02 марта 2014
Шевченко Александр Васильевич Alexander Shevchenko. Автор: Донченко Александр
(в альбоме 82 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Авангардизм
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

 

 

Шевченко Александр Васильевич


Alexander Shevchenko


(1883 - 1948)

 

 

 

А. В. Шевченко - из числа тех художников, кто в 1910-е гг. способствовал радикальному изменению языка искусства, апологет новых форм (автор брошюр "Принципы кубизма и других современных течений" и "Неопримитивизм. Его теория. Его возможности. Его достижения", обе 1913). И вместе с тем его не назовешь радикалом - какая-то смягченность черт присутствует в сделанном им. Забота о красоте и тяготение к спокойной гармонии, приводя в некоторых случаях к салонным решениям, чаще сообщают его работам скрытую классичность.

 

 

 

 

 

Шевченко получил образование (1899- 1909) в Строгановском училище (особенно выделяя эту школу за профессионализм), в МУЖВЗ (у К. А. Коровина) и в Париже - в академии Р. Жюлиана и в мастерской Э. Каррьера.

Еще в МУЖВЗ он сблизился с М. Ф. Ларионовым и, воодушевившись его теориями (лучизмом - отчасти, неопримитивизмом - всерьез), участвовал в выставках "Ослиный хвост", "Мишень" и "№ 4" (1912-14). После отъезда Ларионова в Париж эта увлеченность приняла более традиционный вид: в написанном совместно с А. В. Грищенко манифесте к выставке "Цветодинамос и тектонический примитивизм" (1919) Шевченко прокламирует возврат к вечным ценностям живописи; впрочем, и прежде он настаивал на том, что "нет искусства старого и нового, ибо оно вневременно, внепространственно".

Широта подхода обусловила разносторонность его интересов: в 1920-х гг., активно участвуя в культурно-просветительской деятельности Наркомпроса и много сил отдавая преподаванию во Вхутемасе, он одновременно сотрудничает в "левом" Инхуке, в ГАХН, с его традиционным академизмом, и состоит в "Маковце" (участник 1-й и 3-й выставок, 1922, 1925).

 

 

 

 

 

Ориентированность на культуру во всем спектре ее проявлений становится стержнем деятельности художника - под этим знаком происходит вовлечение студентов в выставочную жизнь (в 1926 г. Шевченко организует из своих учеников объединение "Цех живописцев") и устройство музеев живописной культуры в Москве и Ленинграде. Для него же самого широта была не эклектикой, но осознанным стремлением к синтезу.

Такое стремление ощутимо уже в ранних его работах. Сезаннизм - ядро и основа построений - откорректирован то легкими кубистическими сдвигами, то примитивистской упрощенностью формы, но не в ущерб гармонической красоте; классический репертуар натюрмортных постановок и пейзажей с фигурами сохраняет свою классичность благодаря абсолютному чувству цветового и пространственного равновесия ("Натюрморт с яблоками", "Пейзаж с домом", 1910-е, и др.).

Образы Шевченко отличает просветленность порой идиллическая, - он тяготеет к обобщенной монументальности силуэтов, к певучести ритмов, основанных на повторе круговых движений, к благородству сбалансированного колорита и композиционной ясности ("Музыканты", "Женщина у зеркала", обе 1913; "Автопортрет", 1920-е, и др.).

Монументальные тенденции усиливаются в работах 1930-х гг., особенно связанных с ориентальной тематикой: в 1929 г. художник был командирован в Батуми, с чего началось его открытие Востока - Аджарии, Дагестана, Азербайджана; здесь Шевченко нашел свой идеал свободного и безмятежного бытия и запечатлел его в эпических по звучанию картинах, литографиях и монотипиях. В 1940-х гг. он почти не участвует в художественной жизни - сказывается болезнь; зато написанные им в это время воспоминания стали ярким повествованием о путях и поисках русского искусства.

 

« вернуться

Рейтинг 91 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 82 из этого альбома
"Натурщица" 2
"Портрет поэта"
"Джаз"
"Колхозницы в ожидании поезда"
"Натюрморт с гитарой"
"Натюрморт. Фрукт"
"Зима в Зубцове"
"Сарай. Ржев"
"Город"
"Гладильщица"
"Натюрморт" 1
"За городом. После дождя"
"Пейзаж с сухим деревом"
"Уборка сена"
"Батум"
"Дом у моря"
"Восточный мотив"
"Девушка с грушами"
"Деревенский пейзаж"
"Первый снег"
"Две девушки пионерки"
"Натюрморт с книгой"
"После грозы"
"Проходной двор"
"Сад Эрмитаж"
"Уборка сена"
"Пейзаж с фигурками женщин"
"Пионеры на рыбной ловле"
"У окна"
"За околицей"
"Ню"
"Группа граждан"
"Порт Батум"
"Музыканты. Футуристическая композиция"
"Натюрморт" 3
"Натюрморт" 2
"Купальщица"
"Натурщица" 1
"Обнаженная" 2
"Обнаженная на розовом фоне"
"Крымский пейзаж. Горы"
"Женский портрет"
"Рисунок народного костюма в Румянцевском музее"
"Балалаечник"
"Спортсмены в парке"
"Свидание. Античный мотив"
"Люций возвращается с пирушки"
"Аристотель и Сократ"
"Купальщица"
"Париж. Версаль"
"Портрет девушки"
"Пароход"
"Батуми"
"Дамы на бульваре"
"Спящий мальчик"
"Вывесочный натюрморт. Вино и фрукты"
"Реставравция древнего храма"
"Красный дом"
"Купание"
"Пейзаж с деревьями и женской фигурой"
"Сарай"
"Прохожая"
"Шкипер"
"Художницы под зонтиком на пляже"
"Портрет дочери художника"
"Портрет женщины в зеленом платье"
"Портрет женщины в красном платье"
"Портрет жены с дочерью"
"Купальщицы"
"Прачки"
"Пьеро и Арлекин (Братья-жонглеры Сирано)"
"Натюрморт с рыбиной"
"Окраина города"
"Городская окраина"
"В парке"
"Лежащая обнажённая с яблоками"
"Пейзаж с домами"
"Натюрморт с грушами и мандаринами"
"Лучистая композиция"
"У них"
"Натюрморт с грушей и вазой"
"Портрет девушки в профиль"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования