02 февраля 2013
Бобышов Михаил Павлович Michael Bobyshev. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 29 файлов)
Изобразительное искусство / Декорационное искусство / Художники-декораторы
Разместил: Ивасив Александр
Бобышов Михаил Павлович
Michael Bobyshev
(1885 - 1964)
Бобышов Михаил Павлович [7(19).11. 1885, деревня Погорелое Тверской губернии, - 7.7.1964, Ленинград], советский театральный художник и график, народный художник РСФСР (1961).
Учился в петербургском училище Штиглица (1900-07) у В. Е. Савинского. Испытал влияние "Мира искусства".Декорации и костюмы, созданные Бобышевым, отличаются тонким чувством стиля эпохи, декоративной графичностью общего решения.
Преподавал в ленинградской АХ (с 1926, профессор с 1939), в Московском художественном институте (1943-47). Оформил спектакли: "Золотой петушок" Римского-Корсакова в Малом петроградском академическом театре (1923), "Риголетто" Верди в Оперном театре им. К. С. Станиславского в Москве (1939), "Медный всадник" Глиэра в Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова и в Большом театре в Москве (1949) и др.
_____________________
Щедрый талант Михаила Павловича Бобышова
Среди замечательных художников театрального декорационного искусства имя Михаила Павловича Бобышова занимает одно из почетных мест. Он известен как мастер, круг интересов которого не замыкается стенами театра. Жизнь — главный источник, обогащающий его разностороннюю творческую деятельность.
Дени (Денисов) В.Н. Портрет М.П. Бобышова. 1914 г.
Первые шаги Бобышова как художника-декоратора относятся еще к 1910 годам. Начиная с 1920 года, Бобышов находит свое призвание как художник музыкального театра. Он создает декорации и костюмы для спектаклей: «Иоланта» Чайковского (1922), «Золотой петушок» Римского-Корсакова (1923), «Похищение из сераля» Моцарта (1925) «Тоска» Пуччини (1935), оформляет балетные постановки «Арлекинада» Дриго (1932), «Коппелия» Делиба (1933). В этих работах художник решал сложные сценические задачи, прекрасно чувствуя стиль и характер каждого спектакля. Вы¬разительность и жизнерадостность декораций по своим планировочным и колористическим решениям гармонировала с музыкой, с самим характером действия. Таковы декорации к опере «Золотой петушок» Римского-Корсакова, проникнутые чувством поэзии народной сказки и мажорным настроением. Таково оформление оперы «Князь Игорь», поставленной в Минском государственном театре оперы и балета, воспроизводящее величественные образы древней Руси.
Особое место среди работ Бобышова 40-х годов занимает опера Верди «Риголетто» в постановке вы¬дающегося мастера сцены К. С. Станиславского и его сорежиссера П.А. Румянцева. Премьера состоялась в 1939 году в Государственном оперном театре имени К. С. Станиславского в Москве. Декорации и костюмы к этой опере отличались остротой реалистического решения, чувством определенной эпохи, были лишены условной пышности, так называемой «оперности», обычных для подобных спектаклей. Декорации верно отражали сущность сценического действия и были глубоко созвучны музыкальному содержанию спектакля.
Наступила Великая Отечественная война. Над Ленинградом нависла грозная опасность. В это трудное время художник работает над серией станковых произведений, запечатлевает пейзажи города-героя. Он много работает в тяжелых условиях блокады до тех пор, пока кисть не выпала из ослабевших рук и художник в тяжелом состоянии не был эвакуирован в Самарканд. Но зоркий глаз и прекрасная профессиональная память помогали Бобышову продолжать работу. «Героический Ленинград» — так была названа эта серия. Каждый ее лист не только художественное произведение, но и документ большой исторической значимости, дающий представление о силе и мужестве граждан осажденного города, о героизме и стойкости советского человека. Бобышов завершает серию в 1946 году жизнерадостными пейзажами—картинами праздничных салютов, площадей и улиц, залитых светом, заполненных ликующим народом. Несомненно, эта серия, известная большинству зрителей в отдельных листах, благодаря своим живописным достоинствам, глубине творческого замысла заслуживает отдельного издания.
В 1943—1946 годах, находясь в Москве, Бобышов создает также серию живописных работ «Москва в дни победы», выполненную с большим мастерством. Старинные стены Кремля, площади, улицы и набережная Москвы-реки, освещенные разноцветными вспышками и огнями фейерверков, производят величественное, торжественное впечатление. В эти же годы Бобы¬шов работает в Государственном Малом театре. Он оформляет несколько спектаклей, среди них — комедию Бенавенте «Комедианты» («Игра интересов»), пьесу Островского — «Свадьба Белугина».
После войны художник со свойственной ему энергией продолжает свою работу по оформлению спектаклей. Замечательным событием в жизни советской хореографии явилась постановка в Большом театре Союза ССР в Москве и Академическом театре оперы и балета им. С.М. Кирова в Ленинграде балета Глиэра «Медный всадник». Художник создал для этого спектакля предельно выразительное оформление, отвечающее духу великого творения Пушкина. Для театра На¬родной оперы в Софии им были написаны эскизы декорации к опере Чайковского «Пиковая дама» и опере Верди «Отелло», отличающиеся оригинальностью творческого замысла, свежестью живописного решения. В одном из лучших спектаклей последнего времени — балете Глиэра «Красный цветок» — Бобышов создает декорационное оформление, помогающее раскрыть тему революционной борьбы китайского народа.
Творческий диапазон художника велик, деятельность его плодотворна. Им оформлено более 80 оперных, балетных и драматических спектаклей, поставленных в крупнейших театрах Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, на зарубежных сценах. Бобышов известен и как выдающийся педагог. С 1926 года он руководит вновь организованной театрально-декорационной мастерской Института им. И.Е. Репина в Ленинграде. За эти годы им воспитаны многие художники, ныне работающие в различных театрах Советского Союза и странах народной демократии.
Свое 75-летие художник Бобышов встречает активным творческим участием в художественной жизни родной страны.
П.Балтун