10 июня 2012
Маяковский В.В. — художник Majakovskij V.V. — the artist. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 27 файлов)
Изобразительное искусство / Графика / Рисунок
Разместил: Ивасив Александр
Биография художника, творческий путь. Галерея картин.
Маяковский В.В. - художник
Majakovskij V.V. - the artist
Владимир Маяковский - поэт и/или художник?
Именно талант художника проявился в Володе Маяковском раньше всех остальных. В семье Маяковских рисовали все: отец Владимир Константинович (по его рисункам в доме были сделаны многие предметы мебели), мать Александра Алексеевна, сестры Людмила и Ольга. Людмила готовилась поступать в Строгановское училище и брала уроки рисования у художника С. Краснухи. Она показала своему учителю и рисунки брата. О результатах В. Маяковский писал в автобиографии: «Какой-то бородач стал во мне обнаруживать способности художника. Учит даром». В семье стали привыкать к мысли, что Володя будет художником.
Этой мысли не оставляет и сам Владимир, когда в 1906 году, после смерти отца, мать с детьми переезжает в Москву. Для Володи начинается учение в гимназии и одновременно вечерние занятия в Строгановке. Семья живет тяжело. Вместе с сестрой Володя выжигает шкатулки, разрисовывает пасхальные яйца. В те годы он рисовал много, чаще всего портреты. Из самых ранних его работ сохранился карандашный портрет И. Морчадзе, революционера, жившего у Маяковских.
Четырнадцатилетним юношей вступил Владимир в партию большевиков. За свою революционную деятельность он три раза подвергался арестам. Будучи натурой активной, он во время тюремного заключения решает заняться самообразованием. Из Сущевской полицейской части в январе 1909 года пишет письмо старшей сестре с просьбой принести ему художественную литературу, учебники, акварельные краски. «Если найдешь (постарайся), то принеси Гнедича «Историю искусств» и Мутера «Историю живописи в XIX столетии».
Хотя в тюрьме были написаны первые стихи, и 1910 год Маяковский считал началом поэтической деятельности, он по-прежнему собирается стать художником. Его мастерство формировалось в Строгановке, художественных студиях, в Училище живописи ваяния и зодчества, где Маяковский занимался более двух лет. Это было единственное профессиональное образование, которое он получил.
Современники вспоминали о материальных трудностях семьи Маяковских. Но ни бедность, ни тюрьмы не сломили воли и характера художника. Он учится, много работает. Изучает старое, ищет новое, чтобы проложить собственную дорогу в искусстве. Участвует в дискуссиях и диспутах о путях изобразительного искусства, пишет статьи.
В каталогах выставок 1912-1915 годов указаны самые разные работы молодого художника: пейзаж «Волга», «Женский портрет», карикатуры, автошаржи. Сохранились три ранние живописные работы: «Женщина в шубке», «Натурщица», «Железка». В разных техниках выполнены рисунки: пастель, тушь, акварель, уголь, карандаш. Потребность рисовать поэт ощущал так сильно, что, когда не было ничего под рукой, макал в чернила или тушь окурки, использовал обгорелые спички. Рисовал животных: собак, зебр, крокодилов. Сохранилась целая серия его жирафов. Интересны его моментально сделанные дружественные шаржи на И. Репина и К. Чуковского. По воспоминаниям Чуковского, Репин хвалил рисунки Маяковского, отмечая их реализм.
Но главным в его жизни стала поэзия, к которой он пришел через изобразительное искусство. Первые стихи как будто написаны кистью художника:
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
Жажда рисовать осталась на всю жизнь. Рисунками испещрены записные книжки поэта с рукописными автографами стихов. Здесь можно встретить дружеские шаржи на писателей и знакомых. В самой большой записной книжке – рисунки, сделанные во время поездки в Мексику и Америку в 1925 году. Среди них портрет американского художника Гуго Геллерта. Здесь же рукой Геллерта – надпись на английском языке: «Ей-богу. Вы не только великий поэт, но и художник».
Много стихов Маяковский написал «для детков». Изданные отдельными книжками, они восхищали яркими, оригинальными иллюстрациями поэта-художника.
В трудные дни гражданской войны, когда само время требовало новых агитационных форм искусства, способных поднять массы на борьбу, рождались легендарные «Окна РОСТА». Именно изобразительная публицистика стала той формой общения с людьми, которая была необходима Маяковскому: «Улица – наши кисти, площади – наши палитры». Здесь Маяковскому очень пригодился опыт работ в лубочном плакате. В «Окнах РОСТА» Маяковский – поэт и художник – использовал приемы народного лубка, освободив его от штампов и украшательства.
Маяковским сделано несколько тысяч рисунков и большая часть текстов к ним. И если бы он не вошел в мировую культуру как поэт, то непременно остался бы в истории как создатель нового искусства – революционного плаката.