21 апреля 2011
Суриков Василий Иванович Surikov Vasily. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 233 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Реализм
Разместил: Ивасив Александр

 

Биография художника, творческий путь. Галерея картин.

 

 

 

 

 

Суриков Василий Иванович

 

Surikov Vasily

 

(1848 - 1916)

 

 

 

"Суриков не только великий реалист, но по существу своему поэт, и, быть может, сам того не сознавая, этот художник обладает огромным мистическим дарованием. Он знает, чувствует, умеет то, что могли очень немногие в живописи - Тициан, Рафаэль, Веласкес, да у нас - Рублев, Левитан, Врубель..."

Бенуа А.Н.

 

 

 

 


CУРИКОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ, русский художник, мастер русской исторической картины; соединил традиции исторического романтизма с живописным новаторством. Родился в Красноярске 12 (24) января 1848 в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода. Первые уроки рисования получил у школьного учителя Н.В.Гребнева. В 1868 отправился в Петербург, где в 1869 поступил в Академию художеств; окончив Академию в 1875, с 1877 жил в Москве. Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму. В 1880–1890-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. Испытал особое влияние мастеров венецианского и испанского Возрождения и барокко, в особенности П.Веронезе и Д.Веласкеса.


Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов (романтичный пейзаж Вид памятника Петру I в Петербурге, 1870, Русский музей, Петербург). В 1876–1877 создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя (ныне – в Русском музее). Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра Утро стрелецкой казни, завершенного в 1881 (Третьяковская галерея, Москва). Избрав темой трагический итог первого стрелецкого бунта 1698 – казнь мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I, Суриков по сути показал великий конфликт русского Средневековья и русского Нового времени, из которого ни одна из сторон не выходит победительницей. При этом правда найденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж – вроде стрельца с молитвенной свечой в руке – становился для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа (подмеченный И.Н.Крамским в письме к В.В.Стасову, 1884).


Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах Меншиков в Березове (1883) и Боярыня Морозова (1887; обе картины – там же), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца и об увозе в острог старообрядческой подвижницы. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры. Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода многофигурные сцены Стасов) не уступает и Взятие снежного городка (1891, Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия. Последующие «хоровые» полотна (Покорение Сибири Ермаком, 1895; Переход Суворова через Альпы, 1899; Степан Разин, 1903–1907; все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад. Эпические сцены экспансии России в Сибири, антифранцузской кампании в Швейцарских Альпах и, наконец, эпизод из жизни любимого героя народных песен написаны виртуозно, но уже без того сложного и полифоничного драматизма, который отличает лучшие произведения мастера. Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры (Посещение царевной женского монастыря, 1912, Третьяковская галерея; Благовещение, 1914, Художественная галерея, Красноярск). В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте.


Лучшие вещи Сурикова всегда выделялись своим замечательным – в высшей мере конструктивным, а не только декоративным – колоритом. Цветовой экспрессией впечатляют его поздние акварели, в особенности созданные в Испании, куда он в 1910 ездил со своим зятем, художником П.П.Кончаловским. Здесь он выступает предтечей новых течений в искусстве. О широте его взглядов свидетельствует и дружба с поэтом-символистом М.А.Волошиным, создавшим яркий очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в журнале «Аполлон» в 1916). В поздние годы старый художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, Третьяковская галерея; и др.). Умер Суриков в Москве 6 (19) марта 1916.


 

http://artsurikov.ru/ - сайт о Василии Сурикове. Галерея произведений, статьи, биография.






 


 

« вернуться

Рейтинг 30 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 233 из этого альбома
"А.И. Суриков в шубе"
"Автопортрет на фоне картины Покорение Сибири Ермаком"
"Автопортрет" 6
"Автопортрет" 4
"Автопортрет" 5
"Автопортрет" 3
"Автопортрет" 2
"Автопортрет" 1
"Александр Николаевич Пестунов"
"Анфиса"
"Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста"
"Берлин. Набережная"
"Богач и Лазарь"
"Большой маскарад в 1772 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И.Ф. Ромодановского"
"Боржом"
"Борьба добрых духов со злыми"
"Боярыня Морозова" 3
"Боярыня Морозова" 2
"Боярыня Морозова" 4
"Боярыня Морозова" 1
"Боярыня Морозова" 5
"Боярыня Морозова" 6
"Боярыня Морозова" 7
"Боярыня Морозова" 8
"Боярышня в синей шубке"
"Боярышня в фиолетовой душегрее"
"Боярышня со скрещенными на груди руками"
"Боярышня"
"Букет"
"В Алупке"
"В лодке"
"Венеция. Палаццо дожей"
"Венеция. Собор Св. Марка"
"Венеция"
"Вечер в Петербурге"
"Взятие снежного городка"
"Вид Красноярска"
"Вид Москвы"
"Вид на Красноярск с сопки"
"Вид на Кремль зимой"
"Вид на Кремль"
"Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге"
"Второй Вселенский Константинопольский Собор"
"Голова боярыни Морозовой" 1
"Голова боярыни Морозовой" 2
"Голова боярышни"
"Голова девушки"
"Голова женщины в черном платке"
"Голова казака"
"Голова крестящегося солдата"
"Голова Марии"
"Голова Меншикова в профиль. Нижняя часть лица"
"Голова монахини"
"Голова смеющейся девушки"
"Голова солдата в треуголке"
"Голова солдата-барабанщика"
"Голова Суворова"
"Голова хакаса"
"Головка девушки. Портрет З.С. Хаминовой"
"Головы татар (старика и молодого)"
"Горожанка. Портрет Александры Ивановны Емельяновой, урожденной Шрейдер"
"Горы близ Красноярска"
"Гребец в лодке"
"Девушка в красной кофте"
"Девушка с косами. Портрет А.А. Добринской"
"Деревенская божница"
"Донской казак Ржидин"
"Дорога в Хотьково"
"Енисей у Красноярска"
"Енисей"
"Ермак с казаками"
"Женские фигуры, странник, юродивый"
"Женский портрет"
"Женский портрет"
"Задумавшийся подросток"
"Зима в Москве"
"Зубовский бульвар зимой"
"Зубовский бульвар зимою"
"Изба"
"Изгнание Христом торгующих из храма"
"Иллюминация Москвы"
"Императрица Анна Иоанновна в петергофском Тампле стреляет оленей"
"Иртыш"
"Искушение Христа"
"Исцеление слепорожденного Иисусом Христом"
"Итальянка"
"Казак в красной рубахе"
"Казак Дмитрий Сокол"
"Казак с ружьем"
"Казак с ружьем"
"Казак-гребец"
"Казак"
"Казаки в лодке"
"Казаки"
"Казаки"
"Киргиз"
"Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря"
Колизей. 1884
"Колизей"
"Колокольня Ивана Великого и купола Успенского собора"
"Коломенское"
"Красноярский бунт 1695 года"
"Крым. Ай-Петри"
"Крыши зимой"
"Лампада"
"Меншиков в Березове"
"Меншиков в Березове"
"Миланский собор"
"Минусинская степь"
"Монах"
"Натурщица в старинном русском костюме"
"Неаполитанская девушка с цветами в волосах"
"Неаполь"
"Неаполь"
"Неаполь. Везувий"
"Неаполь. Набережная"
"Нерукотворный образ"
"Нищий, стоящий на коленях"
"Окрестности Красноярска"
"Палач"
"Пейзаж с фигурой брата"
"Первый Вселенский Никейский Собор"
"Переход Суворова через Альпы в 1799 году" 1
"Переход Суворова через Альпы в 1799 году" 2
"Переход Суворова через Альпы"
"Перс"
"Петр I перетаскивает суда из Онежского залива в Онежское озеро в 1702 году"
"Пир Валтасара"
"Площадь Сан-Фернандо в Севилье"
"Под дождем в дилижансе на Черную речку"
"Покорение Сибири Ермаком" 9
"Покорение Сибири Ермаком" 8
"Покорение Сибири Ермаком" 7
"Покорение Сибири Ермаком" 6
"Покорение Сибири Ермаком" 5
"Покорение Сибири Ермаком" 4
"Покорение Сибири Ермаком" 1
"Покорение Сибири Ермаком" 2
"Покорение Сибири Ермаком" 3
"Помпея. Улица"
"Портрет А.А. Добринской"
"Портрет А.В. Суворова"
"Портрет А.И. Емельяновой"
"Портрет А.И. Емельяновой"
"Портрет А.И. Сурикова"
"Портрет А.Н. Третьяковой"
"Портрет А.П. Юргенсон"
"Портрет А.С. Матвеева в детстве"
"Портрет боярышни"
"Портрет девочки в красном платье"
"Портрет доктора А.Д. Езерского"
"Портрет Е.А. Суриковой. Не позднее"
"Портрет Е.В. Суриковой"
"Портрет Е.К. Дерягиной"
"Портрет Е.Н. Сабашниковой"
"Портрет Елизаветы Августовны Суриковой, жены художника"
"Портрет И.Е. Крачковского"
"Портрет И.С. Остроухова"
"Портрет К.М. Верхотуровой"
"Портрет княгини П.И. Щербатовой"
Портрет Л.Т. Маториной. Казачка"
"Портрет М.П. Кончаловского в детстве"
"Портрет молодой женщины в кокошнике"
"Портрет молодой женщины в шубе с муфтой"
Портрет молодой женщины"
"Портрет Н.С. Матвеева"
"Портрет Н.Ф. Матвеевой"
"Портрет неизвестной на желтом фоне"
"Портрет О.В. Суриковой (в замужестве Кончаловской), дочери художника, в детстве"
"Портрет О.В. Суриковой"
"Портрет О.М. Величкиной, урожденной баронессы Клодт фон Юргенсбург"
"Портрет П.Ф. Суриковой (матери художника)"
"Портрет Т.К. Доможиловой"
"Портрет хакаски"
"Портрет юноши Леонида Чернышова"
"Портреты Меншиковых"
"Посещение царевной женского монастыря"
"Пугачев"
"Разин"
"Река Обь"
"Римский карнавал"
"Рука боярыни Морозовой"
"С гитарой. Портрет княгини С.А. Кропоткиной"
"Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде"
"Самовар"
"Севилья"
"Севилья. Альказар"
"Севилья. Бой быков"
"Сибирская красавица. Портрет Е.А. Рачковской"
"Сибирский пейзаж. Торгошино"
"Сибирячка"
"Сквер перед Музеем изящных искусств в Москве"
"Снежные горы"
"Собор Св. Марка в Венеции"
"Собор Святого Петра в Риме"
"Солдат с барабаном"
"Солдат с ружьем" 1
"Солдат с ружьем" 2
"Солдат, спускающийся по склону снежной горы"
"Солдат"
"Старик-огородник"
"Старуха в узорчатом платке"
"Старшая дочь Меншикова"
"Старый Красноярск"
"Старый солдат, спускающийся по склону снежной горы"
"Степан Разин"
"Степан Разин"
"Степан Разин" 1
"Степан Разин" 2
"Странник"
"Странник"
"Странник"
"Стрелец в шапке"
"Стрелец"
"Стреляющий казак"
"Стреляющий казак"
"Сцена из римского карнавала"
"Табун лошадей в Барабинской степи"
"Третий Вселенский Эфесский Собор"
"Убийство Юлия Цезаря"
"Утро стрелецкой казни"
"Флоренция"
"Флоренция. Прогулка (жена и дети художника)"
"Царевна"
"Церковь в селе Дьякове"
"Церковь"
"Человек с больной рукой"
"Чернобородый стрелец"
"Четвертый Вселенский Халкидонский Собор"
"Юродивый, сидящий на земле"
"Юродивый, сидящий на снегу"
"Сибирский пейзаж"
"Портрет истинного татарина"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования