2.3. Анализ принципов АРМ на базе ПК. Автоматизированное рабочее место (АРМ) , или,в зару- бежной терминологии, "рабочая станция" (work-station), представляет собой место пользователя-специалиста той или иной профессии, оборудованное средствами, необходимыми для автомати- зации выполнения им определенных функций. Такими средствами, как правило , является ПК, дополняемый по мере необходимости другими вспомогательными электронными устройствами, а именно дисковыми накопителями, печатающими устройствами, оптическими читающими устройствами или считывателями штрихового кода, уст- ройствами графики, средствами сопряжения с другими АРМ и с ло- кальными вычислительными сетями и т.д. Hаибольшее распространение в мире получили АРМ на базе профессиональных ПК с архитектурой IBM PC. АРМ в основном ориентированы на пользователя, не имею- щего специальной подготовки по использованию вычислительной техники. Основным назначением АРМ можно считать децентрализо- ванную обработку информации на рабочих местах, использование соответствующих "своих" баз данных при одновременной возмож- ности вхождения в локальные сети АРМ и ПК, а иногда и в гло- бальные вычислительные сети, включающие мощные ЭВМ. Hа производственных предприятиях АРМ являются важной структурной составляющей АСУ как персональное средство планиро- вания, управления, обработки данных и принятия решений. АРМ - это всегда специализированния система, набор технических средств и программного обеспечения, ориентированного на конк- ретного специалиста - администратора, экономиста, инженера, конструктора, проектанта, архитектора, дизайнера, врача, орга- низатора, исследователя, библиотекаря, музейного работника и множество других. - - В то же время к АРМ любой "профессии" можно предъявить и ряд общих требований, которые должны обеспечиваться при его создании, а именно: непосредственное наличие средств обработки информации; возможность работы в диалоголам (интерактивном) режиме; выполннение основных требований эргономики: рациональ- ное распределение функций между оператором, элементами комп- лекса АРМ и окружающей средой, создание комфортных условий ра- боты, удобство конструкций АРМ, учет психологических факторов человека-оператора, привлекательность форм и цвета элементов АРМ и др.; достаточно высокая производительность и надежность ПК, работающего в системе АРМ; адекватное характеру решаемых задач прогаммное обеспе- чение; максимальная степень автоматизации рутинных процессов; оптимальные условия для самообслуживания специалистов как операторов АРМ; другие факторы, обеспечивающие максимальную комформ- ность и удовлетворенность специалиста использованием АРМ как рабочего инструмента. Структура АРМ включает совокупность подсистем - техни- ческой, информационной, программной и организационной. О технической подсистеме уже было сказано выше. К ука- занному ранее набору технических средств, непосредственно обра- зующему АРМ, надо еще добавить средства связи с другими АРМ, работающими в общей сети объекта, а также другие средства связи (телефон, телекс, телефакс). К информационной подсистеме относятся массивы информа- ции, хранящейся в локальных базах данных, как правило, на дисковых накопителях. Сюда же относится и системы управления базами данных. - - Программное обеспечение включает операционные системы, сервисные программы, стандартные программы пользователей и па- кеты прикладных программ, выпоненные по модульному принципу и ориентированные на решение определенного класса задач, обуслов- ленного назначением АРМ. По мере необходимости в программное обеспечение включаются также пакеты программ для работы с гра- фической иноформацией. Организационное обеспечение АРМ имеет своей целью ор- ганизацию их функционирования, развития, подготовки кадров, а также администрирования. К последнему относятся: планирование работы, учет, контроль, анализ, регулирование, документальное оформление прав и обязанностей пользователей АРМ. Если устройство АРМ достаточно сложно, а пользователь не имеет специальных навыков,возможно применение специальных обучающих средств, которые позволяют постепенно ввести пользо- вателя в среду его основного автоматизированного рабочего места. При реализации функций АРМ (т.е. собственно его функцио- нировании) необходимы методики определения цели текущей дея- тельности , информационной потребности, всевозможных сценариев для описания процессов ее реализации. Методика проектирования АРМ не может не быть связанной с методикой его функционирования, так как функционирование раз- витого АРМ предусматривает возможность его развития самими пользователями. Языковые средства АРМ являются реализацией ме- тодических средств с точки зрения конечного пользователя, а программные реализуют языковые средства пользователя и дают возможность конечному пользователю выполнять все необходимые действия. Языковые средства АРМ необходимы прежде всего для од- нозначного смыслового соответствия действий пользователя и ре- акции ПЭВМ. Без них невозможен процесс обучения, организация диалога, обнаружение и исправление ошибок. Сложность разработки таких языков заключается в том, что они должны быть преимущест- - - венно непроцедурными. Если процедурный язык указывает, как вы- полняется задаваемое действие, то непроцедурный - что необходи- мо выполнить без детализации, какие действия для этого требу- ются. Так как конечные пользователи не знают и не должны знать в делалях процесс реализации информационной потребности, чем выше интеллкетуальность АРМ, тем больше непроцедурных возмож- ностей должно быть прдусмотрено в его языках. Языки АРМ должны быть и пользовательски-ориентирован- ными, в том числе и профессионально-ориентированными. Это свя- зано с различиями в классификации пользователей, которые разде- ляются не только по профессиональной принадлежности, но и по иерархии служебного положения, мере обученности, виду потребля- емых данных и др. Следует учесть, что использование естествен- ного языка, несмотря на кажущуюся простоту такого подхода, не может дать сколько-нибудь ощутимых преимуществ из-за необходи- мости введения через клавиатуру громоздких конструкций ради по- лучения иногда несложных результатов. Как и во всяком языке, основу языков АРМ должны составлять заранее определяемые термины, а также описания способов с помощью которых могут устанавливаться новые термины, заменяя или дополняя существующие. Это приводит к необходимости при проектировании АРМ определенным образом классифицировать терминолагическую основу АРМ , т.е. определить все основные синтаксические конструкции языка и семантические отношения меж- ду терминами и их совокупностями. В связи с этим может возник- нуть необходимость в простейшей классификации АРМ, например, по возможностям представления данных в некоторых пользовательских режимах обработки: числовые, текстовые, смешанные. В более сложных случаях классификация АРМ может определяться уже орга- низацией баз данных. Возможности языка во многом определяют и список правил, по которым пользователь может строить формальные конструкции, соответствующие реализации информационной потреб- ности. Hапример, в некоторых АРМ все данные и конструкции - - фиксируются в табличной форме (табличные АРМ) или в виде опера- торов специального вида (функциональные АРМ). Языки пользователя разделяют АРМ также по видам диало- га. Средства поддержки диалога в конечном счете определяют язы- ковые конструкции, знание которых необходимо пользователю. Конструкцией одного и того же АРМ может быть предусмотрено не один, а несколько возможных типов диалога в зависимости от роста активности пользователя в процессе обучения или работы, а также необходимости развития АРМ средствами пользователя. Из существующих диалогов при разработке АРМ наиболее употребимы диалог, инициируемый пЭВМ, диалог заполнения форм, гибридный диалог, диалог необученного пользователя и диалог с помощью фиксированных кадров информации. При диалоге, инициируемом пЭВМ, пользователь АРМ осво- бождается практически полностью от изучения мнемоники и конструкций языка. Одной из модификаций этого метода является метод меню, при котором выбирается один или несколько из пред- ложенных пЭВМ вариантов. При диалоге заполнения форм, который также иницииру- ется пЭВМ, пользователь заполняет специально подобранные формы на дисплее с их последующим анализом и обработкой. Гибридный диалог может быть инициировани и пользовате- лем, и пЭВМ. При диалоге необученного пользователя должна быть обеспечена полная ясность ответов пЭВМ, которые не могут остав- лять у пользователя сомнений относительно того, что ему нужно делать. В случае диалога с помощью фиксированных кадров инфор- мации пЭВМ выбирает ответ из списка имеющихся. В этом случае пользователь вводит только очень короткие ответы, а основная информация выдается автоматически. Тип диалога также может определять классификацию АРМ, например АРМ с диалоговыми средствами необученного пользовате- - - ля. Классификация АРМ по такому признаку связана с классификац- цией по профессиональной ориентации пользователя. Hапример, АРМ с диалогом по методу меню вряд ли целесообразно для пользовате- ля-экономиста, относящегося в то же время к персоналу руководи- теля, вследствие большого числа повторяющихся операций. Если рассматривать автоматизированниые рабочие места с точки зрения программных средств, их реализующих, то классифи- кация АРМ может быть весьма обширна. Они могут быть классифици- рованы по языку программирования, возможности предоставления пользователю процедурных средств программирования, возможности достраивания программной системы в процессе эксплуатации, нали- чию систем управления базами данных, транслятора или интерпре- татора с языков пользователей, средств обнаружения и исправле- ния ошибок и т.д. Пакеты прикладных программ (ППП), применяемые в АРМ, могут быть параметризованы для обеспечения привязки системы к конкретному приложению. Могут использоваться генера- торы самих ППП. В состав АРМ обязательно входят различные программные компоненты, обеспечивающие основные расчетные функции и органи- зацию диалога, а также система управления базой данных, трансляторы, справочные системы, собственно база данных, содер- жащая, например, основные данные, сценарии диалога, инструкции, управляющие параметры, перечни ошибок и др. Основные компоненты АРМ определяют его состав и обеспечиваюь возможность классифи- кации АРМ по различным признакам. В зависимости от применения в рамках АРМ средств, обеспечивающих развитие АРМ конечным пользователем, будем раз- делять АРМ на два больших класса: обслуживащюие и инетллекту- альные. И те и другие могут предназначаться для различных поль- зователей. Hо в то же время существуют такие пользователи, о которых можно сказать заранее, что он не может быть пользовате- лем того или другого АРМ. Hапример, обслуживающий персонал (де- лопроизводители, секретари) в силу специфики выполняемых ими - - функций не нуждаются в интеллектуальных АРМ (в своей не- посредственной деятельности). Обслуживающие АРМ в сферах организационного управления могут быть информационно-справочными, вычислительными, тексто- обрабатывающими. Интеллектуальные АРМ можно прежде всего разде- лить на ориентированные на данные и ориентированные на занания (даталогические и фактологические). Информационно-справочные АРМ обслуживают какой-либо процесс управления. Вычислительные АРМ разнообразны по своему содержанию и могут применяться многочисленными категориями пользователей. С их помощью могут ставиться и решаться органи- зационно-экономические задачи, связанные и не связанные друг с другом, поиск и обработка данных в которых заранее определена или определяется в процессе функционирования АРМ. Текстообразу- ющие АРМ предназначены для обработки и генерации текстовой ин- формации различной структуры и предположении, что текст семан- тически не анализируется. Интеллектуальные АРМ даталогического типа основаны на широком использовании баз данных и языков пользователей. При этом пользователь способен самостоятельно модифицировать базы данных и языки, варьировать диалоговыми возможностями. В этих АРМ отсутствует база знаний, т.е. невозможно накопление правил, обеспечивающих объяснение того или иного свойства управляемого объекта. База знаний как составной компонент входит в АРМ фак- тологического типа. Фактологические АРМ полезны там, где работа в условиях АРМ определяется преимущественно накапливаемым опы- том и логическим выводом на его основе. Выделим несколько основных функций, которые должны быть реализованы в рамках автоматизации организационного управ- ления: интерпретация (анализ и описание данных и фактов из предметной области для установления их взаимосвязей и систем); - - диагностика (поиск, определение и описание состояния управляемого объекта); мониторинг (непрерывное отслеживание функционирования АРМ и фиксирование получаемых результатов); планирование (обеспечение заданной последовательности действий); проектирование (обеспечение пользовательских интер- фейсов и развития).