13 июля 2013
Пакулин Вячеслав Владимирович Vyacheslav Pakoulin. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 21 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Реализм
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

 

Пакулин Вячеслав Владимирович 

 

Vyacheslav Pakoulin

 

(1900 - 1951)

 

 

 

В.В.Пакулин был необыкновенно требовательным к себе художником. "Страшная вещь, когда художник сам себя признал", - записал он уже в пору творческой зрелости.

 

 

 

 

 

Учился Пакулин в ЦУТР (1916-22) у А. Е. Карева и В. В. Лебедева, затем во Вхутемасе - Вхутеине(1922-25) у А. Е. Карева и А. И. Савинова, совмещая учебу с занятиями на Курсах мастерства сценических постановок, организованных в 1918 г. В. Э. Мейерхольдом в Петрограде. 

 

 

 

 

 

Принимал участие в оформлении массовых праздников, посвященных октябрьским годовщинам.

 

В ранних живописных произведениях Пакулина заметно влияние пространственной концепции К. С. Петрова-Водкина: намеренно ломаное пространство, геометризация форм.

 

 

 

 

 

В 1926 г. художник активно включился в создание и творческую жизнь объединения "Круг художников", ставившего своей задачей идти "через картину к стилю эпохи". В 1927-32 гг. был председателем этого объединения. Разрабатывал идею о монументальном начале в искусстве 1920-30-х гг., обращаясь к "истокам" - древнерусской фреске с ее строгой и сдержанной простотой.

 

В 1926-27 гг. работал над своим программным произведением "Жница", вложив в него всю страсть формально-теоретических поисков предыдущих лет. Снабдил живописное произведение манифестом-описанием задач, раскрывающихся в этом полотне. Манифест заканчивался постулатом: "В основе: контроль разума в равной соподчиненности с ассоциациями от природы". 

 

В 1930-х гг. Пакулин резко изменил манеру письма и сферу теоретического искания. "Учиться нужно прежде всего у природы", - записывал художник в дневниковых заметках, определяя для себя, что непосредственное умение видеть природу - это самое ценное в творчестве. 

 

 

 

 

 

В эти же годы он побывал в творческой командировке в Донбассе, выполнил ряд произведений на индустриальную тему ("Цех завода "Электросила"" и др.). Работал в составе бригады художников над панно "Хлопок" в Москве (1935), "Физкультура" для советского павильона на Всемирной выставке 1937 г. и Париже.

 

 

 

Фото 1942 г. - художник Пакулин В.В. на Невском проспекте

 

 

 

Во время войны художник остался в осажденном Ленинграде, создал в гуашах "летопись" блокады. После войны реализовал себя в городском пейзаже, добивался передачи цвета в пространстве архитектурной среды города, подчеркивая господство архитектурных форм.

_______________________

 

 

Вячеслав Владимирович Пакулин (2 марта 1901, Рыбинск, Российская империя — 1951, Ленинград, СССР) — российский советский живописец и график, член Ленинградского Союза художников, представитель ленинградской школы пейзажной живописи.

 

 

Годы учения

 

Пакулин Вячеслав Владимирович' родился 2 марта 1901 года[1] в Рыбинске на Волге (в некоторых источниках приводится 1900 год рождения). В апреле 1916 года «мещанин Новгородской губернии Боровичскаго уезда Опеченского посада» Вячеслав Пакулин поступает в Петрограде в Центральное училище технического рисования барона А.Л.Штиглица. Учится А. Е. Карева и В. В. Лебедева. Зиму 1917–1918 года он проводит в Рыбинске, где работает письмоводителем.

 

Зимой 1919 возвращается в Петроград. Продолжает учебу, но уже на Высших курсах декоративно-прикладного искусства им. барона А.Л.Штиглица.

 

С 1918 года Пакулин работает, как театральный художник. Учится на курсах сценических постановок, организованных В.Э.Мейерхольдом. Ряд театральных работ Пакулина находится в в собрании Театрального музея в Петербурге. С 1918 г принимает деятельное участие в работе петроградского Декоративного института, становится его членом в 1919 году. Принимал участие в оформлении массовых праздников, посвящённых октябрьским годовщинам.

 

В 1922—1925 учится в ленинградском ВХУТЕИНе у А. Е. Карева и А. И. Савинова.

 

В 1922 году в результате слияния бывшего училища им. А.Л.Штиглица и бывшей Академии художеств В. Пакулин оказывается студентом живописного факультета ВХУТЕМАСа. В 1925 г защищает дипломную работу «Смена» («Героический реализм»), отмеченную Н.Н. Пуниным.

 

 

Опыт авангарда

 

В эти годы Пакулин попадает под влияние художников В.Татлина и К. Малевича. Пакулин постоянно бывает в Музее художественной культуры, а затем в ГИНХУКе. Как вспоминал В.И.Курдов, здесь, «...в пустых комнатах дома Мятлева, изучали (студенты ВХУТЕМАСа–ВХУТЕИНа. – авт.) метод Сезанна и Пикассо, постигали основы кубизма, геометризации форм».[2]

 

В 1922 г. впервые принял участие в выставке в МХК ( Музее художественной культуры) в Петрограде: «Обзор новейших течений» (1922). Выставка была организована В.Татлиным и являла собой попытку «консолидации левых сил» в Петрограде.

 

Среди работ Пакулина этого времени – имеющие непосредственное отношение к выставке 1922 г. «Объемы и плоскости» (1922) и одно из «Формальных разрешений фактуры» (1920), «Натюрморт» (с подносом, начало 1920-х годов), «Белый натюрморт» и «Синий пейзаж» (начало 1920-х годов). Талант и творческий эклектизм объединяет эти работы, являющиеся соединением кубизма и принципов А.Е.Карева. Другие работы этого времени ; «Формальное разрешение фактуры» и «Натюрморт» (с подносом) – сделаны художников под впечатлением от контррельефов B.Татлина.

 

 

Круг художников

 

В 1927 г В. Пакулин становится председателем объединения «Круг художников» (1926 – 1932), в состав которого первоначально вошли сокурсники Пакулина, а позднее к ним примкнула наиболее активная творческая молодежь Ленинграда (А.Пахомов, М.Федоричева, М.Вербов, Л.Британишский, Д.Загоскин, А.Почтенный, А.Ведерников, А.Русаков, В.Малагис, А.Самохвалов, Г.Неменова, Б.Каплянский и другие). Пакулин является несомненным лидером этого объединения, участвует в трёх основных его выставках в Русском музее (1927, 1928, 1929) и в Картинной галерее в Киеве в 1930 году.

 

Для Пакулина, поиски декларируемого «стиля эпохи», монументального по форме и емкого по содержанию, воплотились в создании им серии программных живописных произведений,до сих пор сяитающихся его лучшими работами,как «Жница» (1926 – 1927), показанная на первой выставке общества. Эта работа написана под вляинием «крестьянского цикла» К.Малевича. Пакулин, с его личным колористическим даром, с его чувством формы русского монументального, фрескового искусства, не оказался напрямую завимм от художественной формы Малевича. Художник воспринял эту форму творчески, сохраняя свою собственную узнаваемость. "Жница" - огромное по размерам полотно, имеющее сходство с фреской.

 

В «Жнице», отбросив одни детали и рельефно изображая другие, умышленно усиливая динамику контрастов, свободно сдвигая пространственные планы и контуры объемов, он находит пластический эквивалент физического напряжения, преодоления тяжести. Символический характер образа поясняет авторский текст-манифест на обороте холста.[2]

Другое программное произведение В. Пакулина - «Женщина с ведрами» (1928).

 

Эти монументальные образы не были единственными в творчестве В.Пакулина. В 1920-х – начале 1930-х годов он , наравне с монументальными полотнами, создает также камерные портреты «Дама с веером» (1927) и «Женщина в красной шляпе» (1927), экспрессивные полотна «Матрос» (1928) и «Террор» (1929), и сориентированные на иконописные традиции работы на дереве – «Да здравствует Международный день работниц!» (1929) и «Мать» (конец 1920-х годов).

 

Пакулин вступил в члены Ленинградского Союза советских художников в 1932 году, и стал членом его правления. Последние, сделанные в традициях "Круга художников" масштабные полотна Пакулина - «На току. Молотьба» (1935), «Турбокорпус завода «Электросила» (1932). Его творческая поездка на шахту в Донбасс, в Макеевку осталась только в эскизах, которые так и не реализовались в законченное произведение.

 

 

Предвоенные годы

 

Предвоенные 1930-е годы Пакулин пережил тяжело. Его живописный талант, реализовавшийся в создании художественного объединения «Круг художников» (1926 – 1932) и в ряде значительных живописных произведений, остались в прошлом. Тематические полотна не стали успешными вехами его творчества. Пакулин шел на компромиссы, хотя все же старался чтить при этом заветы провозглашенного Н.Н.Луниным «живописного реализма». В эти годы он работает, в основном, в пейзаже, входит в круг "ленинградской школы пейзажной живописи": «Колхозное стадо» (1930-е годы), «Гатчинский парк» (1938), «Ранняя весна» (1940).

 

На жизнь Пакулин зарабатывал в это время оформлением массовых праздников, работал также в составе бригады художников над панно «Хлопок» в Москве (1935), «Физкультура» для советского павильона на Всемирной выставке 1937 года в Париже.

 

 

Блокада

 

Пакулин оставался в Ленинграде в блокаду.

 

В иконце июня 1941 года вместе с группой художников, руководимой В.А.Серовым,выезжал ан фронт для создания маскировки военных объектов в районе станции Дно.

 

В марте 1942 г. на Первой выставке ленинградских художников в марте 1942 года демонстрирует картины «Народное ополчение», «Взятие немецкого танка» и несколько пейзажей. Совместно с художником Н.И.Пилыциковым создает полотно «Таран Севастьянова».

 

Зимой 1941- 1942 гг. Пакулин начал работу над серией пейзажей. Художник рисовал на улицвх Ленинграда, возил за собой доски и подрамники. Продолжал работу во время обстрелов и бомбёжек. Написал несколько десятков пейзажей. Пакулин любил Ленинград, однако до войны никогда не писал городские пейзажи, именно в блокаду ему открылась красота города. Многие худлжники отмечали что зимой 1941 – 1942 года Ленинград был особенно красив: искрящийся инеем, неподвижный и почти безлюдный. Пейзажи блокадной «летописи» Пакулина – «Дом книги. Проспект 25 Октября» (1942), «У Адмиралтейства» (1941 – 1942), «Эрмитаж. Иорданский подъезд» (1942), «Проспект 25 Октября. Весна» (1943), «Демидов переулок» (1943), «Улица Пестеля» (1943), «Львиный мостик. Весна» (1943), «У Фонарного моста» (1944), «Фонтанка» (1944) [3] и «Невский проспект в праздник 9 июля 1945 года» (1945).

 

В марте 1943 г. выезжал в составе группы художников на передовые линии фронта, рисовал портреты бойцов.[4]

 

В 1944 году принял участие в выставке пяти художников в Русском музее( В.М.Конашевич, В.В.Пакулин, А.Ф.Пахомов, К.И.Рудаков и А.А.Стрекавин), показав 28 своих блокадных пейзажей. Позднее, в феврале 1945 года они экспонировались в Москве, еще раз засвидетельствовав достижения художника, его причастность к лучшим традициям ленинградской школы пейзажной живописи.

 

 

Послевоенные годы

 

В послевоенные годы произведения Пакулина подвергались критике как «яркий пример формализма в живописи». Пакулину довелось перенести глубокое потрясение: ему довелось быть свидетелем уничтожения части своих работ; по приказу свыше в 1949 г. чудовищный акт вандализма осуществили работники Художественного фонда ЛССХ. Вскоре после этого, не отмеченный ни званиями, ни наградами, Пакулин Вячеслав Владимирович скончался в 1951 году в Ленинграде.

 

Жена: художница Мария Александровна Федоричева (1895 - 1971),соратница В.В. Пакулина по " Кругу художников".

 

Произведения Пакулина хранятся, преимущественно, в Государственном Русском музее, также и в других в музеях и частных собраниях России, Украины, Германии, США и других стран.

 

 

Примечания

 

↑ Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. — Санкт Петербург: «Первоцвет», 2007. — с.22.

↑ 1 2 Ольга Мусакова (Шихирева)

↑ Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. — Л: Художник РСФСР, 1976. — с.25-26.

↑ Блокадный дневник. Альбом-каталог. Автор- составитель В. Е. Ловягина. Спб. : Русская классика, 2005. С.120121.

 

 

Источники

 

Ольга Мусакова(Шихирева). В.В.Пакулин. http://www.mecenat-and-world.ru/41-44/musakova.htm

Выставка произведений ленинградских художников. 1947 год. Живопись. Скульптура. Графика. Театрально-декорационная живопись. Каталог. Л., ЛССХ, 1948.

Бойков В. Изобразительное искусство Ленинграда. Заметки о выставке ленинградских художников. // Ленинградская правда, 1947, 29 ноября.

Бетхер-Остренко И. Художественная летопись истории. // Вечерний Ленинград, 1964, 28 января.

Мямлин И. Сердце с правдой вдвоём... / Ленинградская правда, 1975, 1 июня.

Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. — Л: Художник РСФСР, 1976. — с.25-26.

Matthew Cullerne Bown. A Dictionary of Twentieth Century Russian And Soviet Painters. 1900 — 1980s. — London: Izomar Limited, 1998.

Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб., НП-Принт, 2007. С.19, 380—382, 385—387, 391, 407. ISBN 5-901724-21-6, ISBN 978-5-901724-21-7.

Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. — Санкт Петербург: «Первоцвет», 2007. — с.22.

Струкова А. И. Ленинградская пейзажная школа и её мастера. 1930-е — первая половина 1940-х годов. Автореферат диссертации. — Москва, 2008.

Слудняков А. Творчество Николая Ионина в контексте развития ленинградской живописной школы 1920-х — 1940-х годов. Автореферат диссертации. СПб., 2009.

 

Источник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1458141

 

 

 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 54 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 21 из этого альбома
"Матросы (В кабачке)"
"Женщина в красной шляпе"
"Женщина с ведрами"
"Жница"
"Демидов переулок"
"Невский проспект (Напротив Казанского собора)"
"Обнаженная модель"
"Матрос с девушкой"
"Хоста. Дом творчества художников"
"У озера"
"Сталевар"
"Кисловодск"
"Портрет мальчика"
"Угол улиц Некрасова и Маяковского"
"Человек со стрекозой"
"На отдыхе"
"Террор"
"Дом книги. Проспект 25 октября"
"В поле"
"Натюрморт"
?
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования