19 мая 2012
Советский плакат: 20-30-е годы. Часть 1. The Soviet poster: 20-30-е years. A part 1.. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 111 файлов)
Изобразительное искусство / Графика / Плакат
Разместил: Ивасив Александр
Отечественная культура в 20-30-е годы
The Soviet poster: 20-30-е years. A part 1.
Советский плакат: 20-30-е годы. Часть 1.
The Soviet poster: 20-30-е years. A part 1.
После революции 1917 года начинается новый период в истории отечественной культуры, происходит переход к новой системе отношений. Главным вопросом для творческой интеллигенции в это время стал вопрос об отношении к революции. Следует признать, что далеко не все смогли понять и принять революцию. Многие воспринимали ее как крушение, катастрофу, разрыв с прошлой жизнью, разрушение традиций. Многие деятели русской культуры эмигрировали за границу. Даже художники одного или близких направлений оказались "по разные стороны баррикад". Так, В.В.Кандинский окончательно покинул Россию, а, казалось бы, столь родственный ему по пониманию изобразительной формы К.С.Малевич считал себя "художником революции".
За границей оказались такие выдающиеся деятели русской культуры, как С.В.Рахманинов, К.А.Коровин, А.Н.Толстой, М.И.Цветаева, Е.И.Замятин, Ф.И.Шаляпин, А.П.Павлова, И.А.Бунин, А.И.Куприн и другие. Некоторые из них вернулись, осознав невозможность жить вне родины. Но многие остались за границей. Потеря была весьма ощутимой. За границей осталось примерно 500 крупных ученых, возглавивших кафедры и целые научные направления /П.А.Сорокин, К.Н.Давыдов, В.К.Агафонов, С.Н.Виноградский и др./ Такая утечка умов привела к существенному понижению духовно-интеллектуального уровня в стране.
Большая часть интеллигентов осталось на родине. Многие из них активно сотрудничали с новой властью. Достаточно сказать, что в гражданской войне Советскую власть защищала почти половина офицерского корпуса бывшей царской армии. Инженеры и ученые восстанавливали промышленность, разрабатывали план ГОЭРЛО и другие проекты хозяйственного развития.
Какие задачи в области культуры ставило и решало советское государство в послереволюционный период? Прежде всего, ставилась задача преодолеть культурное неравенство, сделать доступным для трудящихся сокровища культуры, создать культуру для всего народа, а не для отдельных элит. Для достижения этой цели была проведена национализация. Уже в 1917 году перешли в собственность и распоряжение государства Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи. Были национализированы частные коллекции Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, И.В.Цветаева, В.И.Даля, С.С.Щукина. Соборы Московского Кремля превратились в музеи, как и царские резиденции под Петроградом и Москвой.
К сожалению, в процессе национализации многое от неразумения и некультурности за ценности не принималось, многое расхищалось и уничтожалось. Пропали бесценные библиотеки, уничтожались архивы. В барских домах устраивались клубы, школы. В некоторых усадьбах были созданы музеи быта /усадьбы Юсуповых, Шереметьевых, Строгановых/. В то же время возникали новые музеи, например музей изящных искусств при МГУ, быта 40-х годов 19 века, Морозовского фарфора и другие. Только с 1918 по 1923 годы возникло 250 новых музеев.
Другая важнейшая задача, которая стояла перед советским государством в послереволюционный период - это ликвидация неграмотности. Задача была актуальна ввиду того, что 3/4 населения страны, особенно в деревне и национальных районах, не умели читать и писать" Для решения этой сложнейшей задачи в 1919 году СНК принял декрет "О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР", по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность" под председательством М.И.Калинина. Выли открыты тысячи пунктов для ликвидации неграмотности ликбезы.
Следующей важной вехой в развитии образования стало принятие в 1930 году постановления ЦК ВКП/б "О всеобщем обязательном начальном обучении". К концу 30-х годов массовая неграмотность в нашей стране в основном была преодолена.
Наука и техника
В 20-30-е годы удалось добиться значительных успехов и в развитии науки. В голодном Петрограде в 1918 году были основаны физико-технический и оптический институты, ученые которых впоследствии создавали ядерный щит страны. А под Москвой открылась знаменитая лаборатория ЦАГИ (центральный аэрогидродинамический институт) это значит, что наша дорога в космос началась в далеком 1918 году. Русские ученые становятся основоположниками новых направлений науки: Н.Е.Жуковский основателем современной аэродинамики, К.Э.Циолковский - создателем теории реактивного движения, которая лежит в основе современной реактивной авиации и космических полетов. Трудами В.И.Вернадского были заложены основы новых наук -биохимии, радиологии. Мировое признание получили работы русского ученого-физиолога И.П.Павлова, создавшего учение об условных рефлексах и высшей нервной деятельности. Еще в 1904 году Павлову - первому из русских ученых o была присуждена Нобелевская премия.
В 30-е годы на основе научных изысканий академика С.В.Лебедева в Советском Союзе впервые в мире было организовано массовое производство синтетического каучука. Труды А.Ф.Иоффе заложили основы современной физики полупроводников. Ученые сделали ряд крупных географических открытий, в особенности в изучении Крайнего Севера. В 1937 году четверо исследователей: И.Д.Папанин, Э.Т.Кренкель, Е.А.Федоров и П.П.Ширшов - высадились в Арктике и открыли там первую в мире исследовательскую дрейфующую станцию "СП-1". Они проработали на льдине 274 дня, пройдя в дрейфе 2500 километров. Ученые сделали много для развития науки. Они впервые получили геологические данные об этой территории, провели магнитные измерения, которые вскоре помогли обеспечить безопасность полетов Чкалова, Громова, Леваневского, внесли огромный вклад в метереологию и гидрологию этой части планеты. После первой станции было открыто еще 30, последняя была открыта в 1989 году.
30-е годы - это время расцвета самолетостроения. Советские ученые и техники создали первоклассные самолеты, на которых наши летчики ставили мировые рекорды дальности и высоты полета. В 1937 году на самолете АНТ-25 В.В.Чкалов, Г.Ф.Байдуков, А.В.Беляков совершили беспересадочный полет Москва-Портленд (США) через Северный полюс, преодолев расстояние 10 тысяч километров. Полет продолжался 63 часа. Ему придавали огромное значение. Была установлена воздушная магистраль СССР-США через Северный полюс.
Религия и церковь
Особого внимания заслуживает вопрос об отношении советского государства к религии и церкви. Самым важным документом, регулирующим государственно-церковные отношения, явился декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви, принятый в 1918 году. В декрете подчеркивалось, что каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Согласно декрету все имущество существующих в России церковных и религиозных обществ объявлялось народным достоянием.
Какова была позиция духовенства по отношению к Советской власти? В период гражданской войны духовенство выступило против Советской власти. (Это и антибольшевистская пропаганда, и участие в вооруженных выступлениях, митинги протеста, забастовки, отказ выдавать метрические книги). В результате прокатилась массовая волна репрессий по отношению к духовенству. На Урале, например, духовенство поддержало Колчака, встретило белых как своих освободителей. В колчаковской армии существовала религиозная присяга и насчитывалось более двух тысяч военных священников. В системе белой армии были созданы добровольческие отряды "Братства святого креста". Эти дружины носили имена своих покровителей: "полк Иисуса", "полк Богородицы", "полк пророка Ильи".
В бой такой отряд должен был вести не только командир, но и священник. Но ничего не помогло. Белая армия потерпела поражение. Духовенству нужно было сделать выбор: признать Советскую власть или продолжать противостояние. Учитывая это, патриарх Тихон (в 1917 году был восстановлен институт патриаршества) обратился с посланием к духовенству, призывая его к невмешательству и аполитичности, к подчинению Советской власти.
С конца 20-х годов курс советского государства по отношению к религии и церкви становится более жестким. В массовом порядке закрываются церкви и монастыри, а то и уничтожаются. Всего по стране к 1933 году закрыли 15988 церквей. В советский период нашей истории предпочтение отдавалось атеистическому миросозерцанию. Активно велась антирелигиозная пропаганда под лозунгом "Борьба с религией борьба за социализм". В культурной атмосфере общества властвовал дух рациональности, преклонения перед могуществом науки, техники, разума и дерзновения. Вера в "светлое будущее" заменяла большинству населения веру религиозную.
Художественная культура. Скульптура
Как развивалась художественная культура в 20-30-е годы? В 1918 году началось осуществление ленинского плана монументальной пропаганды. В соответствии с этим планом были убраны памятники, не представлявшие, по мнению новой власти, исторической и художественной ценности, например памятники Александру III в Петербурге и генералу Скобелеву в Москве. В то же время стали создаваться памятники (бюсты, фигуры, стелы, памятные доски) героям революции, общественным деятелям, писателям, художникам. Замысел плана монументальной пропаганды был навеян идеей "Города Солнца" Т.Кампанеллы, где городские стены украшались росписями, служившими воспитанию граждан. Новые памятники должны были сделать изобразительно наглядными идеи социализма. К работе были привлечены как известные мастера (С.Т.Коненков, Н.А.Андреев), так и молодые скульпторы разных школ и направлений вплоть до студентов художественных училищ.
К первой годовщине революции в Москве открылся памятник К.Марксу и Ф.Энгельсу. В Петрограде в 1917-1920 годах создается памятник "Борцам революции" - Марсово поле. Памятник представлял собой группу невысоких правильной формы гранитных монолитов, поставленных в центре всего комплекса, превращенного в зеленый партер. В 1918-1919 годах в центре Советской площади Москвы был сооружен обелиск Свободы с текстом первой Советской конституции. Всего в 1918-1920 годы в Москве было установлено 25 памятников, в Петрограде 15. Многие памятники не сохранились в основном потому, что были исполнены во временных материалах (гипс, бетон, дерево).
Одним из самых выразительных памятников, выполненных в соответствии с планом монументальной пропаганды, является скульптурная группа "Рабочий и колхозница". Она была создана для международной выставки "Искусство, техника и современная жизнь", устроенной в Париже в 1937 году. Советский павильон был построен по проекту Б.М.Иофана наподобие лестницы со стремительно нарастающими ввысь уступами. Здание завершалось гигантским, поднятым на 33 м ввысь пилоном, который совершенно органично венчала 30-метровая скульптурная группа "Рабочий и колхозница". Они держат в вытянутых вверх руках серп и молот, составляющие герб Советского Союза. Автор этого произведения - В.И.Мухина, крупнейший скульптор этой эпохи, одна из самых знаменитых женщин страны. Скульптура получилась легкой, стремительной, динамичной. Статуи сварены из пластин хромоникелевой стали. Такого материала не знала еще истории скульптуры.
Эта скульптурная группа стала символом нашей страны. На выставке в Париже павильон СССР противостоял павильону нацистской Германии - башне с хищным орлом наверху, который держал в когтях свастику. В дальнейшем, после окончания выставки, статуя была разобрана, перевезена в Москву и вновь смонтирована на гораздо более низком постаменте перед входом на ВДНХ, где находится до сих пор.
Архитектура. Дизайн
Ведущим направлением в архитектуре 20-30-х годов стал конструктивизм, который стремился использовать новую технику для создания простых, логичных, функционально оправданных форм, целесообразных конструкций. Характерные для конструктивизма приемы - это совмещение цельных плоскостей с большими застекленными поверхностями, сочетание разных по композиции объемов. Все это применяется с успехом в архитектуре сегодняшнего дня. Принципы конструктивизма были разработаны на Западе Ш.-Э. Ле Корбюзье, некоторое время работавшим и у нас. Советский конструктивизм представлен в творчестве В.Е.Татлина. Он пытался использовать самые разнообразные материалы для строительства своих технических конструкций, включая проволоку, стекло и листы металла. Татлину принадлежит проект памятника III Интернационала. Это один из самых дерзких архитектурно-художественных замыслов 20 века. Эффектная каркасная конструкция спиралевидной формы в виде башни высотой примерно 433 метра несет подвешенные внутри три объема - куб, пирамиду и цилиндр, которые должны были вращаться вокруг вертикальной оси со скоростью одного оборота в год, месяц и день. Спираль должна была выражать символ революции. Разумеется, это огромное сооружение не могло быть воздвигнуто в те годы хозяйственной разрухи и нищеты.
В 20-е годы в творчестве художников-конструктивистов (А.М. Родченко, Л.М. Лисицкого, В.Е. Татлина) происходит переход к дизайну - художественному конструированию мебели, посуды, моделированию одежды, рисунков для тканей. Важную роль в развитии дизайна сыграла деятельность ВХУТЕМАСа - высших художественно-технических мастерских. Это первый советский художественный вуз, где работали теоретики и практики прикладного искусства.
Что касается архитектурного конструктивизма, то в 20-30-е годы он широко использовался в строительстве общественных и жилых зданий, прежде всего Домов и Дворцов культуры, рабочих клубов. Это были новые, массовые типы зданий, не имевшие прототипов в прежние времена. О размахе клубного строительства можно судить по тому, что только в 1929-1932 годах в стране было возведено 480 клубов, в том числе 66 в Москве. Целый ряд оригинальных по архитектуре клубов построено в этот период по проектам архитектора К.С.Мельникова в Москве и Подмосковье. Среди них наиболее известен клуб имени Русакова в Сокольниках (1927-1928 гг.). Одним из лучших произведений советского конструктивизма 30-х годов стал дворец культуры имени Лихачева, созданный по проекту крупнейших советских мастеров братьев Л.А., В.А., А.А.Весниных в 1931-1937 годах.
В 20-30-е годы велико было стремление соорудить главное здание страны Советов символ нового общества. Уже в 1918 году в Москве состоялась закладка Дворца народов, в 1922-1923 годах проводился конкурс на Дворец труда, а в 1931-1933 годах на Дворец Советов. О масштабах таких сооружений говорит, например, состав помещений Дворца труда. В центре Москвы (на месте теперешней гостиницы "Москва") предполагалось построить гигантский комплекс, соединяющий в себе Дворец съездов, Дом Советов, театр, Дом культуры, горком партии, музей и прочие помещения. Среди множества проектов (более 50) был отмечен проект Весниных, в котором доминирующий вертикальный призматический объем достигал по высоте 125 метров.
Но все же наиболее внушительным был конкурс на проект Дворца Советов, в котором участвовало 160 работ лучших зодчих Советского Союза и мира, в том числе проект Корбюзье. На основе результатов конкурса составление проекта Дворца Советов было в конечном счете поручено группе архитекторов (В.Г.Гельфрейх, Б.М.Иофан, В.А.Щуко). Согласно проекту предполагалось соорудить грандиознейшее многоярусное сооружение, служившее своеобразным пьедесталом гигантской 100-метровой статуи В.И.Ленина /скульптор С.Д.Меркулов/ и достигавшее вместе с ней высоты 416 метров. В 1939 году на месте взорванного храма Христа Спасителя началось возведение Дворца Советов. Оно было прервано войной, и после войны не возобновлялось. В I960 году на основании фундамента Дворца Советов был построен плавательный бассейн "Москва". Сейчас на этом месте вновь построен Храм Христа Спасителя.
Важной вехой в истории советской архитектуры стало создание по проекту А.В.Щусева Мавзолея В.И.Ленина на Красной площади в Москве. Первый деревянный Мавзолей был построен 27 января 1924 года. Это был скромный, невысокий, подкрашенный серой краской куб, увенчанный тремя уступами. Сооружение создавалось как временное, и не только потому, что для его строительства были отведены считанные часы, - не была определена сама форма увековечения памяти В.И.Ленина. Второй, уже более крупный, деревянный Мавзолей был построен весной 1924 года. Для окончательной его формы принципиальное значение имело объединение мемориального сооружения и трибуны. Определились и основные элементы трехъярусного построения: широкое массивное основание с торжественным порталом, поднимающаяся над ними ступенчатая пирамида и лаконичный венчающий портик. Окончательный проект Мавзолея из бетона и камня закончен в 1929 году, а в октябре 1930 года завершено его строительство. Мавзолей органично вписался в облик Красной площади. Высота гранитного Мавзолея 12 метров, он составляет треть высоты Сенатской и одну шестую высоты Спасской башни. Ярусность и пирамидальный силуэт, идущие от древних традиций, оказались органически соединены с выразительным лаконизмом, присущим новаторским направлениям архитектуры 20-х годов.
Важным событием в истории советского общества явилось строительство Московского метрополитена, первые линии которого были введены в строй в 1935 году. В отделке станций использовались такие материалы, как мрамор, гранит, металл, стекло, керамика, дерево. В их оформление включались целые циклы произведений скульптуры и живописи. К примеру, А.А. Дейнека создал многофигурные смальтовые мозаики на станции "Маяковская" (1938-1939) на спортивные темы. Этой своей художественной стороной неповторимо, уникально и интересно московское метро.
Графика и живопись
Как развивались в 20 - 30-е годы различные виды изобразительного искусства? В 20-е годы самым мобильным, оперативным и распространенным видом изобразительного искусства была графика: журнальный и газетный рисунок, плакат. Они быстрее всего откликались на события времени в силу своей лаконичности, доходчивости. В эти годы развивались два типа плаката героический и сатирический, наиболее яркими представителями которых были Моор и Дени. Моору (Д.С. Орлову) принадлежат политические плакаты, ставшие классикой советской графики "Ты записался добровольцем?" (1920), "Помоги!" (1921 - 1922). В последнем он достигает настроения необычайного драматизма, даже трагичности. Плакат посвящен голодающим в Поволжье. На черном фоне помещена скелетообразная фигура старика в белой рубахе с воздетыми руками, перечеркнутая сломанным колосом, а внизу на белом фоне черными буквами, как душераздирающий крик, призыв "Помоги!".
Плакаты Дени (В.Н.Денисова) построены по другому принципу. Они сатиричны, сопровождаются стихотворными текстами, в них заметно влияние народного лубка. Дени широко использует и прием портрета-шаржа. Он автор таких известных плакатов, как "Или смерть капиталу, или смерть под пятой капитала" (1919), "Кулак-мироед" (1921).
В послереволюционные годы появляется совершенно новаторская форма агитационного искусства - "Окна РОСТА" (российского телеграфного агентства), в которых особую роль играли М.М.Черемных, В.В.Маяковский, Моор. Плакаты, сопровождаемые острым текстом, откликались на самые злободневные вопросы: призывали к обороне страны, клеймили дезертиров, агитировали за новое в быту. Они расклеивались в витринах или окнах магазинов, в клубах, на вокзалах. "Окна РОСТА" оказали большое влияние на графику времени Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Кроме графики, в 20 - 30-е годы развиваются и основные формы живописи. В изобразительном искусстве в эти годы существовали разные направления. Не только продолжало развиваться, но и переживало истинный расцвет искусство русского авангарда. Время революционных преобразований влекло художников к новым творческим экспериментам. В России получили распространение такие авангардистские направления, как кубизм, футуризм, абстракционизм. Крупнейшие представители русского авангарда - М.3. Шагал, Н.С. Гончарова, К.С. Малевич, В.В. Кандинский, М.Ф. Ларионов, А.В. Лентулов, П.Н. Филонов. Авангардисты нетерпимо относились к представителям классического искусства, считали себя революционными художниками, создающими новое пролетарское искусство. Они держали в своих руках многие печатные органы и выставочные помещения.
Наряду с авангардизмом существовало искусство, продолжавшее и развивавшее реалистические традиции. Реализм 20 - 30-х годов опирался на огромный опыт критического реализма, но он не мог не считаться и с находками искусства авангарда. В те годы реализм нередко имел романтическую или символическую окраску в творчестве таких художников, как А.А. Рылов, Б.М. Кустодиев, К.Ф. Юон, К.С. Петров-Водкин. В то время многие художники свое ощущение и переживание жизни, современных событий выражали при помощи поэтических метафор, символов и аллегорий. Примеры тому - картина Кустодиева "Большевик" (1920), Юона "Новая планета" (1921), Петрова-Водкина "1918 год в Петрограде" (1920).
На картине "Большевик" изображен русский городской пейзаж, который служит метафорой всей России в целом. Дни революции. Улицы заполнены толпой, много солдат и матросов. Над всей беспокойной массой народа, над городским ландшафтом высится огромная выше домов и церкви фигура широко шагающего сурового бородача, сжимающего древко красного знамени, которое вьется над всем городом, "Большевик" напоминает чем-то былинного богатыря, сказочного героя, и в нем воплотилась устремленная к свободе народная воля, народная стихия. Так понимал революцию сам Кустодиев, такой смысл он вкладывал в свою картину.
Символична и картина Юона "Новая планета". На ней изображена озаренная красным светом новая планета, которая появляется на небосклоне в ореоле золотых лучей. Одни приветствуют ее, другие в ужасе от нее бегут. В пластическом образе здесь выражено настроение самих художников этой поры, их отношение к революционным событиям, которое было неоднозначным. Наряду с полотнами символическими, аллегорическими в эти годы создаются картины, в которых художники стремились к достоверному изображению событий, к документальной точности. Это были художники передвижнического направления. В 1922 году они объединились в АХРР - ассоциацию художников революционной России, с 1928 года АХР - ассоциацию художников революции. В 20-е годы в советском искусстве существовали самые разные художественные группировки со своими платформами, манифестами, системой выразительных средств. Среди них АХРР оказалась самым жизнестойким художественным объединением, просуществовавшим до 1932 года. Продолжая традиции передвижников, АХРР организовала 72 художественные выставки в Москве и других городах России, много сделала для распространения искусства в массах. В первое послереволюционное десятилетие остро стоял вопрос о жизни станкового искусства, и в первую очередь живописи. Некоторым революционно настроенным художникам она казалась неактуальной, понималась как анахронизм. Именно АХРР изменила общественное отношение к живописи в положительную сторону. Она доказала, что станковая картина нужна, понятна и интересна зрителю.
В состав АХРР входили разные художники. М.В.Греков стоял у истоков советской батальной живописи ("В отряд к Буденному"; "Тачанка", 1925). Е.М. Чепцов запечатлел в своих бытовых картинах события первых лет революции ("Заседание сельской ячейки", 1924). С.В.Малютин работал в портретном жанре ("Портрет Д.А. Фурманова", 1922). И. И.Бродский занимался историко-революционной темой, создал живописную "Лениниану" ("Ленин и манифестация", 1919; "Ленин в Смольном", 1930). П.П. Кончаловский много и плодотворно работал в области бытового жанра, портрета, пейзажа, натюрморта ("Возвращение с ярмарки", 1926; На Ильмень-озере",1928).
АХРР объединяла в основном художников передвижнического направления старшего среднего поколений. В 1925 году было создано Общество станковистов - ОСТ - в состав которого вошли молодые художники, в основном воспитанники ВХУТЕМАСа - А.Д. Гончаров, А.Я. Тышлер, А.А. Дейнека, Ю.П. Пименов. "Остовцы" основываются не на традициях передвижничества с его бытописательством, а обращаются к динамике и деформации экспрессионизма, к фрагментарной композиции, которой можно было учиться у импрессионистов. "Остовцы" интересовались не просто новым, а имеющим выход в будущее - Воспевая приход лучшего будущего, художники нередко забегали вперед, представляя окружающую жизнь уже как сбывшийся идеал. В произведениях "остовцев" сказывалось желание быть верным принципу - лозунгу "Время вперед!". Типичные произведения ОСТ - "Текстильщицы" А.А. Дейнеки, 1927; "Даешь тяжелую индустрию!" Ю.П. Пименова, 1928. Индустриальные мотивы были главными в творчестве "остовцев".
Согласно Постановлению ЦК партии 1932 года все существовавшие в 20-х годах художественные группировки были ликвидированы и создана единая организация - Союз художников СССР. В качестве главного метода советского искусства утверждается метод социалистического реализма, который предполагал правдивое, исторически конкретное изображение жизни в ее революционном развитии, активное участие искусства в современной жизни. Единственным заказчиком искусства становится государство. В его руках сосредоточились финансы и организационные структуры, управляющие культурой.
Литература и театр
Решительные перемены в первое революционное десятилетие произошли с русским театром. Революция способствовала созданию советского режиссерского театра. В эти годы в стране возникло много новых театральных коллективов, среди них Большой драматический в Ленинграде, первым художественным руководителем которого был А.А. Блок, Театр им В.Э. Мейерхольда, Театр им. Е.Б. Вахтангова, Московский театр им. Моссовета. Первым советским театральным спектаклем стала "Мистерия - Буфф" в постановке В.Э. Мейерхольда, (1921). В.Э. Мейерхольд обосновывал принципы публицистического, страстного, агитационного театра-митинга, он внедрял в театральное действие элементы цирка и кинематографа, гротеск и эксцентрику.
Новатором театрального искусства был Е.Б. Вахтангов. В его творчестве сближались эстетические принципы К.С. Станиславского и В.Э. Мейерхольда: глубокая правдивость раскрытия внутреннего мира человека органически сочеталась со стремлением придать спектаклю гиперболическую, причудливо гротескную форму. Вводя в спектакль музыку и танцы, используя условно-обобщенные декорации, варьируя световые эффекты, Вахтангов обогатил современный сценический язык. Осуществленная им в 1922 году постановка "Принцессы Турандот" К. Гоцци знаменовала собой утверждение принципа "праздничной театральности". Согласно замыслу Вахтангова, исполнители на всем протяжении спектакля сохраняли шутливо-ироническое отношение к сюжету разыгрываемой ими пьесы-сказки и к своим персонажам: то "входили в образ", целиком погружаясь в переживания героев, то "выходили из образа", непринужденно и весело общаясь с публикой. Живой контакт между актерами и зрительным залом, легкая, элегантная форма обеспечили спектаклю долгую сценическую жизнь.
К этому времени относится и начало профессионального театра для детей, у истоков которого стояла Н.И. Сац. К концу 30-х годов в стране насчитывалось уже более 70 детских театров.
Талантливая молодежь, прошедшая фронты гражданской войны, пришла в литературу. Только с 1920 по 1926 гг. впервые выступили в печати более 150 писателей, среди них. В.А. Каверин, Н.С.Тихонов, Л.М. Леонов, М.А.Шолохов, Н.Н. Асеев, А.А. Фадеев. Известными фигурами в культурной жизни республики в первое советское десятилетие были те литераторы, творческая деятельность которых началась и была признана еще до революции: А. С. Серафимович, В.В. Маяковский, С.А. Есенин, Д. Бедный, М. Горький. Эти имена олицетворяли собой преемственность в развитии русской художественной культуры. Особое место в этой плеяде занимал М. Горький. В 20-е были опубликованы его произведения "Мои университеты", "Дело Артамоновых". По инициативе Горького было организовано издательство "Всемирная литература".
В 20 - 30-е годы ведущей темой в литературе являлась тема революции и социалистического строительства. Первые попытки художественного осмысления революции относятся уже к первым ее месяцам и годам. Это стихи В.В.Маяковского, поэма А.А. Блока "Двенадцать". Неизбежный распад старого мира, приближение революции - главная идея романа М.Горького "Жизнь Клима Самгина" (1925 - 1936). Проблема человека в революции, его судьбы нашли отражение в эпопее М.А. Шолохова "Тихий Дон" (1928-1940). Символом героизма и нравственной чистоты стал образ Павла Корчагина - героя романа Н.А. Островского "Как закалялась сталь" (1934). Тема индустриального развития страны раскрывалась в произведениях Л.М.Леонова "Соть", М.С.Шагинян "Гидроцентраль", Ф.В.Гладкова "Цемент", В.П.Катаева "Время - вперед!".
В 30-е годы заметно повышается роль исторического романа, проявляется глубокий интерес к истории отечества и к наиболее ярким историческим персонажам. Отсюда и целая серия серьезнейших исторических произведений: "Кюхля" Ю.Н. Тынянова, "Радищев" О.Д. Форш, "Емельян Пугачев" В.Я. Шишкова. В эти же годы блестящие образцы поэзии дали в своем творчестве А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, Б.Л. Пастернак. В жанре сатиры успешно работали М.М. Зощенко, И.А. Ильф и Е.П. Петров. Классикой советской детской литературы стали произведения С.Я. Маршака, А.П. Гайдара, К.Я. Чуковского.
Киноискусство
После революции, в годы гражданской войны лицо кинематографии определяли агитфильмы. Выдающимся мастером документального кино в 20-е годы был Дзига Вертов (Д.А. Кауфман). В области художественного кинематографа в эти годы работал такой великий мастер, как С.М. Эйзенштейн. Самая известная работа Эйзенштейна фильм "Броненосец Потемкин" (1925) - классическое произведение социалистического реализма в киноискусстве. В 1954 и 1958 гг. в результате международного опроса кинокритиков он признан "лучшим фильмов всех времен и народов". В центре фильмов Эйзенштейна, созданных в период немного кино (кроме "Броненосца Потемкина" это фильмы "Стачка", "Октябрь", "Старое и новое"), образ народных масс в эпоху революционных преобразований. Эйзенштейн стремился к созданию эпической, пластически выразительной формы кинофильмов. С этой целью он значительно расширяет функции монтажа, добивается того, чтобы фильм не только показывал, информировал, обогащал память, но и вызывал эмоциональное напряжение. Начиная с середины 30-х годов, внимание Эйзенштейна привлекают проблемы характера, личности и ее роли в истории. Его незаконченный, двухсерийный фильм "Иван Грозный" - это художественное исследование роли личности в истории.
Другой великий кинорежиссер, один из основоположников советской кинематографии - А.П. Довженко. Он автор таких известных кинолент, как "Земля" (1930), "Аэрограф" (1935), "Щорс" (1939). Довженко создавал кинематограф поэтический, философский, романтический. Однако возвышенные образы революционных борцов, участников гражданской войны и социалистического строительства не отрываются в фильмах Довженко от земли, предстают в облике реальных, узнаваемых людей в реальных обстоятельствах.
В 30-е годы уже в области звукового кино творили такие замечательные мастера, как Г.В. Александров (автор музыкальных комедий "Веселые ребята", " Цирк"); Г.Н. и С.Д. Васильевы (авторы кинофильма "Чапаев"); С.А. Герасимов (автор фильмов "Семеро смелых", "Комсомольск11).