07 июля 2013
Нилус Петр Александрович Nilus Peter. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 44 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Художники передвижники
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

 

Нилус Петр Александрович 

 

Nilus Peter

 

(1869 - 1940)

 

 

 

Внук генерала, участника войны 1812 года, Петр Александрович Нилус был известным художником, особенно в Одессе, где он учился в художественной школе (1883—1889). А вот учеба в Академии художеств закончилась для П. Нилуса в течение года. Поступив в нее в 1889 году, он через год оставил ее, чтобы заняться самостоятельной работой. Совершил столь смелый поступок молодой Петр Нилус по совету большого авторитета — И.Е. Репина, который считал, что не для каждого таланта Академия хороша, иных она просто стандартизирует.

 

 

 

 

 

 Первые самостоятельные работы возвратившегося в Одессу художника — жанр и пейзажи, которые часто экспонируются на выставках Товарищества художников-передвижников и его младшего брата — Товарищества южнорусских художников, одним из организаторов которого был П.А. Нилус. Писал П.А. Нилус и портреты известных людей. Два из них особенно примечательны: "Портрет А.П. Чехова" (1902—1904) и "Портрет И.А. Бунина" (1917). С будущим нобелевским лауреатом по литературе у художника были настоящие дружеские отношения — Бунин посвятил Нилусу одно из самых проникновенных своих стихотворений Одиночество.

 

 В духе того времени в 1915 году П.А. Нилус устроил выставку своих многочисленных работ, сбор от которой пошел в пользу военных беженцев из западных областей страны.

 

 В 1920 году в общем потоке эмиграции художник покинул страну. В 1924 году поселился в Париже. И не пропал. Он по-прежнему много писал, легко перейдя на русский символико-романтический стиль, который понравился французам, оттого во Франции, да и в Европе можно легко встретить картины нашего соотечественника. 

_______________________

 

 

 

Имя художника Петра Нилуса нынче не слишком известно. Пётр Александрович Нилус родился 8 (21) февраля 1869 года в родительской усадьбе в Подольской губернии.Внук генерала, участника войны 1812 года. Петр Александрович Нилус был известным художником, особенно в Одессе, где он жил с 1876 года. Учился Нилус сначала в реальном училище Петра и Павла, а затем в художественной школе (1883—1889)в мастерской Константина Костанди. А вот учеба в Академии художеств закончилась для П. Нилуса в течение года.

 

 

 

Автопортрет в белой блузе

 

 

 

Поступив в нее в 1889 году, он через год оставил ее, чтобы заняться самостоятельной работой. Совершил столь смелый поступок молодой Петр Нилус по совету большого авторитета — И.Е. Репина, который считал, что не для каждого таланта Академия хороша, иных она просто стандартизирует.

 

Первые самостоятельные работы возвратившегося в Одессу художника — жанр и пейзажи, которые часто экспонируются на выставках Товарищества художников-передвижников и его младшего брата — Товарищества южнорусских художников, одним из организаторов которого был П.А. Нилус. Писал П.А. Нилус и портреты известных людей. Два из них особенно примечательны: "Портрет А.П. Чехова" (1902—1904) и "Портрет И.А. Бунина" (1917). С будущим нобелевским лауреатом по литературе у художника были настоящие дружеские отношения — Бунин посвятил Нилусу одно из самых проникновенных своих стихотворений "Одиночество".

 

В духе того времени в 1915 году П.А. Нилус устроил выставку своих многочисленных работ, сбор от которой пошел в пользу военных беженцев из западных областей страны.

 

Отказавшись от жанровых картинок в духе Маковского («Босяк», «Официант», «На скачках»), Нилус обратил внимание на живописный облик родного города («Соборная площадь в Одессе»), на портреты своих друзей и товарищей по искусству,среди которых были Чехов и Бунин. Но это - потом, а сперва был период честного подражания «передвижникам», без крутых виражей, но не без некоторого успеха у публики.

 

Сохранилось свидетельство о внимании «самого Льва Толстого» к выставочной картинке Петра Нилуса «С визитом», на которой старенький господин в потертом цилиндре и с букетом в руках стоит в ожидании перед запертой дверью. Лев Николаевич долго не отходил от картины и при этом приговаривал: «Вот это хорошо, хорошо. А как же! Господин всю жизнь носил цветы какой-то особе, что за этой дверью. И в этот раз, уже седой, стоит и ждет, когда его впустят поднести цветы. И только! Больше у него ничего не осталось. Правда, хорошо!»

 

Воодушевившись столь ценным отзывом великого старца, можно было и далее писать подобные «жанрики» (один из них будет приобретен Русским музеем), но Нилус чувствовал: следовало сделать шаг вперед. Сделать, «взяв все хорошее, что было у передвижников». Этим шагом стал портрет Антона Чехова. Именно к этому портрету склонял художника импульсивный приятель Нилуса Иван Бунин, восходящая звезда русской поэзии и прозы. К тому же Иван Алексеевич благоволил к одесским художникам, а с Нилусом так просто подружился. Так что весной 1902 года Бунин и Нилус приехали в Ялту, где художнику предстояло «снять» с Чехова портрет красками.

 

Тут надо вам заметить, что писать Чехова было делом деликатным до чертиков. Чехов избегал журналистов и портретистов с паническим стоицизмом. Он и в обморок боялся упасть «на людях», дабы не привлекать к себе внимания, а тут - многочасовое позирование! Поэтому и портретов Чехова не больше, чем пальцев на одной руке. И все малоудачные. Даже тот, что сегодня в Третьяковской галерее (писал Осип Браз), вызывал у Чехова ощущение, будто он «нанюхался хрену». Серов, писавший Чехова, признался, что чеховский облик «никому не дается». Других портретистов Чехова и не вспомнить уже. И вот - Нилус, «заставленный» Буниным. Что-то будет!

 

Сеансы при посредстве Бунина состоялись и шли неплохо во взаимной беседе о том, о сем. И все бы ничего, получилось что-то вполне приличное по краскам, как вдруг привезли морем больную актрису Книппер, жену писателя. В результате операции она потеряла ребенка, а с ним и надежду на счастливую семейную жизнь.

 

Портрет работы Нилуса так и остался незаконченным, в коем виде и пребывает в московском доме-музее А. П. Чехова. В скупой иконографии Чехова (для сравнения: портретов А. М. Горького - за две сотни) работа Нилуса занимает не последнее место.

 

И снова шаг вперед. Не без влияния Бунина Нилус успешно пробует себя в беллетристике, пишет и печатает рассказы, которые со временем составят две напечатанных книги. Он выступает и по вопросам искусства в «Одесских новостях», хотя при этом понимает, что до писательской славы своего друга Бунина ему далеко. Словно угадывая состояние Нилуса, Бунин посвящает своему другу одно из лучших стихотворений - «Одиночество» (И ветер, и дождик, и мгла над холодной пустыней воды...). Посвящение Нилусу в дальнейших публикациях стихотворения исчезнет, и не по вине автора.

 

И снова шаг перед, шаг к зрителю. В 1915 году литературно-артистическое общество Одессы устроило Нилусу персональную выставку. Набралось более сотни работ. И они позволяли землякам и приезжим по достоинству оценить творчество местной знаменитости. А то, что Нилус был действительно знаменит в своем городе, свидетельствует летописец Одессы Де-рибас: «Кто в Одессе не знает Петра Александровича Нилуса. Вы можете встретить его всюду, где есть что-либо хорошее, что-либо интересное, что-либо живописное: на крутом обрыве Ланжерона, перед тихо стелющимся морем на бульваре у монументальной лестницы, в кафе перед кружкой пива, на поле на Большом фонтане, где колосится высокая рожь, на симфоническом концерте в городском саду... Нилус лучшее дитя Одессы. Он готов отдать все растения Вселенной за одну акацию на Херсонской улице...»

 

Такая репутация известности, зафиксированная «Одесским листком», позволила Нилусу уже при советской власти стать депутатом Городского совета. Но!.. Следовало сделать шаг вперед. В 1920 году в общем потоке эмиграции художник покинул страну. В 1924 году поселился в Париже. И не пропал. В первые тяжкие годы эмиграции в Париже Бунины, Куприны и Нилусы жили в одном доме. Художник по-прежнему много писал, легко перейдя на русский символико-романтический стиль, который понравился французам, оттого во Франции, да и в Европе можно легко встретить картины нашего соотечественника.

 

В 1924 году   Люксембургский музей приобретает его картину «Концерт». Провёл персональную выставку в Одессе в 1915 году и 11 выставок в эмиграции.

 

Умер Петр Нилус 23 мая1943 года.

 

Работы Петра Нилуса хранятся в Третьяковской галерее («На бульваре», 1895), в Одесском художественном музее, в Государственном Литературном музее (Москва),в областном художественном музее им И.С.Крамского г. Воронеж, в частных коллекциях.

 

Источник: http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post103837957/

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 109 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 44 из этого альбома
"Осень"
"Портрет А.П. Чехова"
"На мостике. Лето"
"Утро"
"Булонский лес"
"Во дворе"
"Поле"
"Элегантная женщина"
"У окна"
"Девочка"
"Вечерняя прогулка"
"Мечтающая"
"Пейзаж"
"В парке"
"Сенокос"
"Автопортрет в белой блузе"
"Встреча"
"Порт"
"Поэт осенью"
"Антракт"
"Берег моря в снегу с завернутыми кустами роз. (Заснеженный берег моря)"
"Посуда, фиги и ножик"
"Прогулка в весеннем парке"
"Дама в красном"
"На балу"
"Белый сервиз"
"Paying a visit"
?
"Большой натюрморт"
"Автопортрет в котелке"
"Синий натюрморт с апельсинами"
"После дождя – городской пейзаж"
?
?
"Potager aux toits rouges (Martigny-Les-Bains)"
"Площадь Республики"
?
?
?
?
?
?
"В читальном зале"
"Vase with Daisies"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования