13 августа 2012
Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович Byalynitsky-Birula Witold. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 64 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Художники передвижники
Разместил: Ивасив Александр

Биография художника, творческий путь. Галерея картин.

 

 

 

 

 

Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович

 

Byalynitsky-BirulaWitold

 

(1872 - 1957)

 

 

 

"Он был одним их тех скромных, простых последователей Левитана, так же сильно и преданно любившим русскую природу, хотя и не достигшим высот своего учителя. Пройдут годы, и его работы будут цениться так же, как сейчас ценяться в Европе работы малых голландцев." (Наширванов Б.Н.)

 

 

Учился в Киевской рисовальной школе у Н.И.Мурашко, затем в Московском Училище Живописи, Ваяния и Зодчества (1889-1897) у С.А.Коровина, В.Д.Поленова, И.М.Прянишникова.

 

Еще в 1892 г. П.М.Третьяков приобрел его картину «Из окрестностей Пятигорска» для своей галереи. Член Товарищества Передвижных Художественных Выставок с 1904 г.

 

Звание академика живописи художник получил в 1908 г. за картину «Дни ранней весны». В творчестве Бялыницкого-Бирули видна тесная связь с поэтикой И.И.Левитана.

 

После 1917 г. Бялыницкий-Бируля стал одним из основных хранителей традиций русского реалистического пейзажа. Изображал памятные места, связанные с жизнью и творчеством известных деятелей русской культуры: им в 1928 г. была исполнена серия пейзажей Ясной Поляны — усадьбы Л.Н.Толстого, в 1937 г. — виды Пушкинских Гор, в 1942 г. — пейзажи с изображением усадьбы П.И.Чайковского в Клину.

 

В 1944 г. Бялыницкий-Бируля создал серию картин, запечатлевших памятники древнерусского зодчества в окрестностях Архангельска. Автор множества пейзажей, в которых воспевал природу родной ему Белоруссии.

 

Его гармоничные, изысканные по колориту картины-пейзажи представляют собой лирические раздумья автора о вечности природы. В своем творчестве В.К.Бялыницкий-Бируля продолжал и развивал традиции русского лирического пейзажа XIX века.

_____________

 

Родился этот замечательный человек 29 февраля 1872 года в фольварке Крынки (недалеко от д. Техтин) современного Белыничского района в семье мелкого арендатора. Из-за конфликтного характера отца им часто приходилось менять место жительства. Но именно благодаря этому обстоятельству юный Витольд смог увидеть мир и природу Беларуси и России. Значительно позднее, находясь в плену детских воспоминаний и впечатлений, он будет неутомимо рисовать пейзажи родного края, отображая в них неприметную красоту живописных белорусских лесов, перелесков, садов и полей.

 

О тех годах он вспоминал: «Я — белорус. Родился в имении Крынки около Белынич на Могилевщине. Там прошли мои детские годы. Отец служил арендатором, позже — в днепровском пароходстве. Отправляясь в рейсы по Днепру, Припяти, Сожи, он часто брал меня с собой в поездки. Это было для меня наибольшим счастьем и радостью, ибо именно тогда, в тех поездках, я открыл для себя ни с чем не сравнимую природу моей родной Беларуси».

 

Некоторое время художник жил в Киеве у старшего брата Александра и учился в кадетском корпусе. Здесь он подружился с местными художниками, которые, оценив возможности юноши, познакомили его с М. Мурашкой — руководителем известной в то время художественной школы. Оставив кадетский корпус, Витольд переходит в школу, где получает начальные уроки живописи, а затем занимается в Московском училище живописи, скульптуры и зодчества. Дружеские отношения с преподавателями, художниками-передвижниками Н.Невревым, С.Коровиным, И.Прянишниковым, усвоение их богатого профессионального опыта оказали основное влияние на формирование его вкуса и художественной манеры.

 

В то же время В.Бялыницкий-Бируля знакомится с И.Левитаном. Частые встречи, беседы, работа в мастерской великого живописца стали хорошей школой для начинающего художника. Под влиянием таланта своих учителей он начинает понимать, что его любимый жанр — пейзаж, только тогда приобретает художественность, трогает разум и душу человека, когда через цвет и тени красок передает правду жизни. Позднее исследователи творчества художника отмечали, что в пейзажах живописца всегда невидимо присутствовал человек, его дух.

 

С 1897 года В.Бялыницкий-Бируля начинает показывать свои картины на выставках Московского объединения любителей искусств и Московского общества художников, на Международных выставках и конкурсах, где его работы все чаще и чаще отмечаются и становятся заметными.

 

С 1899 года имя художника появляется в каталогах передвижных выставок. Его пейзаж «Вечные снега», экспонировавшийся на Кавказской юбилейной выставке в 1901 году, отмечается золотой медалью. В 1904 году В.Бялыницкого-Бирулю избирают членом Общества передвижных выставок (передвижников), а через четыре года он удостаивается звания академика живописи.

 

Большой успех пришел к художнику в 1911 году, когда его картина «Час тишины» получила почетную медаль в Мюнхене и бронзовую — в Барселоне. Это признание стало одним из высших достижений мастера.

 

В последующие годы его творчество тесно связано с «Чайкой» — дачей, которую он построил в 1912 году недалеко от мест, где часто работал И.Левитан (Тверская область). Озеро Удомля и его окрестности послужили неисчерпаемой криницей мотивов для дальнейших этюдов.

 

В 1936 году художник посещает пушкинские места — Михайловское и Тригорское — и привозит оттуда целую серию картин. Побывав в Клину, на родине П.Чайковского, он выставляет новые пейзажи — уголки природы, которые любил классик русской музыки.

 

Тема Великой Отечественной (1941—1945) войны вошла в творчество В.Бялыницкого-Бирули как большая незаживающая рана. Об этом периоде он оставил картины «Красная Армия в лесах Карелии», «По следам фашистских варваров» (1942) и другие.

 

В 1944 году он, уже известный мастер, получает звание народного художника Беларуси, а в 1947 году становится народным художником России и избирается действительным членом Академии искусств СССР. Весной того же года, после долгой разлуки с родными местами В.Бялыницкий-Бируля посещает Беларусь: «…Я не могу забыть ее леса, реки, озера, бесконечно родные и близкие моему сердцу, — говорил художник. — Когда я выхожу писать, мне тяжко оторваться от зеленеющих озимых всходов. Я вижу на окраинах дорог подбитые немецкие танки. Они напоминают мне о том, что еще недавно здесь шли кровопролитные бои… Годы меня сковывают. Иначе я побывал бы на Полесье, или в Краснополье, или у местечка Чаусы на Могилевщине. Какие там живописные места…».

 

Находясь на родине, в 1947 году художник создает около тридцати картин, этюдов и эскизов: «Беларусь. Вновь зацвела весна», «Беларусь. Яблони в цвету», «Старая белорусская деревня», «Зазеленели белорусские березки» и другие.

 

В.Бялыницкий-Бируля не случайно считается непревзойденным мастером весеннего пейзажа. Известно более двухсот его полотен, где отображено пробуждение природы, ее обновление. Эти картины носят лирический, эмоциональный характер. По приглушенной палитре неярких красок, неуловимому переходу и чередованию цветов произведения живописца узнаются безошибочно. Он был тонким знатоком природы, хорошо понимал ее состояние, подмечал оттенки и показывал этот дивный зеленый цвет в динамике, постоянном изменении. В.Бялыницкий-Бируля всю жизнь писал землю, воду и небо, используя всего три-четыре краски. Но этой скромной палитры мастера вполне хватало тем, кто любил чарующую красоту пейзажей, их тихую светлую грусть. С любовью вспоминал он о своем детстве в природе: «Моя жизнь с детства постоянно связана с природой. В ней и с ней для меня всегда был смысл жизни. Я вырос в деревне, в природе, в народе».

 

Умер великий художник на своей даче «Чайка» 18 июня 1957 года в возрасте 85 лет. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В Белыничах и Могилеве действуют два художественных музея имени академика живописи Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бирули, где экспонируются десятки оригинальных полотен художника. В Белыничском районе постоянно проводятся пленэры с участием художников из Москвы, Костромы, Минска, Могилева, Белынич, после чего значительно пополняются фонды художественных музеев. В городском поселке Белыничи и Могилеве именем знаменитого живописца, нашего земляка, названы улицы. На месте бывшего фольварка Крынки (уд. Техтин), где родился художник, установлен мемориальный знак.

_____________________

 

Когда называют имя Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бирули, в сознании возникают пленительные образы родной природы. Вот начал таять снег - и его белый покров нарушен темными пятнами обнажающейся земли, Прошел лед - широкой лентой текут свинцовые, холодные воды реки. Такая хрупкая, трогательная появилась первая зелень; и в недвижном весеннем воздухе уходят в прозрачную даль, становящиеся фиолетовыми, заросли еще не зазеленевшего кустарника.

 

А рядом возникают образы, навеянные осенней природой. Торжественна красота осеннего золота парковых аллей и лесных опушек с пламенеющими гроздьями рябины и ветками багряных листьев. Яркая зелень далеких озимей сочетается с тяжелыми, черными с голубизной полосами паров. На фоне низкого серого неба вырисовываются потерявшие листву деревья. Беспокойной рябью покрылась взволнованная резкими порывам северного ветра вода.

 

И затем далее - картины русской зимы с розовыми морозными утрами, с перелесками и рощицами, покрытыми пушистым снежным покровом. И все это увидено глазами художника, нежно любящего природу своей страны иэту любовь передающего тем, кто оказывается у созданных им произведений.


Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля родился в Белоруссии в местечке Бялыничи в 1872 году. Первые уроки живописи он получил в Киеве, в пользовавшейся широкой известностью рисовальной школе Н. И. Мурашко. Приобретенные здесь профессиональные навыки помогли Бялыницкому-Бируля, когда ему было 17 лет, поступить в Московское училище живописи, ваяния н зодчества. В училище начинающий, художник прошел большую, серьезную школу реалистического искусства. Среди педагогов, у которых он занимался были как представители старшего поколения передвижников, так и развивающие их традиции более молодые художники-реалисты.

 

Сам В. К. Бялыницкий-Бируля так вспоминает о годах своего пребывания в училище: «В начальном классе в это время преподавал С. А. Коровин, в головном - Н. В. Неврев, в фигурном - П. М. Прянишников. Я занимался у них у всех. Но любимейшим был Прянишников. У этого замечательного педагога я учился два года. Прянишников умел поправить школьный этюд одним-двумя мазками. «Бросьте рисовать углем, нужно кистью», - говорил он, и в этих словах с чрезвычайной яркостью выражались его воззрения на живопись... Прянишников оказал на меня сильное влияние своим умением схватывать явление в его жизненности. А Коровину я обязан пониманием этюда, как определения основных отношений внутри разрабатываемого мотива .

 

Свет и тень, небо и земля, частное и общее-связывать все это воедино помогал Сергей Коровин. Оглядываясь в прошлое, понимаешь, что авторитет Неврева коренился в том, что художник этот был, бесспорно, настоящим живописцем. Эпизодически довелось мне поработать и в мастерской В. Д. Поленова - у него я писал натюрморты».

 

На ежегодных ученических выставках, открытых для широкого обозрения, картины Бялыницкого-Бируля обращали на себя внимание. В каталоге 16-й выставки 1893 г. была воспроизведена его работа «Проселок». В 1897 г. его картину «Из окрестностей Пятигорска» приобрел для своей тогда уже знаменитой галереи П. М. Третьяков. Это было крупнейшим событием в биографии молодого художника, только что вступившего на путь самостоятельной работы. Приобретение картины глубочайшим знатоком и ценителем русского искусства положило начало общественному признанию творчества Бялыницкого-Бируля.

 

В этом раннем произведении художника налицо та свежесть восприятия природы, которая всегда останется характерной для него. Написанный в традициях, культивированных в Московском училище, этот пейзаж подкупает также звучностью и гармонической стройностью своего колорита. Правда, в нем нет еще того глубокого лиризма, который затем становится неотъемлемой чертой пейзажей, создаваемых В. К. Бялыницким-Бируля.

 

С 1897 г. художник начинает систематически показывать свои картины на выставках Московского Общества любителей художеств и Московского Товарищества художников. Наконец, в 1899 г. произведения В. К. Бялыницкого-Бируля появляются на Передвижной выставке. Дальнейшая творческая биография живописца неразрывно связана с Товариществом передвижных художественных выставок, которое объединяло художников представлявших, прогрессивное демократическое крыло русской художественной культуры. Ряд лет В. К. Бялыницкий-Бируля выставляется в качестве экспонента, с 1905 г. - член Товарищества.

 

В годы учебы Бялыницкого-Бируля у крупнейших мастеров реализма ХІХ в., в годы первых его выступлений на выставках определяются основные черты творческой индивидуальности художника - правдивость, содержательность художественных образов, глубоко эмоциональное, лирическое восприятие природы, высокая культура живописного мастерства. Его пейзаэкам присущ ярко выраженный национальный характер: они неразрывно связаны с той линией демократического реализма в русской пейзажной школе, которая восходит к Саврасову. Это «пейзаж настроения». Но «настроение» здесь - не печать субъективизма в восприятии природы. Напротив, оно неразрывно связано с глубоко реалистическим пониманием природы, той вечно обновляющейся жизни, которой она полна. Как известно, данная линия развития русского пейзажа нашла исключительно яркое выражение в творческой деятельности Левитана. В. К. Бялыницкий-Бируля всегда с особой теплотой и с чувством большой благодарности вспоминает о Левитане, как о художнике, сыгравшем существенную роль в его творческом самоопределении.

 

Глубокое философское содержание картин Левитана, богатство выраженных в них человеческих чувств, большое значение мотива, как поэтической основы образного строя картины, -вот те черты творчества великого русского пейзажиста, которые оказали особенно глубокое воздействие на Бялыницкого-Бируля.


В. К. Бялыницкий-Бнруля пишет ряд картин, за которые ему присуждаются премии на выставках. Его произведения приобретаются для музеев. Показанная на ХІХ выставке Московского Общества любителей художеств картина «К весне» приносит В. К. Бялыницкому-Бируля первую премию за пейзаж на конкурсе Общества 1899 г. В 1901 г. золотой медалью отмечается картина «Вечные снега», зкспонированная на Кавказской юбилейной выставке.

 

Большой успех выпадает на долю В. К. Бялыницкого-Бируля в 1911 г., когда за картину «Час тишины» он получает золотую медаль на Мюнхенской выставке. В том же году на выставке в Барселоне им была получена вторая золотая медаль за картину «Перед весной». В 1904 г. музеем Академии художеств покупается картина В. К. Бялыницкого-Бируля «Весенний день» (1902 г.). Совет Третьяковской галереи, в который входили тогда В. А. Серов и И. С. Остроухов, приобретает для галереи вторую работу мастера «В конце зимы» (1907 г.). Пейзаж «Умолкнувшие поля» (1911 г.) был куплен для Русского музея.

 

В 1908 г. В. К. Бялыницкий-Бируля получил звание академика живописи. В 1912 г. художник пишет известную картину «Весна», позднее вошедшую собрание Государственной Третьяковской галлереи. Это одна из тех работ художника, которая во всей полноте показывает своеобразие его творческого облика, меру достигнутого им мастерства. Предельная скромность и искренность чувства отличают этот пейзаж, изображающий окраину деревни с маленькими избушками, пустынными снежными просторами, спокойной гладью реки. Композиционное, ритмическое построение пейзажа чрезвычайно просто и гармонично. С замечательной верностью схвачен определенный момент в жизни природы: снегу еще очень много, но во всем уже чувствуется начало весны. Чрезвычайно удачно найден для изображения холодного, бессолнечного дня суровый, монохромный, но богато разработанный в тональном отношении колорит. Здесь узко намечается лирическое восприятие природы н ее напряженное эмоциональное переживание, которые, развиваясь, впоследствии станут основными особенностями работ Вялыницкого-Бируля.

 

Именно подобные картины имел в виду И. Е. Репин, когда писал В. К. Бялыницкому~Бируля в письме от 14 января 1910 г.: «я всегда с новым большим удовольствием смотрю на Ваш косогор с избами, занесенный снегом; люблю эти бережки, белыми краями отражающиеся в горной речке», и в том же письме -- «Я так привык освежаться душою перед Вашими живыми веяниями правды, простоты и свободы».

 

Стоит подчеркнуть, что последние слова, действительно, как нельзя более глубоко и верно определяют существо восприятия природы В. Н. Бялыницким-Бируля, как художником-реалистом.

 

Подлинное, глубокое чувство любви к природе своей страны, правдивое воплощение ее красоты и многообразия, непосредственность и искренность восприятия охраняли Бялыницкого-Бируля от влияний упадочного, формалистического искусства, искалечившего немало начинающих художников в начале ХХ в.

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 268 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 64 из этого альбома
"Ручей в лесу. Весна"
"Весенний день"
"Март"
"Час тишины. Озеро Удомля"
"Вечер ранней весны"
"Лодки"
"Ранняя весна"
"В начале весны"
"Вешние воды"
"Голубая часовня"
"Задумчивые дни осени"
"Дача в саду"
"Дремлющий пруд"
"Москворецкая набережная"
"Тишина"
"В конце зимы"
"Изумруд весны"
"Вновь расцвела весна"
"Весна идёт"
"Вещие воды"
"Лесная речка зимой"
"Осенний ветер"
"В конце зимы"
"Голубая весна"
"Скамья Онегина"
"Унылая пора, очей очарованье"
"Осень. Беседка"
"Весна" 1
"Вечер в тундре"
"Серый день"
"Поздняя осень"
"Осень. На околице"
"Ручей"
"Речной пейзаж"
"Фиалки"
"Лесной ручей"
"Березы осенью"
"Вечер в деревне"
"Ледоход"
"Половодье"
"Ясные дни сентября"
"Оттепель"
"Сельский пейзаж. Предгорье"
"Весенний пейзаж"
"Весна" 2
"Осень" 2
"Заполярный круг. Водосброс электростанции Нивагэс"
"Осень" 3
"Пейзаж" 1
"Пейзаж" 2
"Весений пейзаж"
"Пейзаж" 3
"Луна осветила луга"
"Весна" 4
"Весна. Речка зимой"
"Ранняя весна. Лесной ручей"
"Весна в деревне"
"Деревня зимой"
"Осенние дни"
"Весна" 3
"Крым. Цветущий май"
"Ранней весной"
"Ранняя весна" 2
"Ранний снег"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования