09 сентября 2012
Прянишников Илларион Михайлович Prianishnikov Hilarion. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 49 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Художники передвижники
Разместил: Ивасив Александр

Биография художника, творческий путь. Галерея картин.

 

 

 

 

 

Прянишников  Илларион Михайлович

 

Prianishnikov Hilarion

 

(1840 - 1894)

 

 

 

"Насчет правды в искусстве - так это, знаете ли, еще большой вопрос. И нам, может быть, всего дороже то, чего никогда не было."

Прянишников И.М.

 

Один из талантливейших художников-жанристов второй половины XIX в., И. М. Прянишников отразил в своем творчестве важнейшие тенденции развития реалистической живописи, стал яркой фигурой поколения передвижников.

 

Прянишников учился в МУЖВ (1856- 65) у С.К.Зарянко, ориентировавшего учеников на тщательное и строгое изучение натуры, но меньше уделявшего внимания образному обобщению натуры.


Многое для себя Прянишников открывал самостоятельно, прокладывая путь новому, реалистическому видению в искусстве.

 

Уже в первых работах начала 1860-х гг. ("Мальчик-коробейник", "Чтение письма в мелочной лавке") отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи. А картина, написанная им в последний год обучения, - "Шутники. Гостиный двор в Москве" (1865)-сразу принесла ему широкую известность. В этом небольшом полотне дано оригинальное решение типичной для бытового жанра пореформенного десятилетия темы унижения человеческого достоинства, бездушия и жестокости в мире, где все продается и покупается. Изобразив подгулявших купцов-толстосумов, которые с издевкой заставляют плясать под гармошку бедного пожилого чиновника, художник с большой достоверностью продемонстрировал целую галерею образчиков морального уродства и самодовольного хамства. Картина вызвала негодование некоторых "ревнителей" официального академического искусства, считавших, что молодой живописец выступил разрушителем "высокого" предназначения искусства в идеальной форме выражать вечные истины.

 

Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами "Погорельцы" (1871), "Порожняки" (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. Произведения Прянишникова 1870-х гг. отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Пейзаж в этих картинах из условного фона превратился в опоэтизированную среду, обогащающую образный строй острохарактерных сцен, почерпнутых автором из народной жизни.

 

Широкую известность получила картина "Эпизод из войны 1812 года" (1874). Первым из живописцев Прянишников изобразил Отечественную войну как народную. Не полководцы, а бедно одетые партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленных французов, предстали в этой скромной, но очень выразительной картине как истинные творцы победы над армией Наполеона. Суровость исторического мотива не помешала Прянишникову добиться тонкого, изысканного колорита картины, передать свое восхищение красотой русской зимы.



В 1880-90-х гг. Прянишников работал над масштабными полотнами, изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни: "Спасов день на Севере" (1887), "Общий жертвенный котел в престольный праздник" (начало 1890-х). А рядом в его творчестве возникали камерные, "сумеречные" по настроению образы и сюжеты "В мастерской художника" (1890), "В провинции" (1893). Они роднили Прянишникова с устремлениями живописцев следующего, "чеховского" поколения.



Прянишников был участником ТПХВ с самого его основания, а со II передвижной выставки стал бессменным членом правления Товарищества. Он был преподавателем в МУЖВЗ (1873-94), учителем многих известных впоследствии живописцев - С. В. Иванова, Н. А. Касаткина, К А. Коровина, М. В. Нестерова, В. К. Бялыницкого-Бирули и др.



В 1893 г. Прянишников был избран действительным членом АХ, но начать преподавание в ней не успел. И последняя картина Прянишникова - "Крестный ход" - осталась незаконченной из-за смерти автора.

_______________

 

 

 

Родился в селе Тимашово Калужской губернии в купеческой семье. Учился в Московском Училище Живописи, Ваяния и Зодчества у С.К.Зарянко, в эти же годы испытал глубокое воздействие В.Г.Перова. С самого начала существования Товарищества Передвижных Выставок Прянишников был его членом-учредителем, со второй передвижной выставки стал бессменным членом правления Товарищества. Прянишников - один из московских живописцев, работавших в «малом жанре». Годами он создавал летопись «униженных и оскорбленных» и эта тема приобрела у него еще более остропсихологический - на грани трагизма - характер: такова его самая известная картина «Шутники. Гостиный двор в Москве» (1865), таков его шедевр «Порожняки» (1871), где фигурка подростка-семинариста, зябнущего под вечер в обозе на заснеженном тракте, превращается в мрачный символ социального отчуждения. Типичный «передвижник», он постоянно сочетал сатиру и драму с бытописанием, не претендующим на какой-либо социальный урок. Среди его произведений - «Погорельцы» (1872), «Жестокие романсы» (1881), «Охота пуще неволи» (1881), «В мастерской художника» (1890). Помимо бытописательства, Прянишников принимал участие в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве, обращался к историческому жанру, написав несколько вариантов картины «Эпизод из войны 1812 года». В 1871 году вместе с В. Е. Маковским создал альбом «Эпизоды из севастопольской жизни 1854-1855 года», посвященный обороне Севастополя. Несколько раз художник совершал путешествия для зарисовок с натуры («Спасов день на Севере», 1887). Долгое время он преподавал в МУЖВЗ, его учениками были С.В.Иванов, Н.А.Касаткин, К.А.Коровин, М.В.Нестеров.

 

 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 219 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 49 из этого альбома
"В 1812 году"
"Крестный ход"
"Порожняки"
"Шутник, торговые ряды в Москве"
"В мастерской художника"
"В ожидании шафера"
"В засаде"
"Дети на рыбалке"
"Задворки"
"Конец охоты"
"На тяге"
"Спасов день на севере"
"Татарин"
"Церковный староста"
"Жестокие романсы"
"Погорельцы"
"Охота пуще неволи"
"Возвращение с ярмарки"
"Воробьи (Ребята на изгороди)"
"Пряха"
"Калики перехожие"
"На Лысой горе"
"Пасха"
"Сельский праздник"
"У тихой пристани"
"Общий жертвенный котёл в престольный праздник"
"Казачий разъезд"
"Дегустаторы"
"Крестьянин с рогатиной на плече"
"Любитель"
"Портрет В.Ф. Белюстина"
"Портрет М.Г. Белюстиной"
"Порубка"
"Приготовление почвы для посева льна в Вологодской губернии"
"У церкви"
"Чтение письма в овощной лавке"
"Пара на коне"
"Camargue"
"Погоня предателя"
"Конный отряд"
"Вид Камарга, Франция"
"В 1812 году" 2
"Возвращение кавказского всадника"
"Кавалерийская атака в Алма"
"Гусар на коне"
"Кирасиры императорской гвардии"
"Войска на привале"
"Гвардии гусарского верхом на лошади"
"Бегство предателя"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования