07 декабря 2013
Скородумов Гаврила Иванович Skorodumov Gavrila. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 16 файлов)

Изобразительное искусство / Графика / Гравюра
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

 

 

Скородумов Гаврила Иванович


Skorodumov Gavrila


(1755-1792)

 

 

Г. И. Скородумов пользовался известностью у современников как виртуозный гравер и мастер миниатюрных портретов. С его именем связано появление в России цветной гравюры, выполненной в сложной технике пунктиром, которая, правда, в дальнейшем не имела широкого распространения.

 

 

 

 

 

Скородумов происходил из семьи потомственных художников. Профессиональное образование он получил в Петербургской АХ, куда был определен своим отцом в 1764 г. Искусству гравирования обучался под руководством Н. Я. Колпакова и Г. Ф. Сребреницкого.

Ко времени выпуска из АХ Скородумов блестяще освоил технику резцовой гравюры на меди, о чем свидетельствуют его гравюры "Каин" (1771) с картины А. П. Лосенко и "Лот с дочерьми" (1772) с картины Л.-Ж.-Ф. Лагрене.

 

 

 

Скородумов Гавриил Иванович (гравюра, Иордан)

 

 

Удостоенный за свои труды большой золотой медали, которая давала право на пенсионерскую поездку, Скородумов уезжает в Англию. Нетрадиционное местопребывание пенсионеров, каким в ту пору являлась Англия, было выбрано не случайно. В Лондоне жил Ф. Бартолоцци, знаменитый на всю Европу мастер вошедшей в моду цветной гравюры пунктиром. Став его учеником, Скородумов быстро освоил новую технику.

В Лондоне он работает главным образом с живописных оригиналов немецкой художницы А. Кауфман. Ее изящные, часто вписанные в круг композиции из танцующих или грустящих женских фигур в античных одеждах как нельзя лучше отвечали вкусам своего времени. Первым среди русских граверов Скородумов начал печатать с них цветные оттиски, всякий раз добиваясь удивительно гармоничного сочетания приглушенных пастельных тонов.

В период своего пребывания за границей художник выполнил около 20 точно датированных гравюр пунктиром и большую резцовую гравюру "Сусанна и старцы" с оригинала К. Ванлоо. Русский художник довольно скоро стал известен в Лондоне. Торговцы гравюрами не обходили его заказами. Знатные соотечественники и иностранцы нередко заглядывали в его мастерскую. Так поступила и путешествовавшая тогда по Европе с детьми Е. Р. Дашкова. Ее портрет Скородумов запечатлел в гравюре.

Позднее он вошел в альбом, поднесенный Скородумовым в 1779 г. Екатерине II. Альбом составляли более 30 великолепных оттисков работы художника, отпечатанных в красновато-коричневых тонах. Русская императрица, знавшая толк в искусстве и специально собиравшая гравюры, не могла не оценить мастерства Скородумова. В 1782 г. она предложила художнику возвратиться на родину, с тем чтобы занять место "гравера кабинета" и смотрителя гравюр при Эрмитаже с весьма значительным для тех лет денежным вознаграждением - 1200 рублей в год. Скородумов согласился.

Однако столь удачно начавшиеся его отношения с императрицей в дальнейшем не сложились. И хотя в 1785 г. АХ избирает Скородумова академиком гравирования, к преподаванию он привлечен не был и учеников не имел. Скородумов попал в полную зависимость от своей покровительницы, что очень тяготило свободолюбивого художника.

Несмотря на это, он продолжал много работать: гравировал большой лист "Смерть Потемкина" (по рисунку М. М. Иванова с картины Ф. Казановы), задумал награвировать жанровую серию с видами Невы из 9 листов, писал портреты маслом, акварелью, рисовал пастелью и пером. Особенно хороши миниатюрные изображения В. И. Майкова, А. И. Мусина-Пушкина и других - строгие, выразительные, глубокие по характеристикам. Настоящими шедеврами могут считаться "Портрет отца" (И. Скородумова) и два автопортрета. Один из них - интимный, обостренно-психологический, рисованный пером; другой - репрезентативный, в рост, выполненный в сложной технике - акварелью, подцвеченной белилами и гуашью, тронутый тушью. Они словно показывают двух разных Скородумовых: бесстрастного и любезного, каким художник являлся на людях, и желчного, глубоко страдающего, каким он ощущал себя в действительности. В России его дарование не было оценено по достоинству. Талант художника медленно угасал в забвении и нищете. Умер он от холеры.

___________________________

 

Скородумов, Гаврила Иванович - сын живописца Ивана Ивановича Скородумова; в отроческих летах отдан в Академию художеств, где занимался живописью масляными красками, акварелью [Биографические сведения заимствованы из отчетов Акад. худож. и из статьи о Скородумове, помещенной в Сыне Отечества за 1852 г. VIII, 58.] и гравированием. 9 января 1771 г. он получил 2-ю серебряную медаль за натурный рисунок, a в 1772 г. 1-ю золотую медаль за гравюры резцом: "Лот с дочерьми" и "Натурщика" с ориг. Лосенки; за эти гравюры он послан в 1773 г. пенсионером в Лондон. Здесь Скородумов бросил резец и занялся y гравера Бартолоцци гравированием пунктирным манером, который был в то время в большой моде. Скородумов имел в Лондоне значительный успех и много заказов, женился на англичанке и жил в полном довольстве. Рассказывают, что король Георг III лично знал его и уговаривал навсегда остаться в Англии.

Скородумов вернулся в Петербург в 1782 году. В 1785, 17 июля, он сделан академиком гравирования и гравером Кабинета ее имп. величества, получив при этом должность смотрителя гравюр при Эрмитаже, с жалованьем в 1200 рублей.

Кроме гравирования, Скородумов занимался в Петербурге акварелью и миниатюрой; писал по заказу Кабинета портреты царских особ для жалованных перстней и табакерок. Он умер в С.-Петербурге 12 июля 1792 г., 37 лет от роду [На его памятнике сказано, что он умер 12 июля И792 года, 37 лет. По этой дате ему было в 1771 г. (год выпуска) 19 лет, что вполне сходится с тогдашними порядками. У Петрова мы находим три даты его рождения: 12 марта 1755, на объявлении о столетии со дня рождении Скородумова; 16 апреля 1753 г. в Алфавитном Указателе (Историч. Общ.), и 12 марта 1755 г. в Дополнении к тому же Алфавиту. — В Британском музее, на обложке к его гравюрам (всего две), помечено, что он родился в 1748 г. и умер 1792 г.; жил в Англии 1775—1782. Откуда взяты все эти даты — не указано. В академии сохранился портрет Скородумова, написанный им самим, акварелью, — он награвирован Иорданом. — Иордан рассказывал мне, что y жены Скородумова был другой живописный портрет его, написанный Рейнольдсом, и что по ее завещанию этот портрет был положен в ее гроб и погребен с нею.]. А.Е. Пальчиков рассказывал мне, со слов родственников Скородумова, что покойный сильно пил; в день смерти он был в гостях y купца Струнникова и после обеда лег на сырую траву; к вечеру y него сделалась холерина, a к ночи он кончил жизнь.

Детей y него не было. Жена его вышла замуж за баталического живописца М.М. Иванова; она сама занималась гравированием пунктиром, которому она обучилась y своего мужа. Скородумов, кроме того, обучил своему мастерству зятя своего, медальера Сергея Васильева, и гравера Ивана Розонова, сделавшегося родоначальником целой школы русских граверов пунктирной манерой.

Гравюры Скородумова, выполненные резцом, не имеют большого значения; пунктирные же работы его, напротив того, могут быть поставлены наравне с лучшими произведениями Бартолоцци. Особенно хороши его женские головки и "грациозные сюжеты" с картин Ангелики Кауфман. Они очень ценятся в чужих краях и продаются в настоящее время от 8 до 15 рублей за лист. Портреты его тоже очень ценятся любителями; болынинство их очень редки, a некоторые, как, например, Дашкова, Шварц, Н.П. Румянцев, семейство Дашковой, графиня Брюс, известны в самом небольшом числе экземпляров [Куда делись доски Скородумова, неизвестно; Н.И. Уткин и Ф.И. Иордан говорили мне, что они были проданы женой Скородумова в Лондон, что в числе их была и огромная доска, оставшаяся неконченою за смертью Скородумова: Памятник Петру I Фальконета. Из дел академии видно, что в 1821 г., т. е. в год смерти жены Скородумова, печатальщику Гоберту было предписано: "доставить новые отпечатки с доски, гравированной Скородумовым". Есть известие, что доски Скородумова были представлены в академию по смерти его жены; но что академия отказалась купить их за негодностью к печати.].

В Эрмитаже находится полное собрание всех гравированных Скородумовым портретов и, кроме того, целая книга, поднесенная им императрице Екатерине II, с мелкими гравюрами; большинство их, к сожалению, по принятому в то время обычаю, вырезаны в виде овалов и кружочков и вклеены в красивые рамки, причем все подписи отрезаны. К книге приложен каллиграфически написанный заголовок: "The | Following Collection of | prints | Are humbly Dedicated to | Her Imperial Majesty of all the Russias, And Inscribed by Her Majestys most Humble And Devoted Subject and Servant | Gabriel Scorodoomoff. | Tomkins Scripsit London 1779".

Затем ни в Лондоне, ни в других иностранных музеях собрания гравюр Скородумова не имеется.

Главным материалом для описания работ Скородумова послужил мне Эрмитажный том, в котором, как сказано выше, большинство гравюр обрезаны вплотную; затем мое собственное собрание и собрания любителей гг.: Ваулина, Дашкова, Ефремова, Рейтерна и Тевяшова. Несколько головок, из числа обрезанных экземпляров в Эрмитажном томе, мне не довелось встретить в полном виде, a потому подписи под ними не приведены.

Листы, гравированные резцом, Скородумов печатал только черной краской; пунктирные листы печатаны всеми возможными красками: черной, красной, темно-красной, бистром и т. д.

Работы Скородумова резцом

1 и 2. Два листа из трех следующих:

1. Фигура человека в рост, прямо и в профиль;

2. Мужская голова; прямо и в профиль; оба эти листа: "Рисовал Антон Лосенко. — Гравировал Гаврила Скородумов". 17.7 х 12.9.

3-й лист содержит "Изъяснение краткой пропорции человека", которое: "Гравировал Лит. Мастер С. Панин"; 17.1½ х 12.8.

Все три листа существуют в старинных и в новых отпечатках; последние продаются в Акад. худож. по 50 коп.

3. Богоматерь с Младенцем Спасителем: "Держу содержащего вся. — Гравировал с картины Г: Бамбини ученик 5-го возрас.: Гавр:

Скородумов. Картина вышиною 3 фута 83/4 дюйма, шириною 2 фута 63/4 дюйма в Санктпетербурге 1772 году". — 11.9 х 8*.

4. Лот с дочерьми; в 1-х отпеч. внизу нацарапано иглою: "Peint par de Lagrené. — Gravé à St.-Petersbourg. par G. Scorodoumow 1772". Bo 2-x отпеч. эта подпись стерта и заменена сделанною резцом: "Писал Г. Лагрене. — Гравировал 5-го возраста ученик Г. Скородумов. | Лот с дочерьми". В 3-х, новых и очень плохих, подписи те же; доска выпечатана; продаются они в Академии художеств по 50 коп.

5. Сидящий человек, — натурный рисунок: "Учение с натуры. Писал Г. Лосенко. Гравировал 5-го возраста ученик Г. Скородумов". 13.11½ х 9.8*. Редкий лист. За №№ 4 и 5 Скородумов получил золотую медаль и послан за границу.

К его работам относят еще: "Кающуюся Магдалину", копию с гравюры Еделинка; на моем экземпляре нижнее поле совсем отрезано, и я не решаюсь приписать эту гравюру Скородумову.

6. Изображение графа А.А. Орлова, с медали: "И.В. Gass f. — Scorodomoff sc.". Отпечатан на заголовке стихов, написанных Струйским в 1789 г., в честь этой медали*; в 1-й части Сочинений Струйского. СПб., 1790, 4°.

Работы Скородумова пунктирным манером

7. В. кн. Александр Павлович (10 лет) и 8. В. кн. Константин Павлович; по свидетельству Штелина, оба награвированы в 1787 году. 1-е отпеч. прежде всякой подписи и до второго ободка кругом овала; 2-е с ободком и подписями; имени Скородумова на них не поставлено.

9. Графиня П.А. Брюс; без имени Скородумова; в моем собрании экз. до подписи. Других экз. я не встречал вовсе.

10. Князь А.А. Вяземский; 1-е до подписи — y гр. Д.И. Толстого; 2-е с подписью; в 3-х прибавлено: "Грав. Скородумов 1786 Года".

11. Кн. Е.Р. Дашкова: "Scorodoomoff del. et sculp... pub... 22 Octor 1777...". Редкий лист.

12. Семейство кн. Дашковой; неконченая гравюра; уник в Эрмитаже.

13. Екатерина II, с ориг. Рокотова; 1-е прежде всякой подписи, в Эрмитаже и y Воейкова (в Тамбовском музее); 2-е без герба, с подписями одних мастеров, Эрмит., y гр. Д.И. Толстого; 3-и с полными подписями.

14. Она же в профиль, с ориг. Шубина; 1-е и 2-е до подписи; в 1-х бриллиант на короне в 4 линии (у П.А. Ефремова); во 2-х он убавлен в 3 линии (у Воейкова); 3-и с подписью: "Delineavit et Sculpsit G. Scorodumow..."; в 4-х эта подпись стерта.

15. В. кн. Павел Петрович, и 16. В. кн. Мария Феодоровна, с подписью: "Scorodumoff fecit St.-Petersbourg... cour... 16 avril 1797... se vend à Varsovie..." Следов., эти портреты были публикованы после смерти Скородумова (2-м изданием?).

17. И.И. Михельсон; с подписью академика Скородумова. — 18. В. кн. Павел Петрович, с ориг. Рослена; с именем Скородумова и: "published... 1781". В 1-х отпеч. лицо Павла старообразное; во 2-х оно моложе; правое ухо совсем открыто, тогда как в 1-х оно наполовину прикрыто локоном. — 19. Гр. Н.П. Румянцов, в треугольной шляпе: "G. Scorodoomoff sculp. 1781". Редкий лист.

20. Иоганн Гот. Шварц, резчик по дереву; с именем Скородумова. 1-е и 2-е отпеч. в четырехугольниках; 1-е до надписи кругом овала и без имени Скородумова; 2-е с этими подписями; в 3-х портрет в овале. Все отпечатки редки.

21. Поясное изображение умершего кн. Потемкина-Таврического. Уник в собр. П.Я. Дашкова.

22. Смерть Потемкина в степи; большая гравюра в длину: "Рис. Мих. Иванов. — Грав. Гавр. Скородумов"; 1-е отпеч. с одними стихами: "О вид... твой прах"; 2-е с описанием на франц. и немец. языках. Оба отпеч. редки.

Из числа русских портретов, гравированных Скородумовым, воспроизведены в моих Материалах для Русской Иконографии №№ 7, 11,12,19, 20 и 21.

Иордан говорил, что в последние годы жизни Скородумова СПб. Комиссия строений заказала ему награвировать вид памятника Петру I, с частью набережной, и что им работа эта была начата на нескольких досках и одна доска была им почти окончена (длинная, узкая полоса). То же удостоверяет и А.Е. Пальчиков. Мне не случалось видеть такой полосы.

23. Августа Кампбель: "Angelica Kauffman pinxt. G. Scorodoomoff sculp. — Lady Augusta Campbell. London. Printed for R. Asayer et I. Bennett; № 53 Fleet Street; as the Acts directs, July 2d 1776". 6.3 х 5. Есть отпечатки красками.

24. Иоанн Креститель, обнимающий овечку, — с картины Мурильо, находящейся в Эрмитаже. 1-е отпеч. прежде всякой подписи; в собр. Томилова отпеч. красной краской; 2-е с следующими надписями: "Suae Imperatoriae Majestati Catharinae Secundae Imperatrici omnium Russiarum atque autocratrici etc. etc. etc. Ex tabula Picta Murillo quae est in vusaeo Serenissimi Principis Gregorii Alexandridis Potemkln Exsculpsit atque dedicavit G. Scorodumow Suae Umperat. Majest. chalcographus Petropoli 1785"; 3-и отпеч. много слабее, но не подправлены; вышеприведенные подписи все счищены, a вместо них поставлено: "Morillo pin. — G. Scorodumov: Scl:". 16.8 х 11.4½.

25. Улисс открывает Ахиллеса, переодетого женщиной, в доме Ликомеда. 10.5 х 13.5½. В 1-х отпеч. подписи: "Angelica Kauffman Pinxit. — John Boydell excudit 1782. — Scorodoomoff, Sculpsit. — Ulysses having by Craft discover"d Achilles... Published May Iй 1782, by John Boydell, Engraver in Chapside, London". Bo 2-х отпеч. подписи такие же, но вырезаны вновь; вверху прибавлено: "Achille quoiqu" habillé en femme est découvert par Ulysses, dans le palais de Lycomède et conduit au siege de Troye". Адрес вверху: "Iohn Boydell excudit 1782" стерт; a внизу прибавлено: "A Paris chez Chaillon Salle neuve du Palais Marchand". B моем собрании есть 1-e отпеч. красной краской, и два 2-х: один отпечатанный красной, a другой разными красками.

26. Диана и Актеон; самая большая из досок Скородумова. 1-е отпеч. с одними подписями мастеров (иглой) и адресом торговца Бойделя (тоже иглой)*. Во 2-х внизу пригравирована подпись: "Carlo Maratti Pinxit. — Scorodoomoff Sculpsit. — John Boydel excudit 1781. — Diana and Acteon. From the Original Picture in the Collection of Richd Lloyd Esqr — Published Jany. lst. 1781 by John Boydell Engraver in Cheapside London". 23.2½ x 17.1*. — Печатан только чернои краскои.

Сюжеты в кругах.

27. Жертвоприношение Церере; большая гравюра в круге (диаметр = 16.4½): "Angelica Kauffman pinxt. — G. Scorodoomoff sculpt. — Sacrifice to Ceres. — Sacrifice à Cèrés. From the Original Picture by M.rs Angelica Kauffman. London Printet for R. Sayer et I. Bennett, № 53 Fleet Street; as the Act directs. Octr.

4. 1778" (женщина, стоящая на коленях, находится слева).

28. Три танцующие грации; амур сидит справа и играет на лире; большая гравюра в круге (диаметр = 16.5); "Angelica Kauffman pinx". — G. Scorodoomoff sculpt. — The Grâces Dancing. — Danse des Graces. — From the Original Picture by M.ra Angelica Kauffman. — London, Printed for R. Sayer & J. Bennett, № 53. Fleet Street; as the Act directs. Octr. 24. 1778"*. (Амур сидит справа). В моем собрании отпечатки №№ 27 и 28 киноварью.

29. Ta же самая картинка, скопированная самим Скородумовым точь-в-точь, но в обратную сторону: Амур сидит слева; мера та же; подписи мастеров повторены буквально; средней подписи в моем экземпляре (черной красной) нет (The Graces... Graces).

30—35. Война граций с амуром; шесть картинок в кругах (диам. = 11.2); a именно:

1) Жертвоприношение амуру: "An Offering to Love — L"Offrande à l"Amour. — Angelica Kauffman pinxt. — Bryer Excu". — G. Scorodoomoff sculpt. — From the Original Picture by Angelica Kauffman in the Possession of Mr Bryer. — London. Publish"d according to Act of Parliament March 10th 1778 by H. Bryer St. Martins Lane*".

2) Купидон связывает Аглаю: "Aglaia bound by Cupid..." B Павловском дворце экз. без имени Скородумова; с адресом Breyer"a 1778.

3) У Купидона отняты стрелы: "Cupid no more shall Hearts betray. (The Graces steal His Power away.) Engraved from an original Picture by Angelica Kauffman. — Angelica Kauffman pinxt. — Bryer Excut. — G. Scorodoomoff Sculp. — Published according to Act of Parliament March 31. 1777. by H. Breyer, St. Martins Lane. London". — 1-e отпечатки прежде слов: "Cupid no more...". B Павловске.

4) Амур отнимает y граций свои стрелы: "Angelica Kauffman pinxt. — Bryer excudit. — Gabt. Scorodoomoff Sculpt. — Cupid struggling with the Grâces to recover this Arrows. — From the Original Picture by Angelica Kauffman in the Possession of Mr Bryer. — Published as the Act of directs Augt 20th. 1777. by H. Breyer, St. Martins Lane. London"*. 1-e отпечатки прежде адреса*.

5) Мщение Амура: "Angelica Kauffman Pinx. — W.W. Ryland Excudt. — Gabt. Scorodoomoff sculpt". (Эти подписи сделаны слабо иглой.) — "Cupid"s revenge. — Le vengeance de l"Amour. — Published as the Act directs Mar 1. 1779 for the Proprietor № 159 Strand London"*. Диам. = 11.3. 1-e отпечатки прежде всякой подписи, — в Эрмитаже экземп. отпечат. коричневой краской.

6) Триумф Амура: "Angelica Kauffman pinxt. — Bryer excudit. — Gabt. Scorodoomoff Sculp. — The Triumph of love. — le triomphe de l"Amour. — To her Highness the Princess Daschkow, This Plate from the Original Picture by Angelica Kauffman is with great respect Dedicated by her Highnesses most Obedient Servant Gabt Scorodomoff. — London. Published as the Act directs Jan 15st. 1778 by H. Breyer, S". Martins Lane. London"*. У E.E. Рейтерна без подписи печат. красною краскою.

Наглер говорит, что все эти 6 гравюр существуют в отпечатках прежде подписей и что печатались они красной и черной краской (Nagler. Kunstlerlex.).

35а. Ta же самая картинка № 6, довольно грубо скопированная, точь-в-точь, но в обратную сторону (Амур в колеснице находится справа): "Angelica Kauffman pinx. — Gab. Scorodoomoff sculp. — The triumph of love. — Le triomphe de l"amour. — Se vend a Paris, chez Made Breton, Marchande d"Estampes, dans le Jardin du Palais Royal, près le Caffé de Foi et Rue du Chantre, maison du Chandelier"*.

36. Сусанна и старики; 1-е отпеч. прежде подписи (Nagler. XVI. 174); 2-е с подписью: "Guido Reni pinxit. — G. Scorodoomoff sculpsit. — The seducers — Les seducteurs — Publish"d as the Act directs March 11. 1779. et to be had at Torres Printseller № 44 in Market Lane behind the Opera House. London". 6 x 5.9. Есть отпечатки киноварью. Картина находится в Эрмитаже.

37. Игроки; дружка Сусанне; в круге, диам. = 6.2½. Подписи: "G. Scorodoomoff Eng. to her Impl Majy of ail the Russias sculpsit. The Gamblers — Les joüeurs. — Published as the Act. directs Decr. 1. 1778 and to be had at Torres, Printseller № 44, in Market Lane behind the Opera House. London". 1-e отпеч. до подписи, с одним именем: "Babwen pinxt. — Scorodoomoff..." B Эрмит. экземпляр, отпечатанный коричневой краской.

38. Абеляр и Элоиза, застигнутые Фюльбером; круг диам. = 11.1. Эта гравюра исполнена Скородумовым два раза: 1-я доска; 1-е отпеч. прежде подписи, с одними именами мастеров. В Библиотеке Павловского дворца. — 2-е с подписью: "Angelica Kauffman pinx. — Scorodoomoff Sculpt. — Abelard et Eloisa Surpris"d by Fulbert. — Publish"d acording to Act. Novr "1" 1778 by H. Bryer London"*. 3-и с выпечатанной и подправленной доски, с адресом: "London, Published Janу. 15 1805 by A. Molleno, № 29 Pall Mall, Printseller to her R.H. the Duchess of York"*.

39. Вторая доска; скопирована точь-в-точь с первой, в ту же меру и сторону, — должно быть, самим Скородумовым; с теми же подписями мастеров и адресом; но с другим титулом: "Abelard et Eloisa Surpris"d by Fulburd". B моем собрании есть 1-й отпечаток этого листа, прежде ретуши резцом на одежде Фюльбера и прежде строк в лежащей на полу книге; подписи те же, — место, где должен быть адрес, отрезано.

40. Прощание Абеляра с Элоизой; дружка предыдущей картинке, в кругу и той же меры; 1-е отпеч. прежде подписи (Nagler KL); во 2-х подписи: "Angelica Kauffman pinx. — Gab. Scorodoomoff Sculpt. The Parting of Abelard et Eloisa. La Séparation d"Abelard et Eloise. — Published according to Act August 10. 1780. for the Proprietor at № 7. Johnsons Court Fleet. Strand London"*. B 3-х поставлен адрес: "Molteno... June 30th 1803"*.

41. Смерть Элоизы; в кругу, одной меры с предыдущими гравюрами; несомненно работы Скородумова, хотя и не помечена его именем. Подписи: "The Death of Eloisa. La mort de Eloisa Vous qui... lumiére. | A. Paris chez Mme Breton Mde d"Estampes, dans le Jardin du Palais Royal, près le Caffé de foi, et rue du Chantre, Maison du Chandelier. — Angelica Kauffman pinx"". — Экз., печатанный красной краской, находится в Павловском дворце и лежит вместе с другими работами Скородумова, поднесенными им вел. кн. Марии Феодоровне и вел. князю Павлу Петровичу.

42. Ромео и Джульетта; она положила голову к нему на плечо; в овале, — 11.2 x 9.3. Внизу подписи: "B. West pinxt. — V.М. Picot excut. — G. Scorodoomoff sculpt. — The Parting of Romeo & Juliet. | Dedicated to the Unhoppy Lovers... № 16 Strand Published as the Act directs. June 26, 1775, by V.M. Picot. № 16, facing Hungerford Street, Strand London"*.


 

« вернуться

Рейтинг 6 (Рейтинг - сумма голосов)
Ваша оценка
Еще файлов 16 из этого альбома
"Гулянье на пасхальной неделе в Санкт-Петербурге"
"Автопортрет (В кабинете гравюр Эрмитажа)"
"Жертвоприношение Церере"
"Портрет Е.Р. Дашковой"
"Портрет неизвестного"
"Портрет И. И. Скородумова, отца художника"
"Этнографические типы"
"Автопортрет"
"Александр I (в возрасте 10 лет)"
"Дашкова Екатерина Романовна с дочерью Натальей (Анастасией?)и сыном Павлом"
"Павел I" 1
"Павел I" 2
"Потемкин-Таврический Григорий Александрович"
"Михельсон Иван Иванович"
"Румянцев Николай Петрович"
"Шварц Иоганн-Готлиб"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования