01 марта 2014
Чихачова Екатерина Васильевна Catherine Chihachova. Автор: Донченко Александр
(в альбоме 1 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Самодеятельные художники
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

 

 

Чихачова Екатерина Васильевна


Catherine Chihachova


(1788 - 1812)

 

 

 

Женщина-живописец в первой половине XIX века, конечно, была редчайшим исключением в среде отечественных художников (впрочем, вряд ли можно утверждать иное в отношении западноевропейского искусства). Одиночные примеры успешной деятельности женщин-художниц вызывали естественное желание у немногих представительниц прекрасного пола, склонных к изобразительству, следовать их примеру. Для российских женщин из зажиточных семей толчком к желанию овладеть мастерством живописца могло послужить пребывание в России в 1795—1801 годах известной французской художницы Э.Л. Виже-Лебрен, ее успех в высшем обществе. Со временем при Петербургской рисовальной школе было создано женское отделение для вольноприходящих учениц, хотя многие могли брать уроки и в частных студиях.

 Ярчайшим примером женщины-самоучки, а точнее, живописца профессионала, является загадочная Чихачова Екатерина Васильевна, даже полное имя которой ставится под сомнение. Иногда она определяется как Чихачова Варвара Александровна.

Как приобщалась к живописи Екатерина Васильевна Чихачова, неизвестно. Видимо, у художницы были и другие картины, подобные воспроизводимой здесь "Детской", ибо за семейные портреты в комнатах "художницу-помещицу Чихачову" называли среди последователей А.Г. Венецианова.

Интересно, что младшая сестра Е.В. Чихачовой Ариадна вышла замуж за служившего при их отце чиновника особых поручений А.А. Блока. Их внуком был известный русский поэт Александр Блок.

___________________________

 

 

Чихачова Екатерина Васильевна

По не проверенным данным: Чихачова Варвара Александровна, Чихачева Варвара Александровна



Возникновению такого явления, как женщина – творческий человек, самостоятельная личность, художник -  способствовала ситуация, сложившаяся на политической арене в России во второй половине XVIII века. Это была эпоха правления женщин.

Но ранее, Петр I, царь-реформатор выписал немецкого живописца Иоганна Гзель с супругой-художницей Доротеей Марией - Генриеттой Гзель. В дальнейшем она вместе с мужем будет преподавать в Императорской Академии наук, ведя рисовальные классы, и получать равное с мужем жалованье (360 рублей в год).

Елизавета Петровна, затем Екатерина Великая сыграли неоценимую, важнейшую роль в раскрытии русской женщины как потенциально возможной независимой личности, способной не только слушаться, кашеварить и размножаться, но и состояться в профессионально-личностном, независимом от мужчины, плане.

Российские императрицы своим пребыванием на престоле продолжили внедрение в умы нации зарождающуюся идею о равноправии полов. Женские образы все чаще начинают обращать на себя внимание, становясь символами времени, где царствует женщина.

Начавшееся знакомство с европейской женщиной, как объектом преклонения и восхищения  в России при Петре, который завез  из Европы художников, продолжилось и укрепилось во времена царствования Екатерины II, которая вела широкую просветительскую деятельность, выпускала образовательную литературу, меняла законодательство, открывала все новые школы для женщин. Она считала, что необходимо «вкоренять в сердце добронравие, произвесть новое порождение, от которого бы прямые правила воспитания непрерывным потоком в потомство переходить могли и создать народное умоначертание.»

И в этот период, как звезды на небосводе, в глубоко патриархальной России стали вспыхивать яркие женские художественные таланты. Причем это не выходцы из народа, любителя лубочного фольклора, а дамы из помещичьих семей.

Открывшаяся в Москве первая Академия Художеств, не запрещала обучаться в ней женщинам, но к сожалению само общество (читай мужское) в то время не способствовало скорому принятию женщины в свои культурные ряды. Женщина училась быстро, но медленно шла ментальная перестройка внутри общественного сознания. Много факторов не пускало женщину дальше декоративно-прикладного искусства, связанного с тканями. И поэтому появлявшиеся женщины-поэты и женщины-художницы не имели профессионального образования, но тем не менее их великолепные произведения сыграли огромнейшую роль в культурологической истории России.

Ярчайшим примером женщины-самоучки, а точнее, живописца профессионала, является загадочная Чихачова Екатерина Васильевна, даже полное имя которой ставится под сомнение. Иногда она определяется как Чихачова Варвара Александровна.



Молодые годы


Бытует мнение, что она приходилась дочерью, состоящего при Министерстве внутренних дел, действительного статского советника Александру Львовичу Черкасову, служившего в Сибири, а в 1846 назначенного губернатором Пскова.



Зрелые годы


Какими путями Чихачова пришла к живописи – неизвестно. Биографические данные скудны и жизнь самой девушки оборвалась очень рано. Ей было 24 года, когда она ушла из жизни. Причина смерти также не установлена.



Самые известные картины Чихачовой Екатерины Васильевны


Судя по уровню единственного сохранившегося произведения, она получила неплохое художественное образование частным образом. Картина «Детская», выполненная в мягких пастельных тонах, излучающая спокойствие, умиротворенность и имеющая чисто женскую тематику: интерьер и дети, тем не менее восхищает уверенной смелостью и пастозностью мазка,  точной передачей текстуры различных поверхностей, солнечной и  воздушной передачей пространства.



Принадлежность картин Чихачовой Екатерины Васильевны к художественным стилям


Скорее всего у художницы были еще произведения похожей с картиной «Детская» тематики и исполнения, так как за семейные портреты по стенам помещицы ее называли среди последователей Венецианова.

Младшая сестра Чихачовой Ариадна, соединилась узами брака со служившим при их отце чиновником особых поручений, А.А. Блоком. Известный русский поэт Александр Блок был их внуком.

Молодая самоучка - помещица Чихачова была первой русской художницей-живописцем. Тематика ее сохранившейся работы заставляет задуматься над тем, существуют ли особенности, отличающие творчество женщин от мужского творчества? Если такие особенности существуют, то какие факторы повлияли на эти особенности: биологические, исторические, культурологические или иные. Могла ли первая женщина-художник изобразить на своих полотнах, например, батальную сцену или вакханальную? Могла ли использовать сложную тематику, агрессивные, четкие линии, яркие, открытые цвета? Вряд ли. Их эпоха наступит позже. А в нынешнее время? Существуют ли рамки, за которые выйти женщине запрещено? Ведь до сих пор в современной искусствоведческой среде понятие «женское» муссируется с неутомимой энергией. Женщина – слабость - слабоумие настолько прочно укоренилось даже в самых «продвинутых» умах, что и до сей поры творческое наследие, оставленное женщинами, остается на обочине внимания и не занимает достойного места в культурном развитии России.

Известный искусствовед М.Н. Яблонская,в 1990 году, опубликовала первую статью, освещающую женское искусство именно с гендерных позиций. В своей публикации она отмечала: «И сегодня, определяя творческие достижения женщин-художниц, принято оценивать их, возвышая до инополых - «мужских» критериев -«мужской характер дарования», «мужская сила выразительности», «мужское искусство»... А между тем особая предрасположенность женщин к образному анализу действительности обладает своей яркой спецификой, нисколько не менее ценной, чем «мужская».



Музеи и галереи – места выставок картин Чихачовой Екатерины Васильевны


Единственная дошедшая до нас картина «Детская» хранится в Государственном Русском музее.

 

« вернуться

Рейтинг 0 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 1 из этого альбома
"Детская"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования