07 декабря 2013
Светославский Сергей Иванович Svetoslavsky Sergey. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 33 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Пейзаж
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

 

 

Светославский Сергей Иванович


Svetoslavsky Sergey


(1857-1931)

 



Приехавший из Киева в Московское училище живописи, ваяния и зодчества Сергей Светославский настолько успешно проходил курс обучения (1874—1882) у А.К. Саврасова, В.Г. Перова, В.Д. Поленова, что своей первой самостоятельной работой Из окна Московского училища живописи (1878) порадовал не только своих учителей, но и великого ценителя и собирателя русской живописи П.М. Третьякова, который приобрел картину для своей коллекции.

Картина имела и другое важное значение для С. Светославского — она положила начало циклу картин, написанных будто из окна того или иного здания в Москве и Киеве: "Дворик" (1884), "Постоялый двор в Москве" (1892). Художник не стремится показать парадные виды больших городов — напротив, его дворики сознательно заурядны, часто несут чувство сострадания к неустроенности человеческой, городской жизни.

С.И. Светославский совершал длительные путешествия по Украине, Кавказу, бывал в Средней Азии, создавая по результатам поездок картины, несущие своеобразие окраин тогда еще Российской империи. К сожалению, болезнь глаз наложила с начала 1920-х годов табу на работу художника. По поводу одной из представленных картин следует сделать два замечания: во-первых, вновь, после стараний И.С. Глазунова, появилась возможность написать кусочек Москвы из окна теперь Российской академии живописи, ваяния и зодчества, и, во-вторых, есть и потери: церковь Фрола и Лавра, главы которой изображены на полотне, осталась в прошлом.

___________________________

 

 

Светославский Сергей Иванович



Биография Светославского Сергея Ивановича


Молодые годы



Сергей Иванович Светославский родился 6 октября 1857 года в Киеве, по происхождению – дворянин. В 1874 году С.Светославский семнадцатилетним юношей уехал в Москву и поступил на учебу в Московское Училище живописи, зодчества и ваяния. Наставниками Светославского были известные живописцы В.Д.Поленов, А.К.Саврасов, В.Г.Перов.

Все молодые годы С.Светославский много работает: пишет с натуры, чаще всего выбирает  непритязательные мотивы для своих этюдов. Вместе со своими товарищами И.Левитаном и К.Коровиным во все молодые годы учебы они показывали большой талант и огромное стремление к живописи.

Первый  самостоятельный пейзаж С.И.Светославского «Из окна Московского училища живописи», который был написан в 1878 году, высоко оценили не только учителя, но и большой знаток, собиратель живописи П.М.Третьяков. Он приобрел это полотно для своей коллекции у С.И.Светославского, считая его «талантливейшим учеником училища».

Все молодые годы С.И. Светославский во время каникул уезжал к родителям на Украину, где много работал: из летних поездок  молодой живописец обязательно привозил в Москву много новых эскизов. В 1879 году он получает свою первую серебряную медаль за отлично выполненный пейзаж «Отмель на Днепре».

В 1883 году Сергей Иванович Светославский заканчивает учебу и возвращается в Киев.



Зрелые годы




С конца 1883 года С.И. Светославский постоянно проживает  в Киеве, много работает над своими картинами. Вместе с такими же талантливыми художниками-единомышленниками П.Левченко, С.Васильковским, В.Орловским, К.Костанди вступает в Товарищество передвижников. Они представляют свои работы в благотворительных выставках, таких как «Выставка в помощь польскому населению, пострадавшему во время Первой мировой войны», организованной Киевским отделом опеки глухонемых, и других передвижных выставках.

В зрелые годы, к 1890-м годам художественное творчество Светославского разделяется на два типа: камерно-лирический и эпический тип пейзажа. Первый тип художник представлял в своих работах «Усадьба художника», «Окраина Киева. Зима», «В саду», где показывал умиротворенную тишину уютных уголков и скромных построек окраин Москвы и Киева с немногочисленными фигурками людей. В эпическом же пейзаже представлена широта панорамного видения и образного содержания социальной темы. Так, сразу обращает на себя внимание картина «Москва. Василий Блаженный» (1893г), в которой выделяются наиболее точные и характерные приметы облика города. В этой же манере Светославский описывает провинциальные города Украины в картинах: «Улица уездного города» (1895г) и «Миргород» (1902г),  монументально воплощая в живописи сонную скуку глухих городков.

В 1890-1900 годах С.И.Светославский путешествовал по Средней Азии, после чего в его произведениях  появляются яркие и сочные краски. В новых жанровых картинах «Восточный базар», «Корабли пустыни», «Стадо овец в горах», «На далекой окраине» художник уделяет больше внимания жанровым мотивам.

На Всемирной выставке в Париже в 1900 году С.И.Светославский был  награжден бронзовой медалью за картину «Дворик».

Художник много работал также в области сатирической графики, в 1906 году в киевском журнале «Шершень» были опубликованы несколько карикатур, выражающие его свободолюбивые прогрессивные идеи.

В 1905 году С.И.Светославский организовал художественную студию, в которой могли продолжить свое художественное обучение бывшие студенты Киевского художественного училища, исключённые из этого учебного заведения за участие в студенческих забастовках.

Творческая деятельность С.И.Светославского прерывается болезнью глаз: почти полная потеря зрения перед Октябрьской революцией 1917 года заставляет художника искать спасения в глубоком уединении и без любимого занятия живописью до конца жизни. Умер Светославский Сергей Иванович 19 сентября 1931 года в Киеве. Украинский художник-пейзажист и карикатурист похоронен на Лукъяновском кладбище.

Только через четверть века художественное творчество С.И.Светославского вновь заняло достойное место в русской и украинской живописи, до настоящего времени привлекая пристальное внимание исследователей.

 

Самые известные картины Светославского Сергея Ивановича




Светославский С.И. любил путешествовать по Кавказу, Средней Азии, по родной Украине. В этих поездках он черпал вдохновение для своих новых работ. «На далекой окраине», «Восточный базар», «Весна на хуторе», «Разлив», «Паром на Днепре» и многие  другие передают многообразие человеческой жизни и изменчивость окружающей природы.

Начало циклу картин, написанных будто бы из-за окна какого-то московского или киевского здания, положила написанная в 1878 г. картина «Из окна Московского училища живописи». Следующей была картина «Дворик» (1884г), потом «Постоялый двор в Москве» (1892г), затем «Дворянское гнездо», «Улица уездного города» и другие. Все его дворики за окном настолько заурядны, что чаще всего вызывают чувство сострадания к неустроенности городской жизни – этим художник сознательно скрывал парадный блеск большого города.

Самые известные картины Светославского Сергея Ивановича - «В саду», «Зимний пейзаж», «К весне»,            «Дворик», «Постоялый двор», «Москворецкий мост», «Пейзаж с аистами», «Дворянское гнездо», «Москва — Василий Блаженный». Правдиво и с большим сочувствием отражал художник жизнь украинского крестьянина в своих картинах «Вечер в степи», «Весна на хуторе», «Волы на ниве», изображая нелегкий труд хлебороба в широкой степи и на пашне, спокойствие запряженных волов и усталость крестьянина.

В 1900-е годы художник посвящает Днепру целый ряд величественных полотен: «Днепр в сумерках», «Паром на Днепре», «Разлив», «Заготовка льда», в которых передает изменчивость природы, многообразие человеческой жизни и в то же время торжественность и зрелищность пространства, широту горизонтов композиций и цветовой гаммы.

 

Принадлежность картин Светославского Сергея Ивановича                                   к художественным стилям




Имя Светославского Сергея Ивановича в пейзажной живописи XIX века было одним из самых значительных. За все годы своего творчества он прочно подтвердил статус выдающегося мастера реалистического пейзажа. Принадлежность картин Светославского С.И. к художественным стилям реализма ставит художника в один ряд с самыми замечательными русскими художниками-пейзажистами. Свое стремление как можно глубже проникать в сокровенную жизнь русской природы, развивать живописное мастерство с присущим ему демократическим пафосом выделяет его живописное творчество в искусстве XIX века.

 

Музеи и галереи – места выставок картин Светославского Сергея Ивановича




С 1884 года Светославский участвовал в выставках Товарищества передвижников, с 1890 года – в выставках Московского общества любителей искусств, в 1894-96 годах – в выставках Киевского общества художественных выставок, во Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде, в 1900 году – на Всемирной выставке в Париже, в 1907 году – в осенней выставке Петербургской Академии художеств.

В настоящее время лучшие работы замечательного пейзажиста XIX века С.И. Светославского хранятся в Третьяковской галерее в Москве, в Киевском музее украинского искусства и в частных коллекциях.

 

http://www.art-kartina.ru/jiv-svetoslavskiy.html

______________________________

 

"Призвание - быть гражданином". Наш соотечественник, Сергей Светославский




Вот он сидит, взирая куда-то в днепровскую даль…


        Поиски скрытого смысла и образа величайшей загадки, под названием «природа»… Для этого ему не нужно ничего, кроме его верных спутников­: белоснежного холста, красок, кисти и палитры. Все тайны природы запечатлены в его картинах, призванных обо всем поведать людям. Пусть они наконец-то обратят внимание на то, как ласково солнце обнимает небо, как трепетно к нему тянутся ветви деревьев, в надежде получить тепло после долгого зимнего сна, и как внезапно приходит весна, принося с собой возрожденье...


          Таким был взгляд  Сергея Светославского - украинского художника-гуманиста и путешественника, посвятившего всю свою жизнь служению искусству и людям.


Он написал более 150 картин, принимал участие более чем в 50 выставках, являлся одним из основателей национальной украинской школы пейзажа, к которой также принадлежат Н.Пимоненко, С.Васильковский, П.Левченко, К.Костанди. А русское искусство ставит его имя рядом с именами лучших пейзажистов России 19-20вв.-О.Сасрасова, Ф.Васильева, И.Левитана, В.Серова, К.Коровина.


            Помимо творчества занимался активной гражданской деятельностью. Так, он являлся членом Товарищества художников-передвижников, Киевского отдела Товарищества любителей животных, Киевского товарищества художественных выставок; основал свою художественную студию, вел преподавательскую деятельность, выделял пожертвования для Красного Креста, а также был одним из основателей Киевского зоопарка, для которого привозил животных из Средней Азии.


            Работы Светославского можно увидеть в художественных музеях Украины (Национальный художественный музей Украины, Музей истории города Киева, Винницкий областной художественного музей и частные коллекции Киева),России(Третьяковская галерея, музеи Александра Третьего, Петербургская академия художеств) и тех регионов Средней Азии, где он путешествовал, - Узбекистана, Казахстана, Киргизстана.Наибольшая их часть находиться в Национальном художественном музее Украины- 99 произведений живописи, учитывая картины, полотна, этюды и 6 рисунков. В его полотнах нашло отражение как время с его художественными и социальными приметами, так и благородная душа человека-гуманиста, который любил природу, жизнь и родную землю.


 
Жизненный путь и творчество


 
          Сегодня Сергею Светославскому исполнилось бы 150 лет.


          Родился 6 октября, 1857 года, в Киеве, в семье мелкого чиновника Ивана Светославского. В 1862 г. семья  переезжает в Россию, живет в Пскове, Петербурге и Тверской губернии. С1870 г. Сергей  с родителями живет в Москве. В 1875 г. поступил в Московское училище живописи, скульптуры и архитектуры. (1875-1883). Его однокурсниками были братья К. и С.Коровины, И.Левитан. Учителями - В. Перов, А. Саврасов - тогдашние инициаторы передвижничества, исповедовавшего экономическую и идейную свободу творчества, реализм и демократизм живописи. Они помогали молодежи не только в овладении законами мастерства, а и приобщали к основам новой эстетики, которая превозносила реальную, временами грубую природу с убогими сельскими домишками, размытыми дождем грязными дорогами до категории прекрасного, достойного внимания искусства.


            В 1879 г. состоялась выставка ученических работ, среди которых находилась и первая картина Светославского. Именно ее тогда приметил Павел Михайлович Третьяков - крупный промышленник, ценитель и коллекционер русского искусства,- и картина «Из окна Московського училища», вследствие, пополнила его коллекцию.


            В июле, 1882г. молодой художник перешел в Петербургскую Академию искусств, после того как О.Саврасов прекратил преподавание в училище. В октябре того же года вернулся в московское училище, где учителем его стал В. Поленов.


            В 1883г., начиная с весны, путешествовал по Черноморскому побережью, писал этюды в Киевской, Черниговской, Полтавской, Екатеринославской, Таврийской губерниях. Опоздав к началу учебы, был исключен из училища. Но это не помешало ему в том же году получить серебряную медаль за рисунок «Два натурщика» и диплом учителя рисования.


            В 1884 г. впервые представил шесть своих работ на Двенадцатой выставке передвижников. Из них два – « Осень» и «Дворик» - приобрел П.Третьяков. Тогда же Светославский стал экспонентом Товарищества передвижных художественных выставок.


            Вскоре переехал в Киев и поселился в усадьбе своих родителей на Куреневке - по ул. Кирриловской,96. Летом осуществил поездку на Юг России, где исполнил много морских этюдов.


            В 1886г. подружился с А.Праховым, В.Васнецовым, Н. Пимоненко, которые в то время занимались декорацией Владимирского собора в Киеве. В круг его друзей входили также П. Третьяков, В. Маковский, В. Поленов, И.Шишкин, В.Серов, И.Левитан, К.Коровин.


            В 1890г. женился на дочери известного в кругах русских музыкантов и культурных деятелей нотного издателя П.Юргенсона - Александре Петровне. Во время свадебного путешествия проводил много времени на Кавказе, исполнил ряд горных пейзажей. Поселился с женой в Москве на Покровке (в Колпашном переулке).


            С1893 по1900годы - один из основателей и членов Киевского товарищества художественных выставок.


            В 1894 г., после неудачного брака с Алексанлрой, вернулся в Киев. В конце 1890-х совершил путешествия по России и Средней Азии, а также навестил Одессу.


            На Всемирной выставке в Париже 1900г. его картина «Заезжий двор в Москве» получила бронзовую медаль. В том же году вышел из Товарищества передвижных выставок.


В 1901-1902г.г. принимал участие в выставках объединения «Мир искусства».


            В 1904 г. стал почетным членом Киевского отделения Товарищества любителей животных. Тогда же передал доход от персональной выставки Киевскому отделению Красного Креста..В 1905 г. открыл собственную студию, куда принял 40 студентов, изгнанных из Киевского художественного училища за участие в революционных митингах.


            Активная творческая деятельность Светославского, его участие в разных художественных выставках, организация своих персональных выставок(1903,1904,1908),содействовали оживлению жизни искусства Киева. С 1905 по 1907 занимался иллюстрацией сатирически-юмористического журнала «Шершень».


            1911,1912,1914г.г.- член жюри Международного конкурса на проект памятника Т.Шевченко в Киеве.


          В конце 1910 г. Светославского постигла болезнь глаз, из-за которой он прекратил художественную деятельность.


Зоопарк


           Общими усилиями членов Киевского отделения Товарищества любителей животных, а также мизерных пожертвований частных лиц и меценатов, в 1908 году был основан Киевский зоопарк. Его решили расположить в университетском ботаническом саду. Коллекции пополнялись, в основном, за счет подарков частных лиц. Так, в 1909г. Светославский прислал два вагона с животными из Центральной Азии и Туркестана. Много экспонатов также передал собственник знаменитого заповедника Аскания - Нова Ф.Е.Фальц-Фейн. (Живущий в данный момент в Монако). В 1911 зоосад насчитывал уже 175 видов животных и птиц, здесь побывали 73 тысячи посетителей. Но территории было недостаточно. В 1912 году в пригороде Шулявка ему было выделено 16 десятин (23,2 гектара)земли, а через пять лет здесь уже работали зоологическое, ботаническое и этнографическое отделения, научно-показательная пасека и музей пчеловодства. В 1919 году Киевский городской совет признал киевский зоологический парк общегосударственной собственностью и выделил деньги на его содержание.
            Но всего этого не было бы, если бы не старания Светославского, осуществлявшего далекие и весьма рискованные экспедиции для вылова животных. В 1909г. он написал письмо своему другу и ценителю его картин П.М. Третьякову, с просьбой посодействовать финансово в организации экспедиции в Среднюю Азию. На что Третьяков ответил: «Многоуважаемый Сергей Иванович, как только получил вашу телеграмму, тотчас же18-го числа послал вам перевод Купбанка - тысячу рублей, а известить Вас об этом только теперь удалось. Желаю вам всего лучшего. Павел Третьяков.21 Марта. Москва» А в 1910 году Светославский продал часть своей усадьбы и отправился в Среднюю Азию чтобы поймать животных. Там же находил сюжеты для своих картин и этюдов. В коллекцию животных, подаренную зоопарку Светославским, входили представители следующих видов: камышевый кот (самец и самка из Туркестана, на средства Терещенко),каракал(из Туркестана, на средства Киевского Отдела Императорского Общества правильной охоты), волк( Туркестан), шакал(Туркестан),медведь бурый (три взрослых - Кавказ, еще один -Туркестан, на средства Терещенко),быки тибетские, белесые сипы, беркуты.


          В кунсткамере Женского Медицинского института, ныне Зоотехникума, должны сохраниться препараты редчайших пресмыкающихся, как, например, «белая змея», огромный, смертельно-опасный гад, которого удалось выловить художнику и в живом виде переслать в Киев. Находится и редчайший экземпляр «региты» или волосатика, длиною около метра, тоже доставленный Светославским - экземпляр, которого не имеют самые богатые европейские кабинеты.


         На сегодня Киевский зоопарк является одним из самых больших в Европе. Здесь находится около 3500 экземпляров животных и птиц со всех уголков мира, растет около 130 видов деревьев и кустов.


 
   Призвание - быть гражданином


            Сочувственный и добрый, он никогда не мог пройти мимо чужого горя. Во время половодья на своей лодке спасал пострадавших, которые остались без крова, помогал материально. Художник радо отдавал свои произведения на благотворительные выставки, перечислял деньги для Красного Креста.


           Он не колеблясь стал на защиту 40 студентов, исключенных за участие в революционной деятельности 1905 г. из Киевского художественного училища. В то время в редакцию «Вечернего Киева» пришло такое письмо: «М.г., г. редактор! Не откажите дать место в вашей уважаемой газете. Киевская рисовальная школа закрыта…Удалено несколько преподавателей по научным предметам,…исключено до 40 лучших талантливых учеников. Словом, настояний погром, устроенный «содержателем» школы. Возникает вопрос: почему произошло удаление преподавателей, почему стали происходить сходки учеников, и какие ими предъявлены требования к ее «содержателю», и почему сорок учеников выброшены на улицу?..Прошу прощения, но склонен думать, что сходки происходили потому, что ученики были недовольны постановкой школы, плохим отношением художников к ученикам, в особенности ее «содержателем»…Я учился в Московском училище ваяния и зодчества в 70-е годы, платил за учение 30 рублей, а «содержатель» киевской рисовальной школы берет 100 руб. За 30 рублей я пользовался прекрасными гипсовыми фигурами, костюмами, оригинальными масляными картинами; к моим услугам была прекрасная библиотека, снабженная дорогими художественными изданиями научными книгами и журналами, гравюрами лучших образцов; я мог пользоваться натурщиками и во внеклассные часы, а самое главное- у меня были профессора, которые относились к нам, ученикам, с истинным отеческим чувством. И были то братья Сорокины, Перов, Прянишников, Саврасов, скульптор Иванов, Трутовский. И смешно было бы подумать, чтобы у нас были сходки, и пришли бы мы в ужас, если бы в то золотое время нас, как ненужную истрепанную вещь, выбросили в числе сорока на улицу! Но что же творится в киевской рисовальной школе? За что увольняются 40 учеников? За что увольняется научный педагогический персонал? И почему остаются молчать господа преподаватели-художники, во главе с «содержателем», сами доведшие школу до забастовок и распада? Очень желательно, чтобы лица, стоящие во главе школы, дали бы ответы на эти вопросы, близкие сердцу людей, любящих искусство и отдавших на служение ему свою жизнь».


            Для изгнанных студентов мастер организовал студию. Среди его учеников были  Алексей Грищенко, София Левицкая и два друга - А.Богомазов и А. Архипенко, которые определили развитие нового искусства 20 века, один - украинского, другой - мирового.


            Студия просуществовала несколько лет. В методах преподавания сергей Иванович стремился наследовать педагогические традиции московского училища живописи, скульптуры и архитектуры. Он хотел передать молодежи свой опыт, свое понимание законов искусства. С началом весны, когда все студийцы дружно выходили на натуру, мастер советовал: «Наблюдайте весну. Идите в парки. Наблюдайте одно и то же место ежедневно и ежечасно, и вы увидите, как изменяется природа».


           Не только судьба людей волновала Светославского. Беспокоился он и о животных. Так, например во время голода и разрухи, когда самому художнику едва что было есть, его сильно тревожила жизнь наших братьев меньших, находящихся в зоопарке. Вот его письмо в редакцию той же газеты: «Обращаюсь к вам с великой просьбой обратить внимание, не дать умереть с голода тем узникам, которые ни в чем не повинны, ничего не видят, ничего не знают, что творится на нашей бедной Руси. Я говорю о животных, - зверях и птицах, находящихся в киевском зоологическом саду. Киевский зоологический сад, как он ни мал., как он не беден, сыграл и еще сыграет для широкой публики большую просветительную службу. Дети наши изо всех школ и училищ посещали сад бесплатно, получали здесь наслаждение и восторг, который можно было наблюдать на их милых лицах.И вот стали теперь чудные, редкие экземпляры пропадать от голода: пропали пара молодых, чудных барсов, громадных размеров кавказский медведь, которому давали теперь только по два фунта хлеба в сутки.


           Никто не знает, как трудно было добывать их. Для того чтобы приобрести каких-нибудь орлов-сипов,6 или г штук, я потратил два лета.(…)  Горных быков, памирских, которых я сюда прислал, выбрали самих лучших из нескольких сот штук киргизы; гнали их по горам 450 верст на Иркишталь и до Оши, дальше я сам гнал до Андижана, а оттуда уже привез в вагоне железной дороги в Самарканд. Боялся за них, чтобы они не пропали от жары; и вот они акклиматизировался, теперь живы и здоровы; неужели им судьба - пропадать! Очень жаль!


         Сад этот создавался многими лицами, истинными любителями, в том числе и я один из них. Художник Сергей Светославский»


 Человек в плену у природы


 
              Его творчество нам говорит о глубокой любви к родной земле, ее людям. Благодаря его имени, а также таким именам как О.Мурашко, П.Левченко, К.Костанди, М.Ткаченко,  у нас в Украине национальная пейзажная живопись в последней четверти 19в.- нач.20 переживала свой рассвет. Именно они определяли тенденцию ее развития, особенности художественно-образного языка, в котором главным критерием мировосприятия был реализм, а основой художественной техники - овладение законами пленэрной живописи (франц. plein air, буквально — открытый воздух). При ее помощи полотна наполнялись солнечным светом, воздухом, ярким многоцветием. Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников на открытом воздухе (а не в мастерской), на основе непосредственного изучения натуры с целью наиболее полного воспроизведения её реального облика.   Решая пленэрные задачи, Светославский, в отличие от С. Васильковского, не ринулся в традиции барбизонской школы, не апеллировал он и к основам импрессионистского мировидения, как это делали П. Левченко, К. Костанди. Он обратился к самой природе, ее правде. Свои пейзажи Светославский посвящал Украине, России, Средней Азии.


               Жизнь «маленького» человека и природы, которая его окружает, переплетаются в одно нераздельное целое, чем создают первозданную гармонию мира. Изобразить будничность правдиво, но посмотреть под таким углом зрения, с которого можно увидеть всю лирику, прелесть, ее красоту. Кажется, для Сергея Ивановича не было «влиятельных» и «маленьких» людей, человек для него — не венец, а только часть природы (достаточно увидеть картину «Дубок», где на фоне фантастически огромного дерева молодушки кажутся сущими «дюймовочками»).  Каждая его работа — это сложная гамма чувств и переживаний: к радости примешивается легкая грусть, в печальной мелодии увядающей природы слышен робкий голос надежды... «Искренние, правдивые, откровенные» — так характеризовали картины мастера его современники.


              Как часто бывает, слава к художнику приходит уже после его смерти. Светославский еще при жизни получил широкое признание, и довольно рано, о чем говорят его награды на многочисленных художественных выставках. А еще во время обучения талант молодого художника заметил и выделил П.Третьяков. В одном из писем И.Крамскому он писал: «Теперь в Московском училище есть несколько талантливых учеников…по пейзажу: Светославский, Эллерт, Левитан». Он, как уже было сказано, приобрел для своей галереи его работу «Из окна Московского Училища живописи»-это был вид на заснеженные крыши домов, среди которых блистали на морозном солнце верхушки церквей Флора и Лавра. Картина имела и другое важное значение для С. Светославского — она положила начало циклу картин, написанных будто из окна того или иного здания в Москве и Киеве: "Дворик" (1884), "Постоялый двор в Москве" (1892). Художник не стремится показать парадные виды больших городов — напротив, его дворики сознательно заурядны, часто несут чувство сострадания к неустроенности человеческой, городской жизни.


              Для Светославского это была первая картина, посвященная Москве. Позже были и «Заезжий двор в Москве», экспонированный на Всемирной парижской выставке в 1900г., и «Москва. Москворецкий мост.», которая вызвала восторг у Н.Ге: «Вот она, матушка Москва, во всей своей откровенности. Серенькая и не во всем опрятная. Как ловко и правдиво передал…Публике не нравиться, говорят бесцветно, серо. Не судите их. Откуда им научиться познавать правду, если сами художники бьют в картине на эффект, преувеличивают, утрируют…»               

 

             Светославский стал достойным наследником дела своих учителей, и не только в идейном плане. От Перова идет его интерес к городской теме, от Саврасова - умение тонко чувствовать природу, каждое явление ее жизни.
"Изображение простой и неказистой русской природы, утверждение ее красоты, выразительности, ее внутренней содержательности приобрели эмоциональность и непосредственность живописного решения на основе пленэра и "правды видения", - писал А.А. Федоров-Давыдов.


            Передвижники, с их обостренным восприятием живой правды, насыщая картины природы актуальной значимостью, наполняли их патриотическими чувствами и чертами национальной индивидуальности. В каждом образе земли они воплощали осмысление такого важного понятия, как родина.


            Родиной для Светославского была Украина. Национальная особенность произведений художника обусловлена уже самим выбором мотива. Он рисует огромные днепровские пороги -места запорожской славы, степные дали, зеленые луга, поля с мельницами, могущественные стены Камянец-Подольской крепости – немые свидетели народных подвигов, а также пропыленную, раскаленную солнцем улицу Миргорода, которую с таким юмором описывал Гоголь.


            Национальную окраску природы у Светославского усиливали присутствующие в его пейзажах характерные образы людей, в основном сельских жителей, которые выступают носителями самобытных традиций народной жизни и быта. Но когда в полотнах художника отсутствует человек, обязательно есть то, что его окружает - дом, двор, скот, небо, дали, его земля.


            В произведениях, посвященных Украине, он выступает, в основном,  как художник сельской темы. Эти картины воспринимаются как истинно народные, так как их автор глубоко проникает в сущность жизни человека. И даже в такой передвижнической по своему сюжету работе, как «Весенний двор» убогий вид сельского двора компенсируется красотой и силой весеннего пробуждения земли, что становиться главным лейтмотивом пейзажного образа. Характер повествования о жизни своего народа носят также картины «Волы на пахоте», «Вечер в степи», «Паром», «Рыбачки», «Жатва»,а также этюды «Поле», «Тучи».


            Картины с изображением провинциальных городов тоже смотрят на нас глазами его жителей. Свет маленьких окошек, сосредоточивших в себе тепло человеческих жилищ, контрастируя с вечерними сумерками, рождают чувство жгучей тоски по счастью. Недаром один из дореволюционных критиков назвал полотно Светославского «Улица уездного города» «прототипом всех заштатных городишек России». Мотив неприкаянного одиночества маленького человека посреди большого мира, который был распространен в искусстве передвижников 1880-х годов, звучит с особой грустью в ранней картине мастера «Ночь», открывающей перед глазами киевский пригород Куреневку. Он стал для художника источником вдохновения на всю жизнь. Потому Светославский никогда не придумывал и не выискивал сюжетов - они были за порогом его дома.


             Особое внимание мастер уделял Днепру. Как для И. Левитана Волга стала символом России, так и Днепр отождествлялся у Светославского с малороссийской землей. В «Днепровских порогах» перед глазами зрителя открывается образ могущественной реки-темной и суровой. А в «Пароме», например, Днепр отражает само спокойствие и будничность.


            Картины художника показывают, что природа не всегда может покоряться человеку, и он вовсе не является ее хозяином, а лишь ее частью, ее детям, ее заложником. Об этом - картина «Половодье», которую, по словам М.Мурашко Сергей изобразил «сурово и правдиво»: буйствующая стихия, узниками которой оказались жители бедного пригорода.


               Лишь один раз Сергей сделал попытку отойти от своего любимого жанра. Под заказ известного в Киеве мецената – купца, лесопромышленника, С. Могилевцева - он исполнил(1905-1908)десять металлических панно для декорации  его особняка на Липках, в основу которых положен роман О.Толстого «Князь Серебрянный».


 
Меня здесь не уважают, даже права голоса лишили…



            Во время разрухи и голодовки, когда картинами интересовались мало и когда, отбросивши палитру, надо было из старого железа делать ведра и менять их на хлеб, - в эти годы С. И. лишился зрения…Это трагедия для художника, также,  как и глухота для композитора. Но ее Светославский переносит с героической стойкостью.


В советские времена для С.Светославского наступила пора забытья. Новая власть творила новое искусство. Все, что он сделал раньше, не соответствовало эстетическим вкусам революционного времени, которое с такой легкостью разрушало старый мир. «Здесь меня не уважают, даже права голоса лишили, не знаю именно, за что, но все что я сделал для города, для политических засланников, все забыто»,- с горечью констатировал художник. Он скорбит только о том, что ему не удалось закончить большую картину, которая занимает половину его мастерской… О том, что громадный материал этюдов, записанных с натуры во время скитаний у подножий Памира, вокруг Туркестана, по бурханам «голодной степи», у величественных развалин Тамерлановых гробниц,  цыганских шатров, по базарам Самарканда, среди караванов, или в ущельях неприступных гор, на разноцветных праздниках кочующих народов – не превращен в картинную галерею, а так и остался в этюдах и набросках».


            Часто в мастерскую художника заходили непрошенные гости, с требованием: «Жизнь или золото». Они не верили, когда он говорил, что его золото в глазах и пальцах. Перевертывая все кругом, они ничего не находили, кроме незавершенных картин, и уходили с пустыми руками. 
…А больше у него, кроме картин, ничего не было.   

     
   В том большом количестве картин, которое он оставил, вырисовывается перед нами образ скромного и трудолюбивого, но в то же время гордого человека, талантливого художника-патриота, искусство которого объединило в себе два столетия-19 и 20.       


1931г.,19 сентября он умер. Похоронен на Лукъяновском гражданском кладбище, которое с 1994г. является Государственным историко-мемориальным заповедником. Здесь же покоятся и его коллеги, художники О.О.Мурашко, В. Д. Орловский, Н.К.Пимоненко, а также великие деятели украинской науки, культуры, военного дела: академики медицины М.Д. Стражеско, О.Ю.Лурье, О.М.Марзеев; астроном О.Я.Орлов; историк, второй президент АНУРСР М.П.Василенко; ботаники М.Г.Кащенко, О.В.Фомин; композитор М. Антонович; актриса театра «Березиль» Л.М.Гаккебуш; последний главнокомандующий Российской императорской армии генерал-летенант Н.Н. Духонин, соавтор изобретения легендарной «Катюши» В. И. Александров; витязь неба, ас- истребитель Е. Крутень, летчик известный миру как автор и первый исполнитель «мертвой петли» и рекордных по длительности перелетов П.Нестеров, моряки Днепровской флотилии и др.


http://h.ua/story/286769/

 

 

« вернуться

Рейтинг 144 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 33 из этого альбома
"Из окна Московского училища живописи"
"Постоялый двор в Москве"
"Догорающий день"
"Москворецкий мост"
"В саду"
"Весенний день. Пасека"
"Вид города"
"Дворик"
"Зимний пейзаж"
"Осень"
"Пейзаж с аистами"
"Половодье" 1
"Последний снег"
"Усадьба художника зимой"
"Хутор"
"Вечерний пейзаж"
"Натюрморт. Георгины"
"Начало весны"
"Осень. К концу дня"
"Разлив Днепра на Оболони"
"Извозчичий дом в Замосковоречье"
"Половодье" 2
"Волы на пашне"
"Увлеклись"
"Вечер в степи"
"Зима"
"Зимний пейзаж. Усадьба художника"
"Стадо коров"
"Жнивьё"
"Осінній пейзаж Кін"
"Пейзаж среднеазиатского города"
?
?
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования