23 ноября 2012
Остроумова-Лебедева Анна Петровна Ostroumova-Lebedeva Anna. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 110 файлов)
Изобразительное искусство / Графика / Станковая
Разместил: Ивасив Александр
Остроумова-Лебедева Анна Петровна
Ostroumova-Lebedeva Anna
(1871 - 1955)
А. П. Остроумова-Лебедева была дочерью крупного чиновника П. И. Остроумова (вторую фамилию она приобрела в 1905 г., выйдя замуж за известного ученого-химика С. В. Лебедева). Еще гимназисткой она стала посещать начальную школу при ЦУТР. Потом обучалась и в самом училище, где увлеклась техникой гравюры, и в Академии Художеств, где занималась живописью в мастерской И. Е. Репина. В 1898-99 гг. работала в Париже, совершенствуясь в живописи (у Дж. Уистлера) и гравюре.
Поворотным в ее судьбе оказался 1900 г. Художница дебютировала со своими гравюрами на выставке Мира искусства (с которым в дальнейшем прочно связала свое творчество), затем получила вторую премию за гравюры на конкурсе ОПХ и закончила Академию Художеств со званием художника, представив 14 гравюр.
Остроумовой-Лебедевой принадлежала главная роль в деле возрождения в России станковой гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества - после долгого существования в качестве репродукционной техники; особенно велика заслуга художницы в возрождении гравюры цветной. Оригинальные приемы обобщения формы и цвета, выработанные ею, были усвоены и использованы многими другими художниками.
Крюков канал. Цв. ксилографияОсновной темой ее гравюр был Петербург, изображению которого она посвятила несколько десятилетий неустанного труда. Ее цветные и черно-белые гравюры - как станковые, объединенные в циклы (Петербург, 1908-10; Павловск, 1922-23, и др.), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова Петербург (1912) и Н. П. Анциферова Душа Петербурга (1920) - до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. Воспроизводимые по-многу раз и но разным поводам, они давно стали хрестоматийными и пользуются исключительной популярностью.
По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок - как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым). Часть из них была исполнена в гравюре, а часть - в акварели. Одаренный и хорошо подготовленный живописец, Остроумова-Лебедева не могла работать масляными красками, потому что их запах вызывал у нее приступы астмы. Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты.
Войну Остроумова-Лебедева провела в блокадном Ленинграде, не оставляя любимого дела и завершая работу над третьим томом "Автобиографических записок". Последние годы жизни художницы были омрачены надвигающейся слепотой, но, пока было возможно, она продолжала трудиться. ж
Анна Остроумова-Лебедева: Петербург — герой на всю жизнь .Vrezka { border-top: 2px solid #000000; border-bottom: 2px solid #000000; margin-bottom: 26px; margin-top: 26px; font-size: 9pt; font-family: Arial; } .Vrezka TD { background: #FCF4D5; } .Vrezka TD P { text-indent: 2em; text-align: justify; margin-top: 0pt; margin-bottom: 0pt; } .Vrezka TD P.pic { text-align: center; margin-bottom: 10pt; font-style: italic; } .Vrezka_title { color: #666666; font-family: Verdana; text-decoration: underline; } H1 { text-align: center; font-size: 2.05em; font-family: Georgia; font-weight: lighter; text-decoration: underline; font-variant: small-caps; color: #303030; padding: 0em 0em 0em 0em; margin: 15px; line-height: 120%; } H2 { font-size: 13pt; text-align: left; border-top: 1px solid #EDBB09; background-color: #FEFADE; font-family: Georgia; font-weight: lighter; font-variant: small-caps; } H3 { font-family: Georgia; font-weight: lighter; font-variant: small-caps; color: #666666; text-indent: 2em; text-decoration: underline; font-style: italic; font-size: 11pt; text-align: left; } H4 { font-weight: bold; font-size: 11pt; text-align: left; } H5 { font-weight: bold; font-style: italic; text-align: left; } H6 { font-weight: bold; text-align: left; } P { text-indent: 2em; margin-top: 0pt; margin-bottom: 0pt; } TT, PRE { font-weight: bold; } UL { margin-top: 0px; margin-bottom: 0px; } OL { margin-top: 0px; margin-bottom: 0px; } /* подзаголовок */ .sub { font-size: 13pt; font-style: italic; } /* автор */ .author { font-family: Georgia; font-weight: lighter; font-style: italic; text-indent: 0em; text-align: center; margin-top: 10pt; margin-bottom: 10pt; font-size: 1.05em; color: #303030; } /* эпиграф */ .epigraf { text-align: right; text-indent: 0em; margin-bottom: 10pt; } /* «предисловие» */ .extension { font-style: italic; text-indent: 0em; text-align: left; margin-bottom: 10pt; } .blueLink { color: #3366FF; text-decoration: none; font-weight: bold; } .blueLink:hover { text-decoration: underline; } /* оглавление */ .contents, .contents:visited, .contents:active { color: #556B2F; font-family: Georgia; text-decoration: underline; } .contents:hover { text-decoration: underline; color: #FF0000; } a, a:visited, a:active { color: #D2691E; text-decoration: underline; } a:hover { color: #FF0000; } /* внешние ссылки */ /* .extra { color: white; TEXT-DECORATION: none; FONT-WEIGHT: bold } .extra:hover { color: white; text-decoration : underline; } */ /* сноски */ .sup { font-size: 8pt; vertical-align: super; } /* оформление рисунков */ .pic { font-style: italic; text-indent: 0em; text-align: center; margin-bottom: 10pt; } /* заголовок таблицы */ .tablesign { font-size: 10pt; text-align: left; text-indent: 0em; font-weight: bold; margin-top: 10pt; } /* номер журнала */ .source { text-indent: 0em; text-align: right; margin-top: 10pt; margin-bottom: 10pt; } /*border pics*/ .bpic { border-top-width: 1px; border-right-width: 1px; border-bottom-width: 1px; border-left-width: 1px; border-top-style: dashed; border-right-style: dashed; border-bottom-style: dashed; border-left-style: dashed; } /*cad */ .cad { background-image: url(http://sapr.ru/Archive/Images/bg_cad.gif); } /*art */ .art { background-image: url(http://sapr.ru/Archive/Images/bg_art.jpg); } /* code */ .code { color: #000099; font-family: "Courier New" , Courier, mono; background-color: #EBEACD; } .C_1 { text-indent: 3em; } li { list-style-image: url(../images/li.gif); }
В 1906 году ОстроумоваЛебедева выполнила гравюры к известному и очень популярному роману американского писателя Джеймса Фенимора Купера (1789—1851) «Последний из могикан». Это было единственное в ее жизни произведение иностранной художественной литературы, которое она решилась проиллюстрировать, хотя и не по собственным рисункам. В ноябре 1905го Анна Петровна писала подруге: «Может быть, у меня будет заказ — резать рисунки Бенуа к иллюстрациям романа Фенимора Купера. Рисунки Бенуа мне не очень нравятся, и мне над ними придется поработать, так как они недоделаны и торопливо исполнены...». (Купер был одним из любимейших писателей Александра Николаевича Бенуа, с которым он познакомился еще в детстве по сокращенным переводам в изданиях М.О.Вольфа. Рисунки к «Последнему из могикан» Бенуа, надо думать, делал с любовью, но в своих мемуарах, написанных много лет спустя, даже не вспомнил о них.)
А.П.Остроумова-Лебедева. Выезд. Иллюстрация к роману Ф.Купера «Последний из могикан». Ксилография, 1906
Впоследствии Анна Петровна изменила мнение об иллюстрациях Бенуа. В ее дневнике мы читаем: «Вырезая гравюру по рисунку Бенуа, я много раз мысленно благодарила его за художественный такт и прозорливость. Сейчас поясню. Когда я получила от него рисунки, мне они не понравились своей незаконченностью. Многое в них было только намечено. А потом как я это оценила! Я думаю он это сделал преднамеренно, не заканчивая, не уточняя их, и тем давал мне большую свободу граверно трактовать их и заканчивать, как я хочу».
Работа же предстояла нешуточная. Техника воспроизведения была выбрана трудоемкая — многокрасочная гравюра на дереве, и для каждой из иллюстраций нужно было вырезать по двечетыре доски. Всего было исполнено 20 досок для воспроизведения семи иллюстраций. Темы были избраны такие: «Выезд», «Портрет Следопыта и двух индейцев», «Встреча французов и англичан», «У водопада», «Бой в лесу», «Убийство Коры», «Посещение пещеры». Шедеврами эти работы не назовешь, хотя среди них есть и удачные. Многофигурные композиции художнице давались с трудом, а лучше получались гравюры, в которых герои изображены крупным планом. Правда, в портретной графике ОстроумоваЛебедева не была сильна, так что портретов в ее наследии почти нет. Работа была начата 10 февраля, закончена в середине марта 1906 года, а 20го числа Анна Петровна собственноручно отвезла доски в Экспедицию заготовления государственных бумаг, которая эту работу заказывала.
А.П.Остроумова-Лебедева. Адмиралтейство. Иллюстрация к книге В.Я.Курбатова «Петербург». Ксилография, 1912
Экспедиция предполагала выпустить серию книжек для детей, в число которых входили и пушкинские «Пиковая дама» и «Медный всадник», но ни одна из этих книг так и не была выпущена. С досок ОстроумовойЛебедевой даже не сделали ни одного оттиска, а в годы гражданской войны, когда топлива не было, и Петроград замерзал, их сожгли в печи вместо дров. Для потомков остались лишь пробные оттиски, сделанные самой художницей на ручном станке.
А.П.Остроумова-Лебедева. Портрет следопыта и двух индейцев. Иллюстрация к роману Ф.Купера «Последний из могикан». Ксилография, 1906
Искусство А.П.ОстроумовойЛебедевой всегда было аполитичным, ибо политические баталии ее не интересовали. В сатирических журналах времен Первой русской революции, в которых активно работали ее друзья по «Миру искусства», она не сотрудничала. В послереволюционные годы реакции все ее внимание было отдано станковой графике. И всего лишь эпизодом в ее творческой биографии стали виньетки, сделанные для нового журнала «Сатирикон».
В 1911 году были выполнены четыре экслибриса, три из которых (по рисункам Е.Лансере и М.Добужинского) — для богатого мецената, издателя журнала «Апполон» Н.П.Рябушинского. По словам Алексея Алексеевича Сидорова, «книжные знаки, выполненные в технике многоцветной гравюры на дереве А.П.ОстроумовойЛебедевой, принадлежат к лучшим созданиям русской графики тех лет». Для воспроизведения одного из экслибрисов было сделано девять досок, для другого — четыре, для третьего — три.
Несколько примечательных страниц творческой биографии Анны Петровны ОстроумовойЛебедевой связаны с Владимиром Яковлевичем Курбатовым (1878—1957). Человек этот был во многом удивительным: химик по образованию, близкий друг Сергея Васильевича Лебедева, он на досуге увлекался искусством. Хобби со временем стало второй профессией. Уже в советское время Курбатов защитил диссертации, став доктором химических наук и доктором искусствоведения. Видимо, это был единственный случай в практике Высшей аттестационной комиссии!
А.П.Остроумова-Лебедева. Ростов Великий. Рисунок для обложки книги И.Э.Грабаря. Ксилография. 1913
А.П.Остроумова-Лебедева. Решетка Летнего сада и домик Петра I. Иллюстрация к книге Н.П.Анциферова «Душа Петербурга». Ксилография, 1920
Содружество началось в 1912 году, когда Курбатов попросил Анну Петровну проиллюстрировать написанный им путеводитель «Петербург. Художественноисторический очерк и обзор художественного богатства столицы». Художница с радостью согласилась — это была ее тема. Она выполнила для книги 24 небольшие по размеру чернобелые гравюры, рассчитанные на верстку в оборку, а также нарисовала эскиз переплета. Это была ее единственная работа над книгой как над цельным организмом. Труд Курбатова был издан в 1913 году общиной св.Евгении и имел успех, которому во многом способствовали прекрасные гравюры ОстроумовойЛебедевой. Ксилографии эти удивительно легки, в них много воздуха. Подчас они напоминают небрежный, словно сделанный на ходу рисунок. Несколько лет спустя Курбатов предложил использовать акварели, выполненные Анной Петровной во Флоренции в 1903 году, в качестве иллюстраций в своей книге «Сады и парки». Эта книга была выпущена в 1916м в Петербурге издательством Вольфа.
А до этого, в 1913 году, издательство Кнебеля, известное своими искусствоведческими изданиями и прекрасными детскими книжками, предложило А.П.ОстроумовойЛебедевой работу по оформлению серии монографий Игоря Эммануиловича Грабаря (1871—1960) «Старые городамузеи России». Иллюстрации Анна Петровна делать отказалась, ибо они уводили ее от станковой гравюры, да и тема была чужая. Однако она вырезала ксилографии для обложек «Ярославль», «Ростов Великий», «Кострома». Храмы Ростова были заключены в непривычную для художницы круглую рамку.
А.П.Остроумова-Лебедева. Портрет Л.Н.Толстого. Ксилография, 1929
Следующая «книжная» работа ОстроумовойЛебедевой была предпринята уже в советское время — в 1920м. Это был цикл из восьми чернобелых ксилографий для книги Н.П.Анциферова «Душа Петербурга» (1922). Кроме тех гравюр, которые делались специально для этой книги, здесь были помещены и более ранние работы художницы — «Голова Петра I» и «Вид на Ростральную колонну и вазу». На обложке, эскиз которой сделала Н.Е.Морозова (племянница ОстроумовойЛебедевой) была воспроизведена гравюра Анны Петровны «Сфинкс».
А.П.Остроумова-Лебедева. Экслибрис «Наша библиотека». Ксилография, 1929
А.П.Остроумова-Лебедева. Памятник Петру I. Из серии «Открытые письма фронту». Автолитография, 1942
Следующий год памятен выходом в свет первой монографии, посвященной А.П.ОстроумовойЛебедевой. Она вышла в серии книг о русских графиках, задуманной Соломоном Абрамовичем Абрамовым, издававшим журнал «Творчество». К тому времени почти все частные издательства закрыли, но монографию всетаки удалось выпустить. Написали ее Александр Николаевич Бенуа и Абрам Маркович Эфрос (1888—1954). Время было трудное, и цветные гравюры решили воспроизводить цинкографским способом. Для этого Анне Петровне пришлось вручную изготовить множество отпечатков и пометить, каким цветом каждый из них следует воспроизводить. ОстроумоваЛебедева осталась довольной книгой. «Александр Николаевич, — писала она, — написал и определил мое творчество так, как никто ни до него, ни после лучше и выше о нем не сказал. И я верю в искренность и правдивость его слов, так как знаю его неподкупную честность».
А.П.Остроумова-Лебедева. Экслибрис «Моя эпитафия». Ксилография, 1946
Вскоре после этого А.Н.Бенуа покинул СССР, эмигрировали и многие друзья по «Миру искусства», однако Анна Петровна осталась. От произвола и невзгод трудного времени ее защищал авторитет мужа, академика. В 1929 году ОстроумоваЛебедева выполнил портрет Льва Николаевича Толстого, по ее собственным словам, «в характере кьяроскуро, в две доски». Портретная графика в ее творчестве, как мы уже говорили, редка, но портрет великого писателя получился удачным. В том же году она вырезала четырехкрасочный экслибрис «Наша библиотека» для Всесоюзного института экспериментальной медицины академика Ивана Петровича Павлова (1849—1936).
В 1934 году умер ее муж, Сергей Васильевич Лебедев. Это стало для Анны Петровны большим ударом и негативно сказалось на ее творческой продуктивности, к тому же и времена наступали трудные. В 1933—1937 годах художница не сделала ни одной гравюры.
А затем случилась война. Анна Петровна осталась в Ленинграде, пережила все трудности блокады и начала активно работать. Герой был прежний — Ленинград, но техника новая — автолитография. Когдато в далеком 1903 году ОстроумоваЛебедева сделала в этой технике десять открыток, изданных общиной св.Евгении, а в 1942 году появилась серия «Открытые письма фронту», состоявшая из девяти литографированных открыток. Работала Анна Петровна самозабвенно, ей хотелось хоть чемнибудь помочь стране, сражавшейся не на жизнь, а на смерть. ОсроумовойЛебедевой не раз предлагали уехать из осажденного города, но она отказывалась. Ослабевшие руки не могли управляться со штихелем, и тогда художница вспомнила о литографии, но после Победы снова вернулась к любимой ксилографии. В 1946 году она выгравировала собственный экслибрис, который назвала мрачно — «Моя эпитафия». Писала «Автобиографические записки», болела, а когда в 1953м в Москве состоялась ее последняя прижизненная персональная выставка, то даже не смогла приехать на открытие.
Скончалась Анна Петровна ОстроумоваЛебедева 5 мая 1957 года, не дожив всего лишь одного дня до своего 86летия.
КомпьюАрт 1. 2006