11 ноября 2012
Адольский Григорий Николаевич Adolsky Gregory. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 1 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Портрет
Разместил: Ивасив Александр

 

 

 

 

 

Адольский Григорий Николаевич


Adolsky Gregory


(конец XVII века - первая половина XVIII века)





Биография художника, творческий путь. Галерея картин.

 

 

Братьев Григория и Ивана Адольских (Одольских) смело можно отнести к одним из зачинателей русской светской живописи (начало XVIII века). Обучались братья художественному делу (рисованию, живописи и гравированию) в Москве. В России самые первые рисовальные школы открывались в те времена при типографиях. Учителями были поначалу иностранцы — у них при типографии московской Оружейной палаты обучались и Григорий, и Иван.


В своей практической работе в Москве Григорий участвовал в росписях: хором царицы Натальи Кирилловны в Теремном дворце Московского Кремля (1684—1685); хором Петра I, для которых написал (1694) четыре картины «полевых боев» и две картины «морских действий» (они, естественно, были написаны по зарубежным образцам); расписывал знамена и украшал дворцы новоиспеченных петровских вельмож (известны его ландшафты с библейскими притчами для палат А.Д. Меньшикова). Работал в Петербурге, создал картины со сценами Полтавской битвы, писал портреты Петра I и известных людей своего времени. "Портрет воеводы Ивана Евстафьевича Власова", выполненный Григорием Адольским в 1695 году, видимо, не дошел до наших дней.


Представленная здесь репродукция по последним исследованиям сделана с копии, хранящейся в музее Нижнего Новгорода.
Жизненный и творческий пути Ивана и Григория Адольских весьма схожи. Иван тоже писал портреты Петра I, а также Екатерины I, Петра II, других особ, приближенных к императорскому двору, работал над украшением Летнего и Зимнего царских дворцов. Оба брата Адольских работали преподавателями в школе при Петербургской синодальной типографии.

_________________

 

АДОЛЬСКИЙ ГРИГОРИЙ НИКОЛАЕВ (уп. 1681–1725) — иноземец, живописец; поступил на службу в Оружейную палату 13 октября 1681 г., получал по 2 алт. в день (Оп. 34. № 962. Л. 203–204).

В 1682 г. писал «с поспешением у сени артусовой восемь херувимов живописным письмом», за что и получил «в приказ» полтину (Стлб. 190 г. № 92); написал «два образа — Богородицы и святых апостолов Петра и Павла» (Стлб. 190 г. № 31).

В 1684 г. Одольский писал «в новопостроенных каменных верних комнатах царевен живописное письмо, разныя всякия притчи» (Стлб. 193 г. № 62).

В 1685 г. Салтанов и Иванов Безмин заявили в Оружейной палате, что Григорий Одольский «живописное письмо пишет против Леонтия Чулкова и лучше» (Стлб. 193 г. № 1000). С того же года Одольский стал получать в день на три деньги больше против прежнего (Там же). В 1685 г. Одольский был у стенного живописного письма во вновь построенных каменных и деревянных хоромах царицы Наталии Кирилловны и царевен Софии, Екатерины, Марии, Феодосии и Наталии Алексеевен. Подробное описание живописи в этих хоромах см. под фамилией Безмин Иван (Оп. 34. № 963). 24 марта 1686 г. боярин и оружейничий Петр Васильевич Большой Шереметьев приказал Григорию Одольскому «незамотчав написать в хоромы к царевне Екатерине Алексеевне на полотне образ Всемилостиваго Спаса Сошествия во ад, мерою в вышину два аршина без полувершка, в ширину 1 аршин 9½ вершков». К 9 апреля картина была Одольским написана (Стлб. 194 г. № 548).

В сентябре 1686 г. Григорий Одольский вместе с другими живописцами писал «образы Распятия Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Успения Пресвятыя Богородицы, ангела-хранителя, да картину по золоту травы, на полотнах, в хоромы к царевне Софии Алексеевне, да знамя в отпуск войска запорожского обеих сторон Днепра к гетману Ивану Самойловичу, да клиросы в церковь Всемилостиваго Спаса, что над Курятными вороты» (Стлб. 195 г. № 94).

В ноябре и декабре 1687 г. Одольский писал в церковь вмч. Евдокии, во дворце «к Распятию Господню живописным письмом на атласе образ Пресвятыя Богородицы и образ Иоанна Предтечи» (Стлб. 196 г. № 103) (Успенский 1910:190). [Н. Д. Извеков относит эту работу к Екатерининской церкви, где Григорий Одольский работал вместе с Лукой Емельяновым. См.: Извеков 1906:48. Он же относит работу к церкви Воскресения Словущего (Извеков 1912/2). — Ред.] В том же году Иван Салтанов заявил в Оружейной палате, что Григорий Одольский «живописное письмо пишет мастерством против живописца Киприана Умбрановского» (Стлб. 195 г. № 464).

25 июня 1690 г. окольничий Михаил Тимофеевич Лихачев приказал Григорию Одольскому, Киприану Умбрановскому и Ерофею Елине (в документе названы «жалованными живописцами») написать в хоромы царицы Натальи Кирилловны «на полотнах живописным письмом Распятие Господне, Снятие со креста, Положение во гроб, к прежним страстям в прибавку, которыя писаны 13 страстей к ней же великой государыне в хоромы во 197 году, мерою в вышину и в ширину против тех же прежних страстей» (Стлб. 198 г. № 979 и 1011).

В январе 1692 г. Григорий Одольский просил прибавки к своему содержанию (Стлб. 201 г. № 248).

В декабре 1693 г. Одольский просил прибавки жалования (Стлб. 202 г. № 134).

В марте 1694 г. писал хоругвь (Стлб. 202 г. № 725).

В 1699–1700 гг. Одольский «работал в клейменной палате у перебору и счету белыя бумаги и был у прописки полковых знамен в новоприборные солдатские полки всегда и безотходно», а также «бывал по наряду из Оружейной палаты у живописных всяких великаго государя дел» (Стлб. 1700 г. № 285 и 408). Получал он в это время по 4 алт. 2 деньги в день (Стлб. 1700 г. № 285). У Одольского в это время был сын Иван Григорьев, который за него расписывается в Оружейной палате в получении жалования (Стлб. 1700 г. № 408) (Успенский 1910).

В 1694 г. Григорий Одольский пишет под наблюдением Ивана Салтанова батальные картины для хором Петра I, применяясь к немецким образцам, четыре картины (2¼ арш. на 1½ арш.) с изображением «полевых боев», одновременно с тремя другими живописцами и четырьмя учениками, исполнявшими остальные 14 картин. А с июля 1697 г. пишет две картины, представлявшие «морские действия», с немецких образцов или фряжских листов по указу царя Петра Алексеевича. В конце 1702 г. ему велено расписать семь знамен для Преображенского и Семеновского полков и в новую Оружейную палату на перегородку, «в клейма»: портрет царя в военной броне и разные воинские доспехи, что он исполнил в 1703 г. В 1706 г. ему поручено было написать ландшафты с библейскими притчами для палат князя Меньшикова на его слободском дворе, а в 1709 г. — две «триумфальные в знак победы» картины. В 1711 г. он делал еще шесть знамен камчатных в Донской поход и расписывал два малых барабана «потешных». Позднее он работал вместе с Осипом Калугиным и Максимом Вировским во дворце Петра I в Петербурге и писал портрет царя для Синода, за что ему было заплачено 9 января 1723 г. 10 руб. Наконец, указом Московской Синодальной канцелярии по выбору супер-интенданта Зарудного он определен 30 октября 1724 г. в качестве живописца 1-й степени для осмотра, свидетельствования и исправления живописных работ, доставлявшихся в «Изуграфскую контору», а 1 февраля 1725 г. ему поручена была вместе с Иваном Адольским постройка походной церкви для крещеных калмыков (Собко 1893).

В марте 1720 г. вместе с сыном Иваном Григорьевым Адольским и товарищем Федором Ивановым Беляевым заключил договор на писание церкви на камке по заказу прапорщика П. Тиличеева. Текст договора: «Декабря в двадесятый день Оружейной полаты живописец Григорей Николаев сын Одолской с сыном своим с Ываном Григорьевым да с товарыщем с Федором Ивановым сыном Беляевым дали запись в том, что подрядились они морского флота галерного баталиона у прапорщика Петра Тиличеева написать церковь Божию по камке васильковой. Ширина той церкви полшеста аршина вышина пять аршин с четвертью, и построить олтарь с полами, верх у олтаря яринной и с подкумачной красной, полы подбить кумачем красным же. Длина олтарю четыре аршина. В олтаре заднею стену зделать круглую, по швам положить по обе стороны и на полах тесьмы, в олтаре престол и жертвенник на престол, и на жертвенник одеяние камчатное красное, пелену камчатую, на ней крест позументной золотной, антимис отласной белой, как надлежит, к царским дверям занавес тафтяной алай, крест на церковь деревянной вызолотить, зделать ящик церковной, во что збирать церковь Божию. А написать им вышеозначенную церковь и образы святыя против данного от него рисунку самым добрым мастерством и золотить золотом червонным. А зделать им оную церковь марта к пятому числу семьсот двадесят первого году. А взяли они за вышеозначенную церковь и олтарь, и протчее денег сто дватцать рублев. К той записи они, подрятчики Иван Григорьев сын Одолской, и вместо отца своего Григорья Николаева сына Одольского, Федор Иванов сын Беляев сам и порутчики Конюшенной слободы Малых Лужников Федор Яковлев, Садовой Набережной слободы Мартын Васильев, и свидетели челобитенные писцы Андрей Васильев, Тихон Седов руки приложили. Писал и записал Иван Энкуватов. К сей записке прапорщик Петр Тиличеев руку приложил. К сей записке Иван Григорьев сын Одольской руку приложил. Подлинную запись к себе взял» (РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Ч. 1. Ед. хр. 1038. Л. 240–240 об). (Н. М.)

В 1716–1723 гг. имеет в Москве свой двор «в приходе церкви Николая Чудотворца явленного от Арбатской на Никитскую» под № 20 (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 22. № 34298, 34492, 34615, 34928, 35655) (Молева, Белютин 1965).

Сохранившиеся произведения:

Портрет воеводы Ивана Евстафьевича Власова. 1694–1695. НжХМ. 113×151 см. Надпись: «…а писана сия персона 8203-го года в шестьдесят седьмое лето от рождения жития его, изографом Григорьем От Дальским». И. Л. Бусева-Давыдова считает портрет произведением XIX в. (устная консультация).

Расшифровка сокращений имен авторов словаря:

    * Н. М. = Николаева Мария Валентиновна

Библиография:

Викторов 1883:451, 453, 455, 466, 475, 476, 478, 483, 484, 486, 488 (Одольский); Собко 1893:48–50; Извеков 1906:48; Успенский 1910:190–191; Извеков 1912/2:10 (Одольский); Овчинникова 1955:106–114; Молева, Белютин 1965:223; Жаркова И. М. Живописцы Адольские // Проблемы русской художественной культуры XVIII века: Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции (14–16 октября 1991 г.). М., 1991:63–66; Павлович М. К. К изучению биографии мастеров Оружейной палаты XVIII в. // Генеалогические исследования. М., 1994:180–184.

Расшифровка сокращений в библиографическом списке:

    * Викторов 1883 = Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов. 1584–1725 гг. Вып. 2. М., 1883.
    * Собко 1893 = Собко Н. П. Словарь русских художников, зодчих, рисовальщиков, граверов, литографов, медальеров, мозаичистов, иконописцев, литейщиков, чеканщиков, сканщиков и проч. С древнейших времен до наших дней (XI–XIX вв.) / Сост. на основании летописей, архивных документов, автобиографических заметок и печатных материалов Н. П. Собко (с 1867 по 1892 г. включит.). Т. 1. Вып. 1. СПб., 1893.
    * Извеков 1906 = Извеков Н. Д. Московские кремлевские дворцовые церкви и служившие при них лица в XVII веке: Церковно-историко-археологическое исследование // Труды Комиссии по осмотру и изучению памятников церковной старины г. Москвы и Московской епархии. Т. 2. М., 1906.
    * Успенский 1910 = Успенский А. И. Царские иконописцы и живописцы XVII века. Т. 2: Словарь. М., 1910.
    * Извеков 1912/2 = Извеков Н. Д. Церковь во имя Воскресения Христова и Воздвижения Честнаго Креста Господня в Большом Кремлевском дворце в Москве. М., 1912.
    * Овчинникова 1955 = Овчинникова Е. С. Портрет в русском искусстве XVII века: Материалы и исследования. М., 1955.
    * Молева, Белютин 1965 = Молева Н., Белютин Э. Живописных дел мастера. Канцелярия от строений и русская живопись первой половины XVIII века. М., 1965.


 

« вернуться

Рейтинг 0 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 1 из этого альбома
"Портрет воеводы Ивана Евстафьевича Власова"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования