12 октября 2013
Туржанский Леонард Викторович. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 91 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Художники передвижники
Разместил: Ивасив Александр
Биография художника, творческий путь. Галерея картин.
Туржанский Леонард Викторович
Turzhansky Leonard
(1875 - 1945)
"Этот образованный, замкнутый, но такой чистый и светлый человек, с огромным характером и умом, не полагался только на свой талант, работал всю жизнь не покладая рук." (Бажин В.Е.)
В 1898 г. поступил в Московском Училище Живописи, Ваяния и Зодчества, учился у Н.В.Бакшеева, В.А.Серова, К.А.Коровина.
Л. В. Туржанский среди участников литературно-художественного кружка "Среда". Москва 1911 г. За столом сидят (слева направо): И. Л. Калмыков, Е. Г. Соколов, В. А. Гиляровский, В. Е. Шмаровин, П. П. Иванов, В.Н. Васильев, Н. А. Богатов, Н. Е. Шмаровин, А. М. Нечаев.
Стоят: И. И. Воронов, Н. Н. Богатов, В. И. Кузнецов, А. В. Панов, В. Г. Соколов, А. О. Кирьяцкий, И. Г. Гугунава, М. М. Галкин, В. Ф. Кудинов, Н. М. Барнов, П. А. Толстых, С. И. Ягужинский, В. Ф. Барнет, Н. А. Северинов, А. Н. Дерягин, Л. В. Туржанский, П. И. Петровичев, С. А. Поляков, Н. К. Константинов.
В ранний период творчества писал и жанровые картины («В провинции», 1910), и портреты (артистки М.Петровой, писателя И.А.Бунина, оба — 1910), но лучше всего ему удавались пейзажи («Север. Тихий вечер», «Поморы на промыслах северного берега Мурмана», все — 1905). В них ему удалось создать поэтический образ природы. Лучшие его пейзажи были приобретены для Третьяковской галереи.
Л. В. Туржанский в мастерской. Малый исток. 1910-е гг.
В пейзажах Туржанский многократно писал природу родного Урала — именно здесь он находил мотивы, питавшие его искусство на протяжение долгих лет. Художник любил изображать жизнь, полную покоя, той тишины, в которой слышны деревенские звуки: «Пашня» (1910), «Осень. Солнце», «К вечеру» (обе — 1912), «Этюд. Средний Урал», «Деревенская улица» (обе — 1930), «Осенняя ночь. Тихо» (1935). На его пейзажах всегда присутствуют домашние животные — это телята, козы, но чаще всего — лошади, каждая из которых обладает своим нравом, характером («Желтый жеребенок», 1914; «Ранняя весна», «Деревенские лошадки», обе — 1910-е и др.). Картины Туржанского просты по композиции, бесхитростны. Колорит их построен не на разнообразии и яркости красок, а на гамме определенных цветов. Это «земляные» тона — красно-коричневые, зелено-желтые; художник мыслит и чувствует цветом.
Д. Моор. Л. В. Туржанский и П. И. Петровичев. Карикатура. 1913.
С 1912 г. художник стал членом СРХ; в это же время он увлекается мотивами старины. Изображая усадебные интерьеры, художник восхищается красотой предметов, их живописностью («Интерьер. Красный ковер», 1921; «Интерьер. Большая Никитская», 1928). Творчество Туржанского стало значительным вкладом в развитие русской живописи.
_________________________
Леонард Викторович Туржанский родился на Урале, в семье врача. С юных лет увлекся живописью, и вопрос о выборе жизненного пути был решен однозначно.
В 1898 г. он поступил в МУЖВЗ, где занимался у В. Н. Бакшеева, В. А. Серова, К. А. Коровина. Испытав поначалу влияние своих именитых учителей, Туржанский ушел от простого подражания их манере и сумел выработать собственный стиль. Среди его ранних работ есть и портреты (артистки М. Петровой, писателя И. А. Бунина, оба 1905), и жанровые полотна ("В провинции", 1910), но творческое лицо живописца наиболее ярко проявилось в пейзаже.
Л. В. Туржанский среди участников выставки Союза русских художников. Москва 1910-1911 г. В первом ряду (слева направо): С. А. Виноградов, В. В. Переплетчиков, В. И. Суриков, В. М. Васнецов, К. А. Коровин, А. М. Васнецов, А. С. Степанов. Второй ряд: С. В. Малютин, Л. В. Туржанский, Н. А. Клодт, Н. П. Крымов, В. П. Бычков, А. А. Ясинский, М. Х. Аладжалов.
Н. Холявин, Л. В. Туржанский, П. И. Петровичев. 1910-е гг.
Еще в годы учебы он показал на выставке ТПХВ цикл работ, написанных во время путешествия по Русскому Северу ("Север. Тихий вечер", "Поморы на промыслах", "У северного берега Мурмана" и др., все 1905), и предстал в них как вполне сложившийся, смелый мастер, по-своему воплощающий поэтическое начало природы. Недаром лучшие из этих пейзажей сразу были приобретены для Третьяковской галереи.
Постоянным источником творческого вдохновения для художника была природа родного Урала. Милая его сердцу деревня Малый Исток под Екатеринбургом не отличалась оригинальной красотой, но именно здесь Туржанский черпал свои излюбленные мотивы, питавшие его искусство долгие годы (даже поселившись с 1920 г. в Москве, он каждую весну приезжал в родные края).
Дом и мастерская Л. В. Туржанского. Малый Исток (под Екатеринбургом).
Художник любил изображать мирную жизнь земли, тишину, в которой слышатся привычные деревенские звуки: "Пашня" (1910), "Осень. Солнце", "К вечеру" (обе 1912), "Этюд. Средний Урал", "Деревенская улица" (обе 1930-е), "Осенняя ночь. Тихо" (1935) и др. Обладая великолепным даром анималиста, Туржанский почти каждый свой пейзаж одушевляет присутствием домашней живности - это куры, телята, козы, а чаще всего - лошади, наделенные каждая своим характером, настроением ("Желтый жеребенок", 1914; "Ранняя весна", "Деревенские лошадки", обе 1910-е; "Вечер. Старая лошадь", б. г., и др.).
К. А. Коровин и Л. В. Туржанский на выставке Союза русских художников. Москва. 1910-1911 гг.
Картины Туржанского немногословны, бесхитростны, лишены каких-либо эффектов, просты и цельны по композиции. Главное содержание его полотен заложено в колористическом решении. Прирожденный живописец, он мыслит и чувствует цветом, причем его гамма построена не на богатстве палитры, а на возможностях избранных красок. В картинах мастера преобладают насыщенные "земляные" тона - красно-коричневые, зелено-желтые. Его дар колориста, тонкое чувство декоративности цвета с впечатляющей полнотой проявились в таком специфическом жанре, как изображение интерьеров.
И. Слюсарев и Л. В. Туржанский. Малый Исток. 1920-е гг.
Подобно другим представителям СРХ, членом которого Туржанский стал с 1912 г., он увлекся мотивами патриархальной старины. Но не тоска об ушедшей в прошлое жизни усадьбы (как, например, в интерьерах И. П. Петровичева или С. Ю. Жуковского), а восторг перед красотой предметов, их живописным бытием отчетливо выражен в работах Туржанского "Интерьер. Красный ковер" (1921), "Интерьер. Большая Никитская" (1928) и др. Вклад Туржанского в развитие русской живописи и особенно пейзажа неоспорим. Творчески связанный с традициями, он вместе с тем решительнее, чем кто-либо из мастеров СРХ, обогащал их новыми приемами живописного обобщения.
Л. В. Туржанский среди участников выставки Союза русских художников. Москва 1922. Первый ряд (слева направо): Л. В. Туржанский, С. Ю. Жуковский, Н. В. Крандиевская, К. Ф. Юон, С. А. Виноградов, А. М. Васнецов, А. С. Степанов, К. А. Коровин. Второй ряд: С. В. Малютин, М. Х. Аладжалов, М. Н. Яковлев, А. В. Средин, И. И. Захаров, В. Н. Домогацкий, А. Е. Архипов, А. А. Ясинский, В. Н. Яковлев. Третий ряд: н/у, М. С. Пырин, П. И. Петровичев, Н. С. Зайцев, н/у, Б. Н. Яковлев, Ф. И. Захаров, А. А. Рыбаков, В. П. Бычков.
Л. В. Туржанский с учениками. Малый Исток. Начало 1920-х.
О. Бернгард и Л. В. Туржанский. Малый Исток. 1926 г.
Л. В. Туржанский в мастерской. Малый Исток. 1920-е гг.
Л. В. Туржанский в мастерской. Малый Исток. 1920-е гг.
Москва. Дом на Большой Никитской улице, где жил Л. В. Туржанский. Фотография 1976 г.
Л. В. Туржанский с дочерью И. Туржанской. Москва, начало 1930-х.
Н. М. Плюснин. Портрет Л. В. Туржанского в семилетнем возрасте. 1881.
Л. В. Туржанский. Екатеринбург. 1910-е гг.
Л. В. Туржанский. Малый Исток. 1926.
Памятная доска на доме, где жил и работал Л. В. Туржанский. Малый Исток (ныне пос. Кольцово). 1975 г.