15 мая 2012
Русский дореволюционный плакат. Реклама. The Russian pre-revolutionary poster. Advertising.. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 84 файлов)
Изобразительное искусство / Графика / Плакат
Разместил: Ивасив Александр
Русский дореволюционный плакат
Реклама
Из истории русской рекламы
Русские дореволюционные плакаты (впрочем, как и плакаты других стран торговой тематики той эпохи) торгово-промышленного направления отличались предметностью и натурализмом: считалось, что чем нагляднее рекламное изображение, тем сильнее оно может привлечь покупателей. Именно поэтому на плакатах последней трети XIX века можно увидеть либо просто рекламируемый товар, либо человека с товаром. Разумеется, выбор пола и возраста рекламного персонажа зависел от товарной категории. Дети, как правило, появлялись в рекламе кондитерских изделий (не считая товаров для детей). Ниже представлен плакат неизвестного художника для товарищества «Эйнем» 1880-е гг.
Два более поздних плаката – «Впереди всех печенье Сиу» для товарищества «С. Сиу и Ко» и «Мой первый шаг за печеньем Эйнем». В этих работах также фигурируют дети, но присутствует образность: печенье Сиу заменяет деревянный круг в известной игре, а маленькая девочка перешагивает целую реку. Имена плакатистов неизвестны.
Женщины представали на торговых плакатах в разных амплуа, сравните представленные ниже плакаты для производителя макарон «Макароны. Наследники В.Я. Устинова в Казани с 1858г» (работа неизвестного художника, 1902 г) и пивоварни «Калинкин. Пиво Калинкин». Первый плакат явно выполнен в стиле модерн: характерный романтичный женский образ с точеным профилем. На втором плакате персонаж вовсе не эфемерный, это знакомый тип русской девушки, в сарафане и цветочном венке, жизнерадостной и холеной крестьянки. Третий плакат, по стилю похожий на второй, также датируется 1903 г.
Мужские образы в плакатной рекламе этого периода еще более разнообразны, чем женские. Причем на фоне типичных представителей (см. плакат «Дедушка, кури Нарзан фабрики товарищества С. Габай... Москва» и «Табак. Рекомендуются табаки и папиросы... табачной фабрики торгового дома Н. К. Попова в Москве», 1890 г), существовали плакаты со сказочными сюжетами и героями. Это, например, работа И. Билибина для пива «Новая Бавария»(1903 г) и плакат «Товарищество Вейнеровских пивоваренных заводов» неизвестного художника.
В настоящее время довольно комично выглядит такая забота внука о своем дедушке.
Ноги щеголей на этом плакате образуют слово "Табак".
Плакат Билибина в неорусском стиле явно унаследовал лубочные традиции прошлого: контраст, яркость образов, примитивность сюжета.
На этом плакате в качестве героя использован былинный персонаж Илья Муромец.
В целом, за период в 15-17 лет российский торговый плакат отошел от натурализма в сторону новых форм искусства, провозглашенных художниками, входившими в объединение "Мир искусств". Сравните два плаката "Французские печения к чаю С. Сиу и Ко" 1895 г и "Голубое мыло. А. М. Жуков" 1900 г. Если на первом явно доминирует стремление художника как можно нагляднее изобразить рекламируемую продукцию, то на втором зрителю представлен целостный образ: голубое мыло сравнивается с айсбергом в лунном свете.
Этой интересной информацией с нами любезно поделился сайт "Школа рекламиста": http://www.advertiser-school.ru/advertising-history/trade-posters-in-pre-revolutionary-russia.html
Еще файлов 84 из этого альбома