаклю по пьесе В.М. Киршона "Суд"
"Лесной этюд. Автопортрет"
"Костюм Рыбы к спектаклю «Голем»"
?
"Эскиз декарации к 1 картине 1 акта спектакля "Принцесса Турандот"
"Заем Свободы. Покупайте заем свободы - укрепляйте свободу родины"
"Эскиз декорации к опере Дж. Россини «Севильский цирюльник»" 1
"Эскиз декорации к опере Дж. Россини «Севильский цирюльник»" 2
"Эскиз декорации к опере Дж. Россини «Севильский цирюльник»" 3
"Эскиз декорации к опере Дж. Россини «Севильский цирюльник»" 4
"Эскиз костюма к спектаклю по пьесе П. Кальдеровна "Дама невидимка" в постановке 2-й студии МХТ" 1
"Эскиз костюма к спектаклю по пьесе П.Кальдеровна "Дама невидимка" в постановке 2-й студии МХТ" 2
"Монумент Ленина. ЗаГЭС"
"Памятник В.И. Ленину на Земо-Авчальской гидроэлектростанции"
"Эскиз костюма к спектаклю «Принцесса Турандот» К. Гоцци для 3-й Студии МХТ" 1
"Эскиз декораций к сказке К. Гоцци «Принцесса Турандот»" 2
"Эскиз декораций к сказке К. Гоцци «Принцесса Турандот»" 3
"Эскиз костюма к спектаклю «Принцесса Турандот» К. Гоцци для 3-й Студии МХТ" 2
"Эскиз костюма к спектаклю «Принцесса Турандот» К.Гоцци для 3-й Студии МХТ" 3
"Эскиз костюма к спектаклю «Принцесса Турандот» К.Гоцци для 3-й Студии МХТ" 4
"Эскиз декораций к сказке К. Гоцци «Принцесса Турандот»" 4
"СССР. Одесса"
"Женщины, идите в кооперацию" 1
"Amulut"
"Женщины, идите в кооперацию" 2
"Крымская сюита"
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
"Принцесса Турандот"
"Выставка пасхальных яиц"
"Меню"
"Обнаженная" 2
"Аt a dacha sun artfond"
"Эскиз костюма к спектаклю «Принцесса Турандот» К.Гоцци для 3-й Студии МХТ" 5
"Эскиз костюма к спектаклю «Принцесса Турандот» К.Гоцци для 3-й Студии МХТ" 6
"Эскиз костюма к спектаклю «Принцесса Турандот» К.Гоцци для 3-й Студии МХТ" 7
"Эскиз костюма к спектаклю «Принцесса Турандот» К.Гоцци для 3-й Студии МХТ" 8
"Эскиз костюма к спектаклю «Принцесса Турандот» К.Гоцци для 3-й Студии МХТ" 9
"Сидящая обнаженная натурщица"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования