10 июня 2012
"Штриховая разделка доличного". Автор: Ивасив Александр Иванович
Изобразительное искусство / Иконопись / Иконы / Альбом Иконопись. Рисование иконы
Разместил: Ивасив Александр


« Предыдущее фото

"Штриховая разделка доличного"

В выражении формы объема, то есть высветления доличного, существовало и существует высветление твореным золотом "ииокопью", или "на ассист". На подготовленной поверхности одежды или других частях доличного иконописец наносит на места света твореным золотом, разведенным водою, штрихи "в перо". Это название произошло, вероятно, потому, что золотые штрихи, положенные в свету широко и сочно, в тенях наносились более тонкими и слабыми черточками и этим напоминали перо птицы. 

Этот прием высветления представляет [собою] очень кропотливую работу, требующую хорошего зрения и навыка. Чтобы убедиться в этом, нужно внимательно посмотреть на образцы древней иконы, с золотой разделкой доличного. 

Кроме высветления твореным золотом есть еще способ разделки - это "инокопь", или "на ассист" (разделка ассисткой). Этот способ высветления применялся в глубокую старину и, по традиции, сохранился в нашей иконописи до настоящего времени. 

Тут необходимо сказать о самом веществе "инокопи", или "ассиста" - это густая клейкая масса, приготовленная чаще всего из сока головки чеснока или из сгущенного черного пива с примесью красной краски в порошке. То и другое высыхает и делается от времени твердым, разводится с водою в ложке, растворяется, и затем этой клейкой красной жидкостью наносят штрихи на те места на одеждах или на других предметах доличного, где делается высветление. Засыхая, нанесенная штриховка остается блестящей. 

Когда этим путем будут подготовлены все площади доличного, иконописец берет кусочек мякоти хлеба, скатывает его в шарик величиной с грецкий орех, принимает им из книжечки золото и переносит его на заштрихованные поверхности. Так как инокопь клейкая, то естественно, что золото с хлебного шарика перейдет на штрихи, ею прописанные. 

Эта позолота затем легко покрывается спиртовым лаком для того, чтобы потом, во время покрытия иконы лаком или олифой, золото не сошло бы с красной штриховки. 

Перед производством высветления приемом инокопи следует убедиться, что красочные площади хорошо высохли, так как в противном случае золото может прилипнуть и испортить краску. Признаком полной просушки яичной краски является отсутствие блеска на ее поверхности (матовость). 

На ассист и твореным золотом, кроме высветления, делают сияния, которыми окружают в большинстве случаев фигуры Христа Спасителя, Божией Матери, перышки на крыльях ангелов, кресты на ризах святых, украшения Евангелия, парчи, надписи на иконах и прочее. 

Иногда можно встретить икону, в которой штриховая разделка доличного сделана не золотом, а желтой краской с белилами. Очень редко, однако, встречаются иконы с золотой разделкой волос на голове.

За этот интересный познавательный материал мы благодарны сайту  http://www.ukoha.ru/

Альбом "Иконопись. Рисование иконы"

На главную страницу раздела Изобразительное искусство

 

« Предыдущее фото

« вернуться

Рейтинг (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования