01 февраля 2013
Бобровский Григорий Михайлович Bobrovsky Gregory. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 27 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Пейзаж
Разместил: Ивасив Александр
Бобровский Григорий Михайлович
Bobrovsky Gregory
(1873 - 1942)
Бобровский Григорий Михайлович, живописец. Родился 17 (29) февраля 1873 года в Витебске, умер в 1942 году в Ленинграде. Учился в Академии художеств с 1893 г. у И.Е. Репина, окончил в 1900 г. со званием художника за картину "Вечер". В 1916 г. получил звание академика. В 1920-30-е гг. исполнил произведения: "Начало весны" (1922), "Вечер на море" (1923), "Дорога" (1927), "Строят" (1932), "Зима-водопой" (1933). Работы Бобровского экспонировались на выставках в Мюнхене (1911, 1913 - малая и большая золотые медали), Нью-Йорке (1924) и др. Выставка его произведений состоялась в 1947 г. (Ленинград). Бобровский преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников в Петербурге (1905-1917), ВХТУЗе. С 1921 г. - профессор.
Г.М. Бобровский - один из основателей Союза русских художников, был знаком Горьким и его окружением. Он писал Ф. Шаляпина и дружил С. Рерихом, Ф. Богородским, К. Коровиным, А. Рыловым, К. Горбатовым, И. Бродским и др. Имя Г.М. Бобровского не раз встречается в письмах Горького. Он работал в 1910-е годы на Капри у Горького - писал каприйские пейзажи. Три рисунка с видом Капри находятся в музее А.М. Горького. Его картина "На острове Капри" экспонировалась в 1913 г. на выставке картин "Союза русских художников". Участвовал в международной выставке в Риме в марте 1911-го года. Вместе с И. Репиным, С. Нестеровым, В. Серовым, В. Суриковым, А. Васнецовым, И. Грабарём, С. Конёнковым участвовал и в других крупных международных выставках. Работы Бобровского находятся в Государственном Русском музее, музеях Петербурга, Латвии и др. А сейчас часть его наследия есть и в Перми.
2 марта 2001 г., в 16 часов в Пермской художественной галерее впервые состоялась открытие выставки художественных работ из частной коллекции пожелавшего остаться неизвестным пермяка - графика русского художника I половины XX века Григория Михайловича Бобровского. Имя художника мало известно широкому зрителю. На выставке представлены не основные работы, а эскизы и наброски - изысканные акварели, пастели, рисунки, созданные в начале 20 века. Несмотря на "рабочий формат", они дают представление о художнике ярком и интересном.
_________________
Бобровский Григорий Михайлович, живописец. Родился 17 (29) февраля 1873 года в Витебске, умер в 1942 году в Ленинграде. Учился в Академии художеств с 1893 г. у И.Е. Репина, окончил в 1900 г. со званием художника за картину "Вечер". В 1916 г. получил звание академика. Работы Бобровского экспонировались на выставках в Мюнхене (1911, 1913 - малая и большая золотые медали), Нью-Йорке (1924) и др.
Г.М. Бобровский - один из основателей Союза русских художников, был знаком c Горьким и его окружением. Он писал Ф. Шаляпина и дружил С. Рерихом, Ф. Богородским, К. Коровиным, А. Рыловым, К. Горбатовым, И. Бродским и др. Имя Г.М. Бобровского не раз встречается в письмах Горького. Он работал в 1910-е годы на Капри у Горького - писал каприйские пейзажи. Три рисунка с видом Капри находятся в музее А.М. Горького. Его картина "На острове Капри" экспонировалась в 1913 г. на выставке картин "Союза русских художников". Участвовал в международной выставке в Риме в марте 1911-го года. Вместе с И. Репиным, С. Нестеровым, В. Серовым, В. Суриковым, А. Васнецовым, И. Грабарём, С. Конёнковым участвовал и в других крупных международных выставках.
Работы Бобровского находятся в Государственном Русском музее, музеях Петербурга, Латвии и др.
_________________________
Всматриваясь в биографию...
(к выставке графики Григория Бобровского
из собрания Сергея Малютина)
Начну с утверждения субъективного. Не будет преувеличением сказать, что мы – зрители в определенном отношении избалованные. Мы привыкли ходить на выставки известных мастеров, особенно всегда привлекают классики, художники «с именем» обладают порой едва объяснимым, почти мистическим обаянием. Тем не менее, справедливости ради надо заметить, что творчество представителей т. н. второго – третьего ряда бывает объективно не менее интересно. Такое их периферийное положение часто связано не столько с масштабом таланта или уровнем мастерства, сколько с тем фактом, что они оказались незаслуженно забыты, не обрели известности по тем или иным, чаще всего историческим причинам. В этом небольшом тексте хотелось бы рассказать об одном из таких художников, не очень известном широкой и даже отчасти профессиональной публике, но высоко оцененном сотрудниками музеев и собирателями – счастливыми обладателями его произведений. Несомненно, Бобровский заслуживает пристального внимания, особенно в определенном смысле, о котором будет сказано ниже, но сначала посвятим несколько слов творческой биографии мастера.
Григорий Михайлович Бобровский родился в Витебске в 1873 году. С 1887 по 1893 гг. учился в Витебской духовной семинарии. В 1893 г. он поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств и окончил мастерскую Ильи Репина в 1900 году, получив звание художника. С 1899 г. Бобровский участвовал в выставках в Москве и Петербурге (в частности в Академии Художеств) и в провинциальных городах и работал как портретист и пейзажист, уже до конца жизни. Нам известно, что Григорий Михайлович в разные годы состоял и выставлялся в различных художественных объединениях. Перечислим некоторые из них: Артель русских художников (1901–1903, он считается ее учредителем), Московское товарищество художников (1901), Новое Общество Художников (1909), литературно-художественный журнал «Мир Искусства» (1910–1911), Союз Русских Художников (1912–1917), Ассоциация художников революционной России (АХРР – 1923, 1926, 1928), СОРАБИС (с 1919 г.). Бобровский был удостоен премии Московского Общества Любителей Художеств за портрет В. Г. Чубакова. В 1904–1905 гг. художник совершил заграничную поездку в Париж и работал в мастерских Жюльена и Коларосси, после чего в течение нескольких лет (по некоторым данным вплоть до 1915 года) путешествовал по художественным центрам Италии. По возвращении в Россию, в 1916 году, Бобровский получил звание академика живописи. С 1904 по 1919 гг. художник преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, известно, что среди его учеников был Марк Шагал. С 1921 года он профессор Высшего художественно-технического учебного заведения (ВХТУЗ), декан живописного факультета Академии художеств (по 1924 г.), руководитель и класса портрета на станковом отделении, и класса рисунка на театральном отделении Академии. Бобровский был одним из деятельнейших организаторов школы рисования и живописи в Харькове (и преподавал там в 1902–1904 гг.) и Первого Профессионального Союза Работников Искусств в Петрограде. С 1921 по 1929 гг. преподавал в Петроградских свободных художественно-учебных мастерских (ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН). В 1920-30-е годы он создал ряд произведений из жизни В. И. Ленина и С. М. Кирова. Умер во время блокады в Ленинграде в 1942 году. В 1947 г. состоялась посмертная персональная выставка произведений художника.
Сейчас трудно судить о том, какая часть работ Бобровского дошла до наших дней. Достаточно большое количество портретов и пейзажей художника хранится в Государственном Русском музее, некоторые произведения принадлежат собранию Государственной Третьяковской галереи, а также музеев и галерей городов бывшего Советского союза, но большая часть наследия находится в частных коллекциях.
Этот небольшой текст приурочен к выставке произведений Григория Михайловича Бобровского из одной из таких частных коллекций – современного русского художника и собирателя Сергея Малютина. На выставке представлено семьдесят рисунков Бобровского, исполненных в технике карандаша, сангины и пастельных мелков, и их можно условно разделить на несколько серий. Одну серию составляют итальянские пейзажи – виды острова Капри, выполненные мастером во время его заграничной поездки в 1900–1910-е годы. Другая серия работ – это картины русской природы, с использованием и разработкой фольклорных, сказочных мотивов. Многие пейзажи, в частности относящиеся к итальянской серии, очевидно нарисованы на пленэре, на зеленоватой итальянской бумаге. Отдельный свод формируют графические листы, посвященные женскому образу в разных его ипостасях, которые можно объединить под общим философско-поэтическим понятием, появившемся в Серебряном веке: Прекрасная Дама, Вечная Женственность. Интересно, что на многих работах можно найти заметки художника, свидетельствующие о замыслах – станковых живописных произведений, – которые зарождались в сознании автора (в процессе создания этих графических листов).
В целом, рассматривая произведения Григория Михайловича Бобровского, относящиеся к разным годам, отмечаешь их стилистическую разноплановость, при неизменном и общем для них уровне мастерства и, я бы сказала, легкой гармонии двух начал (любого полихромного произведения) – рисунка и колорита.
Его «обаятельные» пленэрные портреты, по выразительности освещения, этюдности, фрагментарности композиции, в некоторых случаях пастозной фактуре письма, тяготеют к импрессионизму. Например, картину «Женщина в кресле» (1910-е годы, ГРМ) трудно назвать портретом в полном смысле слова – здесь нет ни психологической разработки (лица модели вообще не видно), ни традиционного, несущего оттенок парадности поворота анфас. Необычный, намеренно случайный ракурс, живые пленэрные цвета, «пронизанные» солнечным светом, напоминают не только картины-грезы Виктора Борисова-Мусатова, но и подобные полотна мастеров французского импрессионизма, прежде всего, конечно, Огюста Ренуара, или – Константина Коровина, ярчайшего представителя русской импрессионистической школы. Вместе с тем, изысканность рисунка, силуэта, неизменно свойственная портретам Бобровского, доминанта графического начала, в разных произведениях более или менее очевидная, отсылают зрителя к стилистике русского символизма Серебряного века, прежде всего к петербургской школе, в частности к портретам ее характернейшего представителя Льва Бакста. Для петербургской школы символизма (и модерна – в русле отечественной искусствоведческой традиции я не отождествляю, но сближаю эти понятия) типичны графичность как ведущий элемент, рисунок как «подчеркнутая» основа произведения. В этом смысле совершенно не случайными оказываются многие факты биографии художника – то, что он окончил именно Академию Художеств, преподавал в течение жизни такую дисциплину, как рисунок, а также то, что он выставлялся в рамках экспозиций и оплота русского импрессионизма – Союза Русских Художников, и оплота петербургского варианта модерна – редакции журнала «Мир Искусства». Некоторые портреты Бобровского из ряда интерьерных по живописной, пластической свободе можно соотнести с портретами Валентина Серова, выдающегося мастера этого жанра, давшего ему развитие именно в направлении последнего большого стиля европейского искусства – модерна.
Жанр пейзажа в наследии художника разработан, на мой взгляд, еще разнообразнее и ярче, еще интереснее (и в данной экспозиции он показан весьма полно). Академическое, репинское образование, конечно, имело свои последствия, и более ранние пейзажи Бобровского тяготеют к русской классической традиции XIX века, хотя уже на этом этапе просматривается элемент стилизации, в русле символистских тенденций Архипа Куинджи и неорусских тенденций Николая Рериха или Михаила Нестерова. Декоративная интерпретация образов русской природы в национальном духе нашла свое окончательное выражение в образцах живописи неорусского стиля рубежа веков: в сказочно-иллюстративном варианте у Ивана Билибина, в метафорическом, станковом – у Михаила Нестерова, в мистическо-монументальном – у Николая Рериха, в орнаментально-театрализованном – у Архипа Куинджи и т. д. Встречается она в свою очередь и в произведениях Бобровского. Разные его пейзажи можно отнести к различным вариациям этой декоративной трактовки, тем не менее, общая линия, в рамах того же модерна, прослеживается достаточно четко. Еще раз замечу, что некоторые его панорамные пейзажи, с высокой точкой зрения, исполнены в более классическо-реалистической традиции и вызывают ассоциации скорее с картинами природы Василия Поленова.
Интересно отметить, как проявилось влияние европейского искусства и в особенности феномена итальянской природы в стилистическом развитии пейзажного жанра у Григория Михайловича Бобровского (рассмотрим, например, ряд его видов острова Капри, представленных на этой выставке). Годы итальянского (прежде всего, хотя, возможно, и парижского тоже) пенсионерства (1900–1910-е) принесли художнику не только более высокий уровень мастерства, но и, на мой взгляд, несколько изменили его взгляд на природу как таковую и, следовательно, на сам жанр пейзажа. Подобные изменения в его восприятии и воплощении – в связи с работой в Италии (вообще в регионе Средиземноморья) – можно проследить и у других русских мастеров таких, например, как Карл Брюллов или Василий Поленов. Выявляется закономерность, связанная скорее с гармоничным сочетанием российского академического образования и опытов созерцания и запечатления собственно истоков этой классической системы – городских видов, архитектуры и не городских ландшафтов Средиземноморья. Выделяется ряд стилистических черт, характерных в целом для итальянских пейзажей и Брюллова, и Поленова, и Бобровского, – это этюдность, светлый, по преимуществу охристый колористический строй, заданный пленэрным освещением, мягкая, пластическая манера, я бы сказала, исследовательское внимание к архитектурным и природным деталям, которые изображаются крупным планом, поэтизация картин природы, жанровых мотивов.
На основе той части наследия художника, которая оказалась доступна для рассмотрения, хотелось бы сформулировать, в чем заключается своеобразный дар Бобровского. На мой взгляд, это, видимо, дар художника-педагога и прежде всего дар пейзажиста, тонкого и вдохновенного, можно сказать, лирического, и дар рисовальщика, умеющего преображать реальные мотивы, наполняя, развивая, оживляя их художественной фантазией. Он проникает и разгадывает, раскрывает характер того или иного пространства, русского или итальянского, городского или не урбанизированного, передает природное измерение чисто живописными (– в смысле – изобразительными) средствами. Один тип пейзажа Бобровский выстраивает на дальних планах, панорамно, преимущественно цветом. Другой тип ландшафта формирует иную структуру пейзажа, с доминантой крупного плана, детализацией характерных мотивов, выявлением выразительного рисунка. Таким образом, перед нами разворачивается широкий диапазон видения природы и ее художественного воплощения мастером.
Итак, на материале произведений Григория Михайловича Бобровского, относящихся к разным годам и разным жанрам, рассматривая развитие его индивидуального стиля, мы имеем возможность констатировать интересный факт. Вероятно, не относясь к первому ряду мастеров масштаба, например, Михаила Врубеля, Казимира Малевича или Ильи Репина, этот тонкий художник необыкновенно чутко реагировал на все наиболее значительные тенденции и открытия культурного процесса того времени, создавая произведения и в рамках символизма, и в духе импрессионизма, и в стиле национальной школы – в неорусском стиле, и с чертами академического реализма, вместе с тем выдерживая и совершенствуя собственный неповторимый почерк. На мой взгляд, именно с этой точки зрения – гармоничного приятия и индивидуальной трактовки самых характерных стилей, ярких художественных течений и стилевых направлений и школ данного периода – интереснее и продуктивнее всего рассматривать не только Бобровского, но и других художников этого удивительно многообразного и плодотворного времени.
В заключение хотелось бы от лица Сергея Малютина и от своего лица выразить нашу общую надежду, что имя Григория Михайловича Бобровского еще займет свое достойное место в иерархии мастеров русского Серебряного века не только в сознании специалистов, но и в более широких художественных кругах.
Ксения Александрова