28 мая 2011
"Явление Христа народу". Автор: Иванов Александр Андреевич Alexander Ivanov
Изобразительное искусство / Живопись / Академизм / Альбом Иванов Александр Андреевич Ivanov Alexander
Разместил: Ивасив Александр


« Предыдущее фото

"Явление Христа народу"

 

Во всем русском изобразительном искусстве, кажется, нет другой картины, которая вызывала бы такие споры и была так неразгаданна до сегодняшнего дня, как огромное эпическое полотно Александра Иванова, художника середины ХIХ века «Явление Христа народу».

О самом художнике мы знаем, что он был сыном исторического живописца, академика и профессора Императорской Академии художеств, Андрея Ивановича Иванова, родился в 1806 году в Петербурге, поступил в Академию в 1817 году и проучился там 10 лет. Это были годы президентства А.Н.Оленина, придворного чиновника, знатока и поклонника Древней Греции, литератора и художника – любителя, друга и покровителя литераторов, художников, ученых, что не могло не сказаться на студентах Академии, в том числе на А.Иванове. В 1824 году он пишет картину на античный сюжет из «Илиады» Гомера «Приам испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора», за которую получает вторую золотую медаль. А в 1830 году он отправляется в Италию как получивший пансион от Общества поощрения художников. Предполагалось, что он пробудет в Италии три года, за которые завершит свое художественное образование, изучая и копируя произведения великих мастеров Возрождения, а также выполнит самостоятельно 2-3 композиции, которые по возвращению на родину послужат отчетом его успехам и дарованию. Судьба же рассудила иначе, и Александр Иванов вернутся в Россию лишь спустя четверть века, совершив подвиг художника и гражданина, создав великую картину и почти 600 эскизов и этюдов к ней, которые по своим художественным достоинствам являются самостоятельными завершенными шедеврами.

Как и все пенсионеры Общества поощрения художников, Иванов был связан определенной программой. Но вскоре внимание художника сосредоточилось на двух темах: классической («Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением») и библейской (история Иосифа Прекрасного). Однако первая картина осталась незаконченной, а вторая неосуществленной. Трехгодичный срок пансиона истекал, а Иванов не мог ничем отчитаться перед Обществом, без поддержки которого он не мог бы существовать. Тогда-то он переносит на полотно один из самых возвышенных и трогательных эпизодов Евангелия. Он создает картину «Явления Христа Марии Магдалине», которая явилась определенной вехой в его творчестве. Тогда же у него созрел замысел огромного эпического полотна.

Библейские сюжеты занимали его сильно. Оставаясь в рамках вековых традиций, художник пытается найти ответы на вопросы своего времени. Он изображает на своей картине момент прихода в мир Спасителя. Несколько евангельских сюжетов соединяются в один: проповедь Иоанна Крестителя, появление Христа, его учеников. Он изображает Иоанна, возвещающего пришествие Мессии, призывающего людей к покаянию и нравственному очищению, символом которого, становится крещение в иорданских водах; идущего к нему Христа; апостолов, внимающих пророку и поглощенных видением Спасителя; фарисеев, пришедших обличить Иоанна; толпу в которой есть и кающиеся и крестившиеся, верующие и сомневающиеся, надеющиеся и отчаявшиеся. События разворачиваются на каменистом, почти лишенном растительности береге реки, поднимающимся пологим холмом. Отсюда видны далекие, тающие в голубой дымке горы, долина, где в рощах и садах виднеются какие-то строения. Слева – деревья с искривленными узловатыми ветками и мелкой листвой. Справа – силуэты гор, постепенно понижаясь, припадают к линии горизонта, уходя в бесконечную небесную синеву. Художник ломает рамки привычной композиции, объединяя несколько евангельских эпизодов, что придает ей многоплановость и глубину, когда каждый персонаж картины предстает как носитель протяженной в пространстве и времени судьбы.

Здесь Иоанн Креститель в овчине и грубом плаще с крестом в руке, еще идущий, еще не остановившийся, еще проповедующий, весь устремленный вперед. Но его земной путь уже закончен, потому что Спаситель уже пришел в этот мир. За спиной Иоанна уже стоят апостолы: юный Иоанн, величественный старец Андрей, «прислушивающийся (Петр), «сомневающийся» (Нафанаил). В толпе, стоящей на склоне холма выделяются двое: мужчина в коричневой хламиде с космами спутанных волос и молодой левит в белых праздничных одеждах. Оба они стремительно повернулись, словно следуя повелительному жесту Иоанна Крестителя. От этих двоих как будто протянулись незримые нити, связующие воедино разрозненных людей.

А подле этих толпы, словно поднятые на возвышение и противостоящие ей, старец и юноша, повернувшийся спиной, с головой обвитой черными косами. Назареи, аскеты –подвижники, предшественники христиан, они вглядываются в Христа, словно узнавая его. Заключают толпу на заднем плане два римских всадника и воин с копьем. В прозрачном воздухе отчетливо вырисовываются крест в руке Иоанна и копье воина – орудия казни, символы страданий Христа.

Смысловым центром картины является фигура Спасителя, а центром композиционного построения – руки Иоанна Крестителя, простертые к нему. Это несовпадение сообщает композиции напряженный динамизм.

Между тем в картине есть два не совсем обычных образа, которые никак не соответствуют евангельским персонажам. Под рукой Иоанна мы видим профильное изображение странника с бородой и в шляпе. Это автопортрет самого художника Александра Иванова, который сделал себя свидетелем этих событий. Он поместил себя в тень Иоанна Крестителя. Вместе с тем он внимательно наблюдает пришествие Спасителя в этот мир.

А в самом близком к Христу персонаже («кающемся»), но в толпе фарисеев, мы можем разглядеть профиль великого писателя Н.В.Гоголя, с которым Иванов очень сдружился в Италии. В это же самое время Художник пишет портрет Гоголя в коричневом халате. Он и переносит этот образ в картину в хламиде коричневого цвета, напоминающей гоголевский халат. Русский искусствовед Н. Г. Машковцев, изучающий творчество Иванова, нашел доказательство того, что художник «примерил» профиль Гоголя на большинство героев картины: отца (персонажи «дрожащих», прототипом которых послужили отец и сын Виельгоские, причем мальчик скончался от чахотки на руках Гоголя в Риме), апостола Андрея, персонажей правой части картины. Существует этюдный рисунок раба, лицо которого также напоминает Гоголя. Скорее всего здесь мы наблюдает попытку художника призвать к покаянию писателя, а может это была попытка самого Гоголя, ведь два мастера долгое время были неразлучны в Италии.

Александр Иванов изобразил событие, под воздействием которого человечество обретает новые духовные и нравственные ценности, в результате чего преобразуется мир.

Судьба картины была трагична. В конце мая 1858 года Иванов возвратился в Петербург. Он привез с собой все свои картины, которые были написаны за четверть века в Италии. В начале июня «Явление Христа народу» была выставлена в Академии художеств. Успеха у публики она не имела. Это было ударом для художника. Через месяц его не стало.

Прошло время и мы снова и снова обращаемся к творчеству Александра Иванова. И как бы не менялись вкусы, художественные направления, одно остается неизменным – признание Александра Иванова как величайшего русского художника, а его картины – как одного из самых неразгаданный русских полотен.

 

Биография художника

На главную страницу раздела Изобразительное искусство

 

 

« Предыдущее фото

« вернуться

Рейтинг (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования