01 декабря 2012
Архангельский Дмитрий Иванович Archangelsky Dmitry. Автор: Архангельский Дмитрий Иванович
(в альбоме 16 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Пейзаж
Разместил: Ивасив Александр
Архангельский Дмитрий Иванович
Archangelsky Dmitry
(1885-1979)
Биография художника, творческий путь. Галерея картин.
В 1913 г. сдал экзамен при АХ в СПб. на звание учителя рисования. Член СХ (1933). С 1935 г. постоянно участвует в научных экспедициях АН СССР в Поволжье (Булгары). Иллюстрирует собственные литературные работы, в числе которых "Чувашские узоры" (1925 г.).
Основные произведения: линогравюры, литографии, офорты, акварели "На родине В.И.Ленина" (1938 г.), "Памятник В.И. Ленину" (1956 г.), "Дом-музей В.И.Ленина в Ульяновске" (1959 г.), "Симбирск" (1919—1959 гг.).
Он учил Любви. Нет, не учил. Сам любил, и рядом с ним по-другому было нельзя. Показывая этюды, он гладил деревья, рассказывал как "лежит" вода или заваливается небосвод. Счастливый, собирал в папки рисуночки, акварели - все неумеки своих учеников, которые роились вокруг него, как кутята, радостные его любовью."
В тридцатые годы он был учителем в школе им. Шацкого для детей-правонарушителей. Воришки и беспризорники в дырявых башмаках и драных шапках, они гоняли за "дедей" по весенним лужам и буеракам, водя посиневшими пальцами по обрывкам старых обоев - писали этюды. Романтический лозунг колонии "воспитание трудом и искусством" сделал из них Людей и Героев: больше десяти из них стали Героями Советского Союза и погибли в той проклятой войне. До самой своей смерти он звал их по именам и плакал. В конце тех же тридцатых шёл по улице своего родного Симбирска с приятелем, увидели на противоположной стороне знакомого. И помахали ему рукой. На другой день его спутника посадили за фашистское приветствие на улице. И он бежал из родного города в неразбериху подмосковных посёлков, укрылся и тихо жил с влюблёнными в него учениками-ребятками, перетерпливая нищету привезённой ими колбаской, охрой и ультрамаринчиком. И "хорошей бумажкой" для акварели. Семья прощала ему одержимость.
Временами ему удавалось устроиться в археологические экспедиции, откуда приезжали горы этюдов и рассказов, зарисовок, приключений, удивительностей краеведения, вышивки, бусы, передники, каменные пуговицы, скребки неолита, бронзовые лошадки, тысячелетние деревяшки... Теперь, вспоминая его всё чаще и чаще, я понимаю, что это было Главный Учитель в моём ремесле и жизни - любить цвет, линию, пространство, деревья, небосвод - всё на чём остановился глаз и что захотелось оставить. Нежно укладывать это на бумагу или холст. Знать и помнить, что Искусство - это и видеть и суметь. И это две разницы, два умения, два счастья. И что надо хвалить. И что надо дарить. И любить. Заразно любить. Чтобы после тебя, они уже не могли не любить. Великий Человеческий Учитель. Он прожил девяносто пять лет, мой "Дедя"."
("Дорогой мой Борька". Б.Жутовский)