07 декабря 2013
Серяков Лаврентий Авксентьевич Seryakov Lawrence. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 51 файлов)

Изобразительное искусство / Графика / Ксилография
Разместил: Донченко Александр

 

Серяков Лаврентий Авксентьевич


Seryakov Lawrence


(1865 - 1911)


 



Наделенный большим талантом, Л. А. Серяков необычайно много сделал для развития в России гравюры на дереве - ксилографии. До него эта техника считалась второстепенной, не идущей ни в какое сравнение с классической гравюрой на меди. Ксилографию использовали в основном книгоиздатели, ибо она позволяла печатать иллюстрации и наборный текст на одной полосе. Именно Серяков кардинально изменил взгляд на эту самую старую гравировальную технику. За виртуозное мастерство ему первому в России было присуждено звание академика гравюры на дереве. Благодаря подвижническому труду и работам воспитанных Серяковым учеников ксилография заняла достойное место в ряду других видов искусства.

Детство и молодые годы будущего художника были безрадостными. Сын крепостного, отданного помещиком в солдаты, он принадлежал к так называемому военному ведомству, то есть был обречен пожизненно тянуть лямку нижнего чина. Спасли Серякова природная одаренность и упорный характер.

В 1840 г. он попадает в Петербург: за хороший почерк его переводят писарем в департамент военных поселений. Именно здесь Серяков всерьез пристрастился к чтению и рисованию. Мастерски исполненные им рисунки привлекли внимание начальства, и после прохождения небольшого учебного курса юноша был определен топографом.

К занятиям ксилографией Серяков обратился самостоятельно. Инструментов для работы у него не было, и самые первые свои гравюры - иллюстрации для книги "Путешествие вокруг света" (1846) - он нарезал обыкновенным перочинным ножом. Работы эти способствовали некоторой известности Серякова в среде издателей и литераторов. Через посредство В. Ф. Одоевского, для которого Серяков выполнял план его имения, начинающий гравер познакомился с Н. В. Кукольником. Последний сыграл исключительно важную роль в жизни Серякова, введя его в круг известных художников, писателей и актеров. Именно Кукольник, пораженный тем, что свои прекрасные гравюры Серяков выполняет перочинным ножом, выписал для него специальные инструменты - штихели разной формы. Кукольник же, вопреки воле начальства Серякова, помог юноше получить разрешение посещать занятия в АХ.

Первым настоящим учителем Серякова в области гравюры на дереве стал К. К. Клодт, брат знаменитого скульптора, руководитель небольшой граверной мастерской. Серяков сблизился и подружился с этой талантливой семьей.
Поддержку оказывали ему также вице-президент АХ Ф. П. Толстой и ректор В. К. Шебуев, профессор исторической живописи Ф. А Бруни.

Первая попытка получить звание академика весной 1858 г. оказалась неудачной. Однако Серяков просит у Совета АХ разрешения выполнить в качестве новой программы композицию "Несение креста" с одноименной картины дель Пьомбо, а пока предоставить ему возможность поехать в Париж для совершенствования мастерства.

Осенью 1858 г. Серяков уезжает во Францию. В Россию он возвратился через шесть лет, посетив помимо Франции Швейцарию, Италию и Германию. Приехал Серяков не только блестящим мастером, но и европейской знаменитостью. Его работы в большом количестве публиковал один из старейших французских иллюстрированных журналов "Magazine Pittoresque". В 1859-60 гг. в Париже вышла "История Франции" П. Шартона, для которой Серяков награвировал ряд портретов.
В октябре 1864 г., после показа на академической выставке портретных гравюр, выполненных за границей, Серяков был удостоен звания академика.
Во второй половине 1860-х гг. художник увлеченно переводит в ксилографии портретные работы Д. Г. Левицкого. Своего рода шедевром стало выполненное им изображение А. Ф. Кокоринова, за что в 1869 г. он был удостоен премии ОПХ.

К этому времени вокруг Серякова уже начала формироваться группа учеников, складывалась целая школа мастеров ксилографии. С января 1865 г. Серяков преподавал гравюру в Рисовальной школе при ОПХ, а позднее - в ЦУТР. Среди воспитанных им граверов наиболее талантливыми были А. И. Зубчанинов, И. И. Матюшин, Я. Ф. Яненко, Н. А Браун, а любимыми учениками - П. Ф. Борисов и В. В. Маэ.

За годы творчества Серяков выполнил вместе с учениками до 900 гравюр. Сверх этого до 500 гравюр имели собственную подпись мастера. К числу наиболее значительных его работ относятся репродукции для журналов "Всемирная иллюстрация" и "Нива", с которыми Серяков начал сотрудничать с 1869 г., а также 30 портретов русских исторических деятелей (совместно с И. И. Пановым) для издания "Отечественная история" (1873-80), цикл из 56 портретов, прилагавшийся к номерам журнала "Русская старина" в период 1870-81 гг., замечательные гравюры для книги "Павловск. Очерк истории и описание. 1777-1877", уникального издания большого формата со множеством иллюстраций, виньеток, инициалов.

В 1880 г. здоровье художника, подорванное интенсивным трудом, резко ухудшилось. По совету врачей он уехал в горы близ Ниццы. Но и здесь, смертельно больной, Серяков не перестает работать. Он начинает гравировать портрет историка С. М. Соловьева, однако не успевает довести труд до конца.

 

« вернуться

Рейтинг 0 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 51 из этого альбома
"Голова старика в профиль"
"Портрет архитектора А.Ф. Кокоринова"
"Император Александр II"
"Князь Иван Алексеевич Долгоруков"
"Император Иван VI"
"Лопухина Наталья Фёдоровна"
"Генерал Дмитрий Васильевич Волков"
"Генерал Евгений Петрович Кашкин"
"Император Александр I"
"Генерал Станислав Романович Лепарский"
"Генерал Георгий Васильевич Новицкий"
"Историк Сергей Михайлович Соловьёв"
"Руслан и Людмила"
"Жар-птица"
"Мертвая царевна"
"Святые Кирилл и Мефодий, проповедующие славянам христианство"
"Илья Муромец"
"Арсений (Мацеевич)"
"Виссарион Григорьевич Белинский 26 мая 1848 года"
"Бирон, Эрнст Иоганн"
"Бодянский Осип Максимович"
"Болотов Андрей Тимофеевич" 1
"Болотов Андрей Тимофеевич" 2
"Булатов Михаил Леонтьевич"
"Денисов Андриан Карпович"
"Долгоруков Василий Лукич"
"Пугачёв Емельян Иванович"
"Пугачёв Емельян Иванович"
"Фотий (Спасский)"
"Николай Васильевич Гоголь в 1834 году"
"Архиепископ Иннокентий (Борисов)"
"Иван VI"
"Клюки-фон-Клугенау Франц Карлович"
"Грудзинская Жанетта Антоновна"
"Генерал-лейтенант Сергей Иванович Маевский"
"Муравьёв-Карсский Николай Николаевич
"Новицкий Георгий Васильевич"
"Склеп Полье в Парголово"
"Александр Сергеевич Пушкин 29 января 1837 года"
"Семевский Михаил Иванович"
"Серяков Лаврентий Авксентьевич"
"Соловьёв Сергей Михайлович"
"Воейков Александр Фёдорович"
"Иван Алексеевич Яковлев - отец А.И. Герцена и дядя Т.В. Пасек"
"Жуковский Степан Михайлович"
"Дом в Бунцлау, в котором скончался М.И. Голенищев-Кутузов"
"Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов в 1774 г."
"Могила М.И. Голенищева-Кутузова в Казанском соборе в Санкт-Петербурге"
"Памятник М.И. Голенищеву-Кутузову в Бунцлау"
"Памятник над частью останков М.И. Голенищева-Кутузова близ Бунцлау"
"Портрет Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова в 1788 г. в мундире полковника Луганского пикинерного полка"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования