01 сентября 2012
Малютин Сергей Васильевич Sergei Malutin. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 86 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Художники передвижники
Разместил: Ивасив Александр

Биография художника, творческий путь. Галерея картин.

 

 

 

 

 

Малютин Сергей Васильевич

 

Sergei Malutin

 

(1859 - 1937)

 

 

Сергей Васильевич Малютин - русский живописец, портретист, архитектор, мастер самобытного русского модерна. Родился 22 сентября 1859 г. в Москве, в зажиточной семье фабриканта. Когда ему исполнилось три года, его родителей не стало, и он остался сиротой. Далее его детство проходило в Воронеже, куда его тетка взяла на воспитание, муж ее был простым чиновником. Окружение и воспитание мальчика не способствовало развитию его художественного таланта: он учился в коммерческом училише, а затем окончил бухгалтерские курсы и служил конторщиком в Воронеже. В конце 1870-х гг. в Воронеже состоялась выставка передвижников. На Сергея Васильевича эта настоящая живопись, созданная выдающимися художниками, произвела неизгладимое впечатление, он почувствовал в себе силы изменить своей нелюбимой работе и заняться рисованием.
 

 

 

 


Малютин возвращается в Москву в 1880 г. Несмотря на то, что он родился в этом городе, все там было ему незнакомо и интересно: образ жизни, люди, архитектура, контраст между центральными районами города и его пригородами. Он поступил на службу чертежника Управления Брестской железной дороги. Закончив свой рабочий день, он мог подолгу гулять по окраинным московским улочкам.



В 1883 г. Малютин С.В. поступил на обучение в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, и пробыл там 3 года. В 1888 г. совет Московского художественного общества удостоил его творчество двумя малыми серебряными медалями. Малютин хотел получить звание классного художника; он выполнил эскиз и этюды для картины, отображавшей труд плотовщиков на Москве-реке, но его преподаватель (В.Е.Маковский) сделал много критических замечаний по поводу этой работы. Малютин, будучи человеком эмоциональным, оставил эту картину и в 1890 г. получил звание неклассного (свободного) художника. С этих пор Малютин без остановки совершенствовал свои навыки, а на жизнь зарабатывал уроками рисования: с 1891 г. он три года преподавал рисунок в московском Елизаветинском институте.



В 1890-х гг. Малютин выполняет декорации для Нижегородской оперы Мамонтова С.И., а затем для Московской частной оперы. В конце этого же периода он выполняет иллюстрации к книгам А.С.Пушкина. В 1896 Малютин С.В. становится членом Московского товарищества художников.
В эти годы Малютин работает в различных жанрах: его пейзажи имеют связь с поленовской техникой (например, «Подмосковный пейзаж» 1883 г.). Затем пейзаж станет составной частью других жанров, сохранившись только в форме этюда. Художник все чаще пишет на пленэре (например, «Окно в вишневый сад» 1887 г., «Пейзаж с цветущей ивой» 1892 г.), в его работах присутствует все больше импрессионистических элементов, которые позволяют эмоционально передать взаимодействие света и цвета в природе, но его картины тяжеловаты, так как Малютин много внимания уделял форме. Об этом можно судить по его крымским пейзажам, где все более заметна его связь с поленовской школой. Также он работал над жанровыми (например, «Подруги» 1889 г., «В гостях у соседки» 1892 г.) и историческими картинами («Нашествие татар» 1890-е).



Особо примечательная картина этого периода, написанная в 1890 г., «По этапу». В этой работе Малютин рассказывает о судьбе разных сословий, что традиционно для передвижников. Художник создает обобщенный образ низшего сословия ловко выхваченными деталями и позами, а также смелой, фрагментарной композицией. Вся картина пропитана трагизмом положения и страданиями этих арестантов: сонный стражник, кричащий городовой, ни капельки дневного неба, глухие плоскости стен.

____________

 

 

 

В конце 1870-х гг. в Воронеже открылась передвижная выставка, среди посетителей которой оказался молодой человек из купеческой семьи, недавно окончивший бухгалтерские курсы и служивший конторщиком. Здесь он впервые встретился с подлинной живописью, и глубокие впечатления от увиденного придали вполне конкретный смысл его неопределенным мечтаниям: он твердо решил стать художником.



Этим молодым человеком был С. В. Малютин. В 1883 г. он поступил в МУЖВЗ. 1880-е гг. были периодом расцвета русского искусства, связанного, как и в предшествующее десятилетие, с деятельностью ТПХВ. Однокашниками Малютина по училищу были И. И. Левитан, С. А. и К. А Коровины, А. П. Рябушкин, М. В. Нестеров, А. Е. Архипов, а среди его учителей - известные живописцы В. Е. Маковский и И. М. Прянишников. Своей же профессиональной подготовкой он был обязан прежде всего талантливому рисовальщику Е. С. Сорокину.



В 1886 г. Малютин закончил училище, получив звание свободного художника. Его деятельность в ранний период (конец 1880-х - 1890-е гг.) была весьма разнообразной. Отдавая предпочтение лирическим жанровым сценам без развернутой фабулы ("Подруги", 1889; "В гостях у соседки", 1892, и др.), он писал и пейзажи, обнаруживающие связь с поленовской школой, и исторические картины ("Нашествие татар", 1890-е).



В середине 1890-х гг. по приглашению С. И. Мамонтова он создает декорации для его Нижегородской оперы, а затем работает для Московской частной оперы. Но самые крупные достижения Малютина в этот период, особенно в конце 1890-х гг., связаны с книжной иллюстрацией ("Сказка о царе Салтапе", "Руслан и Людмила" и другие произведения А. С. Пушкина). Несмотря на некоторую неровность и подчас непоследовательность исканий, работы художника в этой области стали важным шагом вперед по сравнению с иллюстрацией второй половины XIX в.



В 1900 г. Малютин поселился в Талашкино - имении княгини М. К. Тенишевой, которое было тогда центром возрождения художественных ремесел. Деятельность Тенишевой по собиранию произведений народного искусства и обучению резчиков, ткачих, вышивальщиц и других мастеров в специально устроенных мастерских приобрела широкий размах. Эскизы художественных изделий выполняли В. М. Васнецов, К. А. Коровин, М. А. Врубель, Н. К. Рерих, но расцвет талашкинского промысла связан прежде всего с именем Малютина, под чьим постоянным руководством велась работа кустарей.



По его проектам столярная и резная мастерские выполняли внешнее и внутреннее убранство талашкинских построек, из которых сохранился до наших дней домик-библиотека ("Теремок"). Не стремясь точно следовать образцам традиционного народного искусства и не заботясь особенно об утилитарной стороне, Малютин осмыслял национальное наследие прежде всего на образном уровне и стал одним из создателей своеобразного русского варианта стиля модерн.


В 1900 г. журнал "Мир искусства" познакомил публику с творчеством художника, приобретавшего все большую популярность. По возвращении в Москву в 1903 г. Малютин вступает в СРХ, начинает преподавательскую деятельность в МУЖВЗ. Самая значительная его работа того времени - оформление, совместно с архитектором Н. К. Жуковым, фасадов и интерьеров доходного дома П. Н. Перцова (1905-07). Здание это стало интересным явлением в архитектуре начала века. Особенную известность Малютин получил как портретист.
 


В 1909 г. он возглавил в училище портретно-жанровый класс, которым до этого руководил В. А. Серов. Вскоре у художника возник замысел продолжить создание портретной галереи "лучших людей русских", начатой по инициативе П. М. Третьякова. Открыл эту галерею портрет В. В. Переплетчикова (1912), за ним последовали портреты М. В. Нестерова, В. Я. Брюсова (оба 1913), А. М. Васнецова, К. Ф. Юона (оба 1914), В. А. Гиляровского, Н. П. Богданова-Бельского (оба 1915), И. Д. Сытина и др.
 


В 1914 г. С. В. Малютину было присвоено звание академик:: а в следующем году он стал членом ТПХВ. В советское время живописец продолжал писать портреты в русле реалистической традиции. В 1922 г. на его квартире молодые художники-реалисты приняли решение о создании нового объединения, получившего потом название Ассоциации художников революционной России (АХРР).



Самое знаменитое произведение Малютина советского времени - портрет Д. А. Фурманова (1922). В нем органично слились две основные темы портретного творчества художника: человек новой эпохи, деятель революции, и человек искусства. Герой портрета - писатель, комиссар легендарной Чапаевской дивизии - прост м естествен; его живой, чуть насмешливый взгляд обращен к зрителям. Очень удачно композиционное решение картины: динамика диагональных линий, сходящихся в смысловом центре - лице изображенного, усиливает живую подвижность и одновременно монументальность образа. В сдержанной гамме полотна, решенного в сероватых, зеленоватых и охристых тонах, интенсивно звучит пятно открытого алого цвета - боевой орден на левой стороне груди комиссара. Этот цветовой акцент служит важным штрихом к образу Фурманова, который в то время, несмотря на ранение, мужественно работал над завершением своего романа. К теме героики Гражданской войны Малютин обратился и в другом портрете - "Партизан" (1936), написанном им незадолго до смерти.

______________

 

 

 

Родился в Москве в семье фабриканта. Учился в Московском Училище Живописи, Ваяния и Зодчества у И.М.Прянишникова и В.Е.Маковского. Ранний период творчества Малютина весьма разнообразен: это и жанровые сцены в духе «передвижников», пейзажи, исторические картины, театрально-оформительская деятельность, но, главное, книжная графика (иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина) и декоративно-прикладное искусство, связанное с Талашкино, имением княгини М.К.Тенишевой и центром возрождения художественных ремесел, где художник разрабатывал дизайн мебели и утвари, по его эскизам были выстроены несколько построек в Талашкино, Смоленске и Москве (домик-библиотека «Теремок», 1901-1903). Не стремясь слепо следовать образцам традиционного народного искусства, Малютин стал одним из создателей своеобразного русского варианта стиля модерн. В 1910-х годах художник получил особенную известность как портретист. В 1909 году он возглавил в Московском училище портретный класс, которым до этого руководил В.А.Серов. В это же время у Малютина возник замысел продолжить создание галереи «лучших людей русских», начатой по инициативе П.М.Третьякова («В.В.Переплетчиков», 1912; «М.В.Нестеров», 1913; «А.М.Васнецов», 1914; «В.А.Гиляровский», 1915). Одно из самых известных и значительных произведений мастера «Портрет писателя Л.А.Фурманова» (1922), написанных в советское время. Образ героя - писателя и комиссара, человека новой формации - прост и естественен, открытый, чуть насмешливый взгляд обращен к зрителю. Он прошел фронты Гражданской войны, был тяжело ранен, награжден боевым орденом. Малютин писал портрет в период, когда Фурманов, оправившись после ранения, работал над завершением романа о легендарной Чапаевской дивизии, в которой он служил. В 1914 году художнику присвоили звание академика, а через год он стал членом ТПХВ. В советское время он стал одним из организаторов АХРР (Ассоциации художников революционной России), придерживающейся традиционных взглядов в искусстве. Малютин продолжал писать реалистические портреты (его героями были люди новой эпохи, деятели революции) и преподавать во ВХУТЕМАСе (Высших художественно-технических мастерских).

 

 

 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 15 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 86 из этого альбома
"Скульптурная мастерская"
"Портрет Н.П. Богданова-Белъского"
"Портрет писателя Д.А. Фурманова"
"Автопортрет"
"Рыбацкий баркас"
"Кащей"
"Портрет девочки"
"Автопортрет в шубе"
"Сон Святослава"
"Портрет Веры Малютиной"
"Портрет Василия Васильевича Переплетчикова"
"Портрет Валерия Яковлевича Брюсова"
"Портрет старого кооператора (Г.Н. Золотова)"
"Пейзаж с деревьями"
"Партизан"
"Портрет художника Александра Григорьева"
"На постройке"
"Сказка о мертвой царевне (А.С. Пушкин)"
"По этапу"
"Ребенок в кресле"
"В гостях у соседки"
"Подруги"
"Городок" 1
"Городок" 2
"Городок" 3
"Хованщина"
"Пейзаж"
"Дебаркадер. Крым"
"Лошадка"
"Пейзаж с домами"
"Рыбаки на Черном море"
"Портерт М.В. Нестерова"
"Портрет Н. Гибнера"
"Портрет профессиона К.В. Снегирева"
"Портрет Ю. Саблина"
"Портрет О.Л. Книпер-Чеховой"
"Флот царя Салтана. Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина"
"Иллюстрация к поэме "Руслан и Людмила" А.С. Пушкина" 01
"Б.С. Житков - «Что бывало»"
"С.В. Михалков - «А что у вас?»"
"Горное селение"
"Вид на Кремль с Таганского холма"
"Портрет дочери художника Веры Сергеевны"
"Портрет сына художника. Владимир"
"Обед. Артель"
"Автопортрет"
"Приближаясь к городу"
"Stilleben Mit Melone"
"Портрет морского офицера"
"Двое украинцев"
"Морской царь"
"Девушка с книгой на скамейке осеннего парка. Портрет О. Малютиной"
"Автопортрет"
"Портрет О. Малютиной"
"Эскиз для рекламы крупы «Геркулес»"
"Церковь"
"Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина"
"Horse and sledge"
"Dusk"
"Konek"
"Снегурочка"
"Sketch of coats on a coat rack"
"Ярославский железнодорожный вокзал"
"Stage design"
"Three studies of children"
"Working woman"
"Eleven sketches of horsemen and horses"
"Study of human body"
"Old teacher"
"A pair of composite illustrations showing scenes from the Golden Cockerel by Alexander Pushkin"
"Le dernier baronnet"
"Иллюстрация к поэме "Руслан и Людмила" А.С. Пушкина" 02
"Иллюстрация к поэме "Руслан и Людмила" А.С. Пушкина" 03
"Иллюстрация к поэме "Руслан и Людмила" А.С. Пушкина" 04
"Иллюстрация к поэме "Руслан и Людмила" А.С. Пушкина" 05
"Иллюстрация к поэме "Руслан и Людмила" А.С. Пушкина" 06
"Иллюстрация к поэме "Руслан и Людмила" А.С. Пушкина" 07
"Иллюстрация к поэме "Руслан и Людмила" А.С. Пушкина" 08
"Иллюстрация к поэме "Руслан и Людмила" А.С. Пушкина" 09
"Иллюстрация к поэме "Руслан и Людмила" А.С. Пушкина" 10
"Иллюстрация к поэме "Руслан и Людмила" А.С. Пушкина" 11
"Иллюстрация к поэме "Руслан и Людмила" А.С. Пушкина" 12
"Иллюстрация к поэме "Руслан и Людмила" А.С. Пушкина" 13
"Иллюстрация к поэме "Руслан и Людмила" А.С. Пушкина" 14
"Иллюстрация к поэме "Руслан и Людмила" А.С. Пушкина" 15
"Иллюстрация к поэме "Руслан и Людмила" А.С. Пушкина" 16
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования