12 октября 2014
Жолтовский Иван Владиславович Zholtovsky Ivan. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 16 файлов)

Изобразительное искусство / Графика / Рисунок
Разместил: Ивасив Александр

 

 

Жолтовский Иван Владиславович

 

Zholtovsky Ivan

 

(1867 - 1959)

 

 

 

        Жолтовский родился в небольшом белорусском городке Пинске в семье небогатого помещика. У него рано проявились способности к рисованию, но из-за недостатка средств в семье родители не могли нанять мальчику учителя. Только поступив в гимназию, Иван смог удовлетворить свою тягу к рисованию. Закончив гимназию с золотой медалью, в 1887 г. он поступил на отделение архитектуры в Петербургскую Академию художеств и начал заниматься в мастерской художника А. Томишко.

 

 

 


Поскольку родители не могли материально помогать юноше, он начал подрабатывать в качестве помощника у известных архитекторов. Одновременно с учебой на втором курсе Жолтовский работал в мастерской архитектора А. Марфельда.


В 1889 г. он выполнил первый самостоятельный проект — эскиз доходного дома. Позже это здание было построено на деньги промышленника А. Сипягина. Приобретенные навыки позволили Жолтовскому постоянно получать выгодные заказы, он наблюдает за ходом проведения строительных и отделочных работ. Вместе с петербургским архитектором Г. Степановым он руководит перестройкой и отделкой петербургского дворца графа Н. Юсупова. По его проекту отделываются домашний театр, несколько кабинетов и курительная комната.

 

Во время учебы на последнем курсе Академии Жолтовский поступил работать в архитектурный отдел министерства путей сообщения. Он проектирует и строит железнодорожные станции и различные промышленные объекты, например, вместе с архитектором  В. Гаугером осуществляет строительство здания офицерского собрания в Петербурге.

 

В 1895 г. он получил первую премию на конкурсе проектов памятника, посвященного архитектору К. Тону. В том же году французская Академия архитектуры присудила ему Золотую медаль за проект памятника основателю гомеопатии А. Ганеману.

 

 

 


Во время летних каникул Жолтовский много путешествует: ездит по Русскому Северу, посещает Англию, Германию и Италию. Во время поездок в Италию он составляет проект построек в стиле эпохи Возрождения. В это время у него возникает настоящая страсть к архитектуре Возрождения. Подражание великим образцам прошлого станет отличительной особенностью его творческого почерка.

 

В1897 г. Жолтовский с блеском защитил дипломный проект, выполнив эскизы доходного дома, и получил серебряную медаль и звание архитектора-художника. Однако он не смог получить в Петербурге постоянную работу и, чтобы содержать семью, согласился занять место городского архитектора в Иркутске. По дороге к новому месту службы он остановился в Москве в доме своего знакомого скульптора Н. Андреева. Узнав о том, что Жолтовский ищет место работы, Андреев рекомендует его попечительскому совету Строгановского художественно-промышленного училища. Молодого зодчего принимают на должность руководителя класса архитектурного рисования. С этого времени вся дальнейшая жизнь и творчество Жолтовского оказываются связанными с Москвой. Он входит в круг ведущих российских архитекторов.

 

В 1901 году Жолтовский осуществил первый крупный проект. — здание Скакового общества, расположенное на Московском ипподроме. Он создал уникальный комплекс, в котором соединялись помещения различного назначения. В цокольном этаже здания находятся конюшни, выше располагаются служебные помещения, рестораны и просторные фойе для публики. К задней стороне здания, выходящей на поле, Жолтовский пристроил многоярусную трибуну для зрителей, при возведении которой впервые в Москве применил конструкцию на несущем металлическом каркасе. Впоследствии он неоднократно руководил работами по перестройке ипподрома и только в 1951 году создал окончательный вариант здания.

 

Известность приходит к архитектору после строительства особняка на Спиридоновке (впоследствии ул. Алексея Толстого) для предпринимателя Тарасова. В качестве основы проекта Жолтовский избирает форму флорентийского палаццо, однако он существенно перерабатывает проект и создает современный вариант итальянского дворца. За блестящее использование идей классического наследия в современной архитектуре в 1909 г. его выбирают академиком архитектуры.


В десятых годах XX в. по проектам Жолтовского строится множество зданий как в Москве, так и в Подмосковье. Вместе с архитектором Р. Крейном он работает над проектом Музея изящных искусств, для которого создает чертеж парадной лестницы, ведущей к стилобату (передней колоннаде).

 

Параллельно с руководством строительными работами Жолтовский продолжает преподавание в Строгановском училище, где организует школу-мастерскую. Он разрабатывает свою теорию архитектурной гармонии, основанную на стилистике итальянских архитекторов эпохи Возрождения.

 

После 1917 г. его мастерская становится частью ВХУ-ТЕМАСа. В это время под руководством Жолтовского занимается группа будущих ведущих русских архитекторов XX века: И. Голосов, Н. Колли, К. Мельников, С. Чернышев. Он также возглавляет архитектурно-художественный отдел Наркомпроса, при котором организует первую Московскую архитектурную школу-мастерскую, в которой работает над проектами различных сооружений. Вместе с художницей А. Экстер он создает эскиз первой сельскохозяйственной выставки, однако его проект вызывает решительное осуждение со стороны конструктивистов. Они добиваются передачи проекта другой группе архитекторов. Осознавая, что для освоения классики еще не настало время, Жолтовский оставляет практическую архитектурную работу.

 

Когда правительство переехало в Москву, архитектор стал руководителем организованной по указанию В. Ленина комиссии по перепланировке Москвы. Вместе с А. Щусевым он разрабатывает новый Генеральный план города. Но в то время задуманное не удалось осуществить из-за начавшейся Гражданской войны. Жолтовский практически прекращает заниматься проектированием и сосредотачивается на преподавательской работе. Правда, в 1920 г. он руководит восстановлением фундаментов Большого театра.

 

В начале 1923 г. по совету А. Луначарского Жолтовский уехал в длительную заграничную командировку. В течение трех лет архитектор жил и работал в Италии. Он занимался обмерами построек Возрождения, работал в архивах и библиотеках над рукописями Брунеллески, Палладио.

 

В 1926 г. Жолтовский вернулся в СССР. Он понимал, что большинство его учеников стали приверженцами конструктивизма. Возглавив собственную архитектурную мастерскую, Жолтовский доказывает, что архитектурный авангард может прекрасно сосуществовать с наследием эпохи Возрождения. Уже первая его крупная работа этого периода — перестройка здания Госбанка на Неглинной — показала, что манера, предложенная им, отвечает вкусам новой власти.


Жолтовский фактически заложил основы нового направления в архитектуре XX в. — так называемой неоклассики. В отличие от других архитекторов, он никогда не придавал значения критическим замечаниям в свой адрес, так как считал, что время докажет его правоту.

 

С начала тридцатых годов Жолтовский становится ведущим архитектором административных и промышленных зданий, строившихся в разных концах страны. Наиболее крупным проектом стала разработка концепции Днепровской электростанции. Хотя проект Жолтовского и не был принят, он стал основой для разработки окончательного архитектурного решения Днепрогэса. Показательно, что автором проекта электростанции стал главный конкурент Жолтовского В. Веснин.


В 1932—1934 гг. архитектор проектирует жилой дом, позже построенный на Моховой улице. Тщательно продуманная композиция, великолепно проработанные детали внешней отделки выделяют здание из ансамбля Манежной площади. Проект Жолтовского наглядно показал, что традиции Возрождения более созвучны московской архитектуре, чем схематизм, свойственный творениям конструктивистов.

 

По проектам архитектора строятся не только жилые дома в разных концах Москвы, но и целые города. По указанию И. Сталина его назначают руководителем проекта застройки первого социалистического города-курорта Сочи-Мацеста. Жолтовский разработал общую концепцию застройки города, спроектировал здания санаториев, мосты, морской вокзал, театр. В руководимой им мастерской готовились проекты инженерных сооружений. Он ежегодно ездил в Сочи, контролируя процесс строительства.

 

Только в конце тридцатых годов архитектор вернулся к работе в Москве. Накопленный опыт позволил ему осуществлять уникальные проекты. В жилое здание, построенное на Смоленской площади, он мастерски вписал вестибюль станции метрополитена, а для дома на Большой Калужской улице впервые в СССР спроектировал подземный гараж, расположив его в подвальном этаже.

 

В послевоенные годы Жолтовский начинает работать в новом направлении, осваивая методику крупнопанельного домостроения. В 1952—1953 гг. он разрабатывает систему крупнопанельных домов, предназначенных для различных природных зон, и систему технологических решений для их заводского изготовления. Жолтовский предлагает использовать ряд стандартных элементов из железобетона, пользуясь которыми архитектор мог составить проект здания с нужными характеристиками. Особенность подхода Жолтовского заключалась в том, что по его системе можно было строить здания различного назначения.

 

Вместе с группой инженеров он начинает работу над проектом автоматизированной линии для производства типовых деталей. Впервые она была использована при постройке здания Музыкального театра в Москве. Ему удалось показать возможности железобетонных конструкций: он смог разместить здание на ограниченной территории в центральной части города, причем после перестройки внешние размеры здания остались прежними, а объем зрительного зала увеличился вдвое.

 

 

Со второй половины пятидесятых годов и до конца жизни И. Жолтовский занимался исключительно педагогической работой в собственной мастерской в Московском архитектурном институте.

« вернуться

Рейтинг 0 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 16 из этого альбома
"Дом скакового общества на Беговой ул. в Москве"
"Особняк Тарасова на Спиридоновке (ул. Ал. Толстого) в Москве"
"Всероссийская сельскохозяйственная выставка в Москве. Арка главного входа"
"Всероссийская сельскохозяйственная выставка в Москве. Генплан"
"Проект Дворца Советов в Москве"
"Дом уполномоченного ВЦИК (ныне здание Горсовета) в Сочи"
"Проект театра в Таганроге. Фасад"
"Проект театра в Таганроге. План 1-го этажа"
"Дом на Моховой ул. (проспект Маркса) в Москве"
"Жилой дом на Смоленской пл. в Москве. Общий вид"
"Жилой дом на Смоленской пл. в Москве. Боковой фасад"
"Жилой дом на Б. Калужской ул. (Ленинский проспект) в Москве"
"Центральная тепловая электростанция МОГЭС на Раушской набережной"
"Дом на Моховой"
"Здание Московского ипподрома"
"Кинотеатр «Победа» на Абельмановской улице"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования