05 июня 2011
Прокофьев Сергей Сергеевич. Литература. Фото.. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 1 файлов)

Музыка / Композиторы / Композиторы-классики
Разместил: Ивасив Александр

 

 

Прокофьев Сергей Сергеевич

 

Sergei Prokofiev

 

(1891 - 1953)

 

 

 

КОМПОЗИТОР ПРОКОФЬЕВ

 

23 апреля исполняется 120 лет со дня рождения великого композитора, пианиста и дирижера Сергея Прокофьева.

На фото: русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев, репродукция фотографии 1943 года.

 

 

 

ПРОКОФЬЕВ ДЕТСТВО РОДИТЕЛИ

 

На фото: Сергей Прокофьев с отцом Сергеем и матерью Марией

 

 

 

Сергей Прокофьев начал заниматься музыкой с самых ранних лет благодаря вниманию и поддержке матери - талантливой пианистки. "...Когда мать ждала моего появления на свет, она играла по шести часов в день: будущий человечишка формировался под музыку", - писал в своих воспоминаниях Сергей Сергеевич.

 

 

ПРОКОФЬЕВ

 

На фото: композитор Сергей Прокофьев за фортепиано

 

 

 

В шесть лет он уже сочинял циклы фортепианных пьес, в 9-10 лет - оперы "Великан" и "На пустынных островах". Талант Прокофьева поддерживали не только родители, но и педагоги: музыкант Сергей Танеев, послушав юного композитора, рекомендовал ему серьезно заниматься музыкой.

 

 

ПРОКОФЬЕВ

 

 

 

В 13 лет Сергей Прокофьев сумел поступить в Петербургскую консерваторию. "Вступительный экзамен прошел довольно эффектно. Передо мной экзаменовался мужчина с бородой, принесший в качестве всего своего багажа романс без аккомпанемента. Я вошел, сгибаясь под тяжестью двух папок, в которых лежали четыре оперы, две сонаты, симфония и довольно много фортепианных пьес. "Это мне нравится!" - сказал Римский-Корсаков, который вел экзамен," - вспоминал композитор в своих дневниках.

 

 

ПРОКОФЬЕВ

 

 

 

Критики называли Прокофьева "музыкальным футуристом" за новизну его произведений, но оригинальная музыка не всегда воспринималась слушателями. Например, "Скифская сюита" поначалу показалась публике "диким произведением". Рецензент "Театрального листка" писал : "Прямо невероятно, чтобы такая, лишенная всякого смысла пьеса могла исполняться на серьезном концерте.... Это какие-то дерзкие, нахальные звуки, ничего не выражающие, кроме бесконечного бахвальства".

 

 

ПРОКОФЬЕВ ОЙСТРАХ

 

На фото: композитор Сергей Прокофьев (слева) и скрипач Давид Ойстрах (справа) на репетиции.

 

 

 

Даже Давид Ойстрах - великий скрипач, с которым Прокофьева связывала многолетняя дружба, признавался : "Не могу сказать, чтобы музыка сразу увлекла меня - уж очень много было в ней по тому времени необычного в характере самого материала и в манере изложения. Но по мере того, как я выгрывался в новое, незнакомое произведение, оно нравилось мне все более и более".

 

 

ПРОКОФЬЕВ

 

 

 

"Кардинальным достоинством, (или, если хотите, недостатком) моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приемы...", - говорил Прокофьев.

 

 

ПРОКОФЬЕВ МОСКВА ДАЧА

 

На фото: композитор Прокофьев на даче под Москвой

 

 

 

В 1918 году Прокофьев надолго уехал за границу - гастролировал в США, Японии, Франции, но всегда мечтал о возвращении домой. В мемуарах одного из его французских приятелей приводятся высказывания Сергея Прокофьева: "Я должен снова окунуться в атмосферу моей родины, я должен снова видеть настоящую зиму и весну, я должен слышать русскую речь, беседовать с людьми, близкими мне. И это даст мне то, чего так здесь не хватает, ибо их песни - мои песни". В 1933 году Прокофьев окончательно вернулся в Россию.

 

 

ПРОКОФЬЕВ САЦ

 

На фото: композитор Сергей Прокофьев (и народная артистка СССР Наталья Сац среди детей.

 

 

 

Прокофьев любил детей и с особым удовольствием писал для них музыкальные произведения. Хорошо известны его фортепианные пьесы из сборника "Детская музыка", а симфоническая сказка о бесстрашном пионере "Петя и волк" еще недавно была любимым произведением на школьных уроках музыки.

 

 

ПРОКОФЬЕВ СЫНОВЬЯ

 

На фото: композитор Сергей Прокофьев с сыновьями Святославом и Олегом

 

 

 

Первый брак с испанкой Каролиной (Линой) Кодиной-Любера подарил Прокофьеву двоих сыновей - Святослава и Олега. После расставания с мужем Каролина была арестована и сослана в лагерь, а позже сумела уехать за границу, где основала Фонд Прокофьева.

 

 

ПРОКОФЬЕВ МЕНДЕЛЬСОН-ПРОКОФЬЕВА

 

На фото: композитор Сергей Прокофьев с женой Мирой Мендельсон-Прокофьевой

 

 

 

Вторая жена композитора Мира Мендельсон завещала весь архив композитора Государственному центральному музею музыкальной культуры им. Глинки, Российскому Государственному архиву литературы и искусства, Детской музыкальной школе №1 им. Прокофьева и его сыновьям.

 

 

Литература: Н. Сем, XLV вечер современной музыки (фп. пьесы), "Слово", 1908, 20 дек.; Каратыгин В., Молодые русские композиторы, "Аполлон", 1910, No 12; его же, Петербургский летний сезон, там же, 1913, No 7; его же, Музыка, там же, 1914, No 5; его же, 2-й абонементный концерт Зилоти, "Музыкальный современник", 1915, вып. 5; его же, Концерты Прокофьева, "Наш век", 1918, 6 апр., в кн.: Каратыгин В. Г., Избр. статьи, М.-Л., 1965; его же, Достоевский и музыка, "ЖИ", 1921, 15, 29 нояб., 13 дек., в кн.: Каратыгин В. Г., Избр. статьи, М.-Л., 1965; его же, Новая музыка, "ЖИ", 1924, No 23, то же, в кн.: С. С. Прокофьев. Материалы. Документы. Воспоминания, М., 1961; А, Н., Музыкальный вечер в "Аполлоне", "Аполлон", 1910, No 7; О. В., Концерты в С.-Петербурге. Консерваторский акт, "РМГ", 1914, 1-8 июня; Игорь Глебов (Б. В. Асафьев), Петроградские куранты, ст. 1, 3, 4, 9, 12, "Музыка", 1914, No 203; 1915, No 208-209, 226; 1916, No 249; его же, Первый абонементный концерт Зилоти, "Хроника журнала Музыкальный современник", 1916, No 3; его же, Второй внеабонементный концерт А. Зилоти, там же, 1916, No 5-6; его же, Путь к радости. (О намечающемся в русской музыке новом пути развития), "Новая жизнь", 1917, 26 июля; его же, Предвосхищение будущего, "ЖИ", 1918, 31 окт.; его же, Про композиторов-современников, там же, 1919, 15 янв.; его же, Русская симфоническая музыка за 10 лет, "Музыка и революция", 1927, No 11; его же, Сергей Прокофьев, Л., 1927; его же, За восемь лет, "Современная музыка", 1927, No 19; его же, Прокофьев-исполнитель, "ЖИ", 1927, No 7; его же, К 25-летию музыкальной деятельности Сергея Прокофьева, в кн.: Любовь к трем апельсинам. Опера С. Прокофьева, (Л.), 1934; его же, Три имени. Через прошлое к будущему, "СМ", 1943, No 1, то же, Избр. труды, т. 5, М., 1957; его же, Sergej Prokofev, "Tempo", Praha, 1947, rocnik 19, No 4; то же, "CM", 1958, No 3; (Мясковский H.), Сергей Прокофьев, op. 10. Первый концерт для фортепиано с оркестром, "Музыка", 1914, No 194, то же, в кн.: Н. Я. Мясковский, Статьи, письма, воспоминания, т. 2, М., 1960; Maлков Н., Концерты в Петрограде, "РМГ", 1915, No 5; его же, Прокофьев в Ленинграде, "ЖИ", 1927, No 8; его же (под псевд. Исламей), А. В. Луначарский о творчестве Бетховена и Прокофьева, там же, 1926, No 22, то же, в кн.: Луначарский А. В., В мире музыки, М., 1971; Жиляев Н., Сергей Прокофьев, "К новым берегам", 1923, No 1; его же, Характерные черты творчества Прокофьева, в кн.: История русской музыки в исследованиях и материалах, т. 1, М., 1924; Сараджев К., Сергей Прокофьев. Концерт для скрипки, ор. 19, "К новым берегам", 1923, No 3; Фейнберг С., О фортепианном стиле С. Прокофьева, там же, 1923, No 1; Беляев В., Возвращение Прокофьева, "ЖИ", 1927, No 6; его же, Сергей Прокофьев. (Творческий и жизненный путь), М., 1932; Богданов-Березовский В., Сергей Прокофьев, "Рабочий и театр", 1927, No 18; Держановский Вл., Увертюра ор. 42 С. Прокофьева, "Современная музыка", 1927, No 19; Кузнецов К., Живой облик Прокофьева, там же, 1927, No 20; Нейгауз Г., Сергей Прокофьев, "Музыка", 1937, No 29; его же, Первая крупная удача, "СМ", 1940, No 10; Hестьев И., Материалы к творческой биографии Прокофьева, "СМ", 1941, No 4; его же, О стиле С. Прокофьева, в сб.: Сов. музыка, вып. 4, М., 1946; его же, Путь Сергея Прокофьева, "СМ", 1953, No 5, то же в кн.: Советская симфоническая музыка, М., 1955; его же, Прокофьев, М., 1957, перераб. и доп. изд. под назв.: Жизнь Сергея Прокофьева, М., 1973; Шлифштейн С., Творчество С. Прокофьева в дни войны, "Информационный сборник", 1944, No 5-6; его же, С. С. Прокофьев. Заметки о творчестве в годы Великой Отечественной войны, в сб.: Сов. музыка, вып. 5, М., 1946; его же, О Прокофьеве - композиторе и человеке, "МЖ", 1961, No 7; его же (сост.), С. С. Прокофьев, Нотографический справочник, М., 1962; его же (сост.), Сергей Прокофьев. (Альбом, М., 1965); его же, Слово о Прокофьеве. К 75-летию со дня рождения, "МЖ", 1966, No 8; Шостакович Д., Советская музыка в дни войны, "Литература и искусство", 1944, 1 апр.; его же, Опера "Война и мир" в концертном исполнении, "Советское искусство", 1945, 12 окт.; его же, Симфония света и радости жизни, "СМ", 1957, Мб; КабалевскийДм., Чудесная дружба, там же, 1961, No 4; Хохловкина A., "Война и мир" Сергея Прокофьева, там же, 1946, No 8-9; К 60-летию С. С. Прокофьева, там же, 1951, No 4; Памяти С. Прокофьева. (Некролог), там же, 1953, No 4; С. С. Прокофьев. Материалы. Документы. Воспоминания, (сост., ред., примечания и вступ. статья С. И. Шлифштейна), М., 1956, 1961; Журдан-Моранж Э., Парижский сезон, (пер. с франц. Г. Эдельмана), "СМ", 1957, No 6; Берков В., О гармонии С. Прокофьева, там же, 1958, No 8; Maртынов И. И., Сергей Прокофьев, М., 1958; его же, С. Прокофьев. Жизнь и творчество, М., 1974; Сабинина М., Сергей Прокофьев, (М., 1958); её же, "Семён Котко" и проблемы оперной драматургии Прокофьева, М., 1963; её же, "Поручик Ниже" в балете, "СМ", 1963, No 7; Ярустовский Б., Опера и современность. Заметки о стиле некоторых советских опер, там же, 1958, No 4; его же. Прокофьев и театр. Заметки о драматургии, там же, 1961, No 4; Боганова Т., О русских традициях в творчестве Прокофьева, там же, 1959, No 8; её же, О ладовых основах и вариантности строения мелодии в поздних симфониях Прокофьева, в кн.: Труды кафедры теории музыки Моск. гос. консерватории, вып. 1, М., 1960; её же, Национально-русские традиции в музыке С. С. Прокофьева, М., 1961; Гаккель Л., О пианистическом искусстве Прокофьева, "СМ", 1959, No 8; его же, Фортепьянное творчество С. С. Прокофьева, М., 1960; его же, О фортепьянном стиле Прокофьева периода 1914-1918 годов, в сб.: Музыка и современность, вып. 2, М., 1963; Блок В., Об эволюции стиля и о некоторых особенностях творческого метода С. Прокофьева, в сб.: Музыка и современность, (вып. 1), М., 1962; его же, Особенности варьирования в инструментальных произведениях Прокофьева, там же, вып. 3, М., 1965; его же, Утверждение героики, "СМ", 1966, No 11; его же, Основные особенности неимитационной полифонии Прокофьева, в сб.: Проблемы музыкальной науки, вып. 1, М., 1972; его же, Виолончельное творчество Прокофьева. Исследование, М., 1973; Левашёв Ю., Музыка балета "Золушка" С. Прокофьева, в сб.: Вопросы современной музыки, Л., 1963; Запорожец Н. В., Некоторые композиционные особенности творчества С. Прокофьева, в сб.: Вопросы музыкознания, т. 3, М., 1960; Слонимский Ю., Встречи с Прокофьевым, "МЖ", 1960, No 5; Pайер Ю., Записки балетного дирижера, "СМ", 1960, No 10; Чепелевский С., В мире шахмат, "Шахматы в СССР", 1960, No 12; Дельсон В. Ю., Фортепианные концерты С. Прокофьева, М., 1961; его же, художник мужественный, светлый..., "СМ", 1964, No 8; его же, Самобытный пианист, там же, 1967, No 4; его же. Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева, М., 1973; Ермолаев A., О Прокофьеве, "СМ", 1961, No 4; Караев К., Мысли о Прокофьеве, там же; Самосуде., Вспоминая встречи с С. Прокофьевым, там же; Холопова В., Холопов Ю., Фортепианные сонаты Прокофьева, М., 1961; Яунзем И., О Прокофьеве, "СМ", 1961, No 4; её же, Жизнь в песне, там же, 1967, No 12; Мендельсон М., В Алма-Ате, там же, 1962, No 8; её же. Из воспоминаний, там же, 1963, No 3; Орджоникидзе Г. Ш., Фортепианные сонаты Прокофьева, М., 1962; его же, Шекспир и Прокофьев, в сб.: Шекспир и музыка, Л., 1964; Сергей Прокофьев. 1953-1963. Статьи и материалы. (Сост. и ред. И. В. Нестьев и Г. Я. Эдельман), М., 1962, дополн. и перераб., М., 1965; Скорик М., Прокофьев и Шенберг, "СМ", 1962, No 1; его же, Особенности лада музыки Прокофьева, К., 1967; его же, Ладовая система С. Прокофьева, с предисл. Д. Кабалевского, К., 1969; Слонимский С., Черты симфонизма С. Прокофьева, в сб.: Музыка и современность, (вып. 1), М., 1962; его же, Симфонии Прокофьева. Опыт исследования, М.-Л., 1964; Черты стиля Прокофьева. Сб. теоретических статей, (сост., ред. Л. Бергер), М., 1962; Катонова С., Балеты Прокофьева, М., 1962; Арановский М., О некоторых стилевых особенностях лирической мелодики С. Прокофьева, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 2, Л., 1963; его же, Стилевые черты инструментальной мелодики раннего Прокофьева, там же, вып. 4, М.-Л., 1965; его же, Мир Прокофьева, "МЖ", 1967, No 21; его же, Путь к расцвету, "СМ", 1968, No 4; его же, Мелодика С. Прокофьева. Исследовательские очерки, Л., 1969; Данько Л., Оперы Прокофьева, Л., 1963; Земцовский И., О двух типах трактовки вводного тона в произведениях С. Прокофьева, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 2, М., 1963; Рождественский Г., Неизведанный мир, в сб.: Музыка и современность, вып. 2, М., 1963; Roгожина Н., Вокально-симфонические произведения С. Прокофьева, М.-Л., 1964; её же, Романсы и песни С. С. Прокофьева, М., 1971; Степанов О. Б., Мастерство, достойное восхищения, "СМ", 1964, No 11; его же, О некоторых особенностях музыкальной драматургии оперы С. Прокофьева "Любовь к трем апельсинам", в кн.: Труды гос. ин-та им. Гнесиных, вып. 8, М., 1968; его же. Синтез новаторства и традиций. ("Любовь к трем апельсинам"), "СМ", 1970, No 6; его же, Театр масок в опере С. Прокофьева "Любовь к трем апельсинам", М., 1972; Бирман С, Встреча с Прокофьевым, "СМ", 1965, No 9; Василенко С., Балеты Прокофьева, М.-Л., 1965; Глиэр Р., Письма к М. Р. Ренквист (о С. С. Прокофьеве), "СМ", 1965, No 10-11; Кремлёв Ю., Эстетические взгляды С. С. Прокофьева. По материалам высказываний, М.-Л., 1966; Леман A., Его музыка живет, "СМ", 1966, No 4; Тер-Мартиросян Т., Некоторые особенности гармонии Прокофьева, Л., 1966; Тюлин Ю., На пути к признанию. Страницы воспоминаний, "МЖ", 1966, No 8; Якубов М., Величайший мелодист XX века, "СМ", 1966, No 4; его же, Полифонические черты мелодики Прокофьева. (Имитационные формы скрытой полифонии), в сб.: От Люлли до наших дней, М., 1967; Морозов С., Прокофьев, М., 1967 (Жизнь замечательных людей); Холопов Ю., Современные черты гармонии Прокофьева, М., 1967; его же, Диатонические лады и терцовые хроматические системы в музыке Прокофьева, в сб.: От Люлли до наших дней, М., 1967; Xолoпова В., О ритмике Прокофьева, там же; её же, Симметрия интервалов в музыке Прокофьева, "СМ", 1972, No 4; Тараканов М., Стиль симфоний Прокофьева. Исследование, М., 1968; Кончаловская Н., Непридуманные рассказы. Праздник в будни, "Москва", 1969, No 11; Киселева Е. И., Полигармония и политональность в творчестве С. Прокофьева, в сб.: Вопросы теории музыки, вып. 2, M., 1970; Сохoр A., Воплощая ленинскую тему, "СМ", 1970, No 4; Pаисов Ю., Еще раз о политональности, "СМ", 1971, No 4; С. Прокофьев. Статьи и исследования, сост. В. Блок, М., 1972; Eвсеева Т., Сергей Прокофьев - пианист, "МЖ", 1972, No 8; Куницына И. С., Роль имитационной полифонии в драматургии музыкальной формы произведений С. С. Прокофьева, в кн.: Научно-методические записки Уральской консерватории, вып. 7, Свердловск, 1972; Bruyr J., Serge Prokofieif, в его кн.: L'Ecran des musiciens. (Seconde sйrie), P., 1933; Serge Prokofieff. (Mit Beitrдgen von: Serge Prokofieff, Gerald Abraham, Franck Merrick u. a.), (Bonn, 1953); Кinsey L., The piano sonatas of Serge Prokofieff. A critical study of the elements of their style, (N. Y., 1959); Zielinski T. A., Koncerty Prokofiewa, (Kr., 1959); Streller F., Sergej Prokofjew, Lpz., 1960; Samuel Сl., Prokofjev, P., 1960; Steller Fr., S. Prokofjew, Lpz., 1960; Sliwinski Z., Sergiusz Prokofiew i ego sonaty fortepianowe, в кн.: Panstwowa wyzsza szkola muzyczna w Katowicach. Zeszyt naukowy, No 1, 1962; О twуrczoуsci Sergiusza Prokofiewa. Studia i materialy, (Kr.), 1962; Ashley P. R., Prokofjew's piano music, N. Y., 1963; Poulenc F., La musique de piano de Prokofieff, в кн.: Musique russe, v. 2, P., 1953 (рус. пер. - Пуленк Ф., Его фортепианная музыка, "СМ", 1968, No 4); Вrосkhaus H. A., Sergei Prokofjew. Mit einer Auswahl von Aufsдtzen des Komponisten, Lpz., (1964); Hofmann R. M., Serge Prokofiew. L'homme et son oeuvre, (P., 1964), 1966; Vajda I., Sergej Prokofiev, Brat., 1964; Rayment M., Prokofjew, L., 1965; Xлeбаpов И., Сергей Прокофиев, София, 1965; McAllister R., Natural and supernatural in "The fiery angel", "The musical times", 1970, v. 111, No 1530.И. В. Нестьев.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.


 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 25 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 1 из этого альбома
1. "Александр Невский. Вставайте, люди русские".mp3
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования