19 февраля 2014
Холмогорец Семен Спиридонов(ич) Kholmogorets Semen. Автор: Донченко Александр
(в альбоме 30 файлов)

Изобразительное искусство / Иконопись / Иконы
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

 

 

Холмогорец Семен Спиридонов(ич)


Kholmogorets Semen


(1642 - 1695)

 

 

 


Холмогорец Семен Спиридонов (род. 1642, ум. 1694/1695)


Посадский человек г. Холмогор, брат холмогорских иконописцев Василия и Никиты (?) Спиридоновых Холмогорцев, отец иконописца Василия Семенова Холмогорца.

Упоминается в городовой книге Холмогор (1646/1647) г.: “Спиридонко Филипов, у него два сына, Сенка четырех лет, да Васка трех лет” (РГАДА. Ф. 137. № 1. Л. 43об) (Брюсова 1961:70; Брюсова 1984:326).

9 июля 1664 г. в Холмогорах была составлена следующая кабальная запись: “Яз, Микифор Микифоров сын Боранов, чюхченемский крестьянин, занял денги у колмогоров Глинского посаду у Семена да Василия Спиридоновых детей иконников шестнадцать рублей серебряных прямых без приписка, заплатили мне те заемные денги на два сроку…” На обороте того же документа следующая запись: “1665 февраля в 12 день Микифор Боранов… Семену Спиридонову уплатил пять рублев денег…” (ПД. Древлехранилище. Собр. К. П. и А. В. Гемп. Д. 4 (63). Л. 1) (Турцова 1988).

В приходно-расходной книге Черногорского монастыря упоминается, что 13 декабря 1665 г. строитель Авраамий и игумен Епифаний по дороге в Москву заехали в Холмогоры и выменили у Семена Спиридонова за 2 рубля две иконы. В Москве одну из них, богородичную, они отнесли к царице Марии Ильиничне, а другую — к воспитателю царевича Алексея Алексеевича боярину Федору Михайловичу Ртищеву (Турцова 1992:28).

В декабре 1666 г. в Холмогоры была направлена царская грамота с распоряжением прислать иконописца в Москву. В ней говорилось: “…Великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец указал взять с Колмогор иконописца Сенку Спиридонова… для того, что он иконное воображение пишет добро… а как иво, Сенку, к Москве пришлют, иво из Новгородцкие чети у[казал] великий государь прислать в Оружейную палату, указал взять с Колмогор иконописца Сенку Спиридонова к Москве с женою и з детьми на житье…” На обороте листа пометка: “С женою и с детьми на вечное житье” (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 8. Ед. хр. 10641. Л. 1–4) (Брюсова 1984:325).

В том же 1669 г. Семен Спиридонов упоминается (без указания профессии) в писцовой книге Ярославля. Он живет с сыном Иваном 5 лет в Мельничной слободе Толчковской сотни (ГАЯО. Ф. 582. Оп. 1. № 355. Л. 412) (Брюсова 1984:319). Однако нет полной уверенности, что известие относится к иконописцу, поскольку имя сына Ивана в дальнейшем не упоминается.

Согласно той же писцовой книге, в Дмитровской сотне у холщевника Гаврилы Семенова живет холщевник же Семен Колмогор с пятилетними сыновьями Мишкой и Ларкой (Ярославские писцовые книги 1913. Стлб. 284). Н. М. Турцова полагает, что это иконописец Семен Спиридонов, который записан в цех холщевников (Турцова 1992:313). Холщевник Семен Колмогорец упоминается также в переписных книгах 1670 и 1677/1678 г., причем в последнем случае сообщается его отчество — Федоров. Н. М. Турцова продолжает видеть в нем иконописца, предположив, что отчество ему присвоили ошибочно, по соседу Ивану Федорову (Там же:321). Наконец, переписная книга 1710 г. сообщает о смерти “Семена сына Колмогорова” после переписи 1677/1678 г. (Там же:322). Думается, что во всех этих случаях речь идет не об иконописце. К другому лицу относится и найденная Н. М. Турцовой почеревная память (документ о рождении внебрачного ребенка), которую в сентябре 1671 г.: священномонах митрополита Иона посылает попу Дмитриевской церкви в Ярославле Иоанникию, чтобы тот “дал молитва родилнаю в дому ерославца пасацкого человека Сенки Колмогора подкинутому младенцу и имя нарещи и святыя крещением ево крестить, как и прочих православных християн” (Архив СПб ФИРИ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 100/16. Л. 1) (Турцова 1992:314).

В 1669/1670 г. с братом Никитой работал в Благовещенском погосте на Ваге, который входил в состав Важского уезда и находился при впадении реки Устьи в Вагу: “Во 178-м (1669/1670) году колмогорец иконник Семен Спиридонов з братом с Никитой у Благовещенья в церкве 75 икон писали и дверь царскую, да икону Варлаама Хутынскаго в жытии в том же числе писали; а от мастерства от писма ряжено было и дано 75 руб. да 10 мер ржы” (Тихомиров 1979).

В 1674 г. он работал в Ярославле, о чем свидетельствует икона “Василий Великий, с житием в 42 клеймах”, написанная им для церкви Николы Мокрого (см. список сохранившихся произведений).

С августа 1677 по март 1678 г. находился в Москве, где вместе с другими художниками работал в Посольском приказе над миниатюрами Евангелия для церкви Спаса Нерукотворного в Кремле. В этой работе принимало участие 20 иконописцев и живописцев, ими было выполнено 1200 миниатюр (Калишевич 1961; Турцова 1992).

работал с 8 февраля 30 марта 1678 г. ( РГАДА. Ф. 159. Оп. 2. Д. 1874. Л. 7) (Беляков 2001).

 

В 1678 г. [точнее, в декабре 1677 г. — Ред.] вместе с Кинешемцовым Гурием Никитиным был выставлен Симоном Ушаковым и другими жалованными иконописцами в качестве кандидата на вакантное место жалованнаго иконописца. По словам Ушакова и других, Семен Спиридонов “иконное письмо пишет самое доброе мастерство… и мастерством своим против Никиты Павловца стоит” (Стлб. № 553 186 г.) (Успенский 1910). См. также: РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 12. Стлб. 17477. Л. 1–4 (Брюсова 1982:256–257).

В том же году Сенка Спиридонов упоминается в переписной книге Холмогор 1678 г. на Глинском посаде, среди дворов посадских тяглых людей: “Сенка Спиридонов сын иконник, у него сын Васка” (РГАДА. Ф. 1209. Кн. 15051. Л. 67) (Брюсова 1961:270; Брюсова 1984:326).

В 1679–1680 гг. вместе с братом Василием расписывал Зосимо-Савватиевский придел и паперть Преображенского собора Соловецкого монастыря. История работ излагается в царской грамоте Двинскому воеводе от 17 января 7188 (1680) г.: “От царя и великого князя Федора Алексеевича… на Двину думному нашему дворянину и воеводе Богдану Ивановичу Ордину Нащекину да дьякону нашему Дмитрию Степанову. Били челом нам, великому государю, Соловецкого монастыря архимандрит Макарий з братиею. В прошлом 186 (1677/1678) году Соловецкого монастыря соборный старец Нектарей Толочанов, по обещанию своему, нанял в Соловецком монастыре писать церковь и паперть, где лежат мощи преподобных чудотворцев Зосимы и Савватия, стенным письмом колмогорцев Семена да Василия Спиридоновых, и для договору приезжал к ним в Соловецкий монастырь один Василей, договоря о ценою и чтоб им обоим писать. И в том письме он, Василий, будучи в Соловецком монастыре, запись на себя дал, а в ту… запись брата своего Семена за очи, писат было начал… и в прошлом во 187 (1679) году по приговору они, Василей и Семен, приехали в Соловецкий монастырь. Когда только написали, одине двери да паперть написать не успели и выехали от них из монастыря зимовать на Колмогоре. И для того им денег по договору не дадено. А ныне те иконописцы на Колмогорах. И нам, великому государю, пожаловати б его, велеть тех иконописцев, Семка и Василия, с Колмогор в Соловецкий монастырь выслать сей весны поранее, чтоб сего лета стенное письмо довершити. А как довершат, им по договору деньги давать. И о том на Колмогоры и вам послать нашу, великого государя, грамоту. И как к вам ся наша, великого государя, грамота приидет, а буде в Соловецком монастыре у них иконописцов Сенка да Васка Спиридоновы стенного писма подрядились и запись на себя дали и вы де их с Колмогор в Соловецкий монастырь для того письма выслали. Писан на Москве лета 7188 (1680) генваря в 17 день. Подлинная за приписью дьячка Павла Симонова” (РНБ. Соловецкое собр. № 1477. Т. 2. Л. 575–576). Документ обнаружил М. И. Мильчик (Мильчик 1980). Публикуется по: Турцова 1992.

См. также челобитную руководителям Соловецкого монастыря от Василия Спиридонова, написанную зимой 7187 (1678/1679) г., где он упоминает о полученном задатке в 20 руб. и просит выдать ему за стенное письмо еще 30 руб. и обязуется приехать на Соловки весной “на первых карбасах” (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 105. Л. 1) (Турцова 1992).

В расходной книге монастыря за 1680 г. записано: “Того же [августа] в 10 день против порядной записи соборного старца Нектария Толочанова дано холмогорцам иконописцам Василю да Семену Спиридоновым за работу их, что подписали церковь преподобных чудотворцов Зосимы и Савватия и паперть настенным письмом, достальных денег тридцать один рубль и порядная запись им выдана, а у них в том росписка взята за руками. Да им же, иконописцам Василю и Семену Спиридоновым с товарищи, по соборному приговору дано за работу же, что они сверх порядной записи в паперти же у чудотворцов настенным писмом деисус писали, за то денег три рубли” (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Ед. хр. 599. Л. 113об, 114; Ед. хр. 105. Л. 1) (Скопин 1989:297–298). Росписи были уничтожены в XVIII в. при расширении церкви.

На протяжении многих лет Семен Спиридонов работал в Ярославле. В местных музеях хранятся его подписные иконы, датируемые 1675–1682 гг. (см. список сохранившихся произведений).

По мнению Н. М. Турцовой, в 1684–1686 гг. Семен Спиридонов вместе с братом Василием писал иконы для Богоявленской церкви в Ярославле. В конце 1680-х гг. он писал иконы в теплый храм Тихвинской Богоматери при церкви Николы Мокрого (Турцова 1992).

В 1686 г. на его дочери женился боярский сын архиерейского дома Иван Кончаков (ГААО. Ф. 1025. Оп. 1. Д. 90) (Овсянников 1992/1).

В 1691 г. Семен Спиридонов писал икону в Холмогорский Преображенский собор: “…апреля преосвященный Афанасий, архиепископ Холмогорский и Важский, завещал иконописцу Семену Спиридонову написать в соборную каменную церковь образ местной святых двунадесяти апостол стоящих. Майя в 3 день сын его, Семенов, Василий приезжал к Преосвященному… и привозил тое доску, а на нем начертаны те святые 12 апостол ево, Семеновым, тщанием и рукою, и преосвященному архиепископу то начертание явилось угодно, указал тот образ написать. И того же майя 3 числа к писму того образа по его архиерейскому указу дано ему, Семену, сто листов золота красного большой руки. В платеж за тот образ дано ему пять рублев” (ГААО. Ф. 31. Оп. 3. Ед. хр. 7. Л. 1) (Кольцова 1998).

В 1702 г. в “Архангельского города переписной книге Двины на Холмогорском, Усольском и других посадах” упоминается: “Во дворе Семен Спиридонов сын иконник, у него сын Василей. Семен умре в 203 (1694/1695) году, а сын ево Василей живет в Матигорской волости того же уезда, а дворовое место пусто после пожару” (РГАДА. Ф. 137. Оп. 1. Д. 13. Л. 37об) (Брюсова 1961:70; 1984:326).

 

 

Сохранившиеся произведения:

1. Василий Великий, с житием в 42 клеймах. 1674 г. ЯХМ. Инв. И-648. 128 х 55 см. Происходит из церкви Николы Мокрого в Ярославле, где находилась в местном ряду иконостаса, справа от царских врат. Пост. в 1970 г. из ЯМЗ. Реставрирована в 1812 г. ярославским иконописцем Семеном Степановичем Завязошниковым. Раскрыта в 1960–1961 гг. А. К. Лисицыным в ВХНРЦ.

Надпись на нижнем поле твореным золотом: “Си[я] ико[на] написана л[ета] 7183 (1674) ноемврия в… вторый [т]руды Иконописца Семена Спир[идон]ова К[о]л[мо]го[р]ца”. Частично сохранилась надпись о реставрации: “…икона 1812 года апреля… иереем Димитрие[м]… старосто[й]… Димитрова мастером Семеном Завязошниковым”.

2. Пророк Илия в пустыне, с житием в 26 клеймах. 1678 г. ЯХМ. Инв. И1213. 147 х 113,3 см. Происходит из церкви Николы Мокрого в Ярославле, где находилась на правом столпе с южной стороны в иконостасе. Пост. в 1670 г. из ЯМЗ. Раскрыта в 1951 г. Ф. А. Модоровым в ГЦХРМ.

Надпись слева на нижнем поле твореным золотом: “7187 (1678) ноября в 28 день писал сию икону Фезвитянина Илии Пророка Семен Спиридонов сын Колмогорец”.

3. Складень трехстворчатый, в серебряной оправе. 1679 г. ГИМ, Отдел драгметаллов. Инв. ГИМ 54627. ОК 8591. СВ 5220. 24,9 х 9,2 см.

Надпись на обороте средника: «Написаны сия иконы по обещанию Колмогорца Павла Владимирова сына Дудина. Писал зограф Семен Спиридонов Колмогорец лета 7187 апреля в 11 день» (В картотеке Отдела драгметаллов ГИМ дата прочитана как 7157=1649, что противоречит годам жизни иконописца. Видимо, последняя цифра П ошибочно прочитана как Н- Ред.)

4. Никола Зарайский, с житием в 34 клеймах. 1685 г. ЯХМ. Инв. И432. 171 х 130 см. Раскрыта в 1958 г. в ГЦХРМ. Происходит из церкви Николы Мокрого в Ярославле, где находилась в местном ряду иконостаса, справа от царских врат. Пост. в 1970 г. из ЯМЗ. Сведения о первоначальном раскрытии отсутствуют, вторично раскрыли Ф. А. Модоров и Г. З. Быкова в 1951–1958 гг. в ВХНРЦ.

Надпись твореным золотом на левом поле внизу: “Написан сий святый образ Николая чюдотворца 7194 (1685) сентеврия в 11 день труды иконописца Семена Спиридова (!) Колмогорца”.

5. Богоматерь с младенцем на престоле, с 40 клеймами Акафиста. 1687 г. ГРМ. Инв. ДРЖ 2894. 169,5 х 137 см. Происходит из церкви Николы Мокрого в Ярославле, где находилась в местном ряду иконостаса, слева от царских врат. Пост. в 1958 г. из ЯХМ. Раскрыл частично Н. В. Перцев в 1959–1966 гг. в ГРМ (Пречистому образу Твоему 1995).

Надпись: “Писал сей святой образ Пресвятые богородицы в лето 7196 (1687) месяца десемврия в 26 день. А труды изогрофа Семена Спиридонова Колмогорца” (Пречистому образу Твоему 1995).

6. Три подписных рисунка в Сийском иконописном подлиннике: “Благовещение” (Л. 190), “Спас Нерукотворный” и “Вседержитель” (Л. 252).

Произведения круга мастера и приписываемые ему:

1. Иоанн Златоуст, с 40 клеймами жития. 1670е гг. ЯХМ. Инв. И886. 155 х 66,2 см. Из церкви Николы Мокрого в Ярославле. Пост. в 1670 из ЯМЗ. Раскрыта в 1960–1962 гг. Г. Н. Кузнецовым в ВХНРЦ. Атрибуция В. Г. Брюсовой (Брюсова 1961).

2. Спас Вседержитель на престоле, с Марфой и Марией, с 28 клеймами. Ок. 1682 г. ГРМ. Инв. ДРЖ 2772. 155 х 107 см. Из церкви Иоанна Златоуста в Коровниках в Ярославле, где находилась в местном ряду иконостаса справа от царских врат. Пост. в 1931 г. из Антиквариата после выставки 1929–1932 гг. Частично раскрыл М. И. Тюлин не позднее 1924 г. в Ярославском филиале ЦГРМ, полностью раскрыл в 1925–1926 гг. Н. И. Брягин. Атрибуция Н. М. Турцовой (Турцова 1992).

3. Богоматерь с младенцем на престоле, с 32 клеймами. Ок. 1682 г. ЯХМ. Инв. 1478. 156,2 х 107 см. Из церкви Иоанна Златоуста в Коровниках в Ярославле, где находилась слева от царских врат. Пост. в 1970 г. из ЯМЗ. Раскрыла А. С. Гоголева в 1969–1972 гг. в ВХНРЦ. Атрибуция Н. М. Турцовой (Турцова 1992).

4. Богоматерь с младенцем на престоле. 1682 г. ЯМЗ. 199Ѕ115 (первоначально 199Ѕ106) см. Из церкви Иоанна Златоуста в Коровниках в Ярославле. Реставрировал в 1809 г. иконописец С. С. Завязошников (надпись на иконе). Атрибуция Н. М. Турцовой (Турцова 1992).

5. Евангелист Матфей. Сер. 1680х гг. ЯМЗ. Инв. 40952, ИК146. 29 х 27 см. Из церкви Николы Мокрого в Ярославле. Раскрыта в ГЦХРМ в 1954 г. Атрибуция Н. М. Турцовой (Турцова 1992).

6. Евангелист Марк. Сер. 1680х гг. ЯМЗ. Инв. 40953, ИК149. 30 х 27 см. Из церкви Николы Мокрого в Ярославле. Раскрыта в ГЦХРМ в 1954 г. Атрибуция Н. М. Турцовой (Турцова 1992).

7. Архангел Гавриил (из Благовещения). Сер. 1680х гг. ЯМЗ. Инв. 40954/ИК150. 24 х 21 см. Из церкви Николы Мокрого в Ярославле. Не раскрыта. Атрибуция Н. М. Турцовой (Турцова 1992).

8. Иконы из церкви Богоявления в Ярославле. Между 1684 и 1693 г. Реставрированы в 1954–1955 гг. в Ярославских СНРПМ. Атрибуция В. Г. Брюсовой (Брюсова 1961).

8а. Богоматерь с предстоящими. Инв. 41599/ик 474. 13 х 20 см.

8б. Праздники. Средний размер 83 х 64 см.

Преображение. Инв. 41605/ик 481; Покров. Инв. 416109/ик 486; Крещение. Инв. 41604/ик 480; Воскресение. Инв. 41606/ик 482; Троица Ветхозаветная. Инв. 41608/ик 484; Сошествие Святого Духа. Инв. 41609/ик 485; Успение Богоматери. Инв. 41610/ик 488; Рождество Христово. Инв. 41603/ик 479.

8в. Деисусный апостольский чин. Размер всех икон, кроме средника, 180 х 64 см.

Иуда Иаковлев. Инв. 41612/ик 488; Варфоломей. Инв. 41613/ик 489; Филипп. Инв. 41614/ик 490; Иаков Заведеев. Инв. 41615/ик 491; Иоанн Богослов. Инв. 41616/ик 492.

Предста царица, ап. Петр, арх. Михаил и Гавриил. Инв. 41617/ик 493. 191 х 113 см.

Андрей. Инв. 41618/ик 492; Матфей. Инв. 41619/ик 495; Фома. Инв. 41620/ик 496; Иаков. Инв. 41621/ик 497; Симон Зилот. Инв. 41622/ик 498.

8г. Пророческий чин. Средний размер 180 х 63 см.

Захария. Инв. 41623/ик 499; Исайя. Инв. 41624/ик 500; Иеремия. Инв. 41625/ик 501; Моисей. Инв. 41626/ик 502; Давид. Инв. 41627/ик 503; Богоматерь на троне. Инв. 41628/ик 504; Соломон. Инв. 41629/ик 505; Аарон. Инв. 41630/ик 506; Илия. Инв. 41631/ик 507; Иона. Инв. 41633/ик 509; Мельхисидек. Инв. 42129/ик 851; Иезекииль. Инв. 41633/ик 509.

8д. Праотеческий чин.

Иосиф. Инв. 41644/ик 520; Завулон. Инв. 41645/ик 521; Левит. Инв. 41646/ик 522; Рувим. Инв. 41647/ик 523; Симеон. Инв. 41649/ик 525; Исахар. Инв. 41650/ик 526; Иуда. Инв. 41651/ик 527; Вениамин. Инв. 41652/ик 528; Енох. Инв. 41634/ик 510; Ной. Инв. 41635/ик 511; Сиф. Инв. 41636/ик 512; Лот. Инв. 41637/ик 513; Адам. Инв. 41638/ик 514; Отечество. Инв. 41636/ик 515; Авив. Инв. 41641/ик 517; Иаков. Инв. 41642/ик 518; Исаак. Инв. 41643/ик 519.

8е. Положение во гроб. Инв. 41648/ик 524.

8ж. Крест — Распятие (завершение иконостаса) Инв. 41653/ик 528; Богоматерь и Мария Магдалина. Инв. 41654/ик 530; Иоанн богослов и Лонгин Сотник. Инв. 41655/ик 531.

9. Иконы для церкви Николы Большой Крест в Москве. К. 1680-х гг. После разрушения храма иконы перевезены в Загорск и в настоящее время находятся в Сергиевской трапезной церкви ТроицеСергиевой лавры.

9а. Праздники. Средний размер 180 х 63 см: Рождество Христово, Благовещение, Троица Ветхозаветная, Вознесение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Крещение, Сошествие Св. Духа, Вход в Иерусалим, Воскресение.  (Савина 2001)

9б. Успение облачное из местного ряда.

10. Богоматерь Неопалимая Купина. Ок. 1694 г. АМИИ. Инв. 11346/кн. 87 г. Из церкви Вознесения в Матигорах


http://bestobshenie.su/artists/h/holmogorets_ss/index.shtml?adm=9e3e8cbfed648ba4c0550557acd99b03

_________________________

 

 

Художник был родом из Холмогор, что и объясняет приставшее к нему прозвище. Большую часть жизни Семен Спиридонов (1642-1693/95) провел в Ярославле, который в XVII веке был вторым по величине городом России, уступая лишь Москве.

Вероятно, не только богатство города привлекло в него Семена Холмогорца - Север России в это время находился под влиянием старообрядцев, не признававших новой иконописи, которой художник был научен. Известно, что его брат Василий был тоже живописцем. Писал Семен Холмогорец большие иконы для городских приходских церквей.

В августе 1677 года в качестве руководителя ярославской артели мастеров он по царскому указу едет в Москву для коллективной «тонкой работы»: иллюстрировать миниатюрами количеством 200 листов Евангелие для Алексея Михайловича. Несмотря на лестный отзыв о его таланте Симона Ушакова, в Москве он оставлен не был и возвратился в Ярославль.

К середине XVII века ярославская школа иконописи становится общепризнанной. Ценят ее и в столице, работы ярославских мастеров приобретаются двором для вклада в Афонский монастырь, подарков Сирийскому патриарху, царю Грузии. В этом немалая заслуга Семена Холмогорца, лучшего мастера, гордости ярославской школы. Известно, что Холмогорец писал большие образа для ярославских церквей Николая Мокрого, Богоявления, Иоанна Златоуста в Коровниках, вместе с братом Василием расписал придел Преображенского собора Соловецкого монастыря.

Мир, представленный в работах Семена Спиридонова, поражает искусной красотой, в которой его современники видели достойный восхищения Божий промысел.

 Творчество его носило архаизирующую направленность, изображения на иконах Семена Холмогорца плоскостны графичны; средник и клейма линейно разделены. В то же время его талант прирожденного миниатюриста выразился в каллиграфичной проработке деталей, тонкости штрихов золотой пробелки, а декоративное дарование — в изысканности орнаментики. Плоскостное узорочье его икон по своему характеру напоминает произведения северного косторезного искусства, устюжское чернение по серебру.

Особенностями колористического строя произведений Семена Холмогорца являются плотный рыжевато-розовый цвет охрения, придающий ликам эффект загара, обилие золота, полное отсутствие синего цвета. Персонажам Семена Холмогорца свойственна напряженная угловатость, на лицах их лежит печать болезненности и меланхолии. Его Богоматерь — это, как правило, девочка с полудетским грустным личиком. Фон композиций обычно составляет архитектура, в изображении которой Семен Холмогорец был незаурядным мастером.

Среди наиболее значительных произведений Семена Холмогорца можно назвать икону «Илья-пророк в житии» (1679, Ярославский нсторико-архитектурный музей-заповедник); икону «Богоматерь с младенцем на престоле» (1682, церковь Иоанна Златоуста в Коровниках, Ярославль), икону «Никола в житии» (1686, Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник).

 

« вернуться

Рейтинг 0 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 30 из этого альбома
"Евангелист Лука"
"Илья Пророк с житием"
"Евангелист Марк"
"Спас Вседержитель со сценами Деяний и Страстей"
"Никола Зарайский. Житийная икона"
"Клеймо иконы Семена Спиридонова Холмогорца"
"Василий Великий, с житием в 42 клеймах"
"Складень трехстворчатый, в серебряной оправе"
"Богоматерь с младенцем на престоле, с 40 клеймами Акафиста"
"Иоанн Златоуст, с 40 клеймами жития"
"Евангелист Матфей"
"Архангел Гавриил (из Благовещения)"
"Богоматерь (из Благовещения)"
"Спас на престоле, в 28 клеймах"
"Рождество Василия"
"Приведение Василия в школу"
"Василий Великий пишет текст литургии"
"Некий муж предвещает отцу Ильи о рождении ему сына"
"Царь Аха"
"Илья убивает жрецов Ваала"
"Приведение корабля итальянского купца в Мир"
"Пир в доме Феофана"
"Евангелист Лука пишет икону Богоматери"
"Отче наш"
"Крещение Василия Великого и Еввула"
"Свт. Василий Великий перед народом в церкви"
"Исцеление царевича"
"Погребение свт. Василия Великого"
"Встреча прп. Ефрема Сирина и свт. Василия Великого"
"Изучение священных книг в Египте"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования