10 октября 2013
Савицкий Константин Аполлонович Konstantin Savitsky. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 35 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Художники передвижники
Разместил: Ивасив Александр

Биография художника, творческий путь. Галерея картин.

 

 

 

 

 

Савицкий Константин Аполлонович

 

Konstantin Savitsky

 

(1844 - 1905)

 

 

 

"Что ни говори, а следует показать иностранцам жизненность и значение России, искусство же будет лучшим выражением этой интеллектуальной силы..."

Савицкий К.А.

 

 

 

Крамской Иван Николаевич «Портрет Константина Аполлоновича Савицкого»

 

Родился в Таганроге в семье военного врача. Учился в Петербургской Академии Художеств, где был одним из лучших учеников. В 1871 году за отличное исполнение картины на библейский сюжет «Каин и Авель» он получил золотую медаль. Творческий стиль художника формировался под влиянием дружбы с И.Е.Репиным, И.Н.Крамским, М.М.Антокольским, с которыми Савицкий сблизился в Академии Художеств, идей передвижничества. В 1874 году на III передвижной выставке художник представил картину «Ремонтные работы на железной дороге», сделавшую имя автора широко известным. Одно из наиболее значительных произведений художника отражает целое явление современной ему жизни, где главными героями становятся простые люди. Мастерски выстроенная многофигурная композиция прекрасно передает свойственное позднему творчеству художника «хоровое начало», ритм и напряженность тяжелейшего труда крестьян, работающих поленщиками на строительстве железной дороги. Замыслу вторит и колорит картины, строящийся на тональном единстве серых, желтых, сине-серых, коричневых красок. П.М.Третьяков приобрел ее для своей галереи, на вырученные от продажи деньги молодой художник смог выехать во Францию, где Савицкий изучал опыт французских живописцев, работал над проблемой пленэра («Море в Нормандии (Рыбак в беде)», 1875; «Путешественники в Оверни», 1876). Вернувшись в Россию, в последующие годы художник создал несколько многофигурных картин «Встреча иконы» и «На войну», которые явились его откликом на события, связанные с начавшейся в 1877 году русско-турецкой войной. Главной темой этих полотен стала судьба крестьянства, видимо в связи с этими работами Савицкого позднее назовут «Некрасовым в живописи». Более 20 лет он отдал педагогической деятельности, работая в художественных училищах Петербурга, Москвы, Пензы. В 1897 году ему было присвоено звание академика живописи. Умер Савицкий в Пензе 31 января 1905 года.

_____________________________

 

Савицкий Константин Аполлонович - типичный представитель передвижничества, замечательный мастер жанровой живописи К. А. Савицкий был разночинцем по происхождению.

 

 

Николай Карлович Грандковский «Портрет Константина Аполлоновича Савицкого»

 

Учился в АХ (1862-73) вместе с И. Е. Репиным, дружба с которым, а также сближение с И. Н. Крамским, М. М. Антокольским, И. И. Шишкиным, В. В. Стасовым предопределили во многом идеалы и творческие стремления художника.

Уже в годы ученичества он связал свою деятельность с ТПХВ, стал его экспонентом. За это академическое начальство отчислило Савицкого перед самым конкурсом на большую золотую медаль, что лишило молодого художника академического пенсионерства и поставило в трудное материальное положение.

Лето 1873 г. Савицкий вместе с И. Н. Крамским проводит на станции Козловка-Засека под Тулой, где "возгорается" замыслом картины "Ремонтные работы на железной дороге" (1874) - первого и одного из наиболее значительных своих произведений. Вслед за Репиным, написавшим за год до того "Бурлаков", Савицкий в картине отражает не отдельный, пусть даже значимый, факт, а целое явление современной ему жизни, сохраняя естественность и непреднамеренность жизненной сцены. Главным героем монументального полотна становится крестьянство.

В сложной, но мастерски построенной композиции, где представлено огромное количество людей, движущихся в различных направлениях, Савицкому удалось прекрасно передать ритм и напряженность тяжелейшего труда крестьян, ставших рабочими-поденщиками на строительстве железной дороги. Здесь впервые с небывалой силой проявилось то "хоровое начало" (В. В. Стасов), которое будет свойственно творчеству художника и позднее. Двое персонажей первого плана (мужчины с гружеными тачками) намеренно выделены среди остальных, в них подчеркнуты сила, упорство, решительность. Колорит картины строится на тональном единстве серых, желтых, сине-серых, коричневых красок.

Показанная на III передвижной выставке, эта картина сделала имя автора широко известным и получила положительную оценку в среде художников и в прессе. П. М. Третьяков приобрел ее для своей галереи. После продажи картины молодой художник смог выехать во Францию, где уже жили его друзья - пенсионеры АХ И. Е. Репин и В. Д. Поленов. Вместе с ними Савицкий изучал опыт французских живописцев, работал над проблемой пленэра.

В созданных им во Франции картинах - "Море в Нормандии (Рыбак в беде)" (1875), "Путешественники в Оверни" (1876) - он в основном сосредоточился на передаче световоздушной среды. Последняя многофигурная композиция интересна как развернутая жанровая сцена, где с большой наблюдательностью переданы различные социальные типы.
Пробыв во Франции около двух лет, художник возвращается на родину и окунается в гущу проблем российской действительности. Он делает много рисунков на различные темы. Переведенные в гравюру, эти рисунки воспроизводились в журналах "Всемирная иллюстрация", "Пчела", "Художественный журнал", "Север", "Артист".
Созданные в последующие годы капитальные произведения художника - многофигурные картины "Встреча иконы" (1878) и "На войну" (1880-88) - явились его откликом на события, связанные с начавшейся в 1877 г. русско-турецкой войной. Главная тема этих полотен - судьбы крестьянства. Не случайно Савицкого назовут позднее "Некрасовым в живописи", "печальником горя народного".

Картина "Встреча иконы" может рассматриваться как своеобразная параллель репинскому "Крестному ходу в Курской губернии" (1880-83). В сходных сюжетах оба художника представили огромное множество людей, толпу, показав различие характеров и состояний. Но в отличие от Репина, на грандиозном по замыслу полотне которого изображены представители практически всех сословий русского пореформенного общества, Савицкий дал в основном образы крестьян, но образы типичные и глубокие. Здесь старики и старухи, мужчины, женщины, дети. Некоторые молятся неистово, другие сдержанно, иные просто стоят в безмолвии, к то-то торопится, бежит. "В картине... сто разных желаний, надежд и ожиданий несутся из этих бедных человеческих грудей вокруг иконы..." - писал В. В. Стасов.

Над картиной "На войну" Савицкий начал работать в 1880 г., выполнил ее первый вариант, который впоследствии разрезал на части. Во втором варианте полотна (1888) художник стремился к решению новой задачи - созданию живописной эпопеи. Изображены проводы на войну, идут последние минуты прощания. Композиция строится из отдельных групп; каждая группа - семья, провожающая своего кормильца. Одни персонажи - сдержанны, мужественны, другие - во власти эмоций и переживаний, но всех объединяет общая беда. В цветовом решении полотна художник отказывается от тонального колорита своих ранних картин и работает локальными пятнами, яркими, но уравновешивающими друг друга.

 

 

Пензенское художественное училище имени Н.Д.Селивёрстова

 

В 1891 г. Савицкий переехал в Москву, где наряду с творческой работой занимался преподаванием в МУЖВЗ. Но в полной мере талант Савицкого как организатора и педагога развернулся позднее, в Пензе (с 1897), где он стал директором вновь открытого художественного училища. Среди работ последнего периода наиболее интересны картины "Павшая лошадь ("Кормилица ты наша")" и "Спор на меже" (обе 1897), в которых заметны поиски новых выразительных средств, близких к живописи художников молодого поколения.


 

 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 10 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 35 из этого альбома
"Ремонтные работы, на железной дороге"
"Встреча иконы"
"На войну"
"Море в Нормандии"
"Беглый"
"Инок"
"Панихида в 9-й день на кладбище"
"В ожидании приговора суда"
"В окне"
"Дети с курами"
"Подозрительные люди"
"Путешественники в Оверни"
"Семейная ссора"
"Крючник"
"Спор на меже"
"Холодно и голодно"
"У мирового суда"
"Пожар в деревне"
"Иллюстрация к комедии Н.В. Гоголя "Женитьба"
"С нечистым знается"
"Дети кормят цыплят у хлева"
"Иллюстрация к повести М.Ю. Лермонтова "Фаталист"
"У крутого спуска"
"На Волге (Грузчики)"
"На окраине деревни"
"Осень в лесу. Досада мужика"
"Охотник"
"Охотники"
"Дворник"
"Зимний лес"
"Иллюстрация к комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" 1
"Иллюстрация к комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" 2
"Крестьянский дворик. Козы"
"Молодая белорусска"
"Отец"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования