12 августа 2012
Боскин Михаил Васильевич. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 25 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Модернизм
Разместил: Ивасив Александр
Биография художника, творческий путь. Галерея картин.
Боскин Михаил Васильевич
Michael Boskin
(1875 - 1930)
Талантливый русский живописец, ученик И. И. Шишкина, Михаил Боскин принадлежит к числу мастеров, которых еще предстоит открыть в полной мере. Некоторые его картины сейчас хранятся в художественных музеях Самары и Ярославля, в Загорском музее-заповеднике, в частных собраниях. Однако есть и такие, чье местонахождение на сегодняшний день неизвестно. Искусствоведов и коллекционеров ждет немало интереснейших открытий, связанных с наследием этого замечательного художника, дар которого был ярким и оптимистичным, а жизненный путь хоть и недолгим, но удивительно творческим.
Михаил Васильевич Боскин родился в 1875 году в деревне Кореловщина на юго-западе Петербургской губернии в многодетной крестьянской семье. Тринадцатилетним подростком он оказался в столице и начал работать на табачной фабрике. Но уже через год, в 1889-м, поступил в Рисовальную школу «Общества поощрения художеств», а затем несколько лет на правах вольнослушателя обучался в Российской академии художеств.
С 1903 года Михаил Боскин представляет свои работы на выставках Московского товарищества художников, а затем — Московского общества любителей художеств, членом которого становится в 1907 году. В 1908 году он отправляется в Париж, где целиком погружается в жизнь художественной столицы мира, внимательно наблюдая, изучая и экспериментируя. Этот опыт, несомненно, обогатил уже зрелого мастера, придал его изобразительной манере особое импрессионистическое обаяние, но никак не увел в сторону от основных творческих поисков. А они были накрепко связаны с темами русской природы, деревни, жизни людей российской глубинки.
Подлинный расцвет художественного мастерства Михаила Боскина приходится на 1910-е годы. Именно тогда он активно сотрудничает с Товариществом передвижников. Работы его с восторгом принимают и на зарубежных вернисажах. Так, после стокгольмской выставки в середине 1910-х годов шведское «Акционерное общество А. Гранберг» выпустило серию почтовых открыток с репродукциями картин М. В. Боскина. И сейчас лишь по ним можно составить представление о некоторых полотнах художника, обнаружить которые до сих пор не удалось.
В 1910 году Михаил Васильевич переезжает на постоянное жительство в старинный подмосковный город Сергиев Посад. Там же Боскин встретил и Октябрьскую революцию, которая не стала для него ударом. Даже напротив — он начинает работать в Комиссии по охране памятников искусства и старины, становится членом Ассоциации художников революционной России. Темой новой жизни, похоже, увлечен был искренне и всерьез, не изменяя ей уже до конца своих дней.
_____________
Интересна и неповторима история и художественная культура Загорска. Яркой красочностью, выразительностью архитектурных форм Троице-Сергиевой Лавры, простотой и ясностью деревянных построек посада, утопающих в зелени полисадников, гулом ярморок с неприменным игрушечным товаром, дремотой улочек с бесхитростными, но поэтическими названиями привлекал он многих выдающихся деятелей отечественного искусства.
Здесь жили и работали талантливые профессинальные художники и мастера народного искусства. В начале 1910-х годов в городе сложился интересный коллектив сергиевских художников, деятельность которого особенно активизировалась после Октябрьской революции, когда художественная интеллигенция стала активной участницей культурного строительства в родном городе.
В 1930 году в Загорский музей была передана завещанная городу коллекция профессора А.А. Александрова, где в числе работ местных художников особое место занимают произведения Михаила Васильевича Боскина (1875-1930). Участник выставок Московского товарищества художников, член Московского общества любителей художеств, экспонент Товарищества передвижных художественных выставок М.Боскин получил известность среди художников и зрителей в конце 1900-х гг.
Его картины пользовались успехом на вернисажах в Петербурге, Москве. Поселившись в 1911 г. в Сергиевом Посаде, он сыграл значительную роль в его художественной жизни в пред- и послереволюционные годы.
Картины Михаила Васильевича Боскина с видами Троице-Сергиевой Лавры явились неотъемлемой частью интереснейшей галереи образов города и его окрестностей, созданной крупными мастерами русского и советского изобразительного искусства. Однако , со временем имя живописца было забыто.
С конца 1970-х гг. в Загорском музее-заповеднике началась планомерная работа по изучению истории культурной жизни города и края. сбор изобразительного и документального материалов позволил пополнить собрание музея произведениями местных авторов, в том числе и М.В. Боскина, расширить биографические сведения о нем.
На выставке произведений М.В. Боскина 1987 года были представлены картины, этюды, эскизы, рисунки карандашом и тушью, хранящиеся в собраниях Загорского и Ростово-Ярославского музеев-заповедников, Ярославском художественном музее, частных коллекциях и в семье живописца, с привлечением материалов, документов, фотографий его личного архива.
Биографическая справка
Михаил Васильевич Боскин родился в 1875 г. в д. Кореловщина Гдовского уезда Петербургской губернии. Тринадцатилетним подростком уехал с отцом в столицу и работал на табачной фабрике.
В 1889 г. онбыл принят в Рисовальную школу "Общества поощрения художеств" в Петербурге. Далее был вольнослушателем Академии художеств. Самые ранние произведения М.В. Боскина датируются 1895 годом - это караншаные зарисовки "Пень" и "Послушник", сделанные во время поездки на Валаам, где он часто бывал по совету И.И. Шишкина.
Важное место в живописном наследии М.В. Боскина занимают полотна с изображением в пейзаже архитектурных памятников прошлого, тихих уголков сельских погостов и монастырей.
Приблизительно с 1903 года М.В. Боскин поселяется в Москве и начинает выставляться в Московском товариществе художников, позже - в Московском обществе любителей художеств, членом которого он стал в 1907 году. В выставочном сезоне 1906-1907 гг. он как экспонент дебютировал на 35 Передвижной выставке ТПХВ.
В конце 1908 г. художник уезжает за границу, изучает художественные течения, направления во Франции, а также посещает Дрезден и Мюнхен.
Время творческой активности и пора зрелости таланта М.В. Боскина - 1910-е годы. В значительной степени это связано с сотрудничеством живописца с Товариществом передвижников и с переездом на постоянное жительство в старинный подмосковный город Сергиев Посад, культурная среда которого благоприятствовала вдохновенной работе. Пейзажные и архитектурные мотивы города прочно вошли в творчество живописца.
С образованием в 1914 г. в Сергиевом Посаде общества художников, М.В. Боскин становится его "действительным членом". С 1918 г. художник входит в состав Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. Вместе с сергиевскими художниками он хлопочет об организации в городе филиала АХРР. И после его создания весной 1925 г. становится членом Ассоциации художников России.
С 1925 по 1929 гг. с небольшими перерывами он плодотворно работал как театральный художник, придерживаясь "живописных" традиций в оформлении спектаклей. Последними произведениями художника стали тематические полотна "Монах", "Старый быт Троицкого собора", которые он писал по заказу Сергиевского музея в декабре 1929 г.
На протяжении многолетней художественной деятельности М.В. Боскин оставался приверженцем жизненной правды, носителем демократических традиций русского реалистического искусства. Свидетельством признания его творчества является бережное отношение к наследию М.В. Боскина. В настоящее время картины художника хранятся в крупных музеях страны. Персональные выставки состоялись в 1930 г. (Сергиев Посад) и 1987 г. (Сергиев Посад).
Работы художника хранятся в собраниях Сергиев Посадского, Ростово-Ярославского музеев-заповедников, в художественных музеях Иркутска, Севастополя, Куйбышева, а также в частных коллекциях.