11 ноября 2012
Абакумцев Николай Ильич Abakumtsev Nicholay. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 108 файлов)
Изобразительное искусство / Скульптура / Камерная скульптура
Разместил: Ивасив Александр
Абакумцев Николай Ильич
Abakumtsev Nicholay
(1905 - 1999)
Биография скульптора, творческий путь. Галерея работ.
Николай Абакумцев родился в Москве 16 октября 1905 года,в семье служащего Киево - Воронежской железной дороги. Родители отдали его в Коммерческое училище. Но уроки коммерции не приносили пользы - товарищи прозвали Николая " прогоревший коммерсант". Мальчик рисовал - вот что было его подлинной радостью.
В 1917 году началась Революция. Окончить училище не пришлось.
В 1920 году он поступает во ВХУТЕМАС. Учеба у известных педагогов ,среди которых были такие мастера как А.В.Бабичев, Б.Д.Королев и Н.П.Крымов, стали серьезной школой мастерства.
Казалось, уже недалека пора самостоятельной работы, но тут неожиданно в полный голос заявила о себе другая сторона таланта - его давнее влечение к музыки. Он оставляет занятия скульптурой и в 1924 году поступает в Государственный институт музыкальной науки (ГИМН).
После успешного окончания курса института и аспирантуры он начинает преподавательскую деятельность в музыкальных техникумах Москвы. В этот период он часто выступает с фортепьянными концертами, создает несколько самостоятельных музыкальных произведений.
Занятия скульптурой теперь идут параллельно с музыкой.
В дальнейшем все его творчество делится на 4 цикла: творчество, борьба, война, мать.
Художника привлекает возможность выявить в портретах характер человека, который не редко доводиться им до предельной остроты лаконичности. Таковы, например: "Чудненький" (Русский музей), "Голова рабочего" (Русский музей), "Голова слепца" (Русский музей), "Бродяга" (музей-мастерская Н.И.Абакумцева).
Окончательно решило судьбу художника, его участие в 1935 году в московской выставке "Скульптура в дереве", где с успехом была показана композиция "Самсон" (музей-мастерская Н.И.Абакумцева). Успех был закреплен на "Осенней" выставке московских художников большой фигурой "Утро" (музей-мастерская Н.И.Абакумцева). Начиная с этого время Николай окончательно отдается изобразительному искусству и постоянно участвует в выставках.
Среди многих довоенных работ наибольшее внимание заслуживает выполненная в дереве "Степан Разин". Это сравнительно не большая композиция,отмечена чертами подлинной монументальности, экспрессии, мощи. В нее он впервые вводит цвет.
Эти годы отличаются необыкновенной интенсивностью работы: большая, сложная пяти фигурная композиция для павильона Казахской ССР на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве,многочисленные портреты, фигуры спортсменов, проекты памятников. В короткий срок он подготавливает персональною выставку в дереве. Но трагические события Отечественной войны не дали ей осуществиться. Мастерская сгорела. После этой трагедии,он еще с большей энергией отдался творчеству, создавая портреты героев и многофигурные композиции о войне. Среди них "Партизаны" (1942 год), "Хлеб" (музей-мастерская Н.И.Абакумцева), законченная в дереве в 1948 году. Барельеф "Витязи" (музей-мастерская Н.И.Абакумцева). "Смерть товарища" ("Реквием" Музеон ЦДХ Москва), работа заняла более двадцати лет и была переведена в известняк.
Одни из самых значительных произведений, проникнутых глубокими размышлениями являются "Руки Салаофа" (музей-мастерская Н.И.Абакумцева), "Поднимающийся" (музей-мастерская Н.И.Абакумцева), "Отчаяние" (музей-мастерская Н.И.Абакумцева), "Воля" (Музеон ЦДХ Москва).
Среди многочисленных работ, выполненных скульптором в 1960-70 годы, выделяются портреты - М.И. Калинина, А.М.Горького, К.И.Темерязева, И.П.Павлова, академиков А.В.Топчиева и С.С.Наметкина, Н.А.Некрасова, Ю.Лермонтова, М.Н.Глинки.
На протяжении всей жизни важное место в творчестве скульптора занимает работа с натурой. Постоянное изучение модели позволяет ему беспрестанно совершенствоваться в решении пластических задач.Доскональное знание анатомии дает возможность,акцентировать внимание зрителя на том или ином моменте, сознательным преувеличением форм или неожиданным построением самой фигуры. Цвет введенный в работы придает им особую вырази тельность, живописность.
Такое острое колористическое решение идет от занятий живописью. Художник регулярно писал этюды на состояние и цвет.
Последние годы своего творчества Николай Абакумцев стал еще активнее вводить цвет в свои скульптуры. Таковы : "Будни", "Кузьма и Липат", "Лиска", "Микула Селянинович" (музей-мастерская Н.И.Абакумцева), выполненные в 1980-90 годы.
В последние свои годы художник обратился к образу Христа. Он постоянно лепил и делал наброски пытаясь максимально приблизится к образу Спасителя. Десятки раз отрисовывал он его глаза, через них искал он решения. Скульптор ушел из жизни 23 декабря 1999 года, а образ Спасителя так и остался неоконченным в мастерской.
(Источник: М.Н. Абакумцева)
Работы: "Обнаженная" (гипс, 1935), "Тридцать витязей" (барельеф, гипс, 1937), "Партизаны" (гипс, 1942), "С. Тюленин" (гипс, 1945) — последние две в Худож. музее БССР; "Добрыня Никитич" (дер., 1946), "Дважды! Герой Советского Союза А. К. Недбайло" (бронза, 1946-49, Музей изобр. искусств ТуркмССР), "М. И. Глинка" (дер., 1948), "М. Ю. Лермонтов" (гипс, 1949; повторение — мрамор, 1952, Музей М. Ю. Лермонтова в Пятигорске), "Сибиряк-охотник" (горельеф, бетон, 1951 — для павильона "Сибирь" на ВСХВ), "Музыка" (гипс, 1953), "Академик И. П. Павлов" (гипс тон., 1959), "Воля" (цемент, 1962— 1963). Исполнил также проект памятника Г. И. Котовскому для Кишинева (1940, совм. с Н. В. Блажковым, 3-я премия), памятник В. И. Ленину (кованая медь, 1959-60, Рубцовск).