О проекте

Партнеры

Я ищу:

Музыка / Исполнительское искусство

В этом разделе собраны записи выдающихся музыкантов, а также мастеров вокального искусства: хоровых коллективов, вокально-инструментальных ансамблей, солистов.

 

Исполнительское искусство занимает одно из видных мест в истории художественной культуры. Все более заметной становится его роль в развитии мирового искусства, последовательно расширяется его воздействие на различные социально-культурные процессы. Наряду с выдающимися писателями, композиторами, мастерами изобразительного искусства и другими творцами художественных ценностей огромной популярностью пользуются художники-исполнители: актеры и певцы, танцовщики и музыканты-инструменталисты, режиссеры и дирижеры. Большую известность приобретают исполнительские коллективы: драматические, оперные и балетные группы, симфонические и камерные оркестры, хоровые капеллы и фольклорные ансамбли. Исполнительство наших дней обладает подлинно массовой аудиторией, в результате чего значительно повышается и ответственность художников-интерпретаторов перед обществом в целом.

 

Советская песенная эстрада тех далеких лет.... Что мы знаем о ней?

На замечательном сайте Красная книга российской эстрады представлен (почти в полном составе) золотой фонд российской/советской эстрады периода 1920-1980-х гг.. Даже при беглом просмотре списка певцов и певиц открывается удивительная картина: российская эстрада периода 1920-1950-х гг. была одной из самых высокопрофессиональных в мире! Эстраду подобного уровня могла позволить себе иметь разве что Италия в силу особого пристрастия итальянцев к вокальному искусству.

Вообще, среди поющих артистов эстрады советского периода выделялись три весьма неравные по численности группы исполнителей.


Первая группа – процентов 50-60 известнейших эстрадных исполнителей той эпохи – это действующие солисты оперных или музыкальных театров или филармоний, окончившие специализированные учебные заведения – музыкальные училища или консерватории.

Можно найти две причины, объясняющие такую своеобразную ситуацию на советской эстраде. С одной стороны, «родное» советское государство, заботясь о социальном равенстве, не делало особых различий в оплате труда неквалифицированных рабочих и мастеров искусств мирового класса. Скромная зарплата солиста Большого театра или Ленинградского театра оперы и балета вынуждала даже всемирно известных певцов искать возможности дополнительного заработка. А такие возможности быстрее всего могла предоставить только концертная деятельность, гастрольные поездки по стране и еще, в некоторой степени, – записи грампластинок и выступления на радио. Вот и все «свободные вакансии на рынке труда».

Вторая причина выглядит не так пессимистично, скорее, наоборот. Это было замечательной традицией, прекрасной особенностью образованного европейского и дореволюционного российского общества – ведущие оперные певцы с мировым именем давали публичные концерты. Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Антонина Нежданова, Сергей Юдин выступали перед широкой публикой, совершали гастрольные поездки и по стране, и за рубежом.

 

К пению в ту далекую пору относились как к искусству, а не как к бизнесу. Шли на сцену лишь при наличии ярчайшего таланта и почитали своим долгом получить профессиональное образование. Частые выступления выдающихся мастеров певческого искусства прививали зрителям вкус к хорошей музыке, воспитывали привычку, «приучали ухо» к высококлассной технике исполнения. Российская, а затем в некоторой степени и советская публика, особенно столичная, была довольно образованной и достаточно искушенной в вопросах вокального мастерства. И эти традиции в определенной степени сохранялись в течение нескольких десятилетий ХХ века, даже несмотря на господство тоталитарного советского режима, пока в 1990-х годах не произошло почти полного отдаления и отделения мира эстрады (шоу-бизнеса) и мира классического искусства.

Эту замечательную традицию в советские времена продолжали великие мастера, всенародно (буквально) известные и любимые певцы: Надежда Обухова, Сергей Лемешев, Иван Козловский, Вера Давыдова, Павел Лисициан, Артур Эйзен, Надежда Казанцева, Марк Рейзен, Дмитрий Гнатюк, Максим Михайлов, Мария Максакова, Валерия Барсова, Нина Дорлиак, Виктория Иванова и многие другие.

 

Грустно признать, что в определенном смысле именно прогресс науки и техники привел к постепенному снижению качества эстрады. Первыми непрофессиональными исполнителями, появившимися на эстраде, были звезды нового вида искусств – кино. А изобретение микрофона, усилителей и прочей чудо-техники, в конечном итоге, привело на сцену вообще «безголосых».


Поющие актеры кино представляли вторую, самую немногочисленную группу артистов эстрады.

Большинство первых звуковых фильмов были музыкальными. Наверное, это и понятно. С «обретшего голос» экрана хотелось не столько говорить, сколько петь от избытка радостных чувств и обилия новых технических возможностей. В кинематографе 1930-х гг. были особенно востребованы поющие (и желательно танцующие) актеры и актрисы. Но настоящих профессионалов среди них не было. Серьезные певцы не могли променять высокое академическое искусство на этот «плебейский», низкопробный жанр. Известно, например, что руководитель Музыкального (даже не оперного!) театра В.И. Немирович-Данченко презрительно относился к кинематографу и очень не одобрял, когда актеры его театра участвовали в съемках кинофильмов.

Исключения, конечно, были, но единичные. В Голливуде, например, Милица Корьюс ("Большой вальс") так и осталась недосягаемой звездой женского кинематографического вокала. Поющие Дина Дурбин и Джанет МакДональд выглядели намного скромнее, не говоря уже о прочих более или менее известных актрисах. Среди мужчин самым блистательным актером и певцом был и навсегда остался солнечный Марио Ланца.

В советское время наш «ответ Голливуду», так сказать, по мужской линии был представлен фильмом «Музыкальная история», в которой великий С.Я. Лемешев сыграл «блондина Петьку Говоркова», самодеятельного певца, доросшего до сцены Большого театра. И был он в этой роли очарователен и неотразим! Ну, а по женской линии – непревзойденными остались песня Анюты из «Веселых ребят» – «Я вся горю, не пойму, отчего…» – и каскад номеров, исполненных письмоносицей Стрелкой в "Волге-Волге" в исполнении Любови Орловой.

 

Но если не брать во внимание редкие исключения, то в кинематографе, в том числе советском, поющие актеры и актрисы не имели за плечами серьезной академической школы. Их экранная популярность делала их востребованными и позволяла выходить на эстрадные подмостки, не имея особых певческих данных и серьезной вокальной подготовки. Среди них можно назвать Валентину Серову, Марину Ладынину, Людмилу Целиковскую, Зою Федорову, Лидию Смирнову, Николая Крючкова, Бориса Чиркова, Евгения Самойлова и других.


И третью, первоначально тоже немногочисленную группу, составляли певцы, некоторые из которых даже не получили профессионального образования, но все они, безусловно, обладали специфическим талантом, особым тембром голоса, артистическим обаянием, сценическим мастерством, в общем, имели некую «изюминку», нашли свою «нишу» на эстраде. К ним можно отнести Кэто Джапаридзе, Изабеллу Юрьеву, Вадима Козина, Леонида Утесова, Александра Вертинского, Михаила Александровича, Марка Бернеса, Клавдию Шульженко, Рашида Бейбутова, Тамару Церетели и других. Это были, если так можно сказать, «чистые» эстрадники. Эстрада была их основным местом работы и почти единственным источником дохода. Именно они были подлинными профессионалами эстрадного искусства, мастерами сцены, гениями живого, непосредственного общения с широкой аудиторией. В их распоряжении часто не было ни потрясающего голоса, как у классических певцов, ни манящего экранного образа, как у киноактеров. Они завоевывали любовь публики, прежде всего, яркими свойствами своей индивидуальности, особым артистическим даром и скрупулезной работой над своим репертуаром.

 

Репертуар их был достаточно разнообразным и вполне современным. Если классические певцы исполняли в основном классику (арии из опер, оперетт, классические романсы), а киноактеры – популярные песни из своих кинофильмов, то «чистые» эстрадные певцы вынуждены были особо заботиться о своем репертуаре, искать новые песни, которые могут стать популярными, либо по-новому, по-своему интерпретировать уже известные произведения.

Что пели на российской/ советской эстраде в те годы? Русскую и зарубежную классику (арии из опер и оперетт), романсы (русские классические, цыганские, бытовые, городские), русские народные песни, песенную лирику советских композиторов (сначала просто о любви, потом, всё больше, - о любви к Родине, армии и вождям партии), песни народов мира (чаще всего, итальянские и неаполитанские, испанские, аргентинские, мексиканские, немецкие).

 

За этот интересный материал мы благодарны мастерам сайта http://musplanet3.narod.ru/About_retro.htm

 

Алфавитный поиск по автору
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Последние загруженные

Альбом Матусов Владимир Леонидович и Копылов Виталий Иванович Matusov Vladimir and Kopylov Vitaly
Автор: Ивасив Александр Иванович

Исполнительское искусство / Певцы

    Матусов Владимир Леонидович и Копылов Виталий Иванович  Matusov Vladimir and Kopylov Vitaly    Владимир Леонидович Матусов родился в 1926 году. Виталий Иванович Копылов - родился 25 декабря 1925 года в Омске, потом семья переехала в Новосибирск. В 1944 год ...

Ивасив Александр
07 февраля 2016
Ивасив Александр
Альбом Матусов Владимир Леонидович и Копылов Виталий Иванович Matusov Vladimir and Kopylov Vitaly

Альбом Масленников Алексей (Альберт) Дмитриевич Maslennikov Alexey (Albert)
Автор: Ивасив Александр Иванович

Исполнительское искусство / Певцы

          Масленников Алексей (Альберт) Дмитриевич   Maslennikov Alexey (Albert)   (Род. 1929 г.)       Алексей (Альберт) Дмитриевич Масленников родился 9 сентября 1929 года. В 1956 окончил Московскую консерваторию (класс Е.К.Катульск ...

Ивасив Александр
31 января 2016
Ивасив Александр
Альбом Масленников Алексей (Альберт) Дмитриевич Maslennikov Alexey (Albert)

Альбом Марусин Юрий Михайлович Marusin Jury
Автор: Ивасив Александр Иванович

Исполнительское искусство / Певцы

     Марусин Юрий Михайлович Marusin Jury(Род. 1945 г.)   Юрий Михайлович Марусин родился 8 декабря 1945 года в городе Кизел на Урале. Работал на шахте, служил в армии. С 1972 года - солист Академического Малого театра оперы и балета. Окончил Ленинградску ...

Ивасив Александр
31 января 2016
Ивасив Александр
Альбом Марусин Юрий Михайлович Marusin Jury

Альбом Мартынов Алексей Павлович. Martynov Alexey
Автор: Ивасив Александр Иванович

Исполнительское искусство / Певцы

     Мартынов Алексей ПавловичMartynov Alexey (Род. 1947 г.)   Алексей Павлович Мартынов родился 4 марта 1947 года в Москве. В 1966 году окончил Музыкальное училище имени Гнесиных, в 1970 году Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесины ...

Ивасив Александр
27 января 2016
Ивасив Александр
Альбом Мартынов Алексей Павлович. Martynov Alexey

Альбом Мамонов Виктор Mamonov Victor
Автор: Ивасив Александр Иванович

Исполнительское искусство / Певцы

     Мамонов Виктор Mamonov Victor     ...

Ивасив Александр
24 января 2016
Ивасив Александр
Альбом Мамонов Виктор Mamonov Victor




Добавить мелодию можно после регистрации или авторизации
Рубрики

Аудиокниги, речи

Исполнительское искусство

Каталог музыкальных произведений по жанрам и видам

Композиторы

Музыка кино, спектаклей

Музыка народов России

Музыка народов СССР

Музыка славянских народов

Музыка советского периода

Оперетта


Лучшие авторы
Ивасив Александр
мелодий: 24487
RozenbaumA
мелодий: 23
ольга роса
мелодий: 2
Александр И
мелодий: 1