21 мая 2014
Котов Петр Иванович Peter Kotov. Автор: Донченко Александр
(в альбоме 63 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Реализм
Разместил: Донченко Александр

Котов Петр Иванович

Peter Kotov

(1889 - 1953)



     Петр Иванович Котов - действительный член Академии художеств СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, профессор - родился в 1889 г. в слободе Владимировка Астраханской губ. в семье иконописца. Учился в Казанской художественной школе у Н.И.Фешина (1903-1909), в 1916 году окончил высшее художественное училище при Академии художеств в Петрограде, учился у Ф.А. Рубо, Н.С. Самокиша, Я.Ф. Ционглинского.

 

 

 

Петр Иванович Котов. 1936 г.

 

 

     В 1916 г. за работы «Сбор на охоту» и «Письмо с Родины в окопах» получил звание художника и право пенсионерской поездки за границу. С 1922 г. жил в Москве. Был членом АХРР (1923-1928). В годы войны в Пензе был ответственным за выпуск «Окон ТАСС».
     Знания, полученные от своих знаменитых учителей, собственный богатейший творческий опыт на протяжении всей своей жизни он передавал молодому поколению. В 1919-1922 годах преподавал в высших государственных художественных мастерских в Астрахани (1937-1941), затем в Киевском художественном институте, во ВГИКе (1944-1948), МГХИ им. В.И. Сурикова (1949-1950). С 1940 г. профессор. С 1916 года П.И. Котов - участник многочисленных выставок. Он автор исторических, батальных картин, широко известных индустриальных пейзажей. Такие работы как «Кузнецкстрой. Домна №1», «Кузнецкстрой. ЦЭС» и другие стали хрестоматийными. Художником создана обширная галерея портретов общественных деятелей представителей науки, искусства. Его произведения отличаются глубоким психологизмом, колористическим разнообразием. За портрет академика Н.Д. Зелинского мастеру была присуждена Государственная премия СССР.
     Работы художника находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, во многих региональных музеях. Умер П.И. Котов в 1953 году.

_________________________________

 

Биография Петра Ивановича Котова


Утренние лучи солнца скользнули по деревянному полу. Осветили стены, поиграли на лицах спящих. Приоткрыв глаза, маленький Петя улыбнулся: рядом сопели старшие братья и сестра, а за столом, склонившись, работал отец. Пахло красками.

Петя встал, пробежал босиком по остывшему полу, подсел к столу и молча наблюдал за работой отца. Краски лежали совсем рядом, хотелось взять их  и самому  попробовать, но отец смотрит строго, и Петя не решается.



 

Шли годы, Петя часто бегает на берег Ахтубы. Его притягивают  к себе эти высокие берега, этот блеск плещущих волн, неспешный ритм жизни рыбаков. Вот если бы все это нарисовать! Отец уже не смотрит строго на Петю, а, почувствовав его желание, доверяет ему несложные работы. Давно уже Петя освоил азы мастерства, но не все еще может доверить отец: материал дорог, да и кисти с красками немалых денег стоят, поэтому Петя чаще рисует на каких –ни будь листочках: мальчишек, бегущих к реке, свой дом рыбаков…

В сельской школе, где учился Петя, учителя сразу же обратили внимание на необычайную склонность этого неугомонного мальчика. «Пете надо учиться рисованию, у него талант. Его нужно отправить учиться в художественную школу", - уговаривали, убеждали родителей учителя, обещая помочь первое время материально. Плакала мать, разводил руками отец. Далеко уж очень. Но и  велико желание дать детям образование.

Казань, куда осенью 1903 года приехал 14-летний Петр, встретила прохладой: воздух не так густ и солнце не такое теплое, как дома. Но горевать времени не было. Казанская художественная школа (позже преобразованная в художественное училище), куда поступил Петр, была одной из лучших художественных школ, а ему, мальчишке, приехавшему из небольшой слободы Владимировка, все казалось здесь необычным. Первые учителя -  Медведев, Скорняков. Только в 1908 году приехавший в Казань художник Н.Фешин, впервые раскрыл Котову глаза на живопись, научил его видеть и понимать законы света и цвета. В школе царил дух творчества. Каждый день приносил что-то новое, интересное. Ничего не упускает зоркий глаз мальчика.

Шли годы. Не раз его работы отличались на просмотрах и школьных выставках, как интересные. И вот позади 6 лет учебы. Его, как лучшего ученика, рекомендуют для поступления в петербургскую академию художеств. Сбывались мечты.

Напутствуемый добрыми советами любимых педагогов и верных товарищей, едет в Петербург.


 

1909 г. Петербург. Дворцы. Сокровища Эрмитажа. Величие строгих  ансамблей столицы. Все это покорило и смутило Петра. Но он не робел. Крепкая волжская закваска, привычка к труду, покорению трудностей выручила Котова. В Петербургскую академию художеств поступил сразу и без экзамена. Время было сложное. Художники спорили. В искусстве шла борьба. Жизнь вокруг академии бурлила. Сначала положенное время в классах, занятия у Савинского, Ционглинского, скульптура Залимана. Затем переход в мастерские. Из 4-х индивидуальных мастерских профессоров Маковского, Савинского, Кордовича и Рубо, Котов выбрал мастерскую Франца Алексеевича Рубо. Одна из основных причин выбора – наличие прекрасной пленэрной мастерской, возможность изучать не только человека, но и различных животных. Мастерская находилась в парке Академии художеств.

 

Скучать у Рубо не приходилось. Работа кипела. Студенты жили как бы одной дружной семьей, заряженной энергией и динамикой своего учителя. Рубо был необычайно  живой и темпераментный  художник, владеющий секретом писания больших и многофигурных композиций-панорам. Как педагог, он был враг рутины.

 

После года работы у Рубо – мастерская профессора Н.С.Самокиша, которому Котов, как художник, считал себя обязанным многим. Петр Иванович позже вспоминал: «Работа в мастерской протекала с исключительным увлечением и напряжением, по 8-10 часов в день». Это был каждодневный, кропотливый труд по овладению сложным и интересным делом. На этом пути много было неудач, трудности преодолевались нелегко, кто-то не выдерживал, оставлял мастерскую, но не Котов.

Искусство этих лет необычайно сложно и противоречиво, сменяют друг друга группировки, меняются их взгляды. Но Котов был занят другим. Пройдет несколько лет, тысячи занятий, прежде чем появятся его известные теперь уже полотна: «Домна № 1», «Электросварщики в Сормове», «Портрет Беловой», «Завтрак, Моя семья»…

1914 г. Грянула первая мировая война. Война бессмысленная, антинародная. Ветер войны задел и Академию. Ежедневно обсуждались события на фронте: спорили о ее необходимости и бесцельности. Спорили и о различных художественных группировках, их программных установках, стилистических симпатиях? На выставках появляются работы М.Шагала, К. Малевича, В. Кандинского, З. Серебряковой, К. Петрова-Водкина.

Вместе со своим педагогом Н.С. Самокишем Петр Котов едет на фронт. Именно там, во время поездок в составе военно-художественного отряда, он постигает жестокую правду войны. Все, что примечал зоркий глаз художника и походный альбом, с которым не расставался Котов, донесут до нас образ русского солдата – героя боевых будней в минуту затишья. Потом, вернувшись, он воссоздаст обстановку и напишет академический этюд «Солдат», а затем свои первые серьезные работы «Письмо с родины в окопах» и «Сбор на охоту», которыми и будут завершены его академические годы.



 

Это был 1916 год. Окончив Академию в числе лучших, он получает право на 4-летнюю заграничную поездку. Париж, Рим… Но в стране назревали события. Жизнь кипела, бурлила. Рождалось новое, и художник готов был принять это новое. «Я нашел невозможным покинуть Родину в период ее величайших событий  и решил быть свидетелем этих дней». П.И. Котов не был революционером, но талант, зоркость живописца были оружием не слабее. Многое хотелось понять, постичь. Горячие споры не утихали в студенческой среде порой до утра. Но все больше и больше тянуло домой, на родную Волгу… П.И. Котов возвращается во Владимировку.

 

Густой, напоенный ароматом полыни степной воздух, южное солнце, родные края вернули свежесть ощущения, восторг от соприкосновения с красотой природы.

 

Недолго пробыл  Петр Иванович в слободе у родителей, хотелось приложить свои силы, знания, умения, и Котов уезжает в Астрахань. Впереди его ждала большая творческая жизнь. Молодого художника Астрахань не встречала с хлебом, солью, шёл 1917 год. Февраль 1917 г. изменил планы многих, он поляризовал политические взгляды и поэтов, и писателей, и художников даже одного из близких направлений и они оказались по разные стороны баррикад. Покидают Россию художники: В. Кандинский, А. Бенуа, К. Сомов.

В Астрахани, куда приехал П.И. Котов уже существовал один из старейших из всех провинциальных – театр. На театральной сцене шли лучшие спектакли того времени, - «Горе от ума», «Доходное место», «Гамлет» и др.

 

Павел Алексеевич Власов (его имя носит Астраханское художественное училище) приехал в Астрахань в 1890 г. после окончания Петербургской Академии художеств и ко времени приезда П.И. Котова уже открыл художественные и техническо-рисовальные классы при художественном кружке. С  этим незаурядным  человеком, художником, учителем и свела судьба молодого Котова.

Гром революции дошёл и до Астрахани и вызвал творческий подъем молодых талантов провинциального города. Чувствовалось необычайное оживление в среде наиболее передовых людей города. Все обсуждали задачи нового времени, горячо спорили о путях нового искусства и решительно сходились на том, что прошла пора настоящего искусства. Петр Иванович не оставался в стороне от бурно развивающихся событий; включился в общественную работу и скоро стал (вместе с П.А. Власовым) организатором коллектива Астраханских художников. Создав коллектив единомышленников, им удается вскоре организовать профессиональную студию, позже преобразованную в Высшие художественные  мастерские. Широкая общественная, педагогическая деятельность занимала почти все время. Для живописи ему оставалось совсем мало. Основные работы этих лет –жанр и портрет – «Астраханский этюд», «Три калмыка» и т.д. А между тем колесо истории не стояло на месте. 25 января (7 февраля по новому стилю) 1918 г. красное знамя взвилось и над Астраханью. Суровыми и тяжелыми был для Астрахани 1918 г., но поистине грозным был 1919 г. Голод, холод, нехватка промышленных товаров, эпидемия сыпного тифа, мятеж - всё это, как кадры из фильмов ужасов пережил П.И. Котов.

«…Осада Астрахани длилась
Всю зиму..
Близилась весна…
И хоть бы на день прекратилась
Ожесточенная война..
Тревогой жизнь была полна –
Смятенье…Голод…Тиф…Война».
(М. Журавлев – Пред. ревкома)

В эти грозные годы П.А. Власов преподает на Астраханских краснознаменных пехотных командных курсах, в студии, рисовальных классах, энергичный, деятельный, преданный своей цели в жизни, они, вместе с П. Власовым были душой многих полезных начинаний в Астрахани. В числе  их и открытие художественного музея в ставшем уже родном городе.

В городе существовало несколько частных коллекций, принадлежащих богатым людям города. Задача состояла в том, чтобы коллекции увидели все жители города. За эту работу взялись молодые художники – П.И. Котов, совсем юный тогда А.М. Токарев, А.Т. Протасов, педагог А.А. Перов и др. Работа предстояла нелегкая.

«12 декабря 1918 г. в скромном одноэтажном особняке на набережной реки Кутум впервые распахнулись для посетителей двери Рабочего художественного музея Астраханской галереи. Открытие музея в глубокой провинции в сложный исторический момент – факт уникальный». С таких или подобных слов начинается экскурсия по Астраханской областной галереи им. Б.М. Кустодиева. Тогда в 1918 г. это было действительно необычайное событие, вызвавшее горячее одобрение астраханцев и бурный восторг тех немногих художников, которые давно уже добивались создания в городе музея. Их чаяния сбылись. Основу картинной галереи составили 107 произведений, которые принес в дар губернскому совету профсоюзов П.М. Догадин, подарив одновременно свой особняк под галерею.

«12 ноября 1918 г. Вами был подписан акт о приеме коллекции картин и рисунков П.М. Догадина. За 30 лет небольшая любительская коллекция выросла в большой художественный музей,… Дорогой Петр Иванович, мы, астраханцы, считаем Вас организатором нашей галереи, которой в этом году мы будем отмечать 30-летний юбилей…» Из письма А.М.Токарева, художника, директора картинной галереи с 1948 г.

Сегодня в фондах галереи хранится свыше 12 тыс. экспонатов и среди них немало работ нашего земляка и активного участника создания и открытия галереи П.И. Котова.

Но вернемся в те далекие 20-е годы. П. Котов был молод и ему хотелось быть ближе к тем местам, где вершилась история. Да и друзья звали в Петроград. В 1922 г. Петр Иванович возвращается в город на Неве и берется за свою первую самостоятельную работу – расписывает Военно-морское училище. В тот же год группа передовых живописцев Москвы создает Ассоциацию художников Революционной России (АХРР), в число которой вступает и П. Котов. В Декларации АХРР объявлялось гражданским долгом мастера «художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве». И художники, действительно стремились «запечатлеть жизнь и быт рабочих, крестьян, красноармейцев, о чем говорят названия выставок тех лет: «Жизнь и быт рабочих», (1922), «Жизнь и быт крестьян» (1924) и т.д.

В Петрограде П. Котов пробыл всего один год, его вызвали в Москву для работы на сельскохозяйственной выставке. Петр Иванович берется за эту работу с удовольствием. Он много работает, участвует во всех выставках АХРР, вместе с тем, как и все молодые люди того времени слушает на площадях по вечерам стихи «глашатаев революции», спорит, гуляет по паркам и улицам Москвы. В 1925 г. появляется на выставке его работа «Кочегар». Уверенный рисунок, но живопись страдает чернотой. Тяжелая фигура лишена пластичности. Нужны были живые, конкретные впечатления, новые ощущения. Он много ездит по стране. География его поездок обширна и разнообразна – Север, Средняя Азия, Дальний Восток, Средняя полоса России. Средняя Азия его покорила и пленила. В 1926 г. на выставке «Жизнь и быт народов СССР» бухарские полотна П. Котова заняли заметное место. Стела, посвященная Узбекистану производит огромное художественное впечатление: «… все эти блики, тени, все эти комбинации, стены, обстановка, утварь, среди которых так естественно вырастает нужный кусок их – сам хозяин, - все это как нельзя больше далеко не какая-нибудь холодная этнография. А если бы этнография и в самом деле сумела подняться в своих атласах, в своих учебных пособиях до уровня произведений Котова или Рянгиной, если бы наша школа действительно пользовалась только учебными пособиями такой художественной высоты, то это попросту означало бы, что искусство наконец, начинает занимать то место в школе, которое ему давно следовало таки занять…» Из рецензии А.В. Луначарского на VIII выставке АХРР-1926г.

В 1926-35 гг. художник много работает – это и произведения исторической живописи, и пейзажи его любимой Волги, и новостройки пятилеток, и их герои.

В эти же годы П.И. Котов встречается со совей любовью, будущей верной спутницей жизни Зинаидой Александровной Кожевниковой, тоже художницей. С 1926 г. – она тоже член объединения АХР и участник выставок. Общие интересы, воспоминания (она, как и П.И. Котов, только позже окончила Казанское художественное училище), любовь к искусству объединила молодых людей. Первые годы совместной жизни, это годы, наполненные напряженной работой, поисков, проб, ошибок… Зинаида Александровна пишет в основном, натюрморты ( с ними участвует в выставках), преподает в художественной школе. Петр Иванович в своей мастерской или в командировке по индустриальным центрам страны, новым промышленным местам. А в те редкие вечера, когда они были все вместе, в своей однокомнатной квартире в Москве, они, наверное, мечтали о том, кем станет их дочь Ирина, и, наверное, о том, что время будет другим, и что когда-нибудь они все вместе съездят на родину Петра Ивановича -–на Волгу, в слободу Владимировка.

«Вставай страна огромная…»

Октябрь 1941 г. Москва. Танки идут на запад. На московских бульварах войска. Горят костры. Небо Москвы гудит от разрыва зенитных снарядов. Тревога следует одна за другой. Петру Ивановичу 52 года. Его направляют в Пензу, где он возглавляет выпуск «Окон ТАСС», пишет портреты фронтовиков, тружеников тыла, государственных и военных деятелей, актеров. Из письма П.И. Котова другу: «24 апреля 1942 г. Вчера получил письмо и был несказанно рад живой встрече из родной Москвы… Работу по выпуску «Окон ТАСС» продолжаю вести. Недавно сюда, из обкома прибыла группа из ЦК. При ознакомлении с работой отдела агитации и пропаганды, они очень заинтересовались «Окнами»… Вызывали меня, сообщили, что находят пензенские «Окна» исключительным явлением, благодарили меня… Попросили дать им в одном экземпляре все «Окна» с целью создать выставку в ЦК… В настоящее  время  готовлюсь к монументальной вещи.. На предстоящей выставке «Великая Отечественная», кроме картин, у меня будет по-видимому, и альбом рисунков героев Отечественной войны (я делаю рисунки в лазаретах).

 

Портрет маршала Г.К. Жукова

 

В эти годы, как и многие другие художники П.И. Котов пытается силой кисти и карандаша поднимать в бой, верить в победу. Много работает и уже к концу 1942 г. принимает участие в выставке  «Великая Отечественная». Его «Минометчик», «Пулеметчик», «Автоматчик», написаны по живым впечатлениям, а в них недостатка в те годы не было. Это сильные обобщенные образы советских людей. Это восхищение людьми, стойко выдержавшими нечеловеческие испытания, ведь борьба шла не на живот, а на смерть. И  эта борьба заставила создавать произведения, достойные духа времени, духа нашей победы. Если в начале войны у П.И. Котова и других художников портреты простых солдат, вынужденных взяться за оружие , то позже появляются парадные, торжественные, такие  например, как портрет маршала Г.К. Жукова.

Всего П.И. Котов начнет писать два портрета маршала Г.К. Жукова. Интересен факт создания первого портрета. П.И. Котов писал его по заданию Третьяковской галереи. Сохранился документ, подписанный генерал-лейтенантом Варенниковым, согласно которому Петру Ивановичу разрешалось работать на территории Германии в 1945 г. (в советской зоне). Этот портрет маршала Г.К. Жукова незавершенный, ныне хранится в фондах художественной школы, являясь не только экспонатом музея, но и методическим пособием как для учащихся художественной школы, так и студентов нашего училища.

Отгремели салюты Победы. П.И. Котов снова вернулся в Москву и сразу же погрузился в работу. Один за другим появляются портреты генерала армии И.Х. Баграмяна, генерал-лейтенанта медицинской службы В.Н. Шовкуненко, генерал-лейтенанта медицинской службы хирурга В.И. Шамова, академика Н.Д. Зелинского – все это большое достижение портретного искусства. Как писала одна из центральных газет того времени… « написаны в строгой реалистической манере, наделены яркими психологическими характеристиками»…
 

 

                                                                                                    Портрет академика Н.Д. Зелинского

 

Наиболее интересными из этой серии портретов является портрет академика Н. Д. Зелинского. Это мирный труд во благо Родины. Надо отдать должное - П.И. Котову удалось создать замечательный образ ученого. За эту работу художник был удостоен Государственной  премии. Это был 1947 год. А в следующем году Петр Иванович вновь предпринимает поездку на завод «Красное Сормово» Через год на Всесоюзной выставке появляется его серия работ, посвященная труженикам завода. Особое внимание привлекает портрет знатной электросварщицы Е.К. Михеевой. Ныне этот портрет хранится в Третьяковской галерее. В целом серия эта отмечена жизнерадостностью, полнозвучностью.

Пути искусства этой поры были также нелегки, как сама жизнь. Культ Сталина расцвел пышным цветом. Все направления отечественной культуры находятся под пристальным вниманием и контролем  партии, лично Сталина. Поэтому второй портрет маршала Г.К. Жукова, написанный П.И. Котовым в 1951 г. не получил достойной оценки, хотя специалисты считали, что он был удачей художника. Судьба этого портрета, как и многих других «неугодных» был предрешена.

1952 год. Из письма П.И. Котова жене – Зинаиде Александровне: «…Вся будущая неделя пройдет у меня в сдаче «Мичурина», будут смотреть при комиссии»… Котову П.И. в это время уже 63-й год. Он удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР, действительный член АХ СССР, и он волнуется, как пройдет сдача. Просит поддержки у своей жены, подруги, художницы, при этом не забывал о том, что и ей нужна его помощь и поддержка. Он беспокоится, подбадривает её, «..ты, вероятно, уже написала другой натюрморт, я желаю тебе, чтобы он получился так же хорошо, как и предыдущий…Ни о чём не беспокойся, работай спокойно. Любящий тебя Пётр».

Один из персонажей этой работы выполнен как самостоятельная работа под названием «Украинский колхозник» и ныне хранится в фондах художественной школы № 4 имени П.И. Котова нашего города. Поездки по стране, преподавательская деятельность, дают энергию и силы, и П.И. Котов пишет, пишет… Однажды ночью, в дверь московской квартиры позвонили. Вошли двое, спросили, вернее уточнили: «Котов, Пётр Иванович?» Попросили взять краски, кисти и следовать за ними. Что означали подобные ночные визиты знали многие. Семья не спала всю ночь. Петр Иванович вернулся на следующий день и тихо сообщил «Умер Сталин». Ему, как вероятно и другим художникам было поручено написать посмертный портрет «вождя», «отца всех народов». Это был один из последних заказных портретов. 4 июля 1953 г. П.И. Котов умер. Не дожив 4 дня до своего 64-летия.

Его жена, Кожевникова - Котова З.А. пережила мужа на 8 лет. Их единственная дочь Ирина Петровна живет в Москве, на той же улице, где когда-то жили её родители и она сама.

Впервые она побывала на родине отца в его 100-летний юбилей по приглашению А.Я. Клишина (в то время директора художественной школы и художника, который открыл для ахтубинцев П.И. Котова), радовалась тому, что в городе нашлись люди, которые помнят, знают о её отце. Из письма Ирины Петровны «Уважаемый Клишин А.Я. Получила ваше письмо. Меня и мою семью оно чрезвычайно взволновало. Большое спасибо за то, что вы интересуетесь жизнью и творчеством моего отца»…

Картины П.И. Котова имеются во многих картинных галереях крупных городов России и республик бывшего СССР. В нашем городе также имеются его картины и этюды.

В 110-ю годовщину со дня рождения П.И. Котова в городе состоялся первый выпуск студентов художественного училища.

В далеком 1903 г. П.И. Котов покинул слободу Владимировка, чтобы стать профессиональным художником, его мечте суждено было сбыться, а сегодня выпускники школы, училища подтверждают право быть достойными своего земляка П.И. Котова.

 Преподаватель Истории изобразительного искусства ДХШ № 4
Л.С. Басангова


 

« вернуться

Рейтинг 253 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 63 из этого альбома
"Портрет девушки"
"Натурщик"
"Портрет отца"
"Портрет матери"
"Автопортрет"
"Портрет жены - художницы З.А. Кожевниковой-Котовой"
"У часовни"
"Курд"
"Горнист казацкой императорской гвардии"
"Портрет дамы"
"Сбор на охоту" 1
"Сбор на охоту" 2
"Сбор на охоту" 3
"Сбор на охоту" 4
"Портрет дамы с кувшином"
"Цветущий сад"
"Натюрморт с самоваром"
"Моя семья"
"Натюрморт с бубликами"
"На базаре в Бухаре"
"Ткачи (Старая Бухара)"
"Лето"
"Кавалерийская тревога"
"Бой у Горбатого моста в 1905 г."
"Пейзаж (рисунок углем)"
"Рабочий на отдыхе"
"Электросварщики (Кузнецкстрой)"
"Кузнецкстрой"
"Комсомолец"
"Портрет художницы 3.А. Кожевниковой"
"Шахтер"
"Колхозный конюх"
"И.В. Мичурин среди колхозников"
"Работница Красного Сормова"
"Ученик (Сормово)"
"Панно «Праздник в колхозе» (Узбекистан)"
"Слушают"
"В детский сад"
"Портрет скульптора И.Д. Шадра"
"Домна"
"Моя дочь"
"Голова мальчика"
"Узбек"
"Кавказ"
"Мальчик (рисунок, сангина)"
"Рисунок спичкой"
"Знатная стахановка Савкина"
"Академик Н.Д. Зелинский"
"Народная артистка Е.Н. Гоголева"
"Художник В.С. Сварог"
"Максим Горький на строительстве Сормовской верфи"
"Сормовская верфь"
"Натюрморт «Яблоки»"
"Колхозник"
"В доме отдыха (Сталинград)"
"Академик Л.А. Орбели"
"Портрет О.Э. Беловой"
"Академик Н.Н. Бурденко"
"Генерал-полковник Е.И. Смирнов"
"Генерал армии И.Х. Баграмян"
"Народный художник СССР А.А. Шовкуненко"
"Плес"
"Пионы"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования