15 сентября 2010
Даргомыжский Александр Сергеевич. Dargomyzhsky Alexander. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 1 файлов)

Музыка / Композиторы / Композиторы-классики
Разместил: Ивасив Александр

 

 

 

 

Даргомыжский Александр Сергеевич

 

Dargomyzhsky Alexander

 


(1813 - 1869)

 

 

 

(2 (14) II 1813, с. Троицкое, ныне Белёвского р-на Тульской обл. - 5 (17) I 1869, Петербург) - рус. композитор.

 

Отец Даргомыжского был чиновником, мать - поэтессой-любительницей. Ранние детские годы Даргомыжского прошли в имении родителей в Смоленской губернии, с конца 1817 семья обосновалась в Петербурге. Даргомыжский получил разностороннее домашнее образование, в котором литература, театр. музыка занимали главное место. Его учителями были: пианист А. Т. Данилевский, крепостной скрипач П. Г. Воронцов, венский пианист и композитор Ф. Шоберлехнер, певец Б.-Л. Цейбих.

 

В конце 20-х - начале 30-х гг. были изданы первые сочинения Даргомыжского. (романсы, фортер=пьянные пьесы). Решающую роль в его музыкальном развитии сыграло сближение с М. И. Глинкой (весна 1835), под влиянием которого Даргомыжский избрал путь композитора. Изучение теории музыки по тетрадям Глинки, ознакомление с оперой "Иван Сусанин", ценные советы Глинки и его друзей, принадлежавших к передовым литературно-художественным кругам, - всё это определило направление творчества Даргомыжского.

 

Уже ранние произведения Даргомыжского свидетельствуют о самостоятельном развитии им традиций Глинки. В оперном жанре Даргомыжский стремился к сильным драматическим сюжетам. В 1837-41, вслед за неосуществленным замыслом оперы "Лукреция Борджа" (по драме В. Гюго), он написал оперу "Эсмеральда" (использовал сделанное ранее самим Гюго либретто по роману "Собор Парижской богоматери"). При всей незрелости это произведение, созданное по типу большой французской оперы, обнаруживало реалистические устремления автора.

 

 

 

 

 

В начале 40-х гг. Даргомыжский достиг крупных успехов в области камерно-вокального жанра. Лучшие романсы - "Я вас любил", "Свадьба", "Слеза", "Ночной зефир" и др. - отличают тонкий психологизм, поиски новых выразительных средств (особенно в мелодике). Увлечённый поэзией А. С. Пушкина, Даргомыжский создал на его текст (наряду с романсами) кантату "Торжество Вакха" (1843, переделана в лирическую оперу-балет, 1848).


  Вторая половина 40-х - начала 50-х гг. характеризуется новыми тенденциями в творчестве
Даргомыжского, связанными с развитием передового общественного движения в России того времени, с зарождением и затем расцветом критического реализма ("натуральной школы") в литературе и искусстве. Прогрессивные, демократические идеи эпохи нашли отражение в сочинениях Даргомыжского. Его привлекали русские, главным образом народные, сюжеты (обострение национального сознания во многом связано с пребыванием в 1844-45 за границей), возрос интерес к фольклору, прежде всего к крестьянской песне.

 

Даргомыжский сосредоточил внимание на выработке естественной декламационной мелодии. Окончательно сформировался метод его творчества - "интонационный реализм". Основным средством создания конкретного индивидуального образа служило для Даргомыжского воспроизведение живых интонаций человеческой речи. Творческое кредо композитор сформулировал в афористичной фразе: "Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды".

 

Этот принцип претворён в вокальных произведениях конца 40-х - 1-й половины 50-х гг., среди которых выделяется своей новизной песня на текст Пушкина "Мельник" (здесь интонационность - средство тонкой характеристики героев). От этой песни-сценки тянутся нити к более поздним сатирическим песням Даргомыжского, к его опере "Каменный гость". На основе стихотворений лирико-философского склада созданы романсы нового типа, своего рода лирические монологи. В романсах-размышлениях - "Ты скоро меня позабудешь", "Мне грустно", "И скучно, и грустно" и др. - возникает так называемая "омузыкаленная речь". В вокальном наследии Даргомыжского существенное место занимают "русские песни" (один из распространённейших в 19 в. видов вокальной лирики). Его "русские песни" - "Лихорадушка", "Душечка девица", "Ой, тих, тих, тих, ти", "Я затеплю свечу", "Без ума, без разума" и др. - выделяются своей социальной направленностью. Музыкальный язык их, далёкий от поверхностного стилизаторства, отмечен подлинной народностью.


Центральное произведение данного периода - опера "Русалка" (либретто
Даргомыжского по драматической поэме Пушкина, 1855). В этой опере Даргомыжский создал новый жанр народно-бытовой музыкальной драмы, поднимающей тему социального неравенства. Правдиво, с огромной психологической глубиной раскрыта в ней драма крестьянской девушки, её отца. "Русалка" по типу драматургии близка большой опере, но национальная специфика вызвала коррективы этого жанра. Значительную драматургическую нагрузку в опере несут ансамбли, в них сосредоточена основная динамика действия (дуэты-сцены Князя и Наташи, Мельника и Наташи, Князя и безумного Мельника). В ансамблях возрастает смысловая роль речитатива, который зачастую характеризует переломные, кульминационные моменты драмы. Речитативы "Русалки" - высокий образец декламац. мелодики. Широко используется гибкая форма ариозо. Своей оперой Д. заложил основы лирической музыкальной драмы со сквозным музыкальным развитием. Ярко национальный музыкальный язык оперы основан на воплощении интонаций русской речи, насыщен элементами народно-бытовой песенности и романсовой лирики.


С конца 50-х гг. развернулась музыкально-общественная деятельность
Даргомыжского. В 1859 он вошёл в состав комитета РМО (в 1867 избран председателем Петерб.уржского отделения РМО). Член "комиссии для рассмотрения сочинений, присылаемых на конкурс", Даргомыжский энергично содействовал развитию отечественной музыки. Он участвовал в разработке устава первой консерватории в России. В это же время Даргомыжский познакомился с группой молодых русских композиторов (впоследствии "Могучая кучка"), оказав большое влияние на их творчество. Благодаря своему родственнику - художнику-карикатуристу Н. А. Степанову, Даргомыжский сблизился с кружком передовых поэтов, литераторов, художников, объединившихся в 1859 вокруг радикального сатирического журнала "Искра", активно сотрудничал в нём (а с 1864 - и в журнале "Будильник"), писал музыку на слова "искровцев" - В. С. Курочкина, П. И. Вейнберга.

 

 

 

А. С. Даргомыжский. Романс "Ночной зефир". Автограф.

 

 

В эти годы композитор работал главным образом над камерно-вокальными произведениями (уделял также много времени занятиям с певцами-любителями). Лирический монолог обогащается романсами "Я помню глубоко", "Как часто слушаю", "Расстались гордо мы", "Что в имени тебе моём", "Мне всё равно". Романтич. баллада переосмысляется в "Паладине". Ориентальная лирика, представленная ранее романсами "Вертоград" и "Восточный романс", пополняется реалистически-своеобразной вост. арией "О, дева роза, я в оковах". Среди новаторских романсов кон. 50-х гг. особое место занимают песни социального содержания. Драм. песня "Старый капрал", сатирико-комич. песни "Червяк" и "Титулярный советник" открывают новые пути в вокальном искусстве.


В начале 60-х гг.  Даргомыжскийвновь обратился к оперному жанру, начал писать волшебно-комическую оперу "Рогдана" (по-видимому, на собственное либретто; сохранилось неск.олько законченных номеров) и оперу на сюжет "Полтавы" Пушкина (сохранился лишь дуэт Кочубея и Орлика). Композитор работал также в области симфонической музыки, создал 3 оркестровые пьесы - жанровые картины, основанные на народных напевах: "Баба-Яга, или с Волги nach Riga" (1862), "Малороссийский казачок" (1864), "Чухонская фантазия" (1867). Бытовые образы этих пьес обострены гротескно-преувеличенной трактовкой, отсюда - новизна художеств. приёмов, некоторые характеристические находки, впоследствии развитые М. П. Мусоргским, А. К. Лядовым и другими русскими композиторами.


В 1866 Д. опубл. неск. последних романсов, среди к-рых выделяется изяществом, тонким колористич. письмом "На раздольи небес". Тогда же написана музыка к пьесе "Ересь в Англии" Кальдерона (для бенефисного спектакля Г. Н. Федотовой).


В последние годы жизни внимание Д. было приковано к опере. Задумав коренную реформу этого жанра, в 1866 он приступил к работе над оперой "Каменный гость" (по маленькой трагедии Пушкина). Д. не успел её закончить. По завещанию автора неоконч. 1-ю картину дописал Ц. А. Кюи, оркестровал оперу и составил интродукцию к ней Н. А. Римский-Корсаков. Стремясь радикально обновить оперу, освободить этот жанр от свойств. ему условностей, Д. поставил перед собой новаторскую задачу - написать музыку на неизменённый текст лит. произв. Композитор отказался от исторически сложившихся оперных форм (развёрнутых напевных арий, вок. ансамблей), добился непрерывности муз. развития действия, взяв за основу принцип речитативно-ариозной декламации (опера почти полностью строится на мелодизированном речитативе). Вок. партии оперы - живая муз. декламация, гибко передающая поэтич. нюансы, психология, детали пушкинского текста. Опера "Каменный гость" явилась смелым экспериментом, открывшим новые пути развития рус. музыки.


Д. вместе с Глинкой является основоположником рус. классич. школы. Впервые композитор воплотил в музыке тему социального неравенства. Он развил драм. сторону рус. оперы, создав психологич. драму ("Русалка"). Новаторские принципы последней оперы Д. ("Каменный гость") нашли продолжение в муз. декламации, в оперном речитативе М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова. Д. расширил сферу вок. лирики, обогатил её жанры. Классик рус. романса, он наметил его новые пути, ведущие к Мусоргскому, Чайковскому. Творчество Д. высоко оценивали молодые рус. композиторы, выдвинувшиеся в 60-е гг. 19 в. Мусоргский назвал Д. "великим учителем правды в музыке".

 

 

Основные даты жизни и деятельности

 

1813.-2 II. В селе Троицком Белёвского у. в семье Даргомыжских - Сергея Николаевича и Марии Борисовны, урождённой княжны Козловской, - родился сын Александр.
1817 (конец).- Переезд семьи Д. в Петербург.
1819.- Первые уроки игры на фп. у Л. Вольгеборн.
1821-28. - Занятия с пианистом А. Т. Данилевским, заложившим основы исполнительского иск-ва Д.
1822.- Занятия на скрипке с крепостным музыкантом П. Г. Воронцовым.
1824-25. - Создание первых муз. произв. (Для фп. - Марш, Контрданс, Меланхолический вальс, Казачок).
1827.- Написание романсов "Светит месяц на кладбище", "Кубок янтарный". - 13 IX. Зачисление канцеляристом (без жалованья) в Контроль Мин-ва Двора.
1828-31. - Занятия с Ф. Шоберлехнером (фп.), оказавшим большое влияние на муз. развитие Д., и Б.-Л. Цейбихом (пнение).
1829.- Назначение на должность коллежского регистратора.
1830.- Участие в любительских концертах (в качестве пианиста, певца, а также скрипача и альтиста в домашних квартетах).
1831.- Издание романса "Колыбельная песенка моей внучке" (на сл. матери композитора).
1832.- Посещения ослепшего поэта И. И. Козлова, встречи с В. А. Жуковским, П. А. Вяземским и Л. С. Пушкиным. - 31 XII. Назначение губ. секретарём.
1833.-V. Назначение на должность мл. пом. контролера.
1834.- Посещение салонов В. Ф. Одоевского и С. Н. Карамзиной. Знакомство с поэтом А. В. Тимофеевым, на сл. к-рого созданы песни "Каюсь, дядя, чёрт попутал", "Не судите, люди добрые", "Баба старая", баллада "Свадьба". - 1.VII. Получение чина канцелярского чиновника Гос. казначейства.
1835 (весна).- Знакомство с М. И. Глинкой. Изучение гармонии, контрапункта, инструментовки по тетрадям Глинки (занимавшегося с нем. муз. теоретиком и педагогом З. В. Деном). - Знакомство с Н. В. Кукольником.
1836.-VIII. Получение чина коллежского секретаря.

1837.-III. Работа над оперой "Лукреция Борджа" по одноим. драме В. Гюго (написано неск. номеров).
1838.- Прекращение работы над "Лукрецией Борджа" по совету Жуковского ("невозможный в то время для России сюжет..."). - Начало работы над оперой "Эсмеральда".
1844.-23 IX. Отъезд Д. в первое заграничное путешествие (Берлин, Франкфурт-на-Майне, Брюссель, Париж, Вена). - X. Знакомство в Берлине с Дж. Мейербером. -XI. Знакомство с комп., директором Брюссельской консерватории Ф. Ж. Фетисом, к-рому Д. показал партитуру "Эсмеральды". - Знакомство с бельг. скрипачами Ш. О. Берио и А. Вьётаном, а также итал. скрипачками Т. и М. Миланноло. - Посещение в Париже оперного т-ра; критич. оценка произв. Мейербера и Ж. Ф. Галеви.
1845.-1 II. Знакомство с комп. Галеви и Д. Ф. Обером. - 15 III. Отъезд из Парижа на родину через Вену (где Д. познакомился с Г. Доницетти), Лейпциг и Варшаву. -1 IV. Возвращение в Петербург. 1848-49. - Составление либр. для оперы "Русалка" на текст Пушкина.
1853.-9 IV. Концерт Д. из собств. сочинений в пользу "Общества посещения бедных".
1856.-4 V. Премьера оперы "Русалка" в петерб. "Театре-цирке" (Наташа - А. А. Булахова, Мельник - О. А. Петров, Княгиня - Д. М. Леонова). - В "Музыкальном и Театральном Вестнике" опубл. 10 статей А. Н. Серова с подробным разбором и положит. оценкой оперы. - Сближение Д. с кружком поэтов, художников и литераторов, объединившихся впоследствии вокруг сатирич., оппозиц. журн. "Искра". - Дружеские связи с молодыми композиторами, возглавляемыми М. А. Балакиревым и В. В. Стасовым (впоследствии "Могучая кучка").
1859.- Включение Д. в состав комитета РМО.
1864.-1 XI. Отъезд за границу (Берлин, Лейпциг, Брюссель, Париж, Лондон).
1865.-7 I. Исп. в Брюсселе (с большим успехом) "Малороссийского казачка" и увертюры к опере "Русалка". - II-IV. Пребывание в Париже и Лондоне. - V. Возвращение в Петербург. - Возобновление оперы "Русалка" (26 X. Большой т-р, Москва; 17 XII. Мариинский т-р, Петербург), после чего она приобретает популярность.
1867.- Включение Д. в состав дирекции Петерб. отделения РМО и вскоре избрание пред. отделения. - Д. привлекает М. А. Балакирева к дирижированию симф. концертами, а затем к рук. конц. деятельностью РМО. - Работа над оперой "Каменный гость". - Ухудшение состояния здоровья.
1868.-15 XI. Первая репетиция оперы "Каменный гость" на квартире у Д. (Дон Жуан - Д., Лепорелло и Дон Карлос - М. П. Мусоргский, Донна Анна и Лаура - А. Н. Пургольд, партию фп. исп. Н. Н. Пургольд). - Резкое ухудшение состояния здоровья. - Д. завещает (на случай смерти) завершение оперы "Каменный гость" Ц. А. Кюи, Н. А. Римскому-Корсакову.

1869.-5 I. Смерть Д. в Петербурге.

 

 

Сочинения:

 

оперы - Эсмеральда (1838-41, пост. 1847, Большой т-р, Москва; с эпизодами, восстановленными В. Е. Сибирским, - 1958, Ленингр. Малый т-р оперы и балета), Торжество Вакха (лирич. опера-балет, 1848, пост. 1867, Большой т-р, Москва), Русалка (1843-55, пост. 1856, "Театр-цирк", Петербург), Каменный гость (1866-69, не оконч., завершил Ц. А. Кюи, инструментовал Н. А. Римский-Корсаков, пост. 1872, Мариинский т-р, Петербург), Рогдана, волшебная опера (не оконч., 60-е гг., отрывки изд. 1875), Мазепа (не оконч., 60-е гг., дуэт Кочубея и Орлика, изд. 1872); кантата - Торжество Вакха (на сл. одноим. стихотворения Пушкина, 1843, оркестрована 1845-46, исп. 1846, Петербург; переделана в лирич. оперу-балет, 1848); для орк. - Болеро (1839), Баба-Яга, или с Волги nach Riga (шутка-фантазия, 1862), Малороссийский казачок (фантазия, 1864), Чухонская фантазия (1867), Полн. собр. симф. произведений (партитуры), М., 1967; для фп. - Контрданс, Вариации на русскую песню "Винят меня в народе", Фантазия на мотивы из оперы "Иван Сусанин", Табакерочный вальс, скерцо Пылкость и хладнокровие, Полька, скерцо Почта (Quadrille brillant), Танцы на мотивы из оперы "Эсмеральда" (Полька-мазурка, Мазурка), Ты и вы (перелож. романса), Славянская тарантелла для игры с теми, кто вовсе не умеет играть; романсы и песни - Полн. собр. романсов и песен, т. 1-2, М.-Л., 1947 (ред., вступ. статья и комментарии М. С. Пекелиса); вок. ансамбли и хоры - дуэты, трио (в т.ч. Петербургские серенады), квартеты, Полн. собр. вокальных ансамблей и хоров, М.-Л., 1950 (ред., вступит. статья и примеч. М. С. Пекелиса). 

 

 

Литературные сочинения и письма:

 

Автобиография и письма, "Русская старина", 1875, No 2-7; то же, "Артист", 1894, No 35, 37, 39; Автобиография. Письма. Воспоминания современников. Ред. и примеч. Н. Финдейзена, П., 1921, 1922; Избранные письма Даргомыжского, вып. 1, М., 1952. 

 

 

Литература:

 

Серов А. Н., Русалка, опера А. С. Даргомыжского, "Музыкальный и театральный вестник", 1856, No 24, 26, 28, 32-34, 36-39; то же, в кн.: Серов А. Н., Избр. статьи, т. 1, М.-Л., 1950, с. 254-338; Кюи Ц., "Каменный гость" Пушкина и Даргомыжского, "СПб. ведомости", 1872, 24 февраля, No 55; то же, в кн.: Кюи Ц. A., Избр. статьи, Л.,1952,с.154-206; его же, К характеристике Даргомыжского, "ЕИТ", 1909, вып. 3; его же, "Русалка", опера Даргомыжского. Муз.-критич. статьи, т. 1, П., 1918; Стасов В. В., 25 лет русского искусства, "Вестник Европы", 1882, ноябрь, декабрь, 1883, февраль, июнь, октябрь; то же, в кн.: Стасов В. В., Избр. соч., М., 1952, т. 2; Трифонов П., Александр Сергеевич Даргомыжский по его автобиографии, письмам и произведениям, "Вестник Европы", 1886, кн. XI-XII; Базунов С. A., А. С. Даргомыжский, его жизнь и музыкальная деятельность. Биографический очерк, СПБ, 1894; Корзухин И.. Александр Сергеевич Даргомыжский, "Артист", 1894, No 33, 34, 36, 38 (с прилож. списка соч. Д. и отзывов о нём в печати); Финдейзен Н., Александр Сергеевич Даргомыжский, М., 1904; Тимофеев Г., А. С. Даргомыжский, его семья, его первые шаги на композиторском поприще, "Музыкальный современник", 1917, кн. 7-8; Эвальд З., Романсы Даргомыжского, в сб.: Русский романс. Опыт интонационного анализа. Сб. статей под ред. Б. В. Асафьева, М.-Л., 1930; Пекелис М. С., Даргомыжский и народная песня. К проблеме народности в русской классической музыке, М.-Л., 1951; его же, Об автобиографии А. С. Даргомыжского, "СМ", 1957, No 7; его же, Александр Сергеевич Даргомыжский и его окружение, т. 1, М., 1966, т. 2, М., 1973.М. С. Пекелис.

 

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.


 

 

Теги: прослушать; скачать.

 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 6 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 1 из этого альбома
1. Старый капрал (Ф. Шаляпин).mp3
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования