16 февраля 2013
Брюллов Александр Павлович Alexander Briullov. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 75 файлов)

Изобразительное искусство / Графика / Рисунок
Разместил: Ивасив Александр

 

 

 

 

Брюллов Александр Павлович



Alexander Briullov



(1798 - 1877)



 


Старший брат Карла Брюллова, Александр известен главным образом как талантливый архитектор. По его проектам построены в Петербурге здания Михайловского театра (ныне Малый театр оперы и балета им. М. П. Мусоргского, 1831-33), лютеранской церкви Святых Петра и Павла на Невском проспекте (1833-38), Пулковской астрономической обсерватории (1834-39), Штаба гвардейского корпуса на Дворцовой площади (1837-43) и др. Он участвовал также в восстановлении залов Зимнего дворца после пожара 1837 г.

 Однако современники ценили в Александре Брюллове не только архитектора, но и художника-графика. Он много рисовал, писал акварелью, увлекался литографией. А. П. Брюллов происходил из потомственной художественной семьи. Вместе с тем как художник он развивался довольно самостоятельно, что свидетельствует о сильной индивидуальности и несомненном таланте. Его первым учителем был отец, И. П. Брюллов, - мастер декоративной резьбы; с 1810 по 1820 г. он занимался в архитектурном классе АХ у А. А. Михайлова (второго). В 1816 и 1819 гг. юноша получил серебряные медали за рисунки с натуры и архитектурные чертежи.

 Окончив в 1821 г. АХ с аттестатом 1-й степени, Александр вместе с братом Карлом через год едет совершенствоваться за границу (Германия, Италия, Франция) на средства ОПХ. Но еще до отъезда он успел принять участие в работе над одним из лучших литографических изданий, предпринятых ОПХ, - "Собрании видов Санкт-Петербурга и его окрестностей" (1821-26), выполнив три прекрасных листа по собственным рисункам: "Адмиралтейство со стороны Глашки -о штаба", "Сенная площадь в Петербурге" и "Гулянье на Крестовском острове". Показателен интерес художника к новой, только еще осваиваемой в России печатной технике - литографии.

 Отправляя его за границу, ОПХ наряду с изучением классической архитектуры и составлением архитектурного проекта поручило Брюллову основательно изучить технику литографии у известного парижского мастера Г. Энгельмана. А. Брюллов пробыл за границей с 1822 по 1830 г. В качестве архитектора он составил проект реставрации Помпейских терм (альбом рисунков "Помпейские термы" с им же написанным текстом был издан в 1824 г. в Париже). Однако 1820-е гг. в творчестве Брюллова знаменательны интенсивной работой в технике акварели. Он пишет романтические пейзажи ("Скалы и луна ночью", 1824), создает серию, посвященную восхождению на Везувий, участником которого стал летом 1824 г., но больше всего занимается акварельными портретами.


В 1825 г. Брюллов сообщает в письме родителям, что уже шесть месяцев не может уехать из Неаполя по причине большого числа заказов на акварельные портреты. Слухи о талантливом русском художнике дошли даже до короля Неаполя, и он также пожелал иметь исполненные им изображения членов своей семьи и царствующих особ. Установить, сколько именно акварельных портретов написал А. Брюллов в период пенсионерства, не представляется возможным. Среди известных ныне такие шедевры, как портрет В. А. Перовского в рост на фоне романтического южного пейзажа (1824), портреты Е. П. Полторацкой, семьи Г. Г. Гагарина (1827), И. А. Каподистрии, Е. И. Загряжской (оба 1820-е), автопортрет (1830). В этот сравнительно ранний, хотя в высшей степени зрелый период своего портретного творчества А. Брюллов пользовался акварельной техникой старых мастеров, то есть работал "сухой манерой", схожей с многослойной корпусной живописью мелкими мазками, что позволяло ему добиваться глубины и звучности цвета. При этом не использовались такие драгоценные свойства акварели, как легкость и прозрачность, в совершенстве выявляемые П. ф. Соколовым или братом художника - К. П. Брюлловым.

В 1830 г. А. Брюллов возвратился на родину. В 1831 г. он получает звание академика. С 1831 г. он - преподаватель Петербургской АХ, а с 1832 г. - профессор АХ. На 1830-е гг. приходится расцвет его архитектурной деятельности, осуществляются лучшие его проекты. Одновременно он продолжает работать и как художник. Появляются акварельные портреты президента AX A. H. Оленина (1831), видного государственного деятеля М. М. Сперанского (1833), замечательное изображение H. H. Пушкиной (1831-32) - единственный портрет жены поэта, созданный при его жизни. В этот период акварельная техника А. Брюллова претерпела заметные изменения. Он отошел от корпусного письма, мазок стал легче, свободнее. Художник пишет на желтоватой бумаге, используя ее теплый тон в качестве основного для изображения лица и рук модели. Занимаясь акварельными портретами, Брюллов не оставляет и рисованные, карандашные. Как и в 1820-е гг., они могли носить самостоятельный характер (портреты М. А. Власова, неизвестного в чине прапорщика, неизвестного с георгиевской лентой) или предназначаться для перевода в литографию. В 1930-х гг. А. Брюллов создает несколько замечательных рисунков-оригиналов для виньеток в книжных изданиях. Это прежде всего проникнутые романтическим настроением композиции для первой и второй частей "Сочинений" К. H. Батюшкова (1834), награвированные С. Ф. Галактионовым, и особенно широко известная сцена "Обед у книгоиздателя А. Ф. Смирдина", выполненная с натуры, также награвированная С. Ф. Галактионовым и помещенная в качестве виньетки на титульном листе альманаха "Новоселье" (1833, ч. I). Среди известных литераторов здесь очень выразительно изображен А. С. Пушкин. А. Брюллов был хорошо знаком с ним. К 1833 г. относятся его рисунки к поэме Пушкина "Домик в Коломне".

Уже после смерти поэта он выполнил другую серию - иллюстрации к "Каменному гостю" (1839). В 1840-х и в начале 1850-х гг. Брюллов продолжал работать как художник-график. Известны его портреты, выполненные карандашом ("Портрет И. И. Клодт") и акварелью ("Портрет блондинки"). В последующие три десятилетия интенсивность творчества художника заметно падает.

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 25 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 75 из этого альбома
"Портрет Н.Н. Пушкиной"
"Сенная площадь в Петербурге"
"Итальянские руины"
"Портрет неизвестного"
"Автопортрет"
"Рим. Вид на термы Диоклетиана"
"Вид замка Святого Ангела в Риме"
"Портрет С.А. Соболевского"
"Императрица Александра Федоровна"
"Портрет М.О. Смирновой"
"Портрет А.Д. Баратынской"
"Прогулка в коляске"
"Портрет молодой женщины с книгой"
"Портрет Ш.Б. Мещерской"
"Портрет Е.М.Бакуниной"
"Граф В.А. Перовский в Сорренто"
"Автопортрет"
"Девочки с собакой"
"Петербург. Гулянье на Крестовском острове"
"Портрет А. (?) А. Перовского"
"Портрет А.А. Оленина"
"Портрет барона П.Л. Шиллинга фон Капштадта"
"Портрет В. Скотта"
"Портрет великого князя Александра Николаевича и великой княжны Марии Николаевны"
"Портрет графини Н.Н. Строгановой"
"Портрет Д.С. Львова"
"Портрет Е.И. Загряжской"
"Портрет женщины в голубом платье"
"Портрет И.А. Каподистрии"
"Портрет М.М. Сперанского"
"Портрет Н.А. Дуровой"
"Портрет поручика лейб-гвардии Конного полка"
"Портрет С.А. Волковой"
"Портрет С.С. Хлюстина"
"Портрет сестер Д.Ф. Фикельмон и Е.Ф. Тизенгаузен"
"Портрет трех девочек в интерьере"
"А.И. Клюндер (Клиндер)"
"Сенная площадь"
"Портрет графини Е.А. Воронцовой и княжны Е.М.Голицыной"
"Портрет неизвестной в голубом платье"
"Портрет неизвестной в берете с плющом"
"Портрет Т.Б. Потемкиной"
"Портрет молодой женщины"
"Портрет адмирала Михаила Петровича Лазарева"
"Портрет Прасковьи Голицыной"
"Портрет Елизаветы Чернышевой"
"Портрет Екатерины Павловны Бакуниной"
"Ольга Павловна Ферзен (1808-1837) ур. Строганова"
"Императрица Александра Федоровна"
"Софья Александровна Волкова (1812-1833), ур. Саблукова. Двоюродная сестра Е.П. Бакуниной"
"Портрет А.А. Брюлловой, жены художника"
"Портрет С.А. Шуберт, ур. баронесса Раль (1801-1833), бабушка С.В. Ковалевской"
"Потрет детей генерала Ф.Ф. Шуберта, племянницы художника"
"Church of St. Catherine in Pargolovo"
"Portrait of V.A. Perovsky"
"Домик Торквато Тассо в Соренто"
?
"Бакунина Екатерина Павловна (1795-1869)"
"Графиня Толстая, в черном платье"
"Принц Александр Суворов"
"Tiesenhausen Adely"
"Antyanett Biron"
"Olenina"
"Portrait of Russian opera singer Bogomir Korsov"
"Sophia Urusova"
"Александра Осиповна Смирнова-Россет"
"Баронесса Наталья Викторовна Строганова (1800-1854), ур. Кочубей"
"Портрет детей Ф.Ф.Шуберта, племянников художника"
"Екатерина Ивановна Загряжская (1779-1842), фрейлина, сестра Н.И.Гончаровой, тётка Н.И.Пушкиной"
"Мария Григорьевна Разумовская (1772-1865), ур. Вяземская, в первом браке за А.Н. Голицыным"
"Портрет А.А. Сенковской, ур. баронесса Раль (1800-1858)"
"Портрет Андрея и Петра Павловичей Шуваловых"
"Портрет сестер Александры и Ольги Шишмаревых"
"Портрет молодой женщины"
"Евдокия Бакунина"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования