13 февраля 2013
Борисов Александр Алексеевич Alexander Borisov. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 61 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Пейзаж
Разместил: Ивасив Александр

 

 

 

 

Борисов Александр Алексеевич



Alexander Borisov



(1866 - 1934)


 



Пейзажист. Путешественник.

 

 

 

 

 

Родился 2 (14) ноября 1866, с. Глубокий Ручей Вологодской губ. В крестьянской семье. Работал в иконописной мастерской Соловецкого монастыря (1884-1886). Учился в Рисовальной школе ОПХ (1886-1888), в ИАХ-ВХУ (1888-1897) у И.И.Шишкина и в мастерской А.И.Куинджи (с 1894).

За годы обучения награждался поощрительными медалями (1889, 1891-1893).
 В 1897 за картины "В области вечного льда. Лето" и "На моржа" получил звание художника.

 Жил в С.-Петербурге (до 1909), затем в селе Красноборск Архангельской губернии.

 Организовал экспедиции на Крайний Север с научными и художественно-этнографическими целями (1894, 1896, 1898, 1899, 1901, 1906).

 В 1899 г. Борисов А. А. снарядил экспедицию на Новую Землю. В Карском море яхта попала в ледовый плен. Вместе с экипажем Борисов А. А. покинул яхту, пешком пересек остров и остался на зимовку в доме-мастерской, который он построил на льдах пролива Маточкин Шар.
 В течении зимы он исследовал остров, писал картины, в которых запечатлел вечные льды, студеное море. Как и все художники маринисты, влюблённый в свой край, смог в своих картинах передать сдержанную красоту северного моря.

 

 

 

Портрет А. Борисова работы Видгопфа (Париж).

 

 

 Впоследствии, Борисов Александр Алексеевич продолжал исследования Арктики, неоднократно предпринимал путешествия в Арктику и посещал Новую Землю ещё несколько раз. Именно благодаря ему на карте острова остались названия ледник Третьякова, мысы Шишкина, Куинджи, Крамского, Васнецова, Верещагина, Репина.

 Результаты экспедиций описаны в его книге "В стране холода и смерти" (1907). Именно исследование Арктики, путешествия в Арктику и принесли художнику огромную популярность. В 1973 г. по предложению АН СССР один из полуостровов Новой Земли стал называться его именем.

 Член объединений: Северный кружок (с 1905; член-учредитель), Общество Куинджи (с 1909; член-учредитель), Группа художников (1909-1911), ОХР (с 1927).

 Автор исследований: Борисов А.А. "У самоедов. От Пинеги до Карского моря". СПб., 1907; Борисов А.А. "В стране холода и смерти". СПб., 1908; Борисов А.А.: "Крайний Север": Альбом. М.; Л., 1931.

Умер 17 августа 1934 в с. Красноборск Архангельской области.

_____________________________

 

Александр Алексеевич Борисов (1866-1934) известен как первый живописец Арктики, исследователь полярных земель и общественный деятель, внесший значительный вклад в разработку вопросов транспортно-экономического освоения Севера. Его разносторонняя и плодотворная деятельность была одухотворена любовью к земле отцов, к Русскому Северу.

 

 

 

 


Родился А. А. Борисов 2 (14) ноября 1866 года в деревне Глубокий Ручей Сольвычегодского уезда Вологодской губернии (ныне Красноборский район Архангельской области) в семье крестьянина.

Родители А. А. Борисова: Алексей Егорович Борисов, Матрёна Назаровна Борисова,
сёстры Анна, Полина, брат Пётр. 1893-1894(?) г.

Мальчиком он был отправлен "по обету" в Соловецкий монастырь, где его художественные способности были замечены и он был определен учеником в иконописную мастерскую. Благодаря поддержке меценатов Борисов поступает в рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге, а затем и в Академию художеств. Здесь, занимаясь под руководством таких мастеров, как И. И. Шишкин и А. И. Куинджи. Александр Борисов формируется как самобытный и оригинальный художник.

 

 

 

 


Полярные земли и моря, арктические пейзажи захватили воображение художника еще в юности. "Крайний Север с его мрачной и таинственной природой, с его вечными льдами и почти бессменной ночью всегда привлекал меня к себе. Северянин по душе и по рождению, я всю жизнь с ранней юности только и мечтал о том, чтобы отправиться туда, вверх за пределы Архангельской губернии", - писал позднее А. А. Борисов. Первое путешествие по Северу России и Кольскому полуострову юный художник совершил еще будучи студентом, сопровождая в качестве рисовальщика и фотографа министра финансов С. Ю. Витте в 1834 году. Весну и лето 1896 года Борисов, уже по собственной инициативе, проводит на побережье Белого и Баренцева морей, а затем, в составе экспедиции Казанского университета, посещает Новую Землю. Из этой поездки он привёз около 150 этюдов, часть которых экспонировалась в 1897 году на академической выставке в Петербурге.

 

 

 

Борисов в своей мастерской на Новой Земле (1900 г.)

 

 

Эти работы вызвали восхищение В. М. Васнецова, одобрительные отзывы В. В. Стасова. А И. Е. Репин так отозвался о работах молодого художника: "Это все превосходные и верные, как зеркало, картинки, строго нарисованные и необыкновенно правдиво написанные. В них ярко выразилась любовь этого русского Нансена к черной воде океана с белыми льдинами, свежесть и глубина северных тонов, то мрачных, то озаренных резким светом низкого солнца. Горы, наполовину покрытые снегом во время самого жаркого лета, берега, дали, лодки, самоеды в оленьих шкурах... - всё это дышит у него особенной красотой Ледовитого океана и производит впечатление живой правды".

 

 

 

 


Владелец знаменитой картинной галереи П. М Третьяков приобретает для своей коллекции работы А. Борисова на крупную по тем временам сумму - 8 тыс. рублей.

 

 

 

 


Получив 11 ноября 1898 года академический диплом, художник тотчас же начинает подготовку к новой продолжительной экспедиции на Крайний Север. По заказу Борисова было построено одномачтовое деревянное судно "Мечта" водоизмещением 40 тонн, а на Новую Землю был перевезён просторный жилой дом. Дом бил собран и установлен на берегу Поморской губы - там, где экспедиция предполагала провести зимовку. В 1900 году А. А. Борисов и восемь его спутников отправились на Новую Землю.

 

 

 

 

 

Для работы в экспедиции был приглашен зоолог Харьковского университета Т. Е. Тимофеев, а гидролог А. М. Филиппов, который мог работать и как химик, ехал только на лето, без зимовки. Для плаваний на «Мечте» Борисовым в старинном поморском селе Кушерека были наняты штурман Евгений Хохлин и два матроса – Трофим Окулов, которому шел шестой десяток, и Дмитрий Попов. Откуда родом был третий матрос, Федор Еремин, я не знаю. Во время плавания вдоль Новой Земли на «Мечте» должны были находиться ненец Устин Канюков и двое рабочих – Александр Кузнецов и Алексей Соболев. Для помощи в строительстве дома были привезены печник Василий Теплых и плотник Петр Тропин.
 

Экспедиция длилась четырнадцать месяцев, и за это время Борисову и его товарищам пришлось перенести немало лишений; лишь благодаря счастливой случайности они избежали грозившей им гибели.

 

 

 

 


Организуя экспедиции на Север, Борисов ставил перед собой не только художественные, но и научно-практические цели. В 1897 году он писал П. П. Семёнову, возглавлявшему Русское Географическое общество: "Я предполагаю исследовать восточное побережье Новой Земли к северу от Маточкина Шара и составить подробную карту этих мест, ныне обозначенных на карте лишь пунктиром. Я хочу послужить науке, насколько позволяют умение и силы".

 

 

 

 

 

Маточкин Шар. Почтовая открытка, выпущенная в 1911 году.

 

 

В апреле 1901 года, успешно завершив зимовку, Борисов с двумя помощниками на собачьих упряжках отправились из губы Поморской на карскую сторону Новой Земли. В течение ста шести дней они обследовали и наносили на карту берега заливов Чекина, Незнаемый и Медвежий, давая бухтам, проливам, горным вершинам и мысам имени художников, ученых, людей, способствовавших освоению Севера. Кроме того, путешественники вели метеорологические наблюдения, собирали геологические, ботанические и зоологические коллекции.

 

 

 

«Поселение в Маточкином Шаре». Рисунок Тыко Вылки. Слева дом Борисова.

 

 

 

Одним из главных результатов экспедиции стали сотни эскизов и этюдов, послуживших темой монументальных полотен, созданных Борисовым по возвращении с Новой Земли.

 

 

 

 


Работы художника, экспонировавшиеся на весенних Петербургских выставках 1900 - 1905 гг. привлекли внимание ценителей искусства не только в России, но и за рубежом. В 1902 году по приглашению Венского общества художников А. А. Борисов устраивает выстилку в столице Австрии. Шумный успех работ Борисова, названных венским профессором Ланглем "гениально правдивыми", открыл перед ними двери выставочных залов Праги и Берлина, Гамбурга, Кельна, Дюссельдорфа и Парижа. Французское правительство наградило художника орденом Почётного легиона. Однако прием, оказанный Борисову в 1907 году в Лондоне, превзошёл ожидания даже самых больших доброжелателей художника. Выставку в Лондоне посетил знаменитый полярный исследователь Фритьоф Нансен, вручивший Борисову от имени правительств Швеции и Норвегии орден Св. Олафа. А Британское правительство наградило художника орденом Бани.

 

 

 

 


В начале 1908 года Борисов приехал в Соединенные Штаты Америки. Выставка его картин в Вашингтоне была развернута в резиденции Президента - Белом Доме. Борисов стал первым русским художником, принятым Президентом США.


В Европе и Америке о Борисове много писали и говорили, высоко оценивая мастерство художника, новаторство его тематики.

 

 

 

 

 

Вернувшись в Россию, Александр Алексеевич в течение пяти лет не участвует в выставках. Он поселился на родине, близ Красноборска и в мастерской, устроенной здесь, продолжал работать. В эти годы Борисов создает произведения, посвященные не только Арктике, но и Соловкам, Печоре, северодвинским землям. В феврале 1914 года художник устраивает в Петербурге выставку, на которой вместе с уже известными работами, такими, как "Страна смерти", экспонировались и новые картины, среди которых особое внимание привлекли северодвинские пейзажи цикла "Зимняя сказка". Художник Н. И. Кравченко, высоко оценивая новые работы Борисова, писал: "Этот художник также силен, как и те могучие, вековые ели, что вновь заставили его взяться за кисть".

 

 

 

На одной из выставок в Европе перед картиной «Полное солнечное затмение на Новой Земле» (1904 г.). Сейчас полотно находится в Русском музее.

 

 


Но деятельность А. А. Борисова, его интересы не ограничивались живописью. В 1907 году были опубликованы его путевые очерки "У самоедов. От Пинеги до Карского моря", в 1909 году - " В стране холода и смерти". В этих работах он пишет о несметных природных богатствах края и о бедственном положении коренного населения, высказывает предложения по разумной организации промыслов, строительству консервных заводов, научному ведению оленеводства.

 

 

 

С женой Матроной Дмитриевной (Берлин, 1910 г.)

 

 

 

В сочинениях "Великий Северо-Восточный путь. Великий речной путь из Сибири о Европу" (1910 г.), "Обь-Мурманская железная дорога" (1915 г), в научных докладах и проектах он исследует экономическую жизнь Севера, обосновывает мнение о необходимости строительства Северного железнодорожного пути и соединения северных и сибирских рек каналами. В 1915 - 1916 годах А. А. Борисов на свои средства производил изыскательские работы на трассе проектируемой им Обь-Мурманской железной дороги, призванной соединить Сибирь через Котлас с Мурманской незамерзающей гаванью, с Петроградом и Москвой и дать выход огромным сибирским богатствам на мировой и внутренний рынки.
Строительство этой дороги, признанное царским правительством первоочередной задачей, было поддержано и сменившим его после революции Совнаркомом. Однако гражданская война и разруха отодвинули реализацию этого проекта на десятки лет.

 

 

 

 


В 20 - 30-е годы Борисов принимает самое активное участие в разработке проекта железной дороги Обь - Котлас - Сорока, совершенствует свои предложения по комплексному освоению Европейского Севера и Сибири. Много сил и энергии вложил он и в решение местных проблем. По инициативе Александра Алексеевича и при его активном участии в 1922 году на базе соляного источника в восьми километрах от Красноборска был открыт курорт "Солониха", первым управляющим которого стал сам художник.

 

 

 

В одном из залов дома, принадлежавшего Феликсу Юсупову-младшему (Литейный, 42), где в феврале 1914 года была устроена выставка. Было выставлено 208 картин и этюдов, составивших три цикла: «Полярные пейзажи», «Зима на Северной Двине» и «Виды Соловецких островов и монастыря».

 

 

 


Последняя персональная выставка при жизни А. А. Борисова состоялась в 1929 году в Москве.

 

 

 

Последняя фотография художника. 17 августа 1934 года Александр Алексеевич Борисов умер от сердечного приступа в своём доме близ Красноборска.

 

 


Трудно составить точное представление о всём объёме художественного и графического наследия А. А. Борисова. Оно огромно. Часть его находится в Государственной Третьяковской галерее, часть - в Русском музее, есть работы Борисова и в других центральных и многих областных музеях страны. Картины и этюды художника-северянина хранятся и в музеях и частных собраниях Западной Европы и Америки. После смерти художника более четырёхсот полотен было передано Архангельскому краеведческому музею; имеются его работы и в музеях Вологды, Великого Устюга, Красноборска.
Высокой оценкой вклада, который внёс Борисов в освоение и изучение Арктики, стало принятое в 1973 году постановление Совета Министров "О наименовании в честь полярного исследователя-художника А. А. Борисова безымянного полуострова, расположенного в восточной части Северного острова Новая Земля между заливами Чекина и Незнаемый, полуостровом Борисова".


В наше время осуществлены многие инженерно-экономические идеи художника. Построена железная дорога, связывающая Котлас с Мурманским портом, с Москвой и Петербургом через Вельск - Вологду, а также Котлас с Сибирью через Воркуту - Салехард.


Имя Александра Алексеевича Борисова чтут на родине. В 1974 году в Красноборске был установлен бюст художника. Его именем названы улицы в Архангельске, Красноборске и Великом Устюге. Картины А. А. Борисова занимают почётное место в постоянных экспозициях музеев Архангельска, Вологды, Великого Устюга, Красноборска и Нарьян-Мара.

 

 

 

 

Сайт: http://www.picture.art-catalog.ru/artist.php?artist=borisov&id_artist=40
 

 

 

 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 268 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 61 из этого альбома
"Айсберг в Карском море"
"В Кандалакшском заливе. Белое море"
"В Мурманской гавани в марте"
"В области вечного льда. Лето"
"В ожидании морского зверя. Из жизни новоземельских ненцев"
"Весенняя ночь на Мурмане"
"Весенняя ночь на Мурмане" 2
"Весенняя полярная ночь"
"Долина реки Маточки на Новой Земле"
"Кеккурский мыс на Мурмане"
"Лопарская деревня «Москва» близ Печенгского монастыря на Мурмане"
"Лунная ночь. Медведь на охоте"
"Мальчик-ненец. Маточкин Шар. Новая Земля"
"На Мурмане. Близ гавани"
"Полночь во льдах"
"Полярные льды в Маточкином Шаре. Новая Земля. Лето"
"Птичий базар на Новой Земле"
"Среди льдов"
"Страна смерти"
"У берегов Новой Земли"
"Чум ненцев в Малых Кармакулах. Новая Земля"
"Закат"
"Зимняя сказка"
"Северный пейзаж"
"Становище. Малые Карамкулы. Маточкин шар"
"Судно во льдах. Яхта "Мечта"
"Константин (Ханец) Вылка, новоземельский охотник"
"Максим Пырерка - Праотец новоземельский"
"Карское море. Вид Новой Земли"
"На промысел за оленем"
"Портрет Сергея Рахманинова"
"Вид Соловецкого монастыря с юго-востока. Соловки"
"Монастырские башни. Соловки"
"В гостях у самоеда"
"Драма свершилась. Новая Земля"
"На берегу Мезени. Избушки"
"Усть-Цильма на Печоре"
"Пустозерск. Дом с курной трубой"
"Пустозерск" (Фрагмент)
"Часовня на берегу Югорского Шара"
"Кладбище на острове Вайгач"
"Самоед на берегу моря"
"Тоска по родине"
"Лето на берегу Карского моря. Болванский нос"
"Медведи на льду"
"Медведи на льду" (фрагмент)
"Страна смерти"
"Страна смерти" (фрагмент)
"Медведи на льду у берегов Новой Земли"
"Медведи на льду у берегов Новой Земли" (фрагмент)
"Гавань Соловецкого монастыря"
"Полночь в августе в Ледовитом океане"
?
?
?
?
?
?
?
"За полярным кругом"
"Льды в Карском море"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования