15 мая 2011
Маковский Константин Егорович Makovsky Konstantin. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 355 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Реализм
Разместил: Ивасив Александр

 

Биография художника, творческий путь. Галерея картин.

 

 

 

 

 

Маковский Константин Егорович

 

Makovsky Konstantin

 

(1839 - 1915)

 

 

 

"Я не зарыл своего богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству".

К.Е. Маковский


Произнося фамилию Маковский, в наше время для многих она сначала ассоциируется с произведениями московского жанриста Владимира и только потом с его старшим братом Константином, представителем так называемой "позднеакадемической живописи". Однако во второй половине XIX века слава Константина Маковского и в России, и за ее пределами была несравнимо выше известности Владимира Маковского и других художников демократического направления.

 

Будущий художник, Константин Егорович Маковский, родился 20 июня (2 июля) 1839 года. Его отец, Егор Иванович, был известным художественным деятелем Москвы, одним из учредителей Натурного класса. Творческая атмосфера окружала будущего художника и его брата с самого детства. В доме отца постоянно бывали знаменитые живописцы, преподаватели училища. Неудивительно, что все дети Егора Ивановича: дочь Александра, сыновья Константин, Николай и Владимир, воспитанные в духе любви к искусству, под влиянием отца, эрудита и энтузиаста, стали художниками. "Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу", - писал на склоне лет К.Маковский.


 

 

 

 

В 1861 году Владимир решает начать обучение в московском Училище живописи и ваяния. Учился Константин Маковский весьма успешно, получая многочисленные награды и призы. Его учителя, Е.С. Сорокин и К.С. Зарянко, привили ему серьезные навыки в рисунке, умение точно передавать материальность предметов. В 1866 году Маковский окончил училище и был удостоен большой серебряной медали за картину «Литературное чтение». Продолжая свое образование в Академии художеств в Петербурге, Маковский в 1869 году за картину «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей», перекликающуюся по сюжету с рассказом Тургенева «Бежин луг», получил золотую медаль и звание художника первой степени. Своеобразным продолжением темы можно считать картину «Игра в бабки» (1870). Художник тонко подметил характерные черты своих маленьких героев, ему, несомненно, удался и русский сельский пейзаж, но, несомненно, одной из лучших картин в раннем творчестве Маковского можно по праву считать "Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" - подлинная галерея колоритных типов городских сословий. За это произведение Маковский был удостоен звания профессора АХ, где в тот период произошли коренные реформы, и бытовая живопись из гонимой превратилась в весьма поощряемую.

 

Следующая картина молодого художника - «В приемной у доктора» (1870) - привлекала внимание современников типичностью образов, оригинальностью сюжета, юмором. Русский критик В.В. Стасов писал «Нынешняя его «Приемная у доктора» - я надеюсь, все со мной согласятся - одна из примечательнейших и типичнейших картинок современной русской школы».

 

В 1863 году вместе с тринадцатью другими выпускниками Академии - претендентами на большую золотую медаль К.Маковский отказался писать картину на предложенный сюжет из скандинавской мифологии и покинул Академию, так и не выйдя на дипломную программу. Однако в том же году стал активным членом знаменитой петербургской Артели художников, возглавляемой Иваном Николаевичем Крамским.

 

В 1872-1873 годах художник пишет картину «Любители соловьев», за которую был награжден 1-й премией Общества поощрения художеств и был удостоен звания академика.

 

Вырабатывая свой собственный изящный и эффектный стиль, К.Маковский стал постепенно отходить от коллективных форм художественной жизни, превращаясь в "маэстро" с определенным кругом излюбленных тем, жанров и приемов живописи. Еще в ранние годы художник писал портреты на заказ, а вскоре превратился в модного портретиста. Портреты его работы, особенно женские и детские ("Портрет С.Л.Строгановой", 1864, ГТГ; "Портрет жены художника", 1881, ГРМ; "Семейный портрет", 1882, ГРМ; "Портрет М.Е.Орловой-Давыдовой", ГТГ). Прозрачная подвижная фактура, красочность и внимание к красивому антуражу стали главными причинами небывалого успеха живописи Маковского. Сам художник так, слегка иронично, вспоминал об этой стороне своей деятельности: "Лучшие красавицы наперебой позировали мне... Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью и успел написать несметное количество картин, декоративных панно, портретов, этюдов и акварелей". Но окончательно то своеобразное явление, которое можно назвать "феноменом Константина Маковского", сформировалось только в 80-е годы, когда художник отошел от передвижников и стал устраивать персональные выставки своих произведений. В 1883 году он показал, таким образом, картину "Боярский свадебный пир в XVII столетии", которая была вскоре куплена в Америку. Это работа скорее интересна с этнографической точки зрения: художник тщательно выписывает костюмы персонажей, аксессуары, детали бытового окружения.

 

За ней последовали "Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем" (1886), "Смерть Ивана Грозного" (1888), "Одевание невесты к венцу" (1890), "Поцелуйный обряд" (1895, ГРМ). Благодаря обилию бытовых подробностей, антикварной красоте антуража, "благородным" цветам, приведенным в единство общим золотистым тоном, эти произведения пользовались неизменным успехом, как в России, так и на международных выставках. На Всемирной выставке 1889 года в Париже К.Маковский за картины "Смерть Ивана Грозного", "Суд Париса" и "Демон и Тамара" был удостоен золотой медали. Иностранные коллекционеры охотно покупали экзотические "боярские жанры", поэтому большинство подобных работ художника ушло из России.

 

Несомненно, можно сказать, что восьмидесятые - начало девяностых годов - период расцвета творчества художника. В эти годы появляются на свет великолепные произведения, как «Крах банка» (1881), «Оправданная» (1882), «Свидание» (1883), «На бульваре» (1886-1887), «Ночлежный дом» (1889).

 

«В 1880-е годы художник очень большое внимание уделяет колориту, - отмечает Т. Горина. - В ряде работ этого времени совершенно очевидны настойчивые поиски чистоты и звучности цвета, естественности красок природы, солнечного света, прозрачности, легкости воздуха. Характерны в этом отношении такие картины, как «Две странницы», «Конная ярмарка на Украине», «Молебен на пасхе». В эти годы художник написал несколько редких для его творчества чисто пейзажных работ. К числу лучших из них относится «Кинешма. Набережная». Замечательным колористом и тонким психологом выступает В. Маковский в картине «Объяснение». Своим образным строем, светлым лирическим чувством эта картина близка рассказам А.П. Чехова...»


 

 

Фотография К.Е. Маковского. 1900-ые


 

 

В поздних работах Маковский часто пишет на малозначительные темы, при этом проявляет себя великолепным рассказчиком и тонким знатоком человеческой психологии «Школьные товарищи» (1909), «Последняя ступень» (1911), «Приживалка» (1912), «Ожидание аудиенции» (1904), «На солнышке» (1885-1914).

 

В 1918 году Маковский, получив пенсию, покидает Академию художеств.

 

21 февраля 1920 года Константин Маковский скончался.

 

Легкий успех К.Маковского, его поверхностность, красочность и внимание к красивому антуражу, стали главными причинами небывалого успеха его живописи. Ведь именно он погружал человека в стихию красоты, в мир изящных предметов и утонченных чувств. На фоне общей этической ориентации русского искусства XIX века он сохранял за живописью право на живописность.

 

Ирина Никифорова © Электронная библиотека Библиотекарь.Ру

 

 

"Я не зарыл своего богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству." (Маковский К.Е.)

 

Родился в Москве в семье Е.И.Маковского, художника и одного из организаторов Московского Училища Живописи, Ваяния и Зодчества, которое Константин окончил в 1857 году. Продолжил обучение в Петербургской Академии Художеств, где скоро выявил свою высокую одаренность: за первую свою историческую картину «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Федора Годунова» получил в 1862 году Малую золотую медаль. Формально не окончил Академию, т.к. в 1863 году принял участие в «бунте четырнадцати», но через несколько лет удостоился званий академика, профессора, действительного члена Академии Художеств.

 

В 1870 году стал членом-соучредителем Товарищества Передвижных Художественных Выставок. Крупный мастер портрета, особое внимание Маковский уделял жанровой живописи, написав огромное количество человеческих типажей, сценок народного быта («Бедные дети», «Наставление матери», 1869; «Дети, бегущие от грозы», 1872; «Селедочница», 1867), среди которых лучшей по праву считается картина «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» (1869). Придав жанровой зарисовке невиданный монументальный размах, художник представил в масленичном гулянии «образ всего Петербурга».

 

В конце 1870-х годов в творчестве Маковского наметился поворот к уходу от тем современности. Его любимым жанром стал исторический, воплощенный в картинах из русской жизни XVI-XVII веков («Боярский свадебный пир XVII столетия», 1885; «Смерть Иоанна Грозного», 1889), принесших автору награды и международное признание. Смерть художника была несчастным случаем: пролетку, в которой он сидел, сбил трамвай.

 

 

 

 

 

 


« вернуться

Рейтинг 89 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 355 из этого альбома
?
"Девушка в костюме Флоры"
"Натурщица"
"Русалки"
"Цветы" 1
"Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге"
"Боярский свадебный пир в 17 веке"
"Боярыня у окна"
"У околицы"
"Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям"
"Дети, бегущие от грозы"
"За чаем"
"Натюрморт"
"В Каирской кофейне"
"Праздник перенесения священного ковра из Каира в Мекку"
"Болгарские мученицы"
"Араб в чалме"
"Обнаженная в черных чулках"
"Селедочница"
"Портрет Александра II на смертном одре"
"Маленькие шарманщики у забора зимой"
"Алексеич"
"Портрет графини Веры Сергеевны Зубовой"
"Богиня вод"
?
"Боярышня" Этюд 1
"Портрет детей художника"
"Русская красавица" 1
"Боярышня" 1
"Боярышня" 2
"Головка девочки в платке"
"Женский портрет" 01
"Портрет графини Е.П. Шереметьевой"
"Портрет актрисы Маргариты Гавриловны Савиной"
"Портрет великой княжны Марии Николаевны"
"Украинка"
"Кокетка"
?
"Портрет Ю.П. Маковской"
"Воскресный вечер в малороссийской деревне"
"После базара (Деревенская сцена)"
"Харон перевозит души умерших через реку Стикс"
"Поэзия"
"Под зелеными ветвями (Летний пейзаж)"
"Портрет поручика лейб-гвардии Гусарского полка графа Г.А. Бобринского"
"Портрет неизвестной"
"Портрет молодой женщины в зеленом платье"
"Портрет купчихи Е.С.Расторгуевой"
"Боярыня"
"Слепой"
"Портрет свояченицы (Е.П. Летковой")
"Портрет Худековой"
"Чарка меду"
"Швея"
"Женский портрет" 02
"Дети господина Балашова"
"Боярышня" 3
"Женский портрет" 03
"Боярышня" 4
"В мастерской художника"
"Вакханка"
"Головка"
"Женский портрет" 04
"Портрет девушки в белом платье"
"Портрет графини М.Е. Орловой-Давыдовой"
"Портрет графини С.Л. Строгановой"
?
"Натюрморт. Сокровища Грановитой палаты"
"Эскиз росписи потолка для особняка П.П. фон Дервиза в Петербурге"
"Князь Репин на пиру у Ивана Грозного"
"Детская головка"
"Скупой рыцарь"
"Женский портрет" 06
"Детский портрет"
"Головка (портрет Ю.П. Маковской)"
"Боярышня с подносом"
"Парижанка в жемчужном ожерелье"
"Итальянка"
"Портрет темноволосой красавицы"
"В парке" 1
"В парке" 2
?
"За чтением"
?
?
"Жница"
"Каир. Жанровая сцена"
"Дервиши в Каире"
"Петербургский дворик"
"Антикварная лавка"
"Разговоры по хозяйству"
"Рассказы деда"
"Вдовушка"
"Помещица"
"Каирский двор"
"Крестьянский обед во время жатвы"
"Цыганский табор у костра"
"Похороны ребенка"
"Улица в Каире"
"Игра в жмурки"
"Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем"
"Смерть Петрония"
"Восточные похороны в Каире"
"Иоанн III топчет ханскую басму"
"Бабушкины сказки"
"Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова"
"Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова"
"Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге"
"Московские балаганы"
"Демон и Тамара"
"Сатир и Нимфа"
"Весенняя вакханалия"
"Сваха"
"Беседка"
"Биарриц"
"У костра. Качановка"
"Деревенский пейзаж"
"На крыльце"
"Оросительная система в Египте"
"На площади у Ивановского съезда Нижегородского Кремля"
"Арабский мальчик с апельсином"
"Девушка с букетом (Пеортрет сербиянки)"
"За чаем"
"Боярышня" 5
"Групповой портрет М.С. Волкова, С.Н. Волковой и С.М. Волкова-Манзея"
"Чарка меду"
"Турчанка"
"Крестьянский мальчик"
"Каирец"
"Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме"
"Портрет итальянского мальчика"
"Портрет дочери художника. Оленька"
"Бретонки"
"Портрет композитора М.П. Азанчевского"
"Константин и Ольга Маковские"
"Портрет композитора Ц.А. Кюи"
"Портрет молодой девушки с розовым бантом"
"Автопортрет"
"Девушка в бурнусе"
"Запорожский казак"
"Этюд мужской головы"
"Портрет художника Александра Павловича Попова (Московского)"
"Портрет художника И.К. Айвазовского"
"Портрет сына в мастерской (Маленький антиквар)"
"Портрет оперного певца Н.Н. Фигнера"
"Египетский воин"
"Портрет неизвестной в красном платье"
"Портрет Александра II"
"Священник и боярыня"
"Портрет Е.И. Маковского, отца художника"
"Портрет В.В. Бахрушиной, урожденной Носовой"
"Портрет В.Е. Маковского, брата художника"
"Сережа (Портрет сына в матроске)"
"Савояр"
"Женская головка"
"Портрет А.Г. Кузнецова"
"Портрет неизвестного"
"Портрет мальчика" 1
"Портрет художника Александра Павловича Попова (Московского)"
"Портрет девочки" 1
"Ромео и Джульетта"
"Портрет Н.А. Некрасова"
"Семейный портрет"
"Русская красавица в кокошнике"
"Портрет С.Н. Худекова"
"Натурщик"
"Портрет О.С. Маковской, жены В.Е. Маковского, брата художника"
"Портрет мужчины в красном бархатном костюме"
"Портрет генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н.Н. Муравьева-Амурского"
"Русская красавица" 2
"Египтянка с ребенком"
"Африканец"
"Боярышня" 6
"Восточный мотив"
"Женский портрет" 07
"Боярин с кубком"
"Боярышня" Этюд 2
"Девочка с кувшином"
"Вакх"
"Восточная женщина с ребенком"
"Дервиш"
"Девушка в восточном костюме"
"Боярышня" 7
"Гладильщица" 1
"Боярышня у окна (с прялкой)"
"Восточная женщина (Цыганка)"
"Девочка в поле"
"В саду"
"Головка. Портрет госпожи Вивьен, жены актера и режиссера Л.С. Вивьена"
"Нянька Ивана Грозного"
"Монах - сборщик податей на храм"
"Малороссиянка с граблями"
"Лежащий натурщик"
"Портрет императора Александра II"
"Мужской портрет"
"Портрет девочки" 2
"Портрет жены художника Ю.П. Маковской"
"Портрет детей Стасовых"
"Портрет девочки Жени"
"Мальчик-араб"
"Цыганка" 3
"Портрет Владимира Егоровича Маковского в детстве"
"Портрет Марии Михайловны Волконской"
"Портрет А.И. Сувориной"
"Ямщик"
"Портрет великого князя Кирилла Владимировича, старшего сына великого князя Владимира Александровича, брата императора Александра III"
"Портрет Марии Петипа"
"Цыганка" 1
"Портрет оперного артиста О.А. Петрова"
"Цыганка" 2
"Оленька и Коля на крыльце дачи"
"Портрет девушки в русском костюме"
"Портрет императрицы Марии Федоровны - супруги императора Александра III"
"Кавалер, надевающий перчатку"
"Боярин с кубком"
"Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)"
"Портрет графа Сергея Григорьевича Строганова"
"Автопортрет"
"Амуры с цветами"
"Ангелы"
"Бедуин"
"Беседа у источника"
"Борис Годунов"
"Боярин"
"Боярин"
"Боярин Морозов перед Иоанном Грозным"
"Боярышня" 8
"Боярышня"
"Бродячие музыканты"
"Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам в 1611 году"
"Волынщик"
"Ворожея-цыганка"
"Встреча Исаака с Елеазаром"
"Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем"
"Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем"
"Гладильщица" 2
"Голова девушки"
"Голова старухи"
"Головка девочки"
"Дама в черном"
"Девочка"
"Девочка"
"Девочка в капоре"
"Девочка в платке (Портрет девочки)"
"Девочка в шляпе"
"Девушка в венке"
"Девушка в жемчужном ожерелье"
"Девушка с коромыслом"
"Девушка с красной лентой"
"Девушка с собакой"
"Девушка с цветами"
"Девушка со снопом"
"Дети"
"Дети в поле"
"Дети, бегущие от грозы"
"Дети, играющие в мастерской"
"Детская головка"
"Женская головка"
"Женская головка"
"Женский портрет" 08
"Женский портрет" 09
"Женский портрет" 10
"Женский портрет" 05
"Женский портрет" 11
"Женский портрет" 12
"Женский портрет" 13
"Аллегория"
"Задорная"
"Итальянский мальчик"
"Казак"
"Каир"
"Каир"
"Каирец"
"Козьма Минин"
"Кубки"
"Летний день"
"Мавр"
"Модели в ожидании художника (Греющиеся итальянцы)"
"Молодая итальянка с померанцами"
"Молодая монахиня"
"Мост через речку"
"Мужской портрет"
"Музыка. Аллегория"
"Мушкетер"
"Натурщица"
"Натюрморт"
"Натюрморт в интерьере"
"Натюрморт с розами и васильками"
"Негритянка"
"Офелия" 2
"Офелия" 1
"Пейзаж" 1
"Пейзаж" 2
"Пейзаж (Море и цветы)"
"Пейзаж с озером"
"Перенесение священного ковра из Мекки в Каир"
"Портрет В.А. Морозовой"
"Портрет Евфима Осиповича Гиленченко"
"Портрет М.А. Бутиной"
"Портрет Обуховой"
"Портрет П.С. Уваровой"
"Портрет Панаевой-Карцевой"
"Портрет Худековой"
"Портрет блондинки"
"Портрет графа Адлерберга"
"Портрет дамы"
"Портрет девочки" 3
"Портрет девочки (Детская головка")
"Портрет девочки с голубой лентой в волосах"
"Портрет девушки"
"Портрет девушки в профиль"
"Портрет девушки в русском костюме (Боярышня)"
"Портрет девушки в украинском костюме"
"Портрет женщины с коралловыми бусами"
"Портрет императрицы Александры Федоровны"
"Портрет князя П.П. Вяземского"
"Портрет князя Павла Петровича Вяземского"
"Портрет мальчика" 2
"Портрет молодой женщины в профиль"
"Портрет молодой женщины в русском костюме"
"Портрет писателя Д.В. Григоровича"
"Портрет старика"
"Портрет художника К.Н. Борникова"
"Портрет царевны Софьи"
"Принц Оскар Бернадот, герцог Остготландии"
"Приятели"
"Пустыня"
"Ребенок на снегу "
"Рождение Венеры"
"Розы"
"Святочные гадания"
"Скульптура. Аллегория"
"Смерть Ивана Грозного"
"Старик"
"Сцена на окраине города"
"Трапеза богомольцев в Троице-Сергиевой лавре"
"У раскрытого окна"
"У туалета"
"Усадьба"
"Хмелем обсыпают"
"Христос среди учителей"
"Цветы" 2
"Эскиз к картине "Перенесение священного ковра из Мекки в Каир"
"Из быта русских бояр конца XVII века"
"Коронационные торжества на Красной площади"
"Варят варенье"
"За щепой"
"Иисус Христос"
"Мальчик, продающий квас"
"Портрет А.И. Стрелковского"
"Портрет императрицы Марии Фёдоровны, жены Александра III"
"Слушают граммофон"
"Старик с трубкой"
"Портрет детей"
"За прялкой"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования