25 ноября 2012
Акимов Николай Павлович Akimov Nikolay. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 5 файлов)
Изобразительное искусство / Декоративно-прикладное искусство / Другое
Разместил: Ивасив Александр
Акимов Николай Павлович
Akimov Nikolay
(1901 - 1968)
Акимов Николай Павлович театральный режиссер и художник, народный артист СССР (1960 г.). В 1935-49 и с 1956 г. главный режиссер Ленинградского театра Комедии. С 1960 года - профессор Ленинградского театрального института.
Н.П. Акимов родился 16 апреля 1901 года в Харькове. В Петербурге прошли годы учения - в Новой художественной мастерской (1916-1918) и во ВХУТЕМАСе (1922), где преподавали М.В.Добужинский, А.Е.Яковлев, В.И.Шухаев.
В 1923 году начал работать как книжный график и художник театра. Первые спектакли оформлял с режиссерами "левого" направления - Н.Евреиновым, Н.Петровым, К.Хохловым и др. В 1927 году в Ленинграде состоялась первая персональная выставка.
В 1932 году спектаклем "Гамлет" в театре им. Е.Вахтангова дебютировал как режиссер. С 1933 года работал главным режиссером Ленинградского Мюзик-Холла, где организовал Экспериментальную мастерскую, в которой работали Е.Юнгер, А.Бениаминов, Б.Чирков, Ю.Лавров.
С 1935 года возглавил Ленинградский театр Комедии.
Приглашение в театр Комедии на должность его руководителя было актом отчаяния: казалось, умирающему театру уже никто не поможет. Но то, что сделалось с театром уже через год работы в нем Акимова, превзошло всякие ожидания. Театр не просто воскрес. Он стал качественно другим. Случилось необыкновенное чудо.
Лидер по натуре, уникально одаренный художник, график, литератор, режиссер, оратор, организатор, - ренессансная личность, Акимов построил театр столь оригинальный, что даже вопреки нормам русского языка слово Комедия в названии театра стало писаться с заглавной буквы. Эта акимовская "К" и сегодня на программках спектаклей театра, носящего имя Акимова.
Новый стиль театра отразился на стиле его жизни. Акимовский театральный плакат стал неотъемлемой художественной частью спектакля, его изобразительной, не только рекламной информацией. Всевозможные выставки в фойе театра раскрывали новые тайны создания той или иной постановки.
К наиболее удачным, этапным спектаклям стали издаваться брошюры, включающие в себя текст пьесы, статьи создателей режиссеров, художников, переводчиков, - фотографии актеров-исполнителей, театральные программки, эскизы костюмов и декораций.
Первый этап в создании нового театра для Акимова был связан с воплощением на сцене высокой зарубежной классики. Творческий альянс с великолепным переводчиком и другом М.Л.лозинским помог режиссеру заново открыть не только ранее не переведенные пьесы, но и уже известные. Это "Собака на сене" (1936 г.) и "Валенсианская вдова" (1939 г.) Лопе де Веги, "Школа злословия" Шеридана (1937 г.) и "Двенадцатая ночь" Шекспира (1938 г.). Эскизы костюмов Акимова являлись также и портретами актеров, выбранных на данную роль. Так что, по словам Акимова "рисование сценического костюма переросло в рисование сценического образа".
Острая выразительность "живописной режиссуры" Акимова, искусство замечательных актеров труппы театра, кропотливо подобранной режиссером, открыли зрителю совершенно новый тип профессионального демократического театра комедии. Ошеломительный успех его спектаклей создал устойчивую славу театру не только в нашей стране. Здесь работали такие замечательные актеры. как Л.П.Сухаревская, Б.М.Тенин, И.М.Суханов, Г.А.Флоринский, Л.К.Колесов.
Уязвимость театра "одного жанра" подвигли Акимова создать при театре в конце 50-х годов литературное объединение. Так театр стал лабораторией современной комедии, откуда вышли впоследствии известные литераторы В.Константинов, Б.Рацер, А.Тверской, Д.Угрюмов, Д.Аль, Л.Раков и др. В довоенный период постоянными авторами театра были В.Шваркин, М.Зощенко, Ю.Герман, А.Арбузов.
Во время войны, в осажденном Ленинграде и позже, в эвакуации Акимов не покидал своего театра. В тот период театр сыграл 16 премьер, в том числе "Питомцы славы" А.Гладкова (1941 г.) и "Дракон" Е.Шварца (1944 г.). Последний был запрещен цензурой и возобновлен лишь в 1962 году. В 1949 году "за формализм в искусстве" и "западничество" Акимов был отстранен от руководства театром. Именно в этот период жизни он создал на сцене театра им.Ленсовета знаменитые спектакли сатиры - "Дело" А.Сухово-Кобылина и "Тени" М.Салтыкова-Щедрина. Ирония сменилась сарказмом, когда речь шла о бюрократической системе, обезличивающей человека. Возвращение его в 1956 году в свой дом ознаменовалось постановкой "Обыкновенного чуда" любимого драматурга Е.Л.Шварца.
Умер Акимов в сентябре 1968 года, в номере московской гостиницы, во время гастролей театра.
Незаконченной осталась акимовская постановка пьесы Шекспира "Конец - делу венец".
_________________
Н. П. Акимов попал в Петербург совсем юным, и почти вся его жизнь оказалась прочно связанной с этим городом.
Обучался он в студии С. М. Зейденберга (1915-18), через несколько лет поступил в Академию Художеств, но оставил ее, не доучившись.
Занимался книжной графикой и успел создать себе имя, но по-настоящему нашел себя в сценографии. Работа в театре настолько увлекла его, что в конце 1920-х гг. он обратился и к режиссуре, сделав ее второй, если не первой, профессией: в 1933 г. возглавил Ленинградский мюзик-холл, а в 1935-м - знаменитый Ленинградский театр комедии, художественным руководителем которого оставался до самой смерти (кроме 1949-55 гг., когда был вынужден перейти в другой коллектив).
Театр был подлинным центром разнообразных творческих интересов Акимова. Славились его озорные и изящные, подчас парадоксальные комедийные спектакли, среди них особое место принадлежало первым интерпретациям пьес-сказок Е. Л. Шварца.
Декорации и костюмы, созданные Акимовым после войны - большей частью к собственным постановкам,- неизменно отличались редкой фантазией и изобретательностью ("Тени" М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1952; "Дело" А. В. Сухове-Кобылина, 1955; "Дракон" Е. Л. Шварца, 1962; "Дон-Жуан" Дж. Байрона, 1963). Оригинальные афиши, которые он исполнял к каждому своему спектаклю, были неотъемлемой частью городской рекламы в 1930-60-х гг.
В огромной серии живописных и графических портретов, создаваемых мастером на протяжении нескольких десятилетий, предпочтение отдавалось людям театра - актерам, режиссерам, драматургам. Темы театра и драматургии преобладали и в его книжной графике, к которой он вернулся и 1960-х гг. после длительного перерыва. Преимущественно проблемам театра были посвящены и ею блестящие полемические статьи, составившие впоследствии два тома.
Прирожденный педагог, Акимов с 1955 г. преподавал в Ленинградском театральном институте на основанном и возглавляемом им постановочном факультете (с 1960 г. профессор), где воспитал многих превосходных мастеров сценографии.
Блестящий и остроумный человек, Акимов входил в художественную элиту своего города, определяя ее высокий уровень и неповторимое лицо.
______________
Театральные работы:
Спектакли, в которых Н.П. Акимов выступил, как режиссёр и художник:
* «Школа злословия» авт. Шеридан 1939 г. реж. и худ. Н.П. Акимов.
* «Собака на сене» авт. Лопе де Вега 1936 г. реж. и худ. Н.П. Акимов.
* «Валенсианская вдова» авт. Лопе де Вега 1939 г. реж. и худ. Н.П. Акимов.
* «Терентий Иванович» авт. Ю. Свирин 1937 г. реж. и худ. Н.П. Акимов.
* «Тень» авт. Евг. Шварц 1940 г. реж. и худ. Н.П. Акимов.
* «Давным –давно» авт. А. Гладков 1941 г. реж. и худ. Н.П. Акимов.
* «Двенадцатая ночь» авт. Шекспир 1938 г.реж. и худ. Н.П. Акимов, возобновлен в 1964 г. реж. и худ. Н.П. Акимов.
* «Страшный суд» авт. В. Шкваркин 1939 г. реж. Н.П. Акимов и Павел Суханов.
* «Актриса» 1942 г. киносценарий Н. Эрдмана и М. Вольпина, переработка для сцены А. Файко, реж. Н.П. Акимов.
* «Путешествие Перришона» авт. Э. Лабиш 1946 г. реж. и худ. Н.П. Акимов.
* «Старые друзья» авт. Л. Малюгин 1946 г. реж. и худ. Н.П. Акимов.
* «Остров мира» авт. Евг. Петров 1947 г. реж. и худ. Н.П. Акимов.
* «Тени» авт. Салтыков-Щедрин 1953 г. «Новый театр» (сейчас театр «Ленсовета»)
* «Дело» авт. Сухово-Кобылин 1955 г. « Новый театр» (сейчас театр «Ленсовета»)
* «Обыкновенное чудо» авт. Евг. Шварц 1956 г. реж. и худ. Н.П. Акимов.
* «Ложь на длинных ногах» авт. Э. де Филиппо 1956 г. реж. и худ. Н.П. Акимов.
* «Деревья умирают стоя» авт. А.Кассон 1957г. реж. Н.Акимов.
* «Не сотвори себе кумира» авт. А.Файко 1956г. реж. Н Акимов.
* «Повесть о молодых супругах» авт. Евг. Шварц 1957 г. реж. Н.П. Акимов и М. Чежегов.
* «Призраки» авт. Э. де Филиппо 1958 г. реж. Н.П. Акимов.
* «Дипломаты» авт. П. Карваш 1958 г. реж. Н.П. Акимов.
* «Трехминутный разговор» авт. В. Левидова 1959г. реж. Н.П. Акимов.
* «Рассказ одной девушки» авт. А. Тверской реж. Н.П. Акимов.
* «Милый обманщик» авт. Д. Килти 1961 г. реж. А. Ремизова, худ. Н.П. Акимов.
* «Ревизор» авт. Н.В. Гоголь 1958 г. реж. и худ. Н.П. Акимов.
* «Пестрые рассказы» авт. А.П. Чехов 1959 г. реж. и худ. Н.П. Акимов.
* «Чемодан с наклейками» авт. Д. Угрюмов 1961 г. реж. Н.П. Акимов.
* «Автор неизвестен» авт. П. Тур 1963 г. реж. Н.П. Акимов.
* «Дело» авт. Сухово-Кобылин 1964 г. реж. и худ. Н.П. Акимов.
* «Дон Жуан» авт. Д. Байрон 1963 г. реж. и худ. Н.П. Акимов.
* «Гусиное перо» авт. С. Лунгини, И. Нусинов 1965 г. реж. Н.П. Акимов, оформление Л. Цуцульковского.
Работы Н.П. Акимова в Ленинрадском театре «Комедии», как художника:
* «Кресло № 16» 1957 г.
* «Милый обманщик» 1961 г. реж. А. Ремизова
* «Искусство комедии» 1966 г. реж. И. Гриншпун.
* «Обыкновенный человек» 1946 г. реж. П. Вейсбрем
* «Вы этого не забудете» 1945 г. реж. С. Юткевич
* «На всякого мудреца довольно простоты» 1946 г. реж. Б. Зон
* «Русский вопрос» 1947 г. реж. А. Ремизова
Призы и награды
Два ордена Трудового Красного Знамени (1939, 1961), ещё один орден и медали