22 февраля 2013
Ведекинд Иоганн Генрих Wedekind Johann. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 6 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Портрет
Разместил: Ивасив Александр
Ведекинд Иоганн Генрих
Wedekind Johann
(1674 - 1736)
Прибалтийский художник Ведекинд (1674-1736), живший в России с 1725 года, много работал по заказам императорского двора и пользовался популярностью у петербуржцев: его своеобразная творческая манера отвечала новым вкусам жителей Северной Пальмиры.
Работы Ведекинда находились преимущественно в частных коллекциях, поэтому в 1920-е годы через Петроградское отделение Государственного музейного фонда они разошлись по периферийным музеям. Художник, своими работами когда-то "заполонивший все стены петербургских домов", теперь почти исчез из музеев Петербурга. Одна из его работ, попавших в наше собрание в двадцатые годы, портрет Адама Густава фон Ульриха представлен прибалтийский дворянин. Тяжеловесная живопись портрета пастозна и немного грубовата: молодой барон с розовым удлиненным лицом и полными губами кажется несколько неловким и застывшим. На обороте холста имеется авторская надпись: "A.G.v Ulrich, Natus 1710-E. 3 Sep.", и ниже "I.H.Wedekind. Fecit 1731. a Revall". Надпись переводит портрет в категорию эталонных подлинников, что очень важно для дальнейших поисков работ этого мастера.
______________________________
Российский художник Иоганн Генрих Ведекинд (1674—1736) женился на дочери таллинского аптекаря. После смерти тестя ему пришлось заботиться и об аптеке, доставшейся в наследство его супруге.
Профессиональную карьеру художника Ведекинд начал в Любеке в 1698 г., работал в Гетеборге, Нарве и Риге. В начале XX в. в рижском “Доме Общества Черноголовых” сохранялся еще написанный им конный портрет Карла XII. До сих пор в шведском замке Гребсхольм находится портрет адмирала Олофа работы Ведекинда.
Иоганн Генрих Ведекинд стал гражданином Ревеля (Таллина) и членом местного цеха ремесленников с 1700 г. после женитьбы на дочери аптекаря Анне Катарине Гейденрейх (Хейденрейх). Он был очевидцем сражений Шведской войны и единственным художником, писавшим поочередно портреты Карла XII и Петра Великого. В 1720-е гг., живя в Ревеле, Ведекинд работал наездами в Санкт-Петербурге. Сохранилось “Дело о выдаче денег Ивану Генриху Ведекинду” от марта—декабря 1725 г. Согласно материалам этого дела Екатерина I приказала выплатить художнику “сто червонных или мелкими деньгами двести рублев” за написанные им портреты Петра I, цесаревен Анны Петровны и Елизаветы Петровны, герцога Голштейн-Готторпского, а также миниатюрные копии портретов Анны Петровны и герцога Голштейн-Готторпского. Кроме того, в этом документе перечислены еще четыре картины художника “в полный человеческий размер”. Первая представляет “Рождество спасителя нашего господа Иисуса Христа”, вторая — об Иове “как он в своей печали и терпеливости сидит”, третья — “честной старой муж сидит и трубку табаку курит”, а четвертая — “света славному языку Сенеку кровь пущают, от которой он и умер напрасно”.
В настоящее время в отечественных музеях установлено авторство 15 произведений Ведекинда, в т.ч. 10 подписанных. Самая ранняя из работ мастера, находящихся в России, — портрет Лилиенфельда (1703) — выполнена в традициях примитива Северной Европы с латинской подписью, сделанной рукой Ведекинда. Одним из лучших произведений художника является изображение молодой белокурой женщины “Портрет неизвестной” из таллинского музея Кадриорг. На обороте картины имеется авторская подпись латинскими буквами с указанием даты и места исполнения — “Санкт-Петербург, 1725”. Совсем недавно искусствоведами было установлено, что это — изображение дочери А.Д. Меншикова, Марии Александровны Меншиковой. Дело в том, что художники петровского времени пользовались одинаковыми пигментами, которые покупали на рынке. Однако особенность работ Ведекинда — использование растертой в порошок синей стеклянной смальты из аптеки тестя. Оттого тени в произведениях Ведекинда имеют голубоватый оттенок. Этот пигмент пока не обнаружен в произведениях других российских художников первой трети XVIII в.
Среди оригинальных работ Ведекинда “Портрет Елизаветы Екатерины Христины принцессы Мекленбургской”, ставшей правительницей Анной Леопольдовной (1732 г., Государственный исторический музей, Москва), портрет Ульриха Вирбаха (1731 г., Самарский музей), портреты М.А. Меншиковой и А.А. Меншиковой (1720-е гг., Павловский дворец-музей). Сохранились и другие работы Ведекинда — портреты Екатерины I (1720-е гг., копия с Ж. Наттье, Городской музей Нарвы), Анны Иоанновны (копия с Л. Каравакка), Петра II (копия с И. Люддена), царя Михаила Федоровича (1728 г., Государственная Третьяковская галерея, оригинал — портрет 1636 г. в Таллинской ратуше).
В 1732 г. Иоганн Генрих Ведекинд начал преподавать живопись в Кадетском корпусе. В “Записках о живописи и живописцах в России” мемуарист XVIII в. Я. Штелин писал о нем: “Ведекинд — при Кадетском корпусе посредственный живописец, но ловкий и прилежный копиист, заполнил почти все стены в петербургских домах своими копиями портретов императорской семьи и знатных господ”. Возможно, от творческого процесса художника отвлекали постоянные заботы об аптеке после смерти тестя в 1731 г. А после кончины самого художника его вдова не смогла самостоятельно управлять делами аптеки и вынуждена была ее продать.
Владислав Карташов, проф. ММА им. И.М. Сеченова
Еще файлов 6 из этого альбома