10 октября 2013
Степанов Алексей Степанович Alexei Stepanov. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 61 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Художники передвижники
Разместил: Ивасив Александр
Биография художника, творческий путь. Галерея картин.
Степанов Алексей Степанович
Alexei Stepanov
(1858 - 1923)
"Я совершенно уверен, что на всем белом свете не нашлось бы такого человека, который ни с того, ни с сего, не взлюбил бы Алексея Степановича. Его любили равно за его чудесный нрав, как и за его прекрасное искусство, любили так, как он любил нас, как любил он своих мишек, лошадок, лосей, всех малых и больших зверушек, которых изображал..."
Нестеров В.М.
Учился в Московском Училище Живописи, Ваяния и Зодчества (1880-1884). Занимался в классе И.М.Прянишникова, учился успешно и в 1884 г. окончил училище с большой серебряной медалью. Член Товарищества Передвижных Художественных Выставок (1891-1903) и член-учредитель Союза Русских Художников. Степанов наряду с Левитаном считался одним из создателей так называемого пейзажа настроения, когда художник психологизирует пейзаж, переносит в него свои мысли и переживания. Работы Степанова написаны широко, эскизно, жидким прозрачным мазком, с использованием немногих цветов. Любимым сюжетом художника являлась деревенская дорога, по которой крестьянские лошади тащат сани или телеги («Гусек», 1910—1915; «По проселку зимой», «У крылечка», обе — 1913 — 1914; «Уехали», 1914). Любил изображать крестьянских детей, наблюдающих окружающий мир — «Журавли летят», 1891; «Дети на хворосте», 1899; «У околицы», 1915-1916. Изображения охотничьих сцен тоже заняли определенное место в его творчестве («После охоты. Возвращение», 1907; «Убитый лось», 1900-1910; «С борзыми», 1910-е; «Увидели», 1917). Довольно удачно Степанов изображал животных, обладал редким умением передавать их повадки и даже психологию («Лоси», 1889; «На промысел», 1909; «Лось и лайки», 1910; «Волки ночью», «Волки у плетня», обе — 1910-е и др.). Его дар анималиста был высоко оценен — в 1899 г. его пригласили преподавать в Московском Училище Живописи, Ваяния и Зодчества. Около двадцати лет Степанов руководил «классом животных». Среди его многочисленных учеников были П.Д.Корин, А.А.Пластов, Л.В.Туржанский.
_____________________________
Степанов Алексей Степанович (1858-1923)
Скромного, деликатного, доброго А. С. Степанова, "Степочку", как его все звали, любили и ценили друзья - С. В. Иванов, Н. П. Чехов, братья С. А и К А. Коровины, И. И. Левитан, М. В. Нестеров - и многочисленные ученики, среди которых были П. Д. Корин, А А Пластов, Л. В. Туржанский и др. Корин после выставки Степанова говорил: "Словно я Пушкина стихи прочитал. Вот так же просто, просто, а высоко... Что о нем сказать? Художник он был. Вот все тут и сказано. И было в нем все просто, без эффектов. Душа в нем была, и это - самое главное. Но притом артистизм высокий, мастерство несравненное. Сверкающий он при великой своей простоте".
Степанов очень рано лишился родителей. С семи лет его воспитывал опекун, по настоянию которого юноша в 1879 г. окончил Межевой институт в Москве и приобрел профессию землемера.
Однако работать по этой специальности не стал, а в 1880 г. поступил в МУЖВЗ. Занимался в классе И. М. Прянишникова, учился успешно и в 1884 г. окончил училище с большой серебряной медалью.
Во второй половине 1880-х гг. Степанов несколько летних сезонов работал вместе с И. И. Левитаном - сначала под Звенигородом, потом на Волге. Наряду с Левитаном он считается одним из создателей так называемого пейзажа настроения, когда художник не только ищет в природе мотив, соответствующий его внутреннему состоянию, но и психологизируст пейзаж, переносит в него собственные мысли и переживания.
Работы Степанова носят пленэрный характер, они написаны широко, эскизно, жидким прозрачным мазком, очень мягко, немногими цветами ("Краски поменьше", - советовал он позднее своим ученикам). Степанов любил изображать деревенскую дорогу, по которой крестьянские лошади тащат сани или телеги ("Гусек", 1910-15; "По проселку зимой", "У крылечка", обе 1913- 14; "Уехали", 1914). Любил изображать крестьянских детей, наблюдающих окружающий мир - голый, бедный, осенний, но родной и широкий ("Журавли летят", 1891; "Дети на хворосте", 1899; "У околицы", 1915-16). С увлечением писал охотничьи сцены ("После охоты. Возвращение", 1907; "Убитый лось", 1900-10; "С борзыми", 1910-е; "Увидели", 1917). Степанов любил животных и обладал редким умением передавать их повадки и даже психологию ("Лоси", 1889; "На промысел", 1909; "Лось и лайки", 1910; "Волки ночью", "Волки у плетня", обе 1910-е; "В ожидании обеда", 1910). Жанр, в котором предпочитал работать художник, можно назвать пейзажно-анималистическим. М. В. Нестеров считал Степанова лучшим анималистом после В. А. Серова. Серов также высоко ценил этот дар художника, потому настоял на приглашении Степанова в качестве преподавателя в МУЖВЗ.
Около двадцати лет (1899- 1918) Степанов руководил там "классом животных". Ученики любили его до обожания. Очень немного известно о личной жизни художника - незадолго до смерти он уничтожил свой архив. Зато весь он - в своих картинах.