23 ноября 2012
Остроумова-Лебедева Анна Петровна Ostroumova-Lebedeva Anna. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 110 файлов)

Изобразительное искусство / Графика / Станковая
Разместил: Ивасив Александр

 

 

 

 

 

Остроумова-Лебедева Анна Петровна



Ostroumova-Lebedeva Anna



(1871 - 1955)

 

 

 
А. П. Остроумова-Лебедева была дочерью крупного чиновника П. И. Остроумова (вторую фамилию она приобрела в 1905 г., выйдя замуж за известного ученого-химика С. В. Лебедева). Еще гимназисткой она стала посещать начальную школу при ЦУТР. Потом обучалась и в самом училище, где увлеклась техникой гравюры, и в Академии Художеств, где занималась живописью в мастерской И. Е. Репина. В 1898-99 гг. работала в Париже, совершенствуясь в живописи (у Дж. Уистлера) и гравюре.

 

 

 

 

 

Поворотным в ее судьбе оказался 1900 г. Художница дебютировала со своими гравюрами на выставке Мира искусства (с которым в дальнейшем прочно связала свое творчество), затем получила вторую премию за гравюры на конкурсе ОПХ и закончила Академию Художеств со званием художника, представив 14 гравюр.



Остроумовой-Лебедевой принадлежала главная роль в деле возрождения в России станковой гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества - после долгого существования в качестве репродукционной техники; особенно велика заслуга художницы в возрождении гравюры цветной. Оригинальные приемы обобщения формы и цвета, выработанные ею, были усвоены и использованы многими другими художниками.



Крюков канал. Цв. ксилографияОсновной темой ее гравюр был Петербург, изображению которого она посвятила несколько десятилетий неустанного труда. Ее цветные и черно-белые гравюры - как станковые, объединенные в циклы (Петербург, 1908-10; Павловск, 1922-23, и др.), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова Петербург (1912) и Н. П. Анциферова Душа Петербурга (1920) - до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. Воспроизводимые по-многу раз и но разным поводам, они давно стали хрестоматийными и пользуются исключительной популярностью.

 

 

 

 

 

По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок - как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым). Часть из них была исполнена в гравюре, а часть - в акварели. Одаренный и хорошо подготовленный живописец, Остроумова-Лебедева не могла работать масляными красками, потому что их запах вызывал у нее приступы астмы. Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты.



Войну Остроумова-Лебедева провела в блокадном Ленинграде, не оставляя любимого дела и завершая работу над третьим томом "Автобиографических записок". Последние годы жизни художницы были омрачены надвигающейся слепотой, но, пока было возможно, она продолжала трудиться. ж

 

Анна Остроумова-Лебедева: Петербург — герой на всю жизнь .Vrezka { border-top: 2px solid #000000; border-bottom: 2px solid #000000; margin-bottom: 26px; margin-top: 26px; font-size: 9pt; font-family: Arial; } .Vrezka TD { background: #FCF4D5; } .Vrezka TD P { text-indent: 2em; text-align: justify; margin-top: 0pt; margin-bottom: 0pt; } .Vrezka TD P.pic { text-align: center; margin-bottom: 10pt; font-style: italic; } .Vrezka_title { color: #666666; font-family: Verdana; text-decoration: underline; } H1 { text-align: center; font-size: 2.05em; font-family: Georgia; font-weight: lighter; text-decoration: underline; font-variant: small-caps; color: #303030; padding: 0em 0em 0em 0em; margin: 15px; line-height: 120%; } H2 { font-size: 13pt; text-align: left; border-top: 1px solid #EDBB09; background-color: #FEFADE; font-family: Georgia; font-weight: lighter; font-variant: small-caps; } H3 { font-family: Georgia; font-weight: lighter; font-variant: small-caps; color: #666666; text-indent: 2em; text-decoration: underline; font-style: italic; font-size: 11pt; text-align: left; } H4 { font-weight: bold; font-size: 11pt; text-align: left; } H5 { font-weight: bold; font-style: italic; text-align: left; } H6 { font-weight: bold; text-align: left; } P { text-indent: 2em; margin-top: 0pt; margin-bottom: 0pt; } TT, PRE { font-weight: bold; } UL { margin-top: 0px; margin-bottom: 0px; } OL { margin-top: 0px; margin-bottom: 0px; } /* подзаголовок */ .sub { font-size: 13pt; font-style: italic; } /* автор */ .author { font-family: Georgia; font-weight: lighter; font-style: italic; text-indent: 0em; text-align: center; margin-top: 10pt; margin-bottom: 10pt; font-size: 1.05em; color: #303030; } /* эпиграф */ .epigraf { text-align: right; text-indent: 0em; margin-bottom: 10pt; } /* «предисловие» */ .extension { font-style: italic; text-indent: 0em; text-align: left; margin-bottom: 10pt; } .blueLink { color: #3366FF; text-decoration: none; font-weight: bold; } .blueLink:hover { text-decoration: underline; } /* оглавление */ .contents, .contents:visited, .contents:active { color: #556B2F; font-family: Georgia; text-decoration: underline; } .contents:hover { text-decoration: underline; color: #FF0000; } a, a:visited, a:active { color: #D2691E; text-decoration: underline; } a:hover { color: #FF0000; } /* внешние ссылки */ /* .extra { color: white; TEXT-DECORATION: none; FONT-WEIGHT: bold } .extra:hover { color: white; text-decoration : underline; } */ /* сноски */ .sup { font-size: 8pt; vertical-align: super; } /* оформление рисунков */ .pic { font-style: italic; text-indent: 0em; text-align: center; margin-bottom: 10pt; } /* заголовок таблицы */ .tablesign { font-size: 10pt; text-align: left; text-indent: 0em; font-weight: bold; margin-top: 10pt; } /* номер журнала */ .source { text-indent: 0em; text-align: right; margin-top: 10pt; margin-bottom: 10pt; } /*border pics*/ .bpic { border-top-width: 1px; border-right-width: 1px; border-bottom-width: 1px; border-left-width: 1px; border-top-style: dashed; border-right-style: dashed; border-bottom-style: dashed; border-left-style: dashed; } /*cad */ .cad { background-image: url(http://sapr.ru/Archive/Images/bg_cad.gif); } /*art */ .art { background-image: url(http://sapr.ru/Archive/Images/bg_art.jpg); } /* code */ .code { color: #000099; font-family: "Courier New" , Courier, mono; background-color: #EBEACD; } .C_1 { text-indent: 3em; } li { list-style-image: url(../images/li.gif); }

 

 

Евгений Немировский

 

В 1906 году Остроумова­Лебедева выполнила гравюры к известному и очень популярному роману американского писателя Джеймса Фенимора Купера (1789—1851) «Последний из могикан». Это было единственное в ее жизни произведение иностранной художественной литературы, которое она решилась проиллюстрировать, хотя и не по собственным рисункам. В ноябре 1905­го Анна Петровна писала подруге: «Может быть, у меня будет заказ — резать рисунки Бенуа к иллюстрациям романа Фенимора Купера. Рисунки Бенуа мне не очень нравятся, и мне над ними придется поработать, так как они недоделаны и торопливо исполнены...». (Купер был одним из любимейших писателей Александра Николаевича Бенуа, с которым он познакомился еще в детстве по сокращенным переводам в изданиях М.О.Вольфа. Рисунки к «Последнему из могикан» Бенуа, надо думать, делал с любовью, но в своих мемуарах, написанных много лет спустя, даже не вспомнил о них.)

 

 

А.П.Остроумова-Лебедева. Выезд. Иллюстрация к роману Ф.Купера «Последний из могикан». Ксилография, 1906

А.П.Остроумова-Лебедева. Выезд. Иллюстрация к роману Ф.Купера «Последний из могикан». Ксилография, 1906

 

 

 

Впоследствии Анна Петровна изменила мнение об иллюстрациях Бенуа. В ее дневнике мы читаем: «Вырезая гравюру по рисунку Бенуа, я много раз мысленно благодарила его за художественный такт и прозорливость. Сейчас поясню. Когда я получила от него рисунки, мне они не понравились своей незаконченностью. Многое в них было только намечено. А потом как я это оценила! Я думаю он это сделал преднамеренно, не заканчивая, не уточняя их, и тем давал мне большую свободу граверно трактовать их и заканчивать, как я хочу».

 

Работа же предстояла нешуточная. Техника воспроизведения была выбрана трудоемкая — многокрасочная гравюра на дереве, и для каждой из иллюстраций нужно было вырезать по две­четыре доски. Всего было исполнено 20 досок для воспроизведения семи иллюстраций. Темы были избраны такие: «Выезд», «Портрет Следопыта и двух индейцев», «Встреча французов и англичан», «У водопада», «Бой в лесу», «Убийство Коры», «Посещение пещеры». Шедеврами эти работы не назовешь, хотя среди них есть и удачные. Многофигурные композиции художнице давались с трудом, а лучше получались гравюры, в которых герои изображены крупным планом. Правда, в портретной графике Остроумова­Лебедева не была сильна, так что портретов в ее наследии почти нет. Работа была начата 10 февраля, закончена в середине марта 1906 года, а 20­го числа Анна Петровна собственноручно отвезла доски в Экспедицию заготовления государственных бумаг, которая эту работу заказывала.

 

 

А.П.Остроумова-Лебедева. Адмиралтейство. Иллюстрация к книге В.Я.Курбатова «Петербург». Ксилография, 1912

А.П.Остроумова-Лебедева. Адмиралтейство. Иллюстрация к книге В.Я.Курбатова «Петербург». Ксилография, 1912

 

 

 

Экспедиция предполагала выпустить серию книжек для детей, в число которых входили и пушкинские «Пиковая дама» и «Медный всадник», но ни одна из этих книг так и не была выпущена. С досок Остроумовой­Лебедевой даже не сделали ни одного оттиска, а в годы гражданской войны, когда топлива не было, и Петроград замерзал, их сожгли в печи вместо дров. Для потомков остались лишь пробные оттиски, сделанные самой художницей на ручном станке.

 

 

А.П.Остроумова-Лебедева. Портрет следопыта и двух индейцев. Иллюстрация к роману Ф.Купера «Последний из могикан». Ксилография, 1906

А.П.Остроумова-Лебедева. Портрет следопыта и двух индейцев. Иллюстрация к роману Ф.Купера «Последний из могикан». Ксилография, 1906

 

 

 

Искусство А.П.Остроумовой­Лебедевой всегда было аполитичным, ибо политические баталии ее не интересовали. В сатирических журналах времен Первой русской революции, в которых активно работали ее друзья по «Миру искусства», она не сотрудничала. В послереволюционные годы реакции все ее внимание было отдано станковой графике. И всего лишь эпизодом в ее творческой биографии стали виньетки, сделанные для нового журнала «Сатирикон».

 

В 1911 году были выполнены четыре экслибриса, три из которых (по рисункам Е.Лансере и М.Добужинского) — для богатого мецената, издателя журнала «Апполон» Н.П.Рябушинского. По словам Алексея Алексеевича Сидорова, «книжные знаки, выполненные в технике многоцветной гравюры на дереве А.П.Остроумовой­Лебедевой, принадлежат к лучшим созданиям русской графики тех лет». Для воспроизведения одного из экслибрисов было сделано девять досок, для другого — четыре, для третьего — три.

 

Несколько примечательных страниц творческой биографии Анны Петровны Остроумовой­Лебедевой связаны с Владимиром Яковлевичем Курбатовым (1878—1957). Человек этот был во многом удивительным: химик по образованию, близкий друг Сергея Васильевича Лебедева, он на досуге увлекался искусством. Хобби со временем стало второй профессией. Уже в советское время Курбатов защитил диссертации, став доктором химических наук и доктором искусствоведения. Видимо, это был единственный случай в практике Высшей аттестационной комиссии!

 

 

А.П.Остроумова-Лебедева. Ростов Великий. Рисунок для обложки книги И.Э.Грабаря. Ксилография. 1913

А.П.Остроумова-Лебедева. Ростов Великий. Рисунок для обложки книги И.Э.Грабаря. Ксилография. 1913

 

 

 

А.П.Остроумова-Лебедева. Решетка Летнего сада и домик Петра I. Иллюстрация к книге Н.П.Анциферова «Душа Петербурга». Ксилография, 1920

А.П.Остроумова-Лебедева. Решетка Летнего сада и домик Петра I. Иллюстрация к книге Н.П.Анциферова «Душа Петербурга». Ксилография, 1920

 

 

 

Содружество началось в 1912 году, когда Курбатов попросил Анну Петровну проиллюстрировать написанный им путеводитель «Петербург. Художественно­исторический очерк и обзор художественного богатства столицы». Художница с радостью согласилась — это была ее тема. Она выполнила для книги 24 небольшие по размеру черно­белые гравюры, рассчитанные на верстку в оборку, а также нарисовала эскиз переплета. Это была ее единственная работа над книгой как над цельным организмом. Труд Курбатова был издан в 1913 году общиной св.Евгении и имел успех, которому во многом способствовали прекрасные гравюры Остроумовой­Лебедевой. Ксилографии эти удивительно легки, в них много воздуха. Подчас они напоминают небрежный, словно сделанный на ходу рисунок. Несколько лет спустя Курбатов предложил использовать акварели, выполненные Анной Петровной во Флоренции в 1903 году, в качестве иллюстраций в своей книге «Сады и парки». Эта книга была выпущена в 1916­м в Петербурге издательством Вольфа.

 

А до этого, в 1913 году, издательство Кнебеля, известное своими искусствоведческими изданиями и прекрасными детскими книжками, предложило А.П.Остроумовой­Лебедевой работу по оформлению серии монографий Игоря Эммануиловича Грабаря (1871—1960) «Старые города­музеи России». Иллюстрации Анна Петровна делать отказалась, ибо они уводили ее от станковой гравюры, да и тема была чужая. Однако она вырезала ксилографии для обложек «Ярославль», «Ростов Великий», «Кострома». Храмы Ростова были заключены в непривычную для художницы круглую рамку.

 

 

А.П.Остроумова-Лебедева. Портрет Л.Н.Толстого. Ксилография, 1929

А.П.Остроумова-Лебедева. Портрет Л.Н.Толстого. Ксилография, 1929

 

 

 

Следующая «книжная» работа Остроумовой­Лебедевой была предпринята уже в советское время — в 1920­м. Это был цикл из восьми черно­белых ксилографий для книги Н.П.Анциферова «Душа Петербурга» (1922). Кроме тех гравюр, которые делались специально для этой книги, здесь были помещены и более ранние работы художницы — «Голова Петра I» и «Вид на Ростральную колонну и вазу». На обложке, эскиз которой сделала Н.Е.Морозова (племянница Остроумовой­Лебедевой) была воспроизведена гравюра Анны Петровны «Сфинкс».

 

 

А.П.Остроумова-Лебедева. Экслибрис «Наша библиотека». Ксилография, 1929

А.П.Остроумова-Лебедева. Экслибрис «Наша библиотека». Ксилография, 1929

 

 

 

А.П.Остроумова-Лебедева. Памятник Петру I. Из серии «Открытые письма фронту». Автолитография, 1942

А.П.Остроумова-Лебедева. Памятник Петру I. Из серии «Открытые письма фронту». Автолитография, 1942

 

 

 

Следующий год памятен выходом в свет первой монографии, посвященной А.П.Остроумовой­Лебедевой. Она вышла в серии книг о русских графиках, задуманной Соломоном Абрамовичем Абрамовым, издававшим журнал «Творчество». К тому времени почти все частные издательства закрыли, но монографию все­таки удалось выпустить. Написали ее Александр Николаевич Бенуа и Абрам Маркович Эфрос (1888—1954). Время было трудное, и цветные гравюры решили воспроизводить цинкографским способом. Для этого Анне Петровне пришлось вручную изготовить множество отпечатков и пометить, каким цветом каждый из них следует воспроизводить. Остроумова­Лебедева осталась довольной книгой. «Александр Николаевич, — писала она, — написал и определил мое творчество так, как никто ни до него, ни после лучше и выше о нем не сказал. И я верю в искренность и правдивость его слов, так как знаю его неподкупную честность».

 

 

А.П.Остроумова-Лебедева. Экслибрис «Моя эпитафия». Ксилография, 1946

А.П.Остроумова-Лебедева. Экслибрис «Моя эпитафия». Ксилография, 1946

 

 

 

Вскоре после этого А.Н.Бенуа покинул СССР, эмигрировали и многие друзья по «Миру искусства», однако Анна Петровна осталась. От произвола и невзгод трудного времени ее защищал авторитет мужа, академика. В 1929 году Остроумова­Лебедева выполнил портрет Льва Николаевича Толстого, по ее собственным словам, «в характере кьяроскуро, в две доски». Портретная графика в ее творчестве, как мы уже говорили, редка, но портрет великого писателя получился удачным. В том же году она вырезала четырехкрасочный экслибрис «Наша библиотека» для Всесоюзного института экспериментальной медицины академика Ивана Петровича Павлова (1849—1936).

 

В 1934 году умер ее муж, Сергей Васильевич Лебедев. Это стало для Анны Петровны большим ударом и негативно сказалось на ее творческой продуктивности, к тому же и времена наступали трудные. В 1933—1937 годах художница не сделала ни одной гравюры.

 

А затем случилась война. Анна Петровна осталась в Ленинграде, пережила все трудности блокады и начала активно работать. Герой был прежний — Ленинград, но техника новая — автолитография. Когда­то в далеком 1903 году Остроумова­Лебедева сделала в этой технике десять открыток, изданных общиной св.Евгении, а в 1942 году появилась серия «Открытые письма фронту», состоявшая из девяти литографированных открыток. Работала Анна Петровна самозабвенно, ей хотелось хоть чем­нибудь помочь стране, сражавшейся не на жизнь, а на смерть. Осроумовой­Лебедевой не раз предлагали уехать из осажденного города, но она отказывалась. Ослабевшие руки не могли управляться со штихелем, и тогда художница вспомнила о литографии, но после Победы снова вернулась к любимой ксилографии. В 1946 году она выгравировала собственный экслибрис, который назвала мрачно — «Моя эпитафия». Писала «Автобиографические записки», болела, а когда в 1953­м в Москве состоялась ее последняя прижизненная персональная выставка, то даже не смогла приехать на открытие.

 

Скончалась Анна Петровна Остроумова­Лебедева 5 мая 1957 года, не дожив всего лишь одного дня до своего 86­летия.

 

КомпьюАрт 1. 2006

 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 0 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 110 из этого альбома
"The Moon"
"С-Петербург. Решетка летнего сада"
"Выезд"
"Адмиралтейство"
"Портрет следопыта и двух индейцев"
"Ростов Великий"
"Решетка Летнего сада и домик Петра I"
"Портрет Л.Н. Толстого"
"Экслибрис «Наша библиотека»"
"Памятник Петру I"
"Экслибрис «Моя эпитафия»"
"Вид из Петровского парка"
"С-Петербург. Пейзаж"
"Адмиралтейство под снегом"
"Боскет в Павловске"
"Летний сад в инее"
"Биржа"
"Александровский дворец в Детском Селе"
"Пейзаж"
"Пейзаж"
"Смольный"
"Крюков канал"
"Петербург. Мост с кентаврами"
"Петербург. Летний сад зимой"
"Аллея в Царском Селе"
"Venice. Grand Canal. Grey day"
"Петербург. Новая Голландия"
"Букет в вазе"
"Кипарисы"
"В парке"
"В парке. Тополя"
"Сосна"
"Море. Камни"
"Весна. Снег"
"Зима"
"Цепной мост в Санкт-Петербурге"
"Барка"
"Fiesole, Italy"
"Весенний мотив. Вид с Каменного на Крестовский и Елагин острова"
"Колоннада Биржи и Петропавловская крепость"
"Нева сквозь колонны Биржи"
"Петербург. Ростральная колонна и Биржа"
"Петербург. Ростральная колонна и таможня"
"Петербург. Ростральная колонна под снегом"
"Финляндия с голубым небом"
"Окно"
"Ростральная колонна"
"Amsterdam"
"Амстердам. Рынок железа"
"Амстердам. Рынок железа"
"The Amsterdam Port"
"Пейзаж с рекой (Норвегия между Бергеном и Христианией)"
"Дворец Бирона и барки"
"Венеция"
"Снасти"
"Павловск. Новосильвийский мост"
"Академия художеств"
"Академия художеств"
"Мостик с грифонами"
"Постройка Дворцового моста"
"Ледоход"
"Биржа"
"Фонтанка"
"Фонтанка у Летнего Сада"
"Крепость «Бип»"
"Французская набережная"
"Липовая аллея и памятник Павлу I"
"Литовский замок"
"Нева ранним утром"
"Петербург. Фонтанка"
"Петроград. Красные колонны"
"Школьный дом Петра I"
"Исаакиевский собор в туманный день"
"Вид с Тучкова моста"
"Вечер"
"Группа деревьев около «Белой березы»"
"Пейзаж около Висконтиева моста"
"Пейзаж около «Пиль-башни»"
"Пейзаж лунной ночью"
"Ночь"
"Перспектива от Константиновского дворца"
"Радуга"
"Дорога к «Белой березе»"
"Круглый пруд"
"Ворота и дорога на «Этюп»"
"Ворота и дорога на «Этюп»"
"Вербы около Ново-сильвийского моста"
"Вербы около дворца"
"Crimea. Monastery of St. Cosmas and St.Damian"
"Ленинград. Вид с Троицкого моста"
"View on the Neva River and the Stock Exchange Building from the Trinity Bridge"
"Портрет Н.Н. Евреинова"
"Ленинград. Фонтанка и Летний сад в инее"
"Ленинград. Летний сад зимой"
"Автопортрет"
"Leningrad. Fishing boys"
"Памятник Петру I"
"Ленинград. Вид на крепость ночью"
"A View of the Neva River"
"Академия Художеств"
"Crimea. Koktebel. Ruins of Kordon"
"Французская набережная"
"Львы и крепость (Ледоход и крепость)"
"Павловск. Розопавильонный пруд"
"Исаакиевский собор в туманный день"
"Лев и крепость. Ксилография для журнала «Мир»"
"View of Kislovodsk"
"Вид Петербурга"
"View of the Alcazar. Segovia"
"Вид на дворец. Дождь"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования